Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №29 «Сказка»
Мастер-класс
«Пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников»
Подготовили: Музыкальные руководители первой квалификационной категории- Малогриценко Валерия Валерьевна, Логинова Ирина Владиславовна.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Музыка
- Она окружает нас с самого раннего детства, она способна регулировать наше настроение, улучшать самочувствие, воздействовать на наш духовный мир.
- Игра в соединении с музыкой – поистине золотое соединение, дающее огромные возможности для раннего музыкального развития и обучения детей.
Тема: «Пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников.» цель : воспитание речевой и музыкально-двигательной активности детей на музыкальных занятиях.
задачи :
- Развивать речевую активность.
- Развивать звуковысотный слух, чувство ритма, выразительность, память, воображение, фантазию.
- Чётко согласовывать движения со словами, энергично работать пальчиками.
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение двигаться, одновременно вникая в музыку, осваивать движения и речевое сопровождение к ним.
Условия успешной игры:
- садитесь друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребёнка были на одной высоте и малыш видел, как вы поёте, а вы видели его лицо.
- Для ребёнка до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда поёт взрослый или под фонограмму, поэтому для проведения пальчиковых игр с малышами не следует выбирать те, в которых темп слишком быстрый для ребёнка. Выбирайте песенки в среднем или медленном темпе.
- На первоначальном этапе активно помогайте малышу выполнять движения правильно, разучивайте игру без музыки (подпевая или проговаривая нараспев).
- Когда ребёнок усвоит упражнение - сокращайте свою непосредственную помощь, но продолжайте выполнять все действия вместе с ним (сидя напротив).
Этапы разучивания игры
1. Сначала показываем игру малышу сами.
2. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
3. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Обыгрывание пальчиковой игры на фоне музыкального произведения.
- «Колечко» - это упражнение хорошо выполнять под вальс . Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д.
- «Кулак-ребро-ладонь» - это упражнениe хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку. Ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола.
Проиграть пальчиковую игру постепенно ускоряя темп:
«Овечка»
(растопыренные пальчики)
- Шерстка белая в колечках.
(Соединить все пальцы в колечки)
(плавные движения руками «как кошечка»)
(хлопки руками)
Вспомнить и проиграть знакомую пальчиковую игру, опираясь на схемы: «ШАРИК»
Был малышкой шарик мой,
Был совсем он не большой!
Говорит мне шарик мой:
«Быть хочу, как шар земной!»
Надувался, надувался, надувался, вдруг как лопнит,
Громко хлопнит, только хвостик и остался!
Придумывание движений к пальчиковой игре
«Дождик, дождик, кап да кап,
Землю мочит- кап да кап,
И растут цветочки, ягодки, грибочки!
Дождик землю поливай,
Пить растениям давай!»
Пропевание пальчиковых игр
- Образная, яркая, весёлая музыка аудиозаписи способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий.
Методика Железновой Е.С. Железнова С.С.
Дети выполняют пальчиковые игры с большим удовольствием. Для них это игра, а значит радость, хорошее настроение, благоприятный эмоциональный настрой. У детей улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность, зажатость. Дети с желанием поют песни, ритмично эмоционально двигаются, танцуют, с радостью участвуют в праздниках концертах. А педагоги с удовольствием используют данные приемы в непосредственно образовательной, совместной деятельности
с детьми , что формируют
добрые взаимоотношения между
детьми, а также между взрослым
и ребенком.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!