Мастер – класс для учителей географии
«КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ГЕОГРАФИИ»
Приветствую Вас, дорогие мои коллеги!
Приглашаю группу 4 – х коллег, которые участвуют в подготовке обучающихся к ОГЭ по географии.
Моделирую ситуацию: вы при подготовке к ОГЭ по географии выполняли входную диагностическую работу (демоверсию) и получились разные результаты.
Обсуждение.
Приходим к выводу, что учащиеся нуждаются в дополнительной консультации по темам:
- план местности;
- плотность населения;
- синоптическая карта;
- (выбор страны по демографическим и экономическим показателям)
Прежде чем приступить к КОНСУЛЬТАЦИИ, давайте проведём опорный спринт к проблемной теме №1.
Что вы делаете, чтобы сориентировать компас?
Что такое азимут ориентира и назовите азимуты основных сторон горизонта…
Самоконструкция. Предлагаю Вам произвести глазомерную съёмку макета местности и составить его план.
Существует два вида глазомерной съёмки: полярная и маршрутная – какой Вам сейчас будет удобнее?
Алгоритм действий при полярной съёмке макета местности
1 этап – глазомерная съёмка. Встаём на мост, берём азимуты ориентиров, измеряем расстояния до ориентиров и записываем данные в таблицу.
2 этап – составление плана местности. Обозначьте точку (из которой проводили наблюдение) в середине листа.
Проведите через точку вертикальную линию С-Ю.
Последовательно, при помощи транспортира (показываю на доске), отметьте необходимые азимуты и из начальной точки проведите по взятым азимутам прямые линии – «лучи».
В соответствии с масштабом на «лучах» обозначьте условными знаками взятые ориентиры.
Теперь я Вас на Ваших планах прошу определить:
- азимут от домика на скалы;
- расстояние от башни до домика;
- выбрать участок для футбольного поля и обосновать свой выбор двумя доводами.
Решаем проблемы №2и №3. Посмотрите пожалуйста карту плотности населения России на стр. … в атласе 9 класса. Теперь я рисую 2 схемы этой карты на доске и выделяю на них условно регионы России.
По этим схемам сформулируйте пожалуйста соответствующие задания ГИА
(на первой схеме указать регион с наименьшей плотностью населения, а на второй схеме с наибольшей плотностью населения.
Каким методом Вы решили задачу – МЕТОДОМ ИСКЛЮЧЕНИЯ. Следовательно, на ОГЭ вы можете этим методом ПРОВЕРИТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ своего решения. Давайте попробуем этот метод в проблеме №3 [Слайд 10].Перед вами синоптическая карта и вопрос «Какой из городов находится в зоне действия циклона, а у Вас просто «вылетело из головы» где тут циклон, а где антициклон. Каков будет правильный ответ? Ну и где же здесь циклон, а где антициклон? А теперь я прошу Вас встать друг против друга. Представьте, что Вы стоите на холоде. Обнимитесь, пожалуйста – Вам тепло? А теперь выставьте локти впереди себя вот так – Вам уже холоднее? Ну и догадайтесь, как на карте обозначаются тёплый и холодный атмосферные фронты. Так в каком городе ожидается потепление?!
Проблема №4 из ЕГЭ. Опорный спринт: Все страны по уровню развития делятся на постиндустриальные, индустриальные и развивающиеся или аграрные. К постиндустриальным относятся страны Большой восьмёрки, страны Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия и Израиль.
Определите правильный ответ на вопросы.
1-ый вопрос: 1. Япония. 2. Канада. 3. Алжир. 4. Франция.
2-ой вопрос: 1. Сомали. 2. Чили. 3. Вьетнам.4. Великобритания.
В части А в демоверсии ЕГЭ по географии, зная только постиндустриальные страны, обучающиеся методом исключения могут правильно ответить на
4 – 5 вопросов.
Возможно, кто-то из присутствующих сейчас подумал: «НО ЭТО НЕ ЗНАНИЯ – ЭТО ЖЕ «НАТАСКИВАНИЕ НА РЕЗУЛЬТАТ»!
Практика, дорогие коллеги, показала, что обучающиеся, начав решать некоторые задания методом исключенияна первых консультациях в сентябре, быстрее приходят к пониманию сути данных заданий и в последующем (в феврале – марте) метод исключения используют только для проверки правильности своих ответов.
Очень надеюсь, что данные элементы АНАЛИТИЧЕСКОГО МЕТОДА будут полезны вам в вашей работе…
Рефлексия.
Оборудование:
Макет местности
Компасы
Рулетки (линейки)
Карандаши ластики и фломастеры
Демоверсии ГИА и ЕГЭ
Атласы
Листы с условными обозначениями
Транспортиры
Лист «Инструкция»