Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 3 г. Пролетарска
Ростовской области.
Мастер-класс на тему
« Приемы создания проблемных ситуаций в урочной и внеурочной деятельности».
Выполнила: Попова Светлана Петровна
учитель начальных классов гимназии №3
г.Пролетарска
2018 год
Мастер – класс на тему « Приемы создания проблемных ситуаций в урочной и внеурочной деятельности»
Изменения, происходящие в стране, в обществе, в системе общего образования и переход к обновленной системе начального образования в рамках ФГОС требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.
Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.
Что такое проблемные ситуации?
Проблемные ситуации – это такие учебные ситуации затруднения, которые возникают в моменты, когда учащийся принимает задачу, пытается её решить, но чувствует недостаточность прежних знаний.
Эти ситуации вызывают активную мыслительную деятельность учащегося, направленную на преодоление затруднения, т. е. на приобретение новых знаний, умений, навыков.
Проблемная ситуация, действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя.
Тема моего мастер-класса : «Приёмы создания проблемных ситуаций в урочной и внеурочной деятельности».
Что вызывает у детей проблемная ситуация?
Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение.
Поэтому по реакции проблемные ситуации делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением.
Способы, с помощью которых можно создать проблемную ситуацию
1. Классические.
-проблемная ситуация с удивлением.
Детям одновременно предъявляются противоречивые факты, разные точки зрения, сталкивают разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Пример:
Урок математики, 3 класс.
Тема: порядок действий в выражении со скобками.
Детям предлагается ситуация: Два мальчика находили значение выражения 3*5-4 и получили следующие результаты: 11 и 3. Почему получились разные ответы? (Действия выполняли в разном порядке).
Кто из мальчиков прав?
Рассуждая, дети определяют тему урока.
- проблемная ситуация с затруднением.
Её смысл состоит в том, чтобы дать практическое задание не выполнимое вообще,
дать задание не сходное с предыдущим илидать невыполнимое задание, сходное с предыдущим.
Пример:Проблемная ситуация на уроке математике, при изучении мер длины.
- Мне нужно сравнить по длине две ленты, но линейки нет. Как это сделать?
- А что делать, если одна лента находится дома?
- Древние славяне измеряли длину саженями, локтями и вершками.
Локоть - длина от сгиба локтя до конца среднего пальца. Сажень можно отмерить, разведя руки в стороны.
- Предлагаю отмерить и отрезать 2 локтя ленты. (Вызвать 2 человека разного роста).
- Сравнить ленты наложением. Почему они получились разной длины?
- Чем удобны эти меры измерения длины?
- Чем они неудобны?
2. Проблемно-диалогические:
- побуждающий диалог.
Заключается в подаче учителем отдельных стимулирующих реплик, вопросов, которые помогают школьникам осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.
запивал (запевал)
посидел (поседел)
слизал (слезал)
лиса (леса)
Возникает ситуация «столкновение мнений» (это ещё один приём, которым я пользуюсь для повышения мотивации к деятельности), а отсюда мы переходим к формулировке темы урока
- подводящий проблемный диалог.
Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.
Далее выхожу на «проблемный диалог» - ставлю проблемный вопрос:
-Как выяснить, кто прав в этой ситуации, каким образом можно решить возникшую проблему?
- А теперь наша задача из этого списка выбрать самый надежный способ, который будет действовать в любой жизненной ситуации.
(Далее проверка гипотез (надёжен ли каждый вариант), выбор наиболее приемлемого варианта)
И, как результат деятельности, формулирование правила.
3. Мотивирующие.
Использую следующие приемы:
- сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».
Суть приема в сообщении интересного интригующего материала.
Пример:« Окружающий мир» 4 класс Тема: «Кожа»
А как вы думаете, есть ли такая одежда, которую можно носит сто лет?
- Так вот, такая необыкновенная одежда существует.
- Что это за одежда, хотите узнать?
- Так вот, ребята:
Это природная, не знающая износа всепогодная одежда.
Её площадь ~ 2кв. м.
Она весит около 4 кг
Толщина от 0,5мм до 5мм
Она постоянно растет и обновляется.
-Вы можете ответить на этот вопрос прямо сейчас?
-Обратите внимание на интересные сведения.
Названия этой одежды спрятано.
( читаю текст, поэтапно открывая слово « кожа»)
на кусочке человеческой кожи размером с пятирублевую монету находится 3 000 000 клеток, 1 метр кровеносных сосудов и 35 метров нервных волокон, более 1000 нервных окончаний, 645 потовых желез, 75 сальных желез и 65 волосяных мешочков.
кровеносные сосуды, находящиеся в коже, могут вмещать до одного литра крови.
человек среднего возраста ежечасно теряет 600 тысяч частичек кожи, а за год "потеря" достигает 675 грамм.
кожа может дышать: она поглощает около 1% всего вдыхаемого нами кислорода.
- Так что же это за необыкновенная одежда? (кожа)
-О чем будем говорить?
Итак, тема нашего урока…..
Дети заинтересованы, пытаясь ответить на вопросы, приходят к теме урока.
- сообщение темы урока с использованием приема «актуальность».
Суть - в обнаружении смысла значимости проблемы для обучающихся.
Пример:
Урок математики, 1 класс.
Тема: «Числа от 1 до 20»
- Мы с вами научились читать и записывать числа от 1 до 10, складывать их и вычитать.
А какое сегодня число?
Сможете ли вы его записать?
Хватит ли нам изученных чисел, чтобы записать любое число месяца?
Что необходимо знать для того, чтобы выполнить это задание?
Дети подводятся к выводу о том, что им необходимо узнать числа больше 10.
Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.
-На каких предметах вы можете использовать эти приёмы?
(на всех)
-Проблемную ситуацию можно создать на любом уроке
Проблемные ситуации можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
-Зачем во внеурочной деятельности использовать технологию проблемного обучения?
Один из самых эффективных способов, который дает возможность построения любой внеурочной деятельности, где ребёнок не остается пассивными слушателем и исполнителем, а превращается в активного исследователя возникшей проблемы.
Проблема, поставленная в конце урока, решается во внеурочной деятельности.
Главное условие: внеурочная деятельность должна быть дополнением и расширение области познания, но не продолжением урока.
Я использую технологию проблемного обучения во внеурочной деятельности:
- Математика и конструирование
- Разговор о здоровом питании
Пример: Математика и конструирование
Какие перед вами фигуры?


Как из прямоугольника можно сделать квадрат?
( пример изготовления тюльпана)
-Уважаемые коллеги, я вас познакомила с некоторыми приемами, которые использую на своих уроках.
- Для чего вам могут понадобятся эти приемы?
(создавать ситуации удивления, заинтересовывать, включать в активную деятельность, мотивировать к деятельности)
- Я продемонстрировала разные приёмы создания проблемных ситуаций. Закончить свой мастер-класс хочу такими словами: « И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться»
Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даём!