Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 49 «Весёлые нотки» городского округа Тольятти
МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
в рамках Педагогического совета № 2 на тему:
«Формирование основ здорового образа жизни (правильное питание, активный образ жизни, гигиена, режим дня)»
«Формирование культурно-гигиенических навыков
у детей дошкольного возраста»
Подготовили:
Воспитатели старшей группы «А»
Тришина Юлия Юрьевна
Беляева Мария Сергеевна
г. Тольятти, 2022 г
Культура – это память человечества о самом себе.
Алексей Тегин
Культура – видовой отличительный признак человека: сохраняемый и передаваемый опыт .
Александр Круглов
Гигиена — не мýка, гигиена – не скука, а важная наука.
Гигиена — подруга здоровья.
Н авыки и умения - радуют наше терпение.
К Г Н
КУЛЬТУРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
НАВЫКИ и УМЕНИЯ
ЦЕЛЬ мастер- класса:
Создать условия для обобщения знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм в формировании культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования.
«Одна из важнейших задач детского сада, привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее»
Н. К. Крупская.
Понятие гигиена - чрезвычайно емкое понятие.
Само слово «гигиена» произошло от имени одной из дочерей греческого бога-врачевателя Асклепия – Гигеи (богини чистоты и здоровья) .
Личная гигиена - это соблюдение гигиенических правил поведения человека в быту и на производстве
Гигиеническое воспитание и обучение - являются основой укрепления, а также охраной его здоровья. это часть общего воспитания.
Гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения.
Гигиенические привычки - это действие или система действий, которые на основе повторения становятся автоматизированными, фиксированными и легко выполняются
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ
формирования у детей культурно-гигиенических навыков
сделать привычкой у детей соблюдение режима дня
приучать детей следить за своим внешним видом
формировать умение правильно пользоваться мылом
закреплять умение пользоваться полотенцем, расчёской
и носовым платком
развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться
в определенной последовательности
Формировать навыки поведения за столом
формировать потребность у детей и создавать условия для развития умений в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.
ВИДЫ
КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Режим дня
Соблюдение Правил
личной гигиены
Культура еды
Поддержание порядка
в окружающей обстановке
Культурные взаимоотношения
друг с другом
ПСИХО-ФИИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
влияющие на формирование КГН
Общая моторика
Мелкая моторика
Зрительно-слуховое внимание
Индивидуальные особенности
Тип нервной системы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
формирования культурно-гигиенических навыков
- рациональная организация обстановки в ДОУ;
- четкий режим дня;
- многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения;
- индивидуальная работа с каждым ребенком
- учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
- организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением
- безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований;
- руководство взрослых
- обеспечение полной согласованности в требованиях дошкольного учреждения и семьи
МЕТОДЫ
Наглядные
практические
наглядные
словесные
игровые
приемы
- прямое обучение;
- пример (показ) взрослых и самих детей;
• упражнения с выполнением действий в процессе игр;
- создание воспитывающих ситуаций
- поощрение помогает ребенку утвердиться, поверить в свои силы.
- разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур ;
- систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.
ФОРМЫ РАБОТЫ
дидактическая игра
сюжетно –ролевые игры
Беседы и фольклор
Чтение художественной литературы
Игры -инсценировки
Игры-занятия
Игры- упражнения
Алгоритмы, схемы, модели
Рассматривание картин
К таким формам относятся наглядно – действенное
и наглядно – образное мышление.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Педагоги
Семья
Дети
Растить здоровых детей - это подлинное искусство, которое приходится совершенствовать всю жизнь
Вывод
Формирование КГН - это необходимое условие успешного развития личности ребенка. КГН играют важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах и чем раньше ребенок освоит эту непростую науку, тем комфортнее ему будет в детском саду, тем увереннее он будет развиваться дальше. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей
«Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране здоровья, способствует правильному поведению ребенка в быту и общественных местах.
Я. А. Коменский
2 часть – Практическая работа
КВЕСТ-ИГРА
ПЛАН КВЕСТ-ИГРЫ
№ 1
№ 1
№ 2
№ 3
Игровые ситуации
- Ребята одеваются на прогулку, Вова ходит по раздевалке, раскидал свою одежду по полу. К нему подошла Лена и сказала… Что сказала Лена?
( Ответы участников)
2) Дети моют руки, а Ваня балуется водой. Брызги летят во
все стороны. Что в такой ситуации скажет ему Таня?
( Ответы участников )
3) Во время обеда Вася размахивал ложкой и кривлялся,
Маша ему сделала замечание … Что сказала Маша?
( Ответы участников )
№ 2
Речевая игра
«Какой, какая, какие?» (КГН)
Каким вы видите ребенка,
владеющего навыками самообслуживания?
Дидактическая игра
+3
Пазлы «Гигиенические навыки»
Дидактическая игра
+3
«Расскажи-ка!
Предметы личной гигиены»
(КГН)
« Алгоритмы КГН»
+3
Дидактическая игра
+3
« Гигиена (КГН) »
Пословицы и поговорки
- В здоровом теле - здоровый дух
- В грязи жить – болезнь получить!
- Холода не бойся- сам по пояс мойся
- Где аккуратность- там и опрятность.
- Кто аккуратен- тот и людям приятен
Спасибо за внимание!
Список литературы:
1 . Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. - Дошкольное воспитание. 1989.
2.Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. /Под ред. Бересневой З.И.-М.: ТЦ Сфера, 2003.
3. Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - №1, 2002. С. 17-23.
4. Ленок Я. Я. Коррекционно-развивающие упражнения и игры// Дефектология. -1996.-№5.-с. 81-83.
5. Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. М. : Теревинф, 2006. - 40 с. - (Серия: Лечебно-педагогические программы) .
6. Петерина С.В. "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста" - М. Просвещение 1986.
Понятие гигиена - включает в себя режим дня, режим условий труда и отдыха, рациональное питание, соблюдение правил ухода за телом, применение гигиенических средств и многое другое.
Личная гигиена – это соблюдение гигиенических правил поведения человека в быту и на производстве. В узком понимании - гигиеническое содержание тела, одежды и предметов домашнего обихода и прочее .
Гигиеническое воспитание - часть общего воспитания
Привычка - действие или система действий, которые на основе повторения становятся автоматизированными, фиксированными и легко выполняются , а из привычек складывается навык.
Навык – это автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. И он не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.
Гигиенические навыки является неотъемлемой частью культуры поведения.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Для формирования КГН к детей следует:
- сделать привычкой у детей соблюдение режима дня;
- приучать детей следить за своим внешним видом, формировать умение правильно пользоваться гигиеническими средствами;
- закреплять умение насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
- формировать простейшие навыки поведения за столом;
- развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
- воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
- способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
- создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома; формировать потребность у детей в
- соблюдении навыков гигиены и
опрятности в повседневной жизни
в детском саду и дома.
Чистота – залог здоровья – это точно знаем мы,
Потому и гигиене деток обучать должны!
Начинаем с мытья рук, делаем мы так -
Чтобы смылась грязь с ладошек,
Но, а вместе с ней микробы,
Мы откроем кран с водичкой
В руки мыло мы возьмем
Но, а после наши ручки полотенцем оботрем.
Если есть проблема с носом, иль поплакал ты чуток,
Знаем для чего в кармане носовой лежит платок.
Разная нужда бывает, чтоб случалась она в срок,
Так у каждого ребенка существует свой горшок.
Посадили детей кушать так давай наяривай,
Сядь ты правильно за стол и не разговаривай!
Вот пришла пора сон часа, чтоб быстрей малыш заснул
Помогаем снять одежду и повесить все на стул.
Вот детишки все поспали , пришло время им вставать,
Пора детям одеваться, ну а нам – им помогать!
Завтра все начнем сначала: одеваться, руки мыть,
Приводить себя в порядок, кушать, на горшок ходить.
Только наши малыши навыки запомнят эти,
То уйдут от нас они, к нам придут другие дети!