СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Марш и его виды

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Марш и его виды»

Марш

Марш

Марш – это жанр в музыке, произведения которого предназначены для синхронного движения большого количества человек. Марш обладает четким ритмом и размеренным темпом, не меняющимся на всём протяжении композиции. Большую популярность этот жанр приобрел в армии, и является основным направлением военной музыки. Однако марши вышли далеко за рамки военных произведений и получили широкое распространение в жанрах сценической и концертной музыки, таких как опера, балет. На данный момент существует великое множество маршей. Написанные в разные периоды времени, они передают определённые эмоции и чувства присущие своей эпохе.

Марш – это жанр в музыке, произведения которого предназначены для синхронного движения большого количества человек. Марш обладает четким ритмом и размеренным темпом, не меняющимся на всём протяжении композиции. Большую популярность этот жанр приобрел в армии, и является основным направлением военной музыки.

Однако марши вышли далеко за рамки военных произведений и получили широкое распространение в жанрах сценической и концертной музыки, таких как опера, балет.

На данный момент существует великое множество маршей. Написанные в разные периоды времени, они передают определённые эмоции и чувства присущие своей эпохе.

История МАРША  Марш (от франц. marche - шествие, движение вперёд) - один из самых древних жанров. Сложился в инструментальной музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей (в строю, праздничное шествие) и всегда соответствовал характеру этого движения - торжественному, неторопливому, или бодрому, энергичному. Начиная с XVIII века в европейских странах для исполнения маршевой музыки стали специально создаваться военные инструментальные капеллы и оркестры, состоящие из деревянных и медных духовых инструментов и барабанов . К началу XIX века к ним добавляются и металлические ударные - литавры, тарелки и т.п.

История МАРША

Марш (от франц. marche - шествие, движение вперёд) - один из самых древних жанров. Сложился в инструментальной музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей (в строю, праздничное шествие) и всегда соответствовал характеру этого движения - торжественному, неторопливому, или бодрому, энергичному.

Начиная с XVIII века в европейских странах для исполнения маршевой музыки стали специально создаваться военные инструментальные капеллы и оркестры, состоящие из деревянных и медных духовых инструментов и барабанов .

К началу XIX века к ним добавляются и металлические ударные - литавры, тарелки и т.п.

История русской военной музыки восходит к временам Киевской Руси. Об игре на духовых инструментах во время похода княжеской дружины упоминается еще в «Слове о полку Игореве». Организующие, воодушевляющие свойства военно-духовой музыки отмечались многими военачальниками. А. В. Суворов писал, что «музыка удваивает, утраивает армию». Князь Игорь Рюрикович (летописная хронология — ок. 878—945) — киевский князь (по летописи 912—945 годы), А. В. Суворов (1729-1800)

История русской военной музыки восходит к временам Киевской Руси. Об игре на духовых инструментах во время похода княжеской дружины упоминается еще в «Слове о полку Игореве». Организующие, воодушевляющие свойства военно-духовой музыки отмечались многими военачальниками. А. В. Суворов писал, что «музыка удваивает, утраивает армию».

Князь Игорь Рюрикович

(летописная хронология — ок. 878—945) — киевский князь (по летописи 912—945 годы),

А. В. Суворов

(1729-1800)

Маршевая музыка имеет определенные характерные черты:  1. четкий, часто пунктирный ритм;  2. четный размер (2\4, 4\4);  3. умеренный темп, который не меняется до конца произведения;  4. мелодия включает интонации сигналов, движение по звукам трезвучия.

Маршевая музыка имеет определенные характерные черты:

1. четкий, часто пунктирный ритм;

2. четный размер (2\4, 4\4);

3. умеренный темп, который не меняется до конца произведения;

4. мелодия включает интонации сигналов, движение по звукам трезвучия.

Марши бывают: Военный марш.   Спортивный марш.   - военно-строевой, походный   Праздничный марш.   Траурный марш. -юмористический   -детский   Шуточный марш. -игрушечный   -сказочный   -песня-марш

Марши бывают:

Военный марш.  

Спортивный марш.  

- военно-строевой, походный  

Праздничный марш.  

Траурный марш.

-юмористический  

-детский  

Шуточный марш.

-игрушечный  

-сказочный  

-песня-марш

Военный марш.  

-военно-строевой, походный  

Распространение марш получил в армии, являясь одним из главных жанров военной музыки. Помимо организации движения войск, марш призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух.

Основные разновидности марша: строевой, походный, встречный марш.

В действительности военных маршей существует большое количество, но самые известные и любимые, олицетворяющие мощь и силу России остаются: марш «Прощание славянки» и парадный марш «День Победы»

МАРШ «ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ» Русский марш, созданный трубачом Василием Агапкиным в 1912-1913 годах. С момента создания и по сей день считается национальным маршем. Под его звуки провожают людей в дальнее путешествие, на военную службу, также марш символизирует проводы на войну. В зарубежных странах является самым узнаваемым музыкальным произведением символизирующим Российскую Федерацию.

ПАРАДНЫЙ МАРШ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» Знаменитая советская песня, написанная композитором Д. Тухмановым на слова поэта В. Харитонова , изначально стала популярной строевой песней в Советской и впоследствии Российской армии. А затем и парадным маршем, без которого не обходится ни одно празднование девятого мая – Дня Победы.

Спортивный марш.   Проводится на физкультурных парадах и соревнованиях. (футбольный марш, олимпийский марш, спортивный марш Исаака Дунаевского)

Спортивный марш.  

Проводится на физкультурных парадах и соревнованиях.

(футбольный марш, олимпийский марш, спортивный марш Исаака Дунаевского)

Траурный марш. Музыка нужна человеку в радости и в горе. Траурный (Похоронный) марш - это последнее шествие человека. Такие марши всегда серьезные и грустные. Еще один знаменитый марш, известный по всему миру, был написан в 1837 году Фредериком Шопеном. Это произведение одновременно смешало в музыке такие чувства как горе, тоска, грусть и безнадёжность, что не могло оставить слушателя равнодушным. Именно сам автор стал первым человеком, которого похоронили под звуки этого произведения. Впоследствии эта музыка звучала все чаще на похоронах у различных народов мира, что принесло известность данному маршу. (Ф. Шопен «Траурный марш»)

Траурный марш.

Музыка нужна человеку в радости и в горе. Траурный (Похоронный) марш - это последнее шествие человека. Такие марши всегда серьезные и грустные.

Еще один знаменитый марш, известный по всему миру, был написан в 1837 году Фредериком Шопеном. Это произведение одновременно смешало в музыке такие чувства как горе, тоска, грусть и безнадёжность, что не могло оставить слушателя равнодушным. Именно сам автор стал первым человеком, которого похоронили под звуки этого произведения. Впоследствии эта музыка звучала все чаще на похоронах у различных народов мира, что принесло известность данному маршу.

(Ф. Шопен «Траурный марш»)

Праздничный марш.  Открывают торжество праздничные марши. ( «Марш» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик», праздничный марш «1мая»)

Праздничный марш. 

Открывают торжество праздничные марши.

( «Марш» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик», праздничный марш «1мая»)

Шуточный марш. юмористический   Используются для создания комических, шутливых образов Образ придворного комика и затейника Труффальдино, на которого возложена задача во что бы то ни стало рассмешить принца, выражен Прокофьевым в этом марше со всей силой его гротескового юмора. В своем едином нарастании от начала до конца марш развертывается как увлекательно театральное, красочное шествие. Шуточный марш из оперы

Шуточный марш.

юмористический  

Используются для создания комических, шутливых образов

Образ придворного комика и затейника Труффальдино, на которого возложена задача во что бы то ни стало рассмешить принца, выражен Прокофьевым в этом марше со всей силой его гротескового юмора. В своем едином нарастании от начала до конца марш развертывается как увлекательно театральное, красочное шествие.

Шуточный марш из оперы

"Любовь к трём апельсинам" С.С.Прокофьев

Детский    Используются для создания детских образов из

Детский  

Используются для создания детских образов

из "Детской музыки" Прокофьева

Игрушечный

Игрушечный

"Марш " из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского

В жанре кукольного марша написаны пьесы из «Детского альбома» Чайковского. В них все, как в настоящем военном марше, но только маленькое, игрушечное. А уменьшение получается из-за высокого регистра без басов.

· «Марш деревянных солдатиков»

· «Похороны куклы».

· Очень известен "Марш" П.И. Чайковского из балета "Щелкунчик". Балет Щелкунчик - это рождественская сказка в танце. В основе ее сюжета лежит сказка немецкого писателя Гофмана о смелом Щелкунчике (игрушке в виде щипцов для колки орехов). Так же как в сказке, в балете переплетаются мир детских фантазий и реальная жизнь: оживают куклы, оловянные солдатики и другие игрушки.

Сказочный Иногда композиторы используют жанр марша для создания сказочных образов. В музыке сказочного марша должно быть много неожиданного, волшебного. Но при этом сохраняются черты марша. · М. Глинка. Марш Черномора. Черномор - злой карлик из сказки Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», на сюжет которой написана опера. Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок. Отважный Руслан отправляется на её поиски. Используются для создания сказочных, волшебных образов Марш Черномора из оперы

Сказочный

Иногда композиторы используют жанр марша для создания сказочных образов. В музыке сказочного марша должно быть много неожиданного, волшебного. Но при этом сохраняются черты марша.

· М. Глинка. Марш Черномора. Черномор - злой карлик из сказки Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», на сюжет которой написана опера. Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок. Отважный Руслан отправляется на её поиски.

Используются для создания сказочных, волшебных образов

Марш Черномора из оперы

"Руслан и Людмила"

М. И. Глинка.

песня-марш Клод Жозеф Руже де Лиль «Марселеза» - французская революционная песни, является гимном Франции В. Шаинский «Вместе весело шагать» – детская песня Д. Васильева-Буглая «КАК РОДНАЯ МЕНЯ МАТЬ ПРОВОЖАЛА» – песня-проводы В. Соловьёва-Седого «ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ» песня лётчиков из кинофильма «Небесный тихоход» А. Александрова «НЕСОКРУШИМАЯ И ЛЕГЕНДАРНАЯ» - патриотическая И. Галкина «БЕСКОЗЫРКА БЕЛАЯ»- детская военно-патриотическая

песня-марш

Клод Жозеф Руже де Лиль «Марселеза» - французская революционная песни,

является гимном Франции

В. Шаинский «Вместе весело шагать» – детская песня

Д. Васильева-Буглая «КАК РОДНАЯ МЕНЯ МАТЬ ПРОВОЖАЛА» – песня-проводы

В. Соловьёва-Седого «ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ» песня лётчиков

из кинофильма «Небесный тихоход»

А. Александрова

«НЕСОКРУШИМАЯ И ЛЕГЕНДАРНАЯ» - патриотическая

И. Галкина

«БЕСКОЗЫРКА БЕЛАЯ»- детская военно-патриотическая

Уже на относительно раннем этапе развития марш вышел за пределы выполнения чисто прикладных задач и стал также жанром сценической (опера и балет), бытовой и концертной музыки. Это привело к расширению его формы, усложнению выразительных средств, обогащению содержания. Марши встречаются в музыкальных произведениях  Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Л. Керубини, Ш. Гуно, Р. Вагнера, Дж. Верди, Дж. Пуччини, М.И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева, И. Гайдна, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Штрауса, Э. Грига и др

Уже на относительно раннем этапе развития марш вышел за пределы выполнения чисто прикладных задач и стал также жанром сценической (опера и балет), бытовой и концертной музыки. Это привело к расширению его формы, усложнению выразительных средств, обогащению содержания.

Марши встречаются в музыкальных произведениях

Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Л. Керубини, Ш. Гуно, Р. Вагнера, Дж. Верди, Дж. Пуччини, М.И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева, И. Гайдна, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Штрауса, Э. Грига и др


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!