Муниципальное казенное образовательное учреждение
Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа
имени Г.М. Ефремова, Шадринский район
Прокаева Светлана Сергеевна,
учитель начальных классов
Мастер-класс на тему
«Формирование читательской грамотности у младших школьников»
(Слайд 1) Вашему вниманию предлагается мастер-класс на тему «Формирование читательской грамотности младших школьников»
(Слайд 2) Цель – повысить профессиональное мастерство педагогов по проблеме формирования читательской грамотности младших школьников.
Задачи:
1. Раскрыть сущностную характеристику понятия «читательская грамотность».
2. Продемонстрировать методы и приемы работы с учащимися по формированию читательской грамотности.
3. Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
Оборудование:
Ход мастер-класса
Слайд 3. Добрый день! Начать свой мастер класс я бы хотела со слов В.А.Сухомлинского «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом». А чтобы научить ребёнка понимать и находить для себя нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой активности.
И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Сегодня на мастер-классе мы остановимся только на некоторых методических приемах формирования читательской грамотности, которые работают наиболее успешно.
(Слайд 4) Работа с опорными словами
У меня в руках «солнечные лучи». На каждом луче написаны определения понятий, которые будут иметь непосредственное отношение к теме сегодняшнего разговора. Выберите любой, зачитайте определение и постарайтесь назвать то, о чем идет речь.
1. Степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций (Функциональная грамотность).
2.Взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией. (Общение)
3. Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (Читательская грамотность)
4. Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них) – (текст)
5. Это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны: смысловую и техническую (Чтение)
6. Один из основных предметов в системе НОО, он наряду с русским языком формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. («Литературное чтение»).
- Итак, разрешите начать нашу работу с небольшого интервью. Я прошу участников мастер-класса при помощи сигналов ответить на мои вопросы (красный – да, зеленый –нет).
(Слайд 5) Приём «Верите ли вы …»
- Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
- Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе?
- Верите ли вы, что можно у младших школьников сформировать читательскую грамотность?
У современного общества первостепенной задачей является формирование у подрастающего поколения устойчивого интереса к чтению. Литературное чтение позволяет развивать речевые навыки и таким образом совершенствовать функциональную грамотность. Читательская грамотность является основным навыком функциональной грамотности. В современном обществе обязательным условием для становления успешности личности необходимо уметь работать с информацией.
(Слайд 6) Хотелось бы обратиться к словам А. Н. Толстого «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно». Для этого нужно использовать разнообразные приемы.
(Слайд 7) Упражнение 1. «Пол-арбуза».
- Сможете ли вы, увидев пол-арбуза, представить себе, как выглядит целый арбуз? - Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите своим ученикам провести такой же эксперимент со словами. Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.
(Слайд 8) Прием «Лингвистическая сказка». Формирует умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста.
Тим и Том – два человечка, которые никогда не ссорятся и ходят в больших друзьях. А не ссорятся они потому, что любят все разное: Том любит только то, что начинается с твердого согласного звука, а Тим- то, что с мягкого. Том любит торт, а Тим – печенье. Тим пишет стихи, а Том раскрашивает картинки.
Подчеркните названия тех конфет, которые любит Том: «Белочка», «Маска», «Кара-Кумы», «Мишка», «Любимые», «Ночка», «Пилот», «Коровка».
(Слайд 9) Прием «Мозаика».
Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
Предлагаем текст «Старый дед и внучек» Л.Н. Толстого.
СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК (Басня)
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Составьте текст были в том порядке, котором он должен быть.
(Слайд 10) Прием «Письмо по кругу»
Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаем поразмышлять на тему, какие мысли вы испытали, читая быль «Старый дед и внучек». Нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
(Слайд 11) Прием «Кубик Блума».
Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
Назови…
Почему…
Объясни…
Предложи…
Придумай…
Поделись…
Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания.
Работа с кубиком строится следующим образом. Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей
Предложи (свой вариант названия сказки);
Назови (основных героев);
Придумай (другой ход событий);
Почему (основной герой поступил так);
Объясни (почему такой конец сказки);
Поделись (своими мыслями и переживаниями от прочитанной сказки).
(Слайд 12) Прием «Составь задание»
В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть тест, составление ребуса, кроссворда, головоломок. Здесь, конечно, нужно учитывать то обстоятельство, что ребёнок не обладает достаточным временем, чтобы составить интересный кроссворд, или головоломку. Поэтому такие задания можно задать на дом.
(Слайд 13) Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»
Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Закрасьте фломастерами те пальчики, позиции которых соответствуют вашему внутреннему ощущению после проведенного мероприятия.
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.
СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации.
БЕЗЫМЯННЫЙ – не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.