СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Малые группы. Конфликт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлен материал о социальных группах, социальном взаимодейтсвии, типах лидеров, а также межличностном и групповом конфликте и способов его разрешения. Плюс несколько контрольных заданий.

Просмотр содержимого документа
«Малые группы. Конфликт.»

Малая группа -  немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находится в непосредственном личном общении

Малая группа - немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находится в непосредственном личном общении

Классификация малых групп Условные группы Лабораторные  группы Реальные группы Малые  группы Естественные группы Первичные группы Формальные группы вторичные группы Неформальные группы

Классификация малых групп

Условные

группы

Лабораторные

группы

Реальные

группы

Малые

группы

Естественные

группы

Первичные

группы

Формальные

группы

вторичные

группы

Неформальные

группы

класс Групповая  сплоченность Групповое  давление Связан с разделением  членами группы ее целей,  норм и ценностей Связан с принятием каждым вновь прибывшим в группу индивидом норм ее жизни, а следовательно, подчинение индивида группой  Конформность - позиция индивида, отражающая меру  его подчинения  групповому давлению

класс

Групповая

сплоченность

Групповое

давление

Связан с разделением

членами группы ее целей,

норм и ценностей

Связан с принятием

каждым вновь

прибывшим в

группу индивидом

норм ее жизни, а

следовательно,

подчинение

индивида группой

Конформность - позиция

индивида, отражающая меру

его подчинения

групповому давлению

Что может повлиять на уровень совместимости группы? Тип личности Ценностные установки Социальные установки Интересы Мотивы Потребности Характер Темперамент  Какие качества могут привести к несовместимости? 5

Что может повлиять на уровень совместимости группы?

  • Тип личности
  • Ценностные установки
  • Социальные установки
  • Интересы
  • Мотивы
  • Потребности
  • Характер
  • Темперамент

Какие качества могут привести к несовместимости?

5

 Факторы, способствующие развитию сплоченности группы Положительные результаты групповой сплоченности Осуществляемая деятельность Успех в совместной деятельности Личные качества членов группы Система стимулов в группе Социальные нормы, ритуалы, традиции Повышается самооценка Снижается тревожность Появляется состояние личной защищенности Приведите примеры таких групп

Факторы, способствующие развитию сплоченности группы

Положительные результаты групповой сплоченности

  • Осуществляемая деятельность
  • Успех в совместной деятельности
  • Личные качества членов группы
  • Система стимулов в группе
  • Социальные нормы, ритуалы, традиции
  • Повышается самооценка
  • Снижается тревожность
  • Появляется состояние личной защищенности

Приведите примеры таких групп

звезды лидеры предпочитаемые  пренебрегаемые отверженные

звезды

лидеры

предпочитаемые

пренебрегаемые

отверженные

Каков оптимальный вариант?

Каков оптимальный вариант?

Какой из них наиболее простой? При каком стиле чаще конфликты? При каком больше порядка?
  • Какой из них наиболее простой?
  • При каком стиле чаще конфликты?
  • При каком больше порядка?
«Мы двигались плечом к плечу вдоль узкой улицы, нас объединяла не общность целей, а лишь движение вперед к заводу. Каждое утро изо дня в день, кроме воскресенья, мы объединялись по гудку завода в серую согбенную массу без пола и возраста». Что это за группа? Социальная агрегация Референтная группа Неформальная группа Естественная группа

«Мы двигались плечом к плечу вдоль узкой улицы, нас объединяла не общность целей, а лишь движение вперед к заводу. Каждое утро изо дня в день, кроме воскресенья, мы объединялись по гудку завода в серую согбенную массу без пола и возраста». Что это за группа?

  • Социальная агрегация
  • Референтная группа
  • Неформальная группа
  • Естественная группа
Укажите типы социальных групп Люди в такой группе хорошо знают друг друга, находятся в прямых взаимоотношениях, так что члены группы чаще всего предпочитают вести себя комфортно, соглашаясь, даже если на самом деле расходятся с мнениями других и испытывают внутренний конфликт________________ Иногда группа конструируется искусственно, выделяется для целей статистического учета населения___________ Группа может совпадать с коллективом организации, создаваться для достижения специфических целей______________ Такие группы малоустойчивы, нет формальной структуры, ее участники не несут обязанности по отношению друг к другу, но в них сильны процессы эмоционального заражения, они внушаемы____________ Такие группы, как семья, дружеская компания, соседи возникают в процессе повседневного общения, характеризуются непосредственным межличностным взаимодействием____________ аудитория неформальная категория малая квазигруппа формальная первичная

Укажите типы социальных групп

  • Люди в такой группе хорошо знают друг друга, находятся в прямых взаимоотношениях, так что члены группы чаще всего предпочитают вести себя комфортно, соглашаясь, даже если на самом деле расходятся с мнениями других и испытывают внутренний конфликт________________
  • Иногда группа конструируется искусственно, выделяется для целей статистического учета населения___________
  • Группа может совпадать с коллективом организации, создаваться для достижения специфических целей______________
  • Такие группы малоустойчивы, нет формальной структуры, ее участники не несут обязанности по отношению друг к другу, но в них сильны процессы эмоционального заражения, они внушаемы____________
  • Такие группы, как семья, дружеская компания, соседи возникают в процессе повседневного общения, характеризуются непосредственным межличностным взаимодействием____________

аудитория

неформальная

категория

малая

квазигруппа

формальная

первичная

- столкновение, предельное обострение противоречий, когда одна сторона противостоит другой

- столкновение, предельное обострение противоречий, когда одна сторона противостоит другой

Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта. Это почти нулевая степень настойчивости в удовлетворении собственных интересов Избегание (уход) Конкуренция (борьба) Стремление к доминированию и в конечном счете устранению одной из сторон в конфликте. Максимальная настойчивость в удовлетворении собственных интересов.

Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта. Это почти нулевая степень настойчивости в удовлетворении собственных интересов

Избегание

(уход)

Конкуренция

(борьба)

Стремление к доминированию и в конечном счете устранению одной из сторон в конфликте. Максимальная настойчивость в удовлетворении собственных интересов.

приспособление Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до полного удовлетворения и отказа от своих интересов. сотрудничество Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение интересов другой стороны. Соединяет максимальную настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны.

приспособление

Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до полного удовлетворения и отказа от своих интересов.

сотрудничество

Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение интересов другой стороны. Соединяет максимальную настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны.

компромисс Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны. «Компромисс- это искусство разделить пирог так, чтобы каждый был уверен, что лучший кусок достался ему » ( Людвиг Эрхард)

компромисс

Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны.

«Компромисс- это искусство разделить пирог так, чтобы каждый был уверен, что лучший кусок достался ему » ( Людвиг Эрхард)

Переговоры - процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Достоинства переговоров- все зависит от самих сторон.

Переговоры - процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой.

Достоинства переговоров- все зависит от самих сторон.

Медиация  – это альтернативная форма разрешения конфликта с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны – медиатора , который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения. Хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, стороны контролируют процесс дискуссии и результат.

Медиация – это альтернативная форма разрешения конфликта с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны – медиатора , который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, стороны контролируют процесс дискуссии и результат.

В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитр решает, что надо сделать сторонами, обычно, наделен властью, способной стороны принудить выполнить принятое решение. В спорах между детьми арбитрами выступают родители.

В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитр решает, что надо сделать сторонами, обычно, наделен властью, способной стороны принудить выполнить принятое решение. В спорах между детьми арбитрами выступают родители.

Классификация конфликтов По типу субъектов (личностный, групповой, организационный, нация как специфическая макрогруппа, государство как специфический институт) по протеканию конфликта внутри системы или вне системы.( например, внутри государственный, межгосударственный) По отношению к субъекту (внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой) По формам (полномасштабный, неполный) По протеканию ( кратковременный, продолжительный)

Классификация конфликтов

  • По типу субъектов (личностный, групповой, организационный, нация как специфическая макрогруппа, государство как специфический институт)
  • по протеканию конфликта внутри системы или вне системы.( например, внутри государственный, межгосударственный)
  • По отношению к субъекту (внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой)
  • По формам (полномасштабный, неполный)
  • По протеканию ( кратковременный, продолжительный)
Задание В начале 1980-х гг. довольно популярной была пьеса А. Гельмана «Протокол одного заседания». Сюжет пьесы несложен: рабочие участка, руководимого прорабом Потаповым, отказались от премии, которая была выделена им руководством строительного управления. Свой отказ они объяснили следующим образом: задания на выполнение работ срывались, снабжение материалами поставлено из рук вон плохо, порядка на стройке нет. Премия в этих обстоятельствах воспринималась рабочими как сокрытие недостатков, как «ожог на совести». Конфликт стал предметом разбирательства на заседании коллективного органа, признавшего - правоту позиции рабочих участка. Классифицируйте этот конфликт: а) по сфере проявления; б) по непосредственной причине его возникновения; в)по форме столкновения; г) по способу разрешения.

Задание

В начале 1980-х гг. довольно популярной была пьеса А. Гельмана

«Протокол одного заседания». Сюжет пьесы несложен: рабочие участка,

руководимого прорабом Потаповым, отказались от премии, которая была

выделена им руководством строительного управления. Свой отказ они

объяснили следующим образом: задания на выполнение работ срывались,

снабжение материалами поставлено из рук вон плохо, порядка на стройке

нет. Премия в этих обстоятельствах воспринималась рабочими как сокрытие

недостатков, как «ожог на совести». Конфликт стал предметом разбирательства на заседании коллективного органа, признавшего -

правоту позиции рабочих участка.

Классифицируйте этот конфликт:

а) по сфере проявления;

б) по непосредственной причине его возникновения;

в)по форме столкновения;

г) по способу разрешения.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, представленного ниже ряда. посредничество субъект масштаб конфликт стратегия арбитраж реставрация

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, представленного ниже ряда.

  • посредничество
  • субъект
  • масштаб
  • конфликт
  • стратегия
  • арбитраж
  • реставрация
Понятие и особенности межличностного конфликта Участники конфликта Причины возникновения межличностного конфликта Повод для конфликта Стратегии взаимодействия в конфликте( избегание, конкуренция, приспособление, сотрудничество, компромисс) Функции конфликта Виды межличностных конфликтов Способы разрешение конфликтов (переговоры, медиация, арбитраж) Составьте план по теме Межличностные конфликты и пути их преодоления»
  • Понятие и особенности межличностного конфликта
  • Участники конфликта
  • Причины возникновения межличностного конфликта
  • Повод для конфликта
  • Стратегии взаимодействия в конфликте( избегание, конкуренция, приспособление, сотрудничество, компромисс)
  • Функции конфликта
  • Виды межличностных конфликтов
  • Способы разрешение конфликтов (переговоры, медиация, арбитраж)

Составьте план по теме Межличностные конфликты и пути их преодоления»

Составьте план по теме «Общение как форма личностных взаимодействий» Понятие и специфические признаки общения Функции общения в формировании и развитии человека Общение как субъект-объектное взаимодействие Типы субъектов общения: Реально существующие субъекты Иллюзорные партнеры Воображаемые партнеры Средства общения Виды общения: Непосредственное и опосредованное Прямое и косвенное Факторы, способствующие успешному общению: Взаимопонимание Солидарность толерантность

Составьте план по теме «Общение как форма личностных взаимодействий»

  • Понятие и специфические признаки общения
  • Функции общения в формировании и развитии человека
  • Общение как субъект-объектное взаимодействие
  • Типы субъектов общения:
  • Реально существующие субъекты
  • Иллюзорные партнеры
  • Воображаемые партнеры
  • Средства общения
  • Виды общения:
  • Непосредственное и опосредованное
  • Прямое и косвенное
  • Факторы, способствующие успешному общению:
  • Взаимопонимание
  • Солидарность
  • толерантность
Понятие социального конфликта как особого взаимодействия индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов Характеристика конфликта ( причины, острота, длительность, последствия) Динамика конфликта( предконфликтная ситуация, сам конфликт, разрешение конфликта) Классификация конфликта ( по типам субъектов, по длительности, по отношению к субъекту, по формам) Способы поведения в конфликте( соперничество, сотрудничество, избегание, приспособление, компромисс) Значение социального конфликта в жизни общества Примеры социальных конфликтов  Составьте план по теме «Социальный конфликт»
  • Понятие социального конфликта как особого взаимодействия индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов
  • Характеристика конфликта ( причины, острота, длительность, последствия)
  • Динамика конфликта( предконфликтная ситуация, сам конфликт, разрешение конфликта)
  • Классификация конфликта ( по типам субъектов, по длительности, по отношению к субъекту, по формам)
  • Способы поведения в конфликте( соперничество, сотрудничество, избегание, приспособление, компромисс)
  • Значение социального конфликта в жизни общества
  • Примеры социальных конфликтов

Составьте план по теме «Социальный конфликт»

Причины социального конфликта Наличие противоположных ориентаций и целей Идеологические причины. Различные формы экономического и социального неравенства ( например, в распределении ценностей - доходов, знаний, информации, элементов культуры, и т.п.)

Причины социального конфликта

  • Наличие противоположных ориентаций и целей
  • Идеологические причины.
  • Различные формы экономического и социального неравенства ( например, в распределении ценностей - доходов, знаний, информации, элементов культуры, и т.п.)
Какой способ разрешения конфликта представлен в следующем примере? Вы встречаете компанию заносчивых хулиганов в ночное время суток в безлюдном месте. Вы решили расстаться с телефоном, нежели вступить в драку и все равно лишиться своего имущества, поскольку во втором случае вашему здоровью может быть нанесен серьезный вред. Приспособление

Какой способ разрешения конфликта представлен в следующем примере?

Вы встречаете компанию заносчивых хулиганов в ночное время суток в безлюдном месте. Вы решили расстаться с телефоном, нежели вступить в драку и все равно лишиться своего имущества, поскольку во втором случае вашему здоровью может быть нанесен серьезный вред.

Приспособление