Просмотр содержимого документа
«Маркетинг в сфере образования»
Проект № 2. Оценка результативности маркетинговой деятельности образовательной организации.
Одним из инструментов повышения качества образования является создание эффективной системы оценки качества образования, которая способна выявить сильные и слабые стороны процесса образования и дать объективную оценку образовательной деятельности каждой образовательной организации. С помощью системы внутреннего маркетинга образовательное учреждение улучшает свои возможности, эффективно удовлетворяет их и тем самым способно удерживать внешних потребителей и в конечном итоге обеспечивает себе устойчивое конкурентное преимущество на рынке образовательных услуг.
Каждое образовательное учреждение разрабатывает свою систему результативности маркетинговой деятельности, но теоретический анализ трудов учёных в области развития маркетинга позволяет обосновать стратегию маркетинговой деятельности в учреждениях дошкольного образования. В целом она сводится к тому, насколько грамотно и результативно внутренний маркетинг ОО способствует появлению в образовательном учреждении разнообразию образовательных услуг, насколько правильно разработана стратегия развития образовательного учреждения. Критериями оценки результативности маркетинговой деятельности образовательной организации можно считать следующие критерии, изложенные в таблице ниже:
Оценка уровня эффективности маркетинговой деятельности ОУ
1. Шкала экспертной оценки эффективности маркетинговой деятельности в образовательном учреждении
2. Значения шкалы:
А | 1 балл |
Б | 2 балла |
В | 3 балла |
0 - 20 баллов | кризисный уровень | |
21 - 35 баллов | достаточный уровень | |
36 - 50 баллов | оптимальный уровень | |
3.Таблица оценки уровня эффективности маркетинговой деятельности:
№ | Показатели маркетинговой ориентации ОУ | Уровень реализации | Кол-во баллов |
1. | Философия, ориентиро- ванная на потребителя образовательных услуг и продуктов | 1.1. Принимает ли ОУ участие в планировании Программ и направлений образовательной деятельности территории (города, района)? не участвует; Б) осведомляется о намеченных программах, но в официальном планировании не участвует; является участником стратегического планирования по развитию системы образования территории. | |
1.2. Каким образом реагирует на изменения окружающей среды образовательное учреждение? А) воспринимает информацию, но использует благоприятные возможности сравнительно медленно; Б) быстро реагирует на изменения и адаптирует стратегию и тактику образовательной деятельности. | |
2. | Интегрированные маркетинговые обязательства руководителя ОУ | 2.1. Влияет ли персонал ОУ на распределение средств и контроль над ними? нет; Б) частично; да. | |
2.2. Насколько тесно сотрудничество руководителя ОУ с другими образовательными учреждениями и организациями? встречи на совещаниях и семинарах; Б) эпизодическое решение совместных проблем или обмен информацией; систематическое поддержание контактов с целью формирования совместных планов работы. 2.3. Отношение ОУ к проявлению инициативы: не поддерживается; Б) подчеркивается при случае польза контактов и помощь конкретным сотрудникам; всегда поощряется (морально и по возможности материально). | |
|
3. | Работа с маркетинговой информацией | 3.1. Наличие и оптимальность маркетинговой информационной системы (МИС): МИС отсутствует; Б) МИС содержит основные элементы, но не действенна; МИС учитывает информационные потребности управления. | |
| | 3.2. Когда предложения ОУ (в форме предложений или практического опыта) принимались на территории и внедрялись как направление деятельности территории? никогда; Б) давно; в настоящее время. | |
| | 3.3. Какие усилия нужно приложить, чтобы оценить эффективность деятельности ОУ? существенные усилия; Б) незначительные усилия; мониторинг эффективности деятельности ведется постоянно и промежуточные результаты можно получить по требованию. | |
| | 3.4. Каково качество информации и каналов связи, нацеленных на рынок ОУП? низкое качество, информационные каналы не спроектированы; Б) достаточное для принятия решений; высокое качество, информационные каналы действенны. | |
4. | Стратегическая ориентация | 4.1. Как можно оценить качество стратегии ОУ? никогда не разрабатывалась; Б) ОУ продолжает принятую стратегическую линию; разработана повторная стратегия. | |
| | 4.2. Какова степень вероятности реализации планов ОУ? малая вероятность; Б) вполне возможно; замыслы реальны и планы приближены к возможностям ОУ. | |
| | 4.3. ОУ принимает участие в инновационных проектах и конкурсах: | |
| | нет; Б) участие не запрограммировано: руководители активизируют участие по указанию вышестоящих органов управления образованием или педагоги принимают участие по собственной инициативе; существует Программа инновационной деятельности в ОУ и имеются положительные результаты участия на разных уровнях. | |
5. | Управление маркетингом в образовательном учреждении | 5.1. Насколько хорошо планы позволяют реализовать стратегию и тактику ОУ? не позволяют; Б) достаточно; успешно реализуются. | |
| | 5.2. Располагает ли ОУ ресурсами для маркетинговой деятельности и как эффективно они используются? не располагает; Б) ресурсы достаточны, но используются не эффективно; ресурсы в наличии и используются эффективно. | |
| | 5.3. Изучаются ли образовательные потребности рынка и способы их удовлетворения? нет; Б) эпизодически; постоянно. | |
| | 5.4. Имеется ли в ОУ программа маркетинговой деятельности? А) нет; Б) да. | |
| | 5.5. При формировании имиджа ОУ учитываются ли факторы, влияющие на принятие решения потребителей о выборе ОУ? А) нет; Б) да. | |
| | 5.6. Имеется ли в ОУ карта планирования маркетинговых мероприятий? А) нет; Б) да. | |
Специфичность организации маркетинговой деятельности в средних специальных педагогических учреждениях можно рассмотреть, исследую следующие особенности:
-образовательная услуга;
-финансирование образовательного учреждения;
-потребители образовательных услуг;
-маркетинговая среда образовательного учреждения;
-конкуренты на рынке образовательных услуг.
Услуга - это любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой, и которая, в основном. Не осязаема и не приводит к овладению чем-либо.
Для оценки эффективности маркетинговой деятельности в МБОУ «Степновская СОШ» были взяты пять направлений внутреннего маркетинга и оценены в соответствии с предложенной бальной системой. Результаты можно увидеть в следующей таблице:
№ | Показатели маркетинговой ориентации ОУ | Уровень реализации | Кол-во баллов |
1 | Философия, ориентированная на потребителя образовательных услуг и продуктов | 1.1. Принимает ли ОУ участие в планировании Программ и направлений образовательной деятельности территории (города, района)? А) не участвует; Б) осведомляется о намеченных программах, но в официальном планировании не участвует; В) является участником стратегического планирования по развитию системы образования территории. | 1 0 0 |
| | 1.2. Каким образом реагирует на изменения окружающей среды образовательное учреждение? А) воспринимает информацию, но использует благоприятные возможности сравнительно медленно; Б) быстро реагирует на изменения и адаптирует стратегию и тактику образовательной деятельности. | 1 0 |
2 | Интегрированные маркетинговые обязательства руководителя ОУ | | |
| | 2.2. Насколько тесно сотрудничество руководителя ОУ с другими образовательными учреждениями и организациями? А) встречи на совещаниях и семинарах; Б) эпизодическое решение совместных проблем или обмен информацией; В) систематическое поддержание контактов с целью формирования совместных планов работы. | 2 0 |
| | 2.3. Отношение ОУ к проявлению инициативы: А) не поддерживается; Б) подчеркивается при случае польза контактов и помощь конкретным сотрудникам; В) всегда поощряется (морально и по возможности материально). | 2 |
3 | Работа с маркетинговой информацией | 3.1. Наличие и оптимальность маркетинговой информационной системы (МИС): А) МИС отсутствует; Б) МИС содержит основные элементы, но не действенна; В) МИС учитывает информационные потребности управления. | 2 |
| | 3.2. Когда предложения ОУ (в форме предложений или практического опыта) принимались на территории и внедрялись как направление деятельности территории? А) никогда; Б) давно; В) в настоящее время. | 3 |
| | 3.3. Какие усилия нужно приложить, чтобы оценить эффективность деятельности ОУ? А) существенные усилия; Б) незначительные усилия; В) мониторинг эффективности деятельности ведется постоянно и промежуточные результаты можно получить по требованию. | 3 |
| | 3.4. Каково качество информации и каналов связи, нацеленных на рынок ОУП? А) низкое качество, информационные каналы не спроектированы; Б) достаточное для принятия решений; В) высокое качество, информационные каналы действенны. | 2 |
4 | Стратегическая ориентация | 4.1. Как можно оценить качество стратегии ОУ? А) никогда не разрабатывалась; Б) ОУ продолжает принятую стратегическую линию; В) разработана повторная стратегия. | 2 |
| | 4.2. Какова степень вероятности реализации планов ОУ? А) малая вероятность; Б) вполне возможно; В) замыслы реальны и планы приближены к возможностям ОУ. | 2 |
| | 4.3. ОУ принимает участие в инновационных проектах и конкурсах: | |
| | А) нет; Б) участие не запрограммировано: руководители активизируют участие по указанию вышестоящих органов управления образованием или педагоги принимают участие по собственной инициативе; В) существует Программа инновационной деятельности в ОУ и имеются положительные результаты участия на разных уровнях. | 3 |
5 | Управление маркетингом в образовательном учреждении | 5.1. Насколько хорошо планы позволяют реализовать стратегию и тактику ОУ? А) не позволяют; Б) достаточно; В) успешно реализуются. | 2 |
| | 5.2. Располагает ли ОУ ресурсами для маркетинговой деятельности и как эффективно они используются? А) не располагает; Б) ресурсы достаточны, но используются не эффективно; В) ресурсы в наличии и используются эффективно. | 2 |
| | 5.3. Изучаются ли образовательные потребности рынка и способы их удовлетворения? А) нет; Б) эпизодически; В) постоянно. | 2 |
| | 5.4. Имеется ли в ОУ программа маркетинговой деятельности? А) нет; Б) да. | 2 |
| | 5.5. При формировании имиджа ОУ учитываются ли факторы, влияющие на принятие решения потребителей о выборе ОУ? А) нет; Б) да. | да |
| | 5.6. Имеется ли в ОУ карта планирования маркетинговых мероприятий? А) нет; Б) да. | 1 |
Анализ эффективности маркетинговой деятельности МБОУ «Степновская СОШ» показал её достаточный уровень и составил 34 балла. В тоже время выявились довольно значительные просчёты в организации маркетинговой деятельности МБОУ, которые вполне исправимы при изменении подхода к маркетинговой деятельности со стороны руководства МБОУ «Степновская СОШ».