Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Б.И. Веремея рабочего поселка Мишеронский» Шатурского муниципального района Московской области
Мастер - класс
“ Игровые технологии
как средство развития творческих способностей
у младших школьников”
Составитель: Маркетова Ирина Григорьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ р.п. Мишеронский»
2018г.
Цель:
• осознание возможностей игровых технологий для активизации познавательной и творческой деятельности, оптимального сочетания различных приемов и методов при организации обучения и воспитания младших школьников.
Задачи:
• конкретизировать представление об игровом обучении;
• отработать возможные пути использования различных методов и приемов при организации игрового обучения;
• создать условия для диалога, направленного на выявление продуктивных подходов к решению актуальных проблем развития познавательной и творческой активности учащихся в процессе обучения.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.
Ход мастер-класса:
1. Организационный момент
Слайд 1
Добрый день!
Позвольте представиться…
Я представлю мастер – класс “ Игровые технологии как средство развития творческих способностей у младших школьников”.
2. Актуальность темы мастер-класса
Игровые технологии способствуют использованию полученных знаний через своеобразную практику, вносят разнообразие и интерес в учебный процесс.
Технология игровой деятельности (игровая технология) – представляет собой определенную последовательность действий педагога по отбору материала, разработке и подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и содержательных результатов.
3. Виды игр.
В своей практике применяю такие игры:
- воспитывающие: воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
- дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельности, развитие общеучебных умений и навыков;
-развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей;
- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; саморегуляция; обучение общению.
- подвижные игры.
При подборе материала для игры обязательно соблюдение следующих условий:
Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
Доступность для учащихся данного возраста;
Умеренность в использовании игр на уроках.
4. Сайты, информационные ресурсы.
Также использую материалы сайтов:
Слайд 2
- «Методическая копилка, внеклассные мероприятия, детские и школьные праздники – стихи, загадки, игры, конкурсы, викторины. Учителю, воспитателю, родителю, детям»
Адрес: http://zanimatika.narod.ru/index.htm
-«Учительский портал»
Адрес: http://www.uchportal.ru/
-«Детландия, Библиотечка»
Адрес: http://www.detlan.ru/baby/
- Детский портал «Солнышко» Адрес: http://www.solnet.ee/
5. Эффективность применения игровых технологий.
Об эффективности применения игровых технологий свидетельствуют результаты анкетирования.
Слайд 3
Уровень творческих наклонностей у первоклассников был таким :
Качества | Явно выражено | Средне выражено | Слабо выражено |
Разнообразие интересов | 10% | 70% | 20% |
Независимость | 15% | 70% | 15% |
Гибкость и приспособляемость | 10% | 60% | 30% |
Любознательность | 35% | 55% | 10% |
Настойчивость | 20% | 45% | 35% |
В конце года уровень творческих способностей стал другим.
Слайд 4
Качества | Явно выражено | Средне выражено | Слабо выражено |
Разнообразие интересов | 60% | 30% | 10% |
Независимость | 75% | 20% | 5% |
Гибкость и приспособляемость | 50% | 30% | 20% |
Любознательность | 55% | 35% | 10% |
Настойчивость | 40% | 45% | 15% |
Слайд 5
Выводы: Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что повысился процент всех качеств учащихся, но особенно хочется отметить такие: разнообразие интересов – с 10% до 60%; любознательность – с 35% до 55%.
6. Учим играть педагогов. Применение игры на разных видах деятельности.
1) Игра «Оживи букву»
Одной из основных задач в начальной школе является задача научить ребенка читать. Чтобы дети лучше запоминали буквы, предлагаю им их оживить, т.е. самим превратиться в букву.
«Вот я, вот я превращаюсь в букву Я. (слайд 6)
А теперь, а теперь превращусь я в букву Р. (слайд 7)
Превращаюсь в букву К (слайд 8), Ф (слайд 9), Т (слайд 10), Ж (слайд 11)»
В ходе этой игры дети еще и учатся общению, так как некоторые буквы можно показать только в паре с кем-то.
2). Игра «Русские поэты».
На уроках литературного чтения на родном языке при обобщении раздела «Люблю природу русскую. Осень» я провела игру «Русские поэты».
Задача игры – обобщение и систематизация знаний.
Давайте попробуем.
- Отгадайте загадку, чтобы понять, на какую тему будут наши стихи.
Слайд 12, 13
Задание: Из разрезанных строк нужно собрать отрывок из стихотворения и выразительно прочитать.
Сравните полученный отрывок по образцу на слайде.
Слайд 14 (Александр Сергеевич Пушкин «Унылая пора»)
Слайд 15 (Алексей Николаевич Плещеев «Скучная картина»)
Слайд 16 (Михаил Юрьевич Лермонтов «Листья в поле пожелтели»)
Слайд 17 (Алексей Николаевич Плещеев «Туча небо кроет»)
Слайд 18 (Афанасий Афанасьевич Фет «Ласточки пропали»)
Слайд 19 (Константин Дмитриевич Бальмонт «Поспевает брусника»)
Слайд 20 (Алексей Николаевич Толстой «Осень»)
3). Игра «Угадай слово».
Одной из полюбившихся мною игр является «Угадай слово».
Эта игра на развитие умения находить признаки, обобщать их, задавать вопросы.
Один из участников закрывает глаза, я в это время показываю предмет (карточка, слайд и. т.д.). Картинка убирается. Ученик задает классу наводящие вопросы, а ребята имеют право ответить только односложно ДА/НЕТ.
Слайд 21 (апельсин)
Слайд 22 (кошка)
Слайд 23 (береза)
4. Выводы (подведение итогов).
Каждая игра учит, активизирует познавательную деятельность, игровой материал запоминается быстрее и на дольше. Следовательно, это эффективное средство обучения.
Слайд 24
Играют люди на планете,
Играют птицы и жуки,
Играют все, не только дети
Играют ото всей души.
И если в школе на уроке вдруг поведется поиграть,
То нет счастливей их на свете,
И выучат все всё на пять!
К.Г. Ушинский
Слайд 25 (Спасибо за внимание)
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. «Методическая копилка, внеклассные мероприятия, детские и школьные праздники – стихи, загадки, игры, конкурсы, викторины. Учителю, воспитателю, родителю, детям»
На страницах сайта можно найти очень много разнообразной информации, такой необходимой для проведения в школе обобщающих и открытых уроков, тематических дней и предметных недель, классных часов, познавательных игр, КВНов, праздников, конкурсов, олимпиад и различных досуговых мероприятий в летних оздоровительных лагерях. Здесь весёлые обучающие стихотворения, загадки, шарады, ребусы, анаграммы, викторины, тесты и игровые задания. Они помогут детям учиться играючи, с удовольствием и интересом.
Адрес: http://zanimatika.narod.ru/index.htm
2. «Учительский портал»
Это популярный русскоязычный сайт с широкой аудиторией, интересующейся вопросами образования, учебными технологиями, дистанционным обучением, тематикой ЕГЭ, образовательными программами и методиками культурного воспитания. Учительский портал — это излюбленное место встречи талантливых учителей и настоящая сокровищница для их любознательных учеников. Учительский портал — это авторитетный образовательный сайт, на котором ежедневно появляются самые свежие новости, уникальные статьи и много других интересных тематических материалов, которых с нетерпением ждут постоянные читатели Портала. Учительский портал —это по-настоящему полезный сайт, который в поисках актуальной информации каждый день посещают новые целевые посетители.
Адрес: http://www.uchportal.ru/
3. «Детландия, Библиотечка»
Сайт для младших школьников – для детей, их родителей и учителей. На сайте можно найти самые популярные книги для детей. В подборе литературы для младших школьников мы руководствовались как школьной программой, так и пожеланиями посетителей сайта. Особое внимание мы уделили произведениям, способствующим адаптации к школьной жизни.
Адрес: http://www.detlan.ru/baby/
4. Детский портал «Солнышко»
Сайт для детей, родителей и учителей. Здесь вы найдёте конкурсы и викторины, виртуальную школу для малышей, игры и мультфильмы. Адрес: http://www.solnet.ee/
8