СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс для педагогов на тему" Формирование культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс для педагогов на тему" Формирование культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"»

Тришина Юлия Юрьевна

воспитатель

МАОУ детский сад №49 «Веселые нотки»

г. Тольятти

Мастер-класс «Мастер-класс по теме: «Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников»

Цель: Создать условия для обобщения знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм в формировании культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом путем прямого и комментированного показа.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование на практике методов, приемов и форм в формировании культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

2. Совместная отработка методических педагогических, психологических методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе с детьми.

4. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы

5. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.

Форма проведения: мастер-класс

Участники: воспитатели ДОУ

Результат: Повышение уровеня профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование на практике методов, приемов и форм в формировании культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, экран, мультимедийная презентация Power Point, разрезные картинки с изображением последовательности алгоритмов к дидактическим играм  «Моем руки»«Сервировка стола»«Одевание на прогулку», карточки с названиями алгоритмов, лист с сеткой для алгоритмов буклеты с методическими рекомендациями по формированию культурно-гигиенических навыков во время режимных моментов у детей дошкольного возраста.

1. Часть (теоретическая)

- Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на экран это высказывания разных знаменитых людей. Как вы думаете, что будет общим составляющим в этих высказываниях?

  • Культура – видовой отличительный признак человека: сохраняемый и передаваемый опыт. Александр Круглов

  • Гигиена — не мýка, гигиена – не скука, а важная наука.

  • Навыки и умения - радуют наше терпение. Юрий Задорожный  

- Верно! КГН, то есть культурно - гигиенические навыки. Из этого видно, что тема моего мастер-класс «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста». Надеюсь, что эта тема будет для вас интересной, а ее теоретическая и практическая части будут вам полезными.

Актуальность данного вопроса в том, чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков культурно-гигиенических навыков (КГН), необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным, а делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастные особенности детей, а также их стремление к самостоятельности.

Формирование КГН является одним из важнейших направлений воспитательной работы в ДОУ. Забота о здоровье детей их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, необходимой опрятности, соблюдения правил личной гигиены (содержания в чистоте лица, тела, полости рта и носа , прически, одежды, обуви), а также содержания в чистоте помещения где они находятся. Такая работа продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений и говорит не только о культуре ребенка, но и является гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей его дальнейшей жизни. жизни.

Понятие гигиена - чрезвычайно емкое понятие. Само слово «гигиена» произошло от имени одной из дочерей греческого бога-врачевателя Асклепия – Гигеи (богини чистоты и здоровья). Оно включает в себя режим дня, режим условий труда и отдыха, рациональное питание, соблюдение правил ухода за телом, применение гигиенических средств и многое другое.

Личная гигиена – это соблюдение гигиенических правил поведения человека в быту и на производстве. В узком понимании - гигиеническое содержание тела, одежды и предметов домашнего обихода и прочее… Вы можете: «Что же будет если не соблюдать гигиену?» (Ответы участников)

- Все высказывания верны! Нарушение требований личной гигиены может негативно сказаться на здоровье не только одного человека, но и больших групп людей (семьи, коллективы, члены различных сообществ). 

Гигиеническое воспитание - часть общего воспитания

Привычка- действие или система действий, которые на основе повторения становятся автоматизированными, фиксированными и легко выполняются, а из привычек складывается навык. Как вы думаете, что такое навык? (Ответы участников)

- Правильно сказали.

Навык – это автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. И он не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Гигиениче­ские навыки является неотъемлемой частью культуры поведения.

- Как вы думаете, является ли чистота залогом здоровья? Уверена, что большинство из нас ответят, что является и будут правы. «Чистота приближает человека к божеству» - заметил один европейский социолог.

- Коллеги, как вы считаете: «Когда нужно начинать обучать ребенка КГН? (Ответы участников)

- Правильно, специалисты в области детской психологии говорят, что ребенка следует учить здоровым привычкам как можно раньше, поэтому нам, педагогам, следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, а навыки гигиены постепенно совершенствовались и становились привычкой. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Это, безусловно, зависит от ряда факторов: условий работы по формированию культурно-гигиенических навыков, эмоционального отношения ребенка к выполнению действий, систематичности упражнений и т.п. Я. А. Коменский считал, что воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране здоровья, способствует правильному поведению ребенка в быту и общественных местах.

Таким образом в процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а культурно-гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

- Определите, пожалуйста, задачи по формированию КГН (Ответы участников, которые формулируют свое понимание данного вопроса и обобщение сказанного.)

- Верно! «Одна из важнейших задач детского сада, привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее» - сказала Н. К. Крупская. Таким образом, ставя перед собой задачи, направленные на формирование у детей культурно-гигиенических навыков, следует:

  • сделать привычкой у детей соблюдение режима дня;

  • приучать детей следить за своим внешним видом, формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши;

  • закреплять умение насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;

  • формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; также не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом;

  • развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.);

  • воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

  • способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;

  • создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;

  • формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.

КГН формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психо - физических возможностей. К ним относятся:

- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);

- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);

- зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);

- мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).

Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Помните, что скорость формирования КГН зависит от индивидуальных особенностей ребенка, типа нервной системы (холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности. 

- Какие же методы и приемы нужно использовать в работе по этому направлению? (Ответы участников)

- Среди многих классификаций методов, в дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. В связи с этим главными формами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы, целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

К приемам формирования КГН можно отнести:

  • Объяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур, соблюдения гигиенических правил и прочее…;

  • Пример и показ взрослого;

  • Беседы, упражнение в действиях;

  • Игровые приемы (дидактические игры, алгоритмы, настольно- печатные и сюжетно- ролевые игры);

  • Создание воспитывающих ситуаций;

  • Различные интересные поручения, направленные на формирование КГН, для того чтобы дети могли видеть результаты своих действий

  • Поощрение помогает ребенку утвердиться, поверить в свои силы.

- Коллеги, какие необходимые условия должны быть созданы для формирования у детей КГН? (Ответы участников)

- Все названное верно! И обязательным условием формирования культурно-гигиенических навыков у детей является высокая гигиеническая санитарная культура персонала дошкольного учреждения и единство требований со стороны взрослых (воспитателей, медицинского работника, помощников воспитателей и, конечно, семьи.)

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков также необходимы следующие условия:

1) рациональная организация обстановки в ДОУ - наличие чистоты и порядка в групповой комнате (привлекательная и удобная для выполнения действий и заданий мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т. д, в туалетной комнате раковины небольшого размера и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка

2) четкий режим дня - обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что приобщает их к здоровому образу и освоению основ культуры гигиены, способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. В режимных моментах просматривается весь процессе гигиенического воспитания и обучения детей

3) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы — разными;

4) индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

5) организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

6) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

7) руководство взрослых и обеспечение полной согласованности в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков — это необходимое условие успешного развития личности ребенка. КГН играют важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах и чем раньше ребенок освоит эту непростую науку, тем комфортнее ему будет в детском саду, тем увереннее он будет развиваться дальше. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей. Растить здоровых детей – это подлинное искусство, которое приходится совершенствовать всю жизнь.

2 часть- Практическая часть.

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам поучаствовать в квест-игре «Правила гигиены». Мы не будем передвигаться с одного помещения в другое, а останемся в данном зале. Посмотрите на план нашего квеста, в начале игры предлагаю вам повеселиться.

  Физкультминутка:

Мы немного все устали

И со стульчиков все стали,

Потянулись, потянулись,

Руки вверх поднять прямые –

Вот высокие какие!

Еще выше потянитесь,

Вправо, влево повернитесь.

И друг другу улыбнитесь

А теперь танцует таз –

Посмотрите-ка на нас!

Этим славным упражненьем

Поднимаем настроенье.

Дальше будем играть ….

Уважаемые коллеги, внимание на экран! Для осознания культурно-гигиенических норм и правил я предлагаю вам немного поразмышлять и закончить ситуацию. Подумайте, как бы ответил ребенок, соответствующего возраста (младший, средний, старший и подготовительный) в группе, в котором вы работаете.

1) Ребята одеваются на прогулку, Вова ходит по раздевалке, раскидал свою одежду по полу. К нему подошла Лена и сказала… Что сказала Лена? (Ответы участников: не могут решить ситуацию, либо отвечают немотивированно.  «Подними вещи, а то они испачкаются». «Подними свои вещи, не мешай другим одеваться».)

2) Дети моют руки, а Ваня балуется водой. Брызги летят во все стороны. Что в такой ситуации скажет ему Таня? (Ответы участников; «Не брызгай воду».  «Не брызгайся, потому что….». «Перестань брызгать, а то мы можем поскользнуться и упасть».)

3) Во время обеда Вася размахивал ложкой и кривлялся, Маша ему сделала замечание … Что сказала Маша? (Ответы на вопросы: «Не балуйся, потому что ты мешаешь кушать»«Не размахивай ложкой, потому что в глаз попадешь, и в больницу положат».)

- Коллеги дети усваивают правила поведения и закрепляют КГН, поэтому относитесь к ним с вниманием. Подтвердите, что дети, которые делают замечания правы и подскажите, как нужно поступить, обоснуйте необходимость выполнения.

- А сейчас предлагаю словесную (речевую) игру для активизации участников «Какой, какая, какие?». Коллеги, прошу вас назвать прилагательные или определения КГН на вопрос: «Каким вы видите ребенка, владеющего навыками самообслуживания?» (Ответы педагогов - культурные, воспитанные и пр., находят букву «К»)

- Верно! Такие дети соблюдают культурные правила, повнимательнее обследуйте стол. У нас первая находка буква «К». Посмотрите на план квеста, движемся все к окну. (Участники проходят к окну на подоконнике лежит следящее задание)

- Вам нужно собрать пазл на тему «Гигиенические навыки». Собирая пазлы, развивается логическое мышление, память и закрепляются правила гигиены. (Участники выполняют задание)

- Молодцы! Собрали быстро, а на экране можно проверить. Возвращаемся к нашему плану и проходим к столу №1. Я вам предлагаю поиграть в Д/И «Расскажи – ка!» Сейчас по очереди нужно покрутить волчок и на какой картинке остановится нужно рассказать: что это за предмет, для чего он нужен, где используется? Рассказать стихотворение, потешку, загадку и т.д. о КГН. И тогда вам будет доступна вторая находка. (Участники выполняют действия, находят букву « Г»)

- Мы закрепили знания о гигиенических принадлежностях, вспомнили то, что мы используем для личной гигиены, давайте посмотрим на план и будем следовать дальше… (Участники проходят к столу №2)

- Коллеги, следующим заданием станет разбор алгоритмов. Я предлагаю вам взять карточку с названием алгоритма и из предложенных картинок составить последовательность выбранного вами алгоритма. Возможно, кто-то захочет составить свой алгоритм по КГН. Мы с интересом с ним ознакомимся! (предложить педагогам алгоритмы «Моем руки»«Сервировка стола»«Одеваемся на прогулку». Участники выполняют задания)

- Посмотрите на экран мы можем проверить правильную последовательности собранных вами алгоритмов. Какие молодцы! Внимательно обследуйте стол, поищите следующую находку. Коллеги, кто -нибудь готов предложить нам новый алгоритм? (Ответ и представление своего алгоритма участниками, находят букву «Н»)

- Коллеги, мы вспомнили алгоритмы КГН, а теперь посмотрите на нашу карту квеста. Я предлагаю помыть фрукты, овощи, посуду, используя дидактическую игру «Гигиена». Данная игра наглядно показывает важность и необходимость соблюдения правил гигиены. А мы с вами найдем следующую подсказку- находку. (Участники выполняют задание, находят слово «Чистота»)

-Наш план показывает, что можно пройти и присесть на стульчики. Уважаемые коллеги, вы знаете, что о культуре, гигиене, здоровье сложено много пословиц и поговорок. Посмотрите, пожалуйста, на экран и дополните пословицы, погда вам откроется следующая подсказка. (Ответы участников, Участники отвечают на вопрос, находят слово (Залог)

- Вот мы и подошли к завершению нашего квеста. Если, вы позволите, то последнее слово я назову сама. Все то, о чем мы сегодня говорили помогает нам в жизни сохранить Здоровье! Последняя загадка нашего квеста слово - «Здоровье». Подумайте, что может получится их наших находок? (Ответы участников).

- Верно! У нас получилось предложение «КГН, Чистота – залог здоровья!». Я думаю, что все вы согласитесь с тем, что данное выражение будет девизом в нашей жизни и в нашей работе с детьми дошкольного возраста работе по формированию культурно гигиенических навыков.

Чистое тело, в доме порядок-

Что для здоровья нам еще надо?

Чистые мысли с чистой душою

Связаны, знаете, дружбой большою

Будьте здоровы!

Людям при встречи вы говорите чистые речи!

- Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение. Сегодня вы активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами (Психологическая эмоциональная игра «Аплодисменты»)

- А я вас хочу поблагодарить всех за поддержку, за терпенье, за улыбки, за веселье. в заключении хочется сказать: «Небольшой опыт нашей с вами деятельности показал, что использование различных педагогических методов и приемов в работе по формированию КГН придает большую эффективность, действенность и результативность!» Коллеги, современный педагог- то педагог умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. Желаю вам успехов в работе, креативности, творчества творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом., Я вам подготовила вам памятки. Спасибо за внимание и благодарю за сотрудничество. (раздают раздаточный материал)


Список литературы.

1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. - Дошкольное воспитание. 1989.

2.Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. /Под ред. Бересневой З.И.-М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - №1, 2002. С. 17-23.

4. Ленок Я. Я. Коррекционно-развивающие упражнения и игры// Дефектология. -1996.-№5.-с. 81-83.

5. Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. М. : Теревинф, 2006. - 40 с. - (Серия: Лечебно-педагогические программы) .

6. Петерина С.В. "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста" - М. Просвещение 1986.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!