Мастер-класс
Тема: «Формирование естественно научной грамотности»
Автор: учитель биологии МКОУ СОШ №5 г. Тайшета
Головня Т. В.
Наше время- это время перемен
- Перед современным учителем стоят иные задачи:
- Организовать деятельность учащихся по развитию качеств, относящихся к функциональной грамотности, формированию практико-ориентированных знаний и умений.
- Научить школьников думать, обосновывать и доказывать свои решения, не прибегать к механическому заучиванию материала.
- Развивать способность говорить «нет», когда все говорят «да», если понимаешь, что большинство не обязательно право.
- На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, инициативность, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни .
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Проявления функциональной грамотности
- - деятельностная грамотность;
- - языковая грамотность;
- - математическая грамотность;
- - естественнонаучная грамотность;
- - цифровая грамотность;
- - финансовая грамотность;
- - культурная и гражданская грамотность
Естественно-научная грамотность - это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений, основанных на научных доказательствах.
Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную, культурную сферы общества.
Она также проявляется в активной
гражданской позиции при рассмотрении
проблем, связанных с естествознанием.
Актуальность
Одна из задач повышения уровня естественно-научной грамотности - использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и интерпретацию данных.
Определение кислотности напитков
Одной из главных проблем в век научно-технического прогресса стала проблема сохранения здоровья. В век высоких технологий немаловажное значение для здоровья человека имеет пища, которую мы едим и напитки, которые мы пьём. Качество и химический состав продуктов питания оказывают огромное влияние на состояние здоровья человека.
Задача для решения:
Какую кислотность имею наши любимые напитки
Предметы исследований
Что такое рН
- Соотношение кислоты и щелочи в каком-либо растворе называется кислотно-щелочным равновесием (КЩР), хотя физиологи считают, что более правильно называть это соотношение кислотно-щелочным состоянием. КЩР характеризуется специальным показателем рН (powerHidrogen - "сила водорода"), который показывает число водородных атомов в данном растворе.
При рН равном 7,0 говорят о нейтральной среде. Чем ниже уровень рН - тем среда более кислая (от 6,9 до О). Щелочная среда имеет высокий уровень рН (от 7,1 до 14,0).
Повышенная кислотность организма проявляется как ацидоз ØЗаболеваниясердечно-сосудистой системы, включая стойкий спазм сосудов и уменьшение концентрации кислорода в крови. ØПрибавление в весе и диабет. ØЗаболевания почек и мочевого пузыря, образование камней. ØСнижение иммунитета. ØУвеличение вредного воздействия свободных радикалов, которые могут способствовать онкогенезу. ØХрупкость костей вплоть, до перелома шейки бедра, а также других нарушениях опорно-двигательного аппарата, как например, образование остеофитов (шпор). ØПоявление суставных болей и болевых ощущений в мышцах, связанных с накоплением молочной кислоты. ØОбщая слабость.
Повышенное содержание щелочи, проявляется как алкалоз
-ØПроблемы с кожей и печенью.
ØСильный и неприятный запах изо рта и тела.
ØАктивизацию жизнедеятельности паразитов.
ØРазнообразные аллергические проявления, в том числе связанные с пищей и загрязнением окружающей среды.
ØОбострение хронических заболеваний.
ØЗапоры и другие проблемы с кишечником
Вывод из опыта:
Наш любимый напиток кока – кола и кофе оказался очень кислым. Вкусовые ощущения меняются из-за большого количества подсластителей.
Поэтому мы решили свести до минимума употребления кока – колы. А для тех, кто не может отказаться от этого напитка, мы рекомендуем пить через трубочку.
После принятия всех кислых напитков лучше всегда рот прополаскивать водой.
Что же делать с нашим любимым напитком кофе, предлагайте выход из ситуации.
.
Заключение
Выпивая различные напитки, человек ежедневно оказывает влияние на организм через сложный и тонкий процесс кислотно-щелочного равновесия. Поэтому так важно совершать правильный выбор каждый раз, когда вы что-нибудь решили выпить.
.
Спасибо за внимание!