Мастер – класс «Я умею читать».
-Добрый день, дорогие коллеги, уважаемые жюри!
Меня зовут Султанова Миляуша Яугатовна, я учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Имянликулево.
-Коллеги, прошу вас обратить внимание на экран.
[Фильм] Ералаш «Интересная книга» (Выпуск №3, 1975 год).
- Какую книгу мальчик читает с таким интересом? Ваши предположения.
-Это было 40 лет назад. В те времена дети были заинтересованы чтением и даже могли заинтересовать окружающих, а сейчас в их замену пришли компьютер и интернет. На сегодняшний день, я думаю, самая актуальная проблема, это как заинтересовать детей, чтобы они читали книги.
Слайд 1
- И поэтому, свой мастер класс я назвала «Я умею читать». Обратите внимание, в конце предложения не стоит знак препинания. По окончании нашей беседы мы вместе попытаемся поставить знак препинания. Сегодня я вам предлагаю несколько форм работы.
Слайд 2
- Хочу от вас услышать ответ на следующий вопрос – умеем ли мы бегло читать?
Давайте проверим.
Слайд 3
- Ну что, справились с заданием? Уверена, без особых проблем. Но в данном случае это не только простой текст, но и серьёзный научный вывод, который нельзя проигнорировать.
- По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком.
-Итак, одну сторону чтения выяснили - читаем мы очень хорошо, бегло, выразительно.
- А теперь выясним, насколько осознанно мы умеем читать.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда читаете слово два (слайд 4). Спасибо! Вот сколько много ассоциаций у вас возникло. А когда слышите слово двойка?
(слайд 4).
Слайд 5
- Давайте с вами предположим, о чем пойдет речь в рассказе Евгения Пермяка «Двойка». Постараемся запомнить все наши суждения.
- А теперь прочитайте рассказ (слайд 6) (я читаю вслух)
-Что могло быть потом? Выскажемся.
- А вот как у автора (слайд 7).
- Что сказала девочка? (ответы) А в рассказе так. (слайд 7)
- А все -таки почему собаку прозвали Двойка? Вернемся к началу рассказа. «На школьном дворе жила кудлатая собачонка».
-«Кудлатая» это какая? (слайд 8- появляется слово кудлатая) (слайд 8- появляется значение этого слова) ( слайд 8- появляется фото собаки)
- Совпали наши предположения перед чтением рассказа? А давайте поробуем поразмышлять.
Слайд 9.
-Дорогие коллеги! Перед вами пословицы. Сначала давайте их читаем. Как вы думаете какая пословица может стать заголовком для рассказа? Давайте выбираем.
Слайд 10
-Спасибо, дорогие коллеги! А теперь нарисуем портрет поведения «двоечника» в стихах. Восстановите пропущенные рифмующие слова и расставьте строчки по порядку. Цифра 1 уже стоит. Помним-рисуем портрет поведения двоечника. И так, что у нас получилось?
· Назови буквы в алфавитном порядке
· Назови буквы в алфавитном порядке
3.ПРАКТИЕСКАЯ ЧАСТЬ
Одна из техник развития навыка скорочтения –это таблицы Шульте-Горбова. Их довольно много, мы рассмотрим с вами только пару.
Первое упражнение таблицы Шульте 3х3, самая легкая, с чего начинают заниматься дети. Нужно смотреть в центр этого квадрата на цифру 4 и стараясь не двигать глазами, искать числа от 1 до 9.

Глаза ваши будут пытаться двигаться, но нужно стараться удерживать их в центре и искать последовательно числа. Основной принцип концентрация внимания на центре Это упражнение делается с секундомером, результат фиксируется. И с каждым разом время ваше должно сокращаться при выполнении этого задания. На этой таблице мы потренируемся, но а на время сделаем таблицу 5х5 это 2 уровень 
Следующее упражнение «Красно черные цифры»
Перед вами прямоугольник с числами. Ваша задача максимально быстро назвать числа от 1 до 25. Называем одно число красное и такое же черное. Приступаем к выполнению задания. 
Это упражнение очень сильно развивает внимание. И оно используется на начальном уровне. Рассчитано это упражнение на детей до 9 лет, есть упражнения помощнее. Но, поверьте, что вам будет не очень просто.
2 Возьмём следующее упражнение «Алфавит»
Что нужно делать? Вы видите, что здесь две буквы. Одна сверху, другая снизу. Ваша задача называть верхнюю букву при этом поднимать руку. Если внизу написана п- правую, л-левую, о- обе.

3 Следующие упражнение, которое очень полезно -это «Струп-тест»
Это упражнение развивает внимание и умение концентрироваться в понимании прочитанного. Перед вами слова, которые написаны разными цветами. Ваша задача максимально быстро называть цвет, которым написаны слова. Разделитесь на пары. Один читает, другой фиксирует количество ошибок. И на оборот.
Один читает, другой фиксирует количество ошибок. И на оборот.

Смысл этого упражнения при правильном выполнении визуальное восприятие конфликтует с аналитическим..Когда вы смотрите на слово, вам хочется назвать цвет который написан, а не которым написано. Умение быстро решать эти конфликты, позволяет развить понимание текста. При чтение текстов он будет легче понимать прочитанное.
- «Рисование двумя руками»
Для этого нам понадобятся лист и два пишущих инструмента.

Слайд 11.
- Вернемся к теме мастер – класса «Я умею читать» .Так какой знак можно поставить после предложения? Совершенно верно, каждый для себя выбирает свой знак.(слайд13)
-Приемы, которые сейчас были использованы, формируют осознанное чтение, а это в свою очередь повышает познавательную активность учащихся, интерес к предмету.
-Дорогие коллеги, уважаемые жюри! В своём мастер –классе я хотела показать, как проявить у детей интерес к чтению. Я благодарна вам за поддержку и активное участие. Хочу пожелать вам здоровья, счастья, успехов, активных, умных, хороших учеников!
Слайд 13
Благодарю за сотрудничество!