СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс «движение - основа здоровья детей» утренняя гимнастика

Нажмите, чтобы узнать подробности

МАСТЕР- КЛАСС «ДВИЖЕНИЕ - ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ» УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс «движение - основа здоровья детей» утренняя гимнастика»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития воспитанников «Звездочка» п. Первомайский Оренбургская область, Оренбургский район










МАСТЕР- КЛАСС «ДВИЖЕНИЕ - ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА














Подготовила и провела:

воспитатель 1кв. категории

Пенушкина Лилия Ринатовна











Первомайский, 2023г.



МАСТЕР- КЛАСС «ДВИЖЕНИЕ - ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Задачи:
Повышение педагогической компетенции и мастерства в вопросах организации и проведения утренней гимнастики.
Уточнение и закрепление теоретических знаний, ознакомление с новыми оздоровительными системами в области физической культуры, методами и приёмами закаливания.
Закрепление практических навыков в проведении утренней гимнастики.
Участники: педагоги, 

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей в дошкольном учреждении и в семье. Начинать проводить её надо с двух лет.

Утренняя гимнастика направлена на:

- оздоровление,

-укрепление,

-повышение функционального уровня систем организма;

- развитие физических качеств и способностей детей;

-закрепление двигательных навыков.

В дошкольном учреждении проведение утренней гимнастики тесно связано с организованным началом дня, переключением внимания детей на совместные формы деятельности во время режимных процессов, самообслуживания, занятий…

Проводится она ежедневно перед завтраком в проветренной группе ( не более 16 градусов тепла ). А с весны и до осени – на открытом воздухе на площадке групповой.

Комплексы упражнений утренней гимнастики направлены на развитие всех групп мышц, заранее разученные на занятиях и не требующие напряжённого внимания, что создаёт бодрое настроение, не утомляя и не перевозбуждая детей.

Их необходимо чередовать с предметами ( флажки, погремушки, ленточки, платочки, мячи, обручи…) и без них. Выполнение упражнений с пособиями повышает у детей интерес, улучшает качество их выполнения, приучает владеть предметами.

Очень важно, чтобы дети принимали правильное и.п.. Детям младшего возраста и.п. для ног – стойка, ноги на ширине ступни параллельно. Такая стойка обеспечивает устойчивое положение и способствует равномерному распределению тяжести тела. Для детей старшего возраста – разные и.п. – ноги слегка расставлены, на ширине плеч, вместе.

Комплексы вариативны – зависят от времени года, состава детей, их настроения, конкретных условий проведения. Обновляются 2раза в месяц (весь комплекс или отдельные упражнения).

Утренняя гимнастика состоит из 3х частей:

- вводной,

-основной,

-заключительной.

Вводная ( организует внимание детей, обучает их согласованным действиям, выработке правильной осанки и подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений ):

- построения ( в колонну, шеренгу, круг );

- повороты ;

- разные виды ходьбы ( на носках, с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом);

- бега ( друг за другом, врассыпную );

- прыжки и подскоки ( на месте, с продвижением );

- игры на внимание ( «ель» - покружиться, «ёлка» - присесть «ёлочка» - прыжки на месте ).

Основная ( укрепляет основные мышечные группы; формирует правильную осанку ) – ОРУ « сверху – вниз»:

1 укрепление плечевого пояса, шеи и рук ( поднимание рук, обхватывание ); способствуют расширению грудной клетки, выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц.

2 укрепление мышц туловища ( и.п. стоя, сидя на полу, стульях; стоя на коленях; наклоны, повороты ); способствуют гибкости позвоночника, брюшного пресса и ног.

3 укрепление мышц ног и свода стопы ( поднимание ног, приседания, отведение ног в стороны, назад из разных положений ).

Заключительная ( прыжки, бег, ходьба с выполнением раз-ных заданий ) – смена направления, перестроения…;

игры- массажи, коррекционные упражнения ( для укрепления осанки и профилактики плоскостопия – «нарисуй ногой», «великаны и гномы»…);

дыхательные упражнения ( для вос-становления дыхания, т.к. у детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые ).

Выполняя упражнения, дети часто задерживают дыхание и не умеют правильно сочетать движение с ритмом дыхания. Можно предложить при опускании поднятых вверх рук сказать «вниз» или «у-х-х-х!»; при наклоне вперёд – «ш-ш-ш-ш» - гуси шипят; хлопая по ногам – «хлоп-хлоп»; при присе-дании – «сели», «тук-тук».

Нередко включаются скороговорки и чистоговорки для заучивания, формирующие чёткое произношение, развивающие память детей. Например, при ходьбе по группе врассыпную дети проговаривают скороговорку: «Будьте добры, бодры и храбры». Или энергично произносить звуки п – б (укрепляет мышцы губ); т – д (укрепляет мышцы языка); к –г (укрепляет мышцы полости глотки).

В утреннюю гимнастику можно включать игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.

Утренняя гимнастика может пройти интереснее, если будет сопровождаться музыкой. Музыка положительно воздействует на эмоции детей; создаёт у них хорошее настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с её характером; выполнять упражнения чётко, выразительно, плавно. В старших группах следует обращать внимание на качество выполнения упражнений.

Для успешного проведения утренней гимнастики воспитатель должен сам хорошо разучить комплекс; знать количество упражнений и количество их повторений; заранее подготовить место и необходимые пособия.

Классическая форма проведения утренней гимнастики

Возраст

Продолжи-тельность

Содержание

Количество повторений

младшая группа

4-5 мин.

4-5 общеразвивающих упражнений

4-5 раз

Средняя группа

4-6 мин.

4-6 общеразвивающих упражнений

4-6 раз

Старшая группа

6-8 мин.

6-8 общеразвивающих упражнений

6-8 раз

Подготовительная группа

8-10 мин.

8-10 общеразвивающих упражнений

8-10 раз



Помимо традиционной формы проведения утренней гимнастики в виде общеразвивающих упражнений на современном этапе разрабатываются вариативные подходы. 

В летний период возможно их использовать. 

Утренняя гимнастика проводится в виде игры, включает различные элементы ритмической, корригирующей гимнастики, танцевальные движения, полосы препятствий и т. д.

Вариативные подходы к проведению утренней гимнастики

Сюжетная форма утренней гимнастики

Сюжетная форма утренней гимнастики, с вплетением элементов фольклора проводится   в   форме   двигательного   рассказа   или   сказки.   («Колобок», «Теремок», «Деревянные ложки», «Любимые игрушки»). Фольклор как сокровищница русского народа позволяет разнообразить процесс физического воспитания и развития двигательной творческой инициативы детей путём нахождения новых форм. Это способствует повышению настроения       во       время       выполнения       физических       упражнени.

Образная – игровая гимнастика

Образная – игровая гимнастика с использованием имитационных движений, стихов, потешек, загадок способствует не только развитию у детей гибкости, ловкости, координации движений, а также направлена на развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса к разным движениям. В самом тексте игры заложено содержание разных двигательных действий.

Танцевально-ритмическая разминка

Танцевально-ритмическая разминка включает различные виды ходьбы, танцевальные шаги, подскоки и бег под музыку. Далее проводится музыкально-ритмическая разминка с элементами народных и современных танцев, гимнастические упражнения. В конце гимнастики проводятся музыкальные игры и звуковая дыхательная гимнастика («Бубен»,

«Микрофон»).

Упражнения на основе ритмической гимнастики

Использование в утренней гимнастике упражнений на основе ритмической гимнастики, базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям утренней гимнастикой.

Утренняя гимнастика в форме подвижных игр

Утренняя гимнастика в форме подвижных игр облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. В неё включены 2-3 подвижные игры разной степени интенсивности («Ровным кругом», «Зверолов», «Магазин»), легкий бег 1,5-2 минуты, построение в круг, пары, колонны, шеренги. Подвижные игры – наиболее

действенный и результативный метод оздоровления и совершенствования организма        ослабленных        детей.

Утренняя гимнастика на полосе препятствий

Утренняя гимнастика на полосе препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений. На занятиях утренней гимнастики на полосе препятствий обязательно введены специальные упражнения, способствующие развитию координационных механизмов нервной системы. Это упражнения в равновесии, прыжки по воображаемой прямой, собеганием         предметов,         подлезаниями         и         многие         другие.

В результате использования разнообразных форм утренней гимнастики у дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности, польза от совершаемых движений неизменно выше, когда они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названиями, дети представляют образ того иного персонажа и стараются, как можно лучше, выразительнее передать        его.

Таким образом, можно утверждать, что утренняя гимнастика является одной из основных форм физического воспитания детей, поэтому должна проводиться живо, интенсивно, привлекательно.

Но не стоит забывать, что лишь наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным, а для этого

необходимо соблюдать некоторые несложные правила:

  1. Упражнения для зарядки детей необходимо проводить в одно и тоже время.

  2. Комплекс утренней зарядки для детей нужно проводить до еды, натощак.

  3. Нужно хорошо проветрить помещение или выполнять зарядку на свежем воздухе по погодным условиям. Это позволит совместить утреннюю зарядку для детей с закаливанием.

  4. При выполнении упражнений для зарядки очень важно следить за точностью и правильностью выполнения движений детьми, ведь именно правильное выполнение упражнений является залогом правильного и гармоничного развития суставов.

  5. Также нельзя забывать о дыхании. Следить за тем, как ребенок дышит во время выполнения комплекса зарядки - нужно стараться не задерживать дыхание, дышать через нос, полной грудью, соразмеряя ритм дыхания с движениями.

  6. Для того, чтобы было интереснее, комплекс утренней зарядки для детей можно выполнять под музыку.

  7. Кроме того, сложность упражнений, включаемых в утреннюю зарядку для детей, должна расти соответственно их физическому развитию и уровню подготовки. Не нужно слишком усердствовать — все-таки утренняя зарядка для ребенка должна быть если и не удовольствием, то уж точно не экзекуцией и не проверкой на прочность.

Игровая гимнастика

«Как-то летом на пруду»

(стихи Ю. Кирилловой)

Летом я ходил на пруд.

(Ходьба на месте.)

Видел много там и тут.

(Ладонь ко лбу, повороты вправо и влево.)

Никогда, мои друзья,

 (Наклоны в стороны.)

Не смотрел под воду я.

 (Наклон вперед.)

 Что растет там, кто живет?

(Поднять плечи вверх.)

Может страшный бегемот?

 (Развести руки в стороны.)

Маску ловко я надел

 (Руки к глазам.)

И под воду посмотрел.

(Наклон вперед.)

 Там к солнцу тянется трава,

(Руки вверх.)

Чуть-чуть колышется она.

(Махи рук в стороны.)

Улитки по песку ползут,

На спинках домики несут.

 (Ползание с поворотом вправо и влево.)

Мелькают под водой ерши,

Шалят, резвятся малыши!

 (Лежа на животе движения руками и ногами.)

Хвостом вильнула щука

И уплыла без звука.

 Щуки испугался я.

Пора на берег мне, друзья!

 (Ходьба на месте.)