СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс Народное творчество и ИКТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс Народное творчество и ИКТ»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №29»

Мастер - класс « Народное
творчество и ИКТ в
образовательном процессе ДОУ»











Муз.руководитель

Логинова И.В.










2022 г.

В современном мире процветает использование ИКТ не только в организациях и офисах, но и в современном образовании.

Сейчас использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.

Поэтому я с уверенностью могу сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников.


Использование Internet-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным. Но главным принципом при организации деятельности детей дошкольного возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми.


Что такое ИКТ разъяснять не надо, но как связать ИКТ и народное творчество? Для этого я приглашаю вас всех на мастер - класс.


Ход мастер-класса

  1. Организационный момент (5 мин.)


-Уважаемые коллеги, тему, цель, задачи мастер-класса вы видите на слайдах. (слайды 2-3)


(4 слайд)- Хочу начать свой мастер-класс со слов К.Д.Ушинскокого: «Малые формы фольклора помогают «выломать язык ребёнка на русский лад» -Как вы понимаете это высказывание?

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество - фольклор. В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию песенок, стихов в подготовке к народным праздникам или посиделкам.

Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе.


1. Одна из форм народного творчества - загадывание загадок - творческое поле для разработки презентаций. (слайд 5) В этих презентациях все отгадки спрятаны на слайдах, если ребенок ответил правильно, то появится нужная картинка. В презентации «Загадки о домашних животных» можно добавить и звуковой файл, тогда угадав животное, дети могут услышать его голос, например: мычание коровы, лай собаки, крик петуха. Такая форма работы стимулирует детей к активному участию в разгадывании загадок. Очень хорошо использовать мнемотаблицы.


- А мы с вами поиграем в игру «Загадки –близнецы.»

Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или красного цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца.

Часто умывается, а с водой не знается (Кошка.)

Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Зимой белый, летом серый. (Заяц)


2.Познание детей начинается с поэзии пестования - колыбельных песен, пестушек, потешек. Тематика по содержанию компьютерных презентаций, в данном случае, должно быть направлено на ознакомление с данным жанром детского фольклора, а также на обогащение словарного запаса детей.


Предлагаю ребятам рассмотреть иллюстрации, а также прослушать звуковой файл содержащий колыбельные песни.


Потешка развивает эмоциональность ребенка, повышает положительный эмоциональный фон. Ну, и чтобы повысить наш эмоциональный фон, поиграем и мы. (слайд 6) Солнышко - колоколнышко, Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись, Педагогам покажись!


Например: зовем солнышко - махи руками; показываем окошко - ставим ладони к лицу; показываем наряд - опускаем руки вдоль тела сбоку; показывается - руки ладонями вверх.


  1. Большую роль играют сказки. Когда словарный запас дошкольника достигнет нескольких десятков слов, можно разнообразить процесс приобщения детей к народной культуре с помощью включения в занятия мультфильмов, (слайд 7) презентаций сказок. Например, в викторине «Угадай сказку?» детям предлагаю по иллюстрациям, по персонажу или по звуковому сопровождению отгадать название сказки. Более в старшем возрасте использую в работе моделирование сказок. Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных - условными). Замещаемыми объектами будут герои детских сказок. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, прямоугольники и т. д., различающиеся по цвету и величине. (слайд 8)


Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Поиграем в игру «Соедини несоединимое» (слайд 9)

Назовите сказку, с которой связаны эти слова?

-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).

-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).


  1. Пословицы и поговорки.

Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Они имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.

А) Творческое задание «Составить правила к поговорке».

Например:

«Кончил дело - гуляй смело»

  • не бросай начатое дело;

  • закончи дело, потом отдыхай;

  • доводи начатое до конца;

  • начал какое-то дело - доделай;

  • не ленись.


Б) Игра Озорные буквы в пословицах и поговорках»

Задание: Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл.

  1. Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум).

  2. На обиженных соду возят. (Не соду, а воду).

  3. Работа не полк - в лес не убежит. (Не полк, а волк).

  4. Машу маслом не испортишь. (Не Машу, а кашу).


В) Игра «Скажи по-русски» (слайд 10)

Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить насколько Вы близки к истокам народного творчества. Это задание для Вас взрослых, но многие пословицы использую и с детьми. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).

  1. Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.

  2. Детская философия.

  3. Без страдания нет наград.

  4. Первый из них всегда обречён.

  5. Один старый и два новых.

  6. Кредиторы ждать не любят.

  1. Баба с воза - кобыле легче.

  2. Устами младенца глаголет истина.

  3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  4. Первый блин комом.

  5. Старый друг лучше новых двух.

  6. Долг платежом красен.


Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, поговорок, пословиц, сказок, и, надеюсь, по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством с использованием ИКТ.

Но не стоит забывать, что компьютер и компьютерные игры вредны для здоровья, поэтому я использую его не более 4-5 минут.

А использование компьютерных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения помогает, увеличить эффективность работы у детей в приобщении к русскому народному творчеству и традициям в ДОУ.