СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Дополнительное образование как фактор развития одаренности"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер - класс  "Дополнительное образование как фактор развития одаренности"

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Дополнительное образование как фактор развития одаренности"»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ



Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Одарённые дети – это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Большую роль в развитии детской одарённости играют объединения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских.

Проблема работы с одарёнными детьми на современном этапе является актуальной, поскольку такие обучающиеся являются творческим потенциалом для развития образования. И задача педагогов - выявлять, развивать и поддерживать детей, которые проявляют особые умственные, творческие и физические возможности, а также могут своевременно получать углублённое образование, раньше включаться в творческую жизнь.

Выявление одарённых детей может осуществляться в условиях семьи, когда родители самостоятельно очерчивают круг интересов и склонностей своего ребенка, определяют особенности личностного развития и области наибольшей успешности.

В системе дополнительного образования можно выделяют несколько форм обучения таких обучающихся: система творческих конкурсов и выставок; творческие лаборатории; обучение в малых группах; индивидуальное обучение по программам творческого развития в определённой области; работа с творческими и исследовательскими проектами; мероприятия соревновательного характера.

Психологическое сопровождение родителей одарённого ребёнка является одним из важных условий для достижения успеха. Такое сопровождение должно включать психолого-педагогическое просвещение по вопросам развития детей, совместную практическую деятельность, поддержку и поощрение родителей.

Работая с одарёнными детьми, как правило, включает: разработку личностно-ориентированного подхода и развитие психологии лидера. Такой ребенок должен ясно понимать, что не следует стесняться показывать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны.

Одаренные дети относятся к группе риска и нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослых. Педагоги, работающие с такой категорией обучающихся, должны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.

В системе дополнительного образования выделяются следующие направления развития одарённости:

  • создание мотивации к развитию и обучению, т.е. побуждение ребёнка к постановке целей, задач и определению способов их реализации;

  • развитие самостоятельности, активного отношения к окружающему миру (задача взрослого - направить энергию ребёнка в полезное русло);

  • организация индивидуального стиля деятельности.

В работе с такими детьми педагоги дополнительного образования должны разрабатывать и реализовывать гибкие индивидуальные программы (нельзя ограничиваться лишь формальным составлением индивидуальных маршрутов развития). Программа для одарённых детей должна отличаться по содержанию, по среде обучения, по ожидаемому результату (одарённые дети способны быстро схватывать смысл важнейших понятий, положений, принципов). Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности.

Взаимодействие с одарёнными детьми требует от педагога постоянного стремления к интеллектуальному самосовершенствованию, пополнения собственных знаний, самообразования и саморазвития. Работа с такими детьми должна быть направлена, прежде всего, на максимальное развитие способностей, умений и носить характер помощи и поддержки.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности обучающегося, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Система дополнительного образования способствует превращению одаренных детей в одаренных взрослых, которые впоследствии выступают в качестве важнейшего ресурса по развития общества.

Сегодня предлагаю вашему вниманию мастер-класс по использованию оборудования, полученного в рамках проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» для реализации программы «Наука в опытах и экспериментах», в ходе, которого каждый педагог получит возможность попробовать себя в роли исследователя.

Тема нашего занятия «Анализ почвы».

В нашу лабораторию пришло письмо следующего содержания: «Добрый день, дорогие работники лаборатории! К вам обращаются две женщины – соседки, жители п. Сахаровка. Весной пришло время посадки овощей. Всё лето мы обе ухаживали за своим огородом: рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Мы сравнили урожай: у одной он – хороший, а у другой - плохой. Помогите найти ответ на вопрос: «Почему у одной в огороде все уродилось, а у другой - нет?»

-Что же может стать причиной такого разного урожая ? (высказывают предположение о разности в составе почвы.)

-Что такое почва? (Почва — это особое природное тело, образующееся на поверхности Земли, в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы.)

- Что является важнейшим свойством почвы, отличающим ее от горных пород? (Важнейшим свойством почвы, отличающим её от горных пород, является плодородие)

-Чем обусловлено плодородие почвы? (Плодородие обусловлено наличием в почвах органического вещества гумуса, или перегноя)

-Какие типы почв характерны для Курского района, чем они отличаются?

(Для Курского района характерны 2 вида почв:

Серые лесные почвы представлены двумя подтипами: серыми и темно-серыми, приурочены они к плато и слабо­пологим склонам различных экспозиций. Развились на лессовидных суглинках, иногда песках. Механический состав различный: от супесчаного до тяжелосуглинистого. Серые лесные почвы распространены отдельными массивами и пятнами среди других почв. 

Черноземы распространены в значительной части территории района. Представлены они 6-ю подтипами с большим количеством разновидностей. Наибольшее распространение получили черноземы оподзоленные, выщелоченные и типичные, реже встре­чаются карбонатные солонцеватые и черноземовидные почвы.)

- Можем ли мы, в условиях нашей лаборатории, оказать помощь обратившимся огородницам? (Да, можем помочь, проведя анализ образцов почвы с участков огородниц)

Инструктаж о предстоящей работе:

Сегодня мы определим всего 2 параметра (механический состав и наличие железа) для 4 образцов почвы.

При выполнении необходимо четко соблюдать правила техники безопасности: ничего не пробовать на вкус, все вещества брать в минимальных количествах, указанных в инструктивных картах. Полученные данные необходимо заносить на виртуальную доску Padlet.


  1. Определение механического состава почвы.


Рассмотрите с помощью цифрового микроскопа выданные вам образцы почвы.

Откройте на рабочем столе вашего ноутбука программу Micro Capture Plus. Внесите исследуемый образец в поле зрения камеры и рассмотрите его. Сделайте фото образца.

Сделайте вывод: почва является индивидуальным веществом или смесью веществ? Если вы решили, что почва – это смесь веществ, определите, к какому типу смесей относится почва гомогенным или гетерогенным (выводы и фото разместите на доске Padlet под номером вашего образца).


  1. Определение содержания железа.

Взвесьте 10 г почвы и поместите в стакан, залейте 50 мл дистиллированной воды. Смесь перемешайте и отфильтруйте.

Заполните емкость для фотоколориметра (0290) почвенным экстрактом до белой отметки. Добавьте 1 каплю 15% гидроксида натрия (7886) и определите среду, используя тестовую бумагу (2931). Если цвет бумаги не изменился с желтого на синий, то продолжайте добавлять гидроксид натрия, проверяя после каждой капли.

В фотоколориметре в тестовом меню выберите измерение 055. Вставьте пробирку в фотоколориметр и нажмите Scan Blank. Достаньте пробирку из фотоколориметра. Используя пипетку, добавьте 1 мерку V-4450 и энергично встряхивайте 30 с. Затем используя ложку (0699) добавьте V-4451 и энергично встряхивайте 30 с до появления максимального цвета. Через 3 мин вставьте пробирку в камеру фотоколориметра, закройте крышку и сканируйте образец.

Повторите процедуру для 2 образца.

Интерпретируйте полученные результаты в соответствии с таблицей:


Полученное значение

Содержание железа

0,0-1,3ppm (мг/см3)

Очень низкое

1,4-3,0 ppm (мг/см3)

Низкое

3,0-5,0 ppm (мг/см3)

Среднее

5,0-10,0 ppm (мг/см3)

Выше среднего

Более 10,0 ppm (мг/см3)

Высокое


Зачем растению железо:

В то время когда общее количество железа в почве может быть в избытке, растению доступна лишь небольшая часть. Как растворимость, так и подвижность являются ключевыми факторами дефицита железа в растении. Железо легко образует нерастворимые комплексы с карбонатами, фосфатами и гидроксиды в почвенном растворе, которые недоступны для поглощения растениями. Применение растворимых солей железа, таких как сульфат железа (железный купорос) и хелаты железа, может скорректировать низкий уровень железа в почве; однако реакция сельскохозяйственных культур, как правило, медленное и существует вероятность того, что соли железа могут образовывать другие комплексы и делать его недоступными для растений. Быстродействующие внекорневые опрыскивания, по-видимому, являются более прямым подходом к устранению дефицита железа. Иногда изменение рН почвы до слабокислого состояния могут привести к переводу части нерастворимого железа в форму, в которой оно может быть легко усвоено растением.

После поглощения железо действует как катализатор в образовании хлорофилла и требуется во многих окислительно-восстановительных реакциях, происходящих в растении.


Обратимся к результатам работы групп. (работа с доской )

В ходе сегодняшнего занятия мы не можем дать полноценный ответ на поставленный вначале занятия вопрос, т.к. мы провели только 2 измерения, поэтому предлагаю продолжить исследование почвы на следующих занятиях…




































Практическая работа «Анализ почвы»

Опыт 1. Определение механического состава почвы.


Рассмотрите с помощью цифрового микроскопа выданные вам образцы почвы.

Откройте на рабочем столе вашего ноутбука программу Micro Capture Plus. Внесите исследуемый образец в поле зрения камеры и рассмотрите его. Сделайте фото образца.

Сделайте вывод: почва является индивидуальным веществом или смесью веществ? Если вы решили, что почва – это смесь веществ, определите, к какому типу смесей относится почва гомогенным или гетерогенным (выводы и фото разместите на доске Padlet под номером вашего образца).


Опыт 2. Определение содержания железа.

Взвесьте 10 г почвы и поместите в стакан, залейте 50 мл дистиллированной воды. Смесь перемешайте и отфильтруйте.

Заполните емкость для фотоколориметра (0290) почвенным экстрактом до белой отметки. Добавьте 1 каплю 15% гидроксида натрия (7886) и определите среду, используя тестовую бумагу (2931). Если цвет бумаги не изменился с желтого на синий, то продолжайте добавлять гидроксид натрия, проверяя после каждой капли.

В фотоколориметре в тестовом меню выберите измерение 055. Вставьте пробирку в фотоколориметр и нажмите Scan Blank. Достаньте пробирку из фотоколориметра. Используя пипетку, добавьте 1 мерку V-4450 и энергично встряхивайте 30 с. Затем используя ложку (0699) добавьте V-4451 и энергично встряхивайте 30 с до появления максимального цвета. Через 3 мин вставьте пробирку в камеру фотоколориметра, закройте крышку и сканируйте образец.

Повторите процедуру для 2 образца.

Интерпретируйте полученные результаты в соответствии с таблицей:

Полученное значение

Содержание железа

0,0-1,3ppm (мг/см3)

Очень низкое

1,4-3,0 ppm (мг/см3)

Низкое

3,0-5,0 ppm (мг/см3)

Среднее

5,0-10,0 ppm (мг/см3)

Выше среднего

Более 10,0 ppm (мг/см3)

Высокое

Зачем растению железо:

В то время когда общее количество железа в почве может быть в избытке, растению доступна лишь небольшая часть. Как растворимость, так и подвижность являются ключевыми факторами дефицита железа в растении. Железо легко образует нерастворимые комплексы с карбонатами, фосфатами и гидроксиды в почвенном растворе, которые недоступны для поглощения растениями. Применение растворимых солей железа, таких как сульфат железа (железный купорос) и хелаты железа, может скорректировать низкий уровень железа в почве; однако реакция сельскохозяйственных культур, как правило, медленное и существует вероятность того, что соли железа могут образовывать другие комплексы и делать его недоступными для растений. Быстродействующие внекорневые опрыскивания, по-видимому, являются более прямым подходом к устранению дефицита железа. Иногда изменение рН почвы до слабокислого состояния могут привести к переводу части нерастворимого железа в форму, в которой оно может быть легко усвоено растением.

После поглощения железо действует как катализатор в образовании хлорофилла и требуется во многих окислительно-восстановительных реакциях, происходящих в растении.