СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Маленькая трилогия" А. Чехова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Маленькая трилогия" А. Чехова»

Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился…  «Крыжовник»
  • Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… «Крыжовник»
В произведениях 3 периода нарастает масштаб художественного обобщения. За фактами повседневности проступают коренные основы жизни, за бытом – бытие. Эти принципы ярче всего проявляются в рассказах «маленькой трилогии» 1898 г. Эти три рассказа посвящены изучению трех институтов общественной жизни: власть, собственность, брак
  • В произведениях 3 периода нарастает масштаб художественного обобщения. За фактами повседневности проступают коренные основы жизни, за бытом – бытие.
  • Эти принципы ярче всего проявляются в рассказах «маленькой трилогии» 1898 г.
  • Эти три рассказа посвящены изучению трех институтов общественной жизни: власть, собственность, брак
Объединяют рассказы в трилогию внутренняя связь частей, общие герои-рассказчики, композиция – «рассказ в рассказе», общий образ футляра. В центре произведения – один случай, который дает возможность проследить историю конкретного человека. Но за конкретикой встает всеобщее – представление о современной писателю жизни. Центральной становится проблема внутреннего порабощения, приспособленчества, страха перед жизнью
  • Объединяют рассказы в трилогию внутренняя связь частей, общие герои-рассказчики, композиция – «рассказ в рассказе», общий образ футляра.
  • В центре произведения – один случай, который дает возможность проследить историю конкретного человека. Но за конкретикой встает всеобщее – представление о современной писателю жизни.
  • Центральной становится проблема внутреннего порабощения, приспособленчества, страха перед жизнью
«ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ» Впечатление от рассказа Кто рассказчик? Какую функцию он выполняет? Найдите портрет Беликова. Как бы вы сформулировали его жизненные принципы? Почему такой безобидный человек держал в страхе весь город?

«ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»

  • Впечатление от рассказа
  • Кто рассказчик? Какую функцию он выполняет?
  • Найдите портрет Беликова. Как бы вы сформулировали его жизненные принципы?
  • Почему такой безобидный человек держал в страхе весь город?
Беликов страшен окружающим его интеллигентам тем, что своим образом жизни и мысли он воплощает характерные особенности русской государственности: ненависть к свободомыслию («фискал!»), нивелирование личности, бюрократизм
  • Беликов страшен окружающим его интеллигентам тем, что своим образом жизни и мысли он воплощает характерные особенности русской государственности: ненависть к свободомыслию («фискал!»), нивелирование личности, бюрократизм
5. Кто такие «новые люди»? Чем они отличаются от остальных обывателей? 6. Анализ кульминации со слов «Беликов побледнел и встал». 7. Почему «сватовство и земное существование» Беликова завершилось столь печально? Что стало причиной смерти героя?

5. Кто такие «новые люди»? Чем они отличаются от остальных обывателей?

6. Анализ кульминации со слов «Беликов побледнел и встал».

7. Почему «сватовство и земное существование» Беликова завершилось столь печально?

Что стало причиной смерти героя?

В истории о провинциальном учителе открылась правда о жизни, «суровой, утомительной, бестолковой, не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной вполне». В рассказе запечатлелась атмосфера предыдущего десятилетия, когда подавлялось любое проявление свободомыслия, но одновременно в нем сказалось дыхание новой, переходной эпохи
  • В истории о провинциальном учителе открылась правда о жизни, «суровой, утомительной, бестолковой, не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной вполне».
  • В рассказе запечатлелась атмосфера предыдущего десятилетия, когда подавлялось любое проявление свободомыслия, но одновременно в нем сказалось дыхание новой, переходной эпохи
«КРЫЖОВНИК» Опишите пейзаж в экспозиции. Какую роль он выполняет? Кто рассказчик? Что узнаем о нем? Расскажите историю Николая Ивановича. Сравните начало и конец его жизненного пути. На что он пошел ради осуществления своих жизненных планов? С какой целью автор использует вставные истории? Как они проясняют главную мысль? Опишите счастье героя. Как к этому счастью относится автор?

«КРЫЖОВНИК»

  • Опишите пейзаж в экспозиции. Какую роль он выполняет?
  • Кто рассказчик? Что узнаем о нем?
  • Расскажите историю Николая Ивановича. Сравните начало и конец его жизненного пути. На что он пошел ради осуществления своих жизненных планов?
  • С какой целью автор использует вставные истории? Как они проясняют главную мысль?
  • Опишите счастье героя. Как к этому счастью относится автор?
Что кроется за образом крыжовника? Почему автор не приемлет «такого» счастья? В чем он видит выход?
  • Что кроется за образом крыжовника?
  • Почему автор не приемлет «такого» счастья? В чем он видит выход?
Подлинная мечта не должна быть эгоистична. В «Крыжовнике» Чехов показывает соотношение великого и малого в человеке. Писатель с горечью прослеживает омертвение человеческой души , но одновременно в концовке говорит о пробуждении личности, о тревожном «молоточке», напоминающем человеку о его высоком предназначении
  • Подлинная мечта не должна быть эгоистична. В «Крыжовнике» Чехов показывает соотношение великого и малого в человеке. Писатель с горечью прослеживает омертвение человеческой души , но одновременно в концовке говорит о пробуждении личности, о тревожном «молоточке», напоминающем человеку о его высоком предназначении
«О ЛЮБВИ» Почему рассказ «О любви» начинается с описания завтрака? Перескажите историю Алехина. Почему молодые люди сближаются? Случаен или закономерен финал рассказа? Кто виноват в том, что чувства героев не получили продолжения? Как финал проясняет общую проблематику трилогии о «футлярной жизни»?

«О ЛЮБВИ»

  • Почему рассказ «О любви» начинается с описания завтрака?
  • Перескажите историю Алехина. Почему молодые люди сближаются?
  • Случаен или закономерен финал рассказа? Кто виноват в том, что чувства героев не получили продолжения?
  • Как финал проясняет общую проблематику трилогии о «футлярной жизни»?
«Когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, но более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Алехин считает, что надо отказаться от любви, раз жизнь скучна и буднична. Но он сделал ее такой сам. Чехов же считает способность к любви проявление человечного в человеке.

«Когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, но более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».

Алехин считает, что надо отказаться от любви, раз жизнь скучна и буднична. Но он сделал ее такой сам. Чехов же считает способность к любви проявление человечного в человеке.

Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?  Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?  Как обрести счастье?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?

  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?

  • Как обрести счастье?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя