СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Приемы работы с текстом на уроках русского языка в 3 классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный мастер-класс позволит улучшить работу с текстом на уроках русского языка. Учащиеся закрепят умение определить тип текста, составить план текста по миркотемам.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Приемы работы с текстом на уроках русского языка в 3 классе"»



Мастер-класс «Приемы работы с текстом на уроках русского языка»

Проводит: учитель 1 категории «МБОУ «СОШ № 20 им.М.С.Ташухаджиева» Богатырева Зарема Резвановна

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ВПР.

Задачи:

-       продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

-       прокомментировать эффективность применения данных приемов;

-       отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

ОБОРУДОВАНИЕ:

-       мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

 1. Мотивация учения.

2. Постановка педагогической проблемы.

  3. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

4. Подведение итогов мастер-класса.

  5. Рефлексия.

I.  Мотивация учения

Прием «Яркое пятно».

Одному ученику всё время не давал покоя один вопрос: как в жизни человека сочетается предопределение свыше и его свобода выбора. С этим вопросом он отправился к Учителю и тот ответил:

— Отправляясь в поле за букетом, ты не можешь быть в абсолютной уверенности ни в своём будущем маршруте, ведь даже направление своего движения ты нередко представляешь с трудом, ни в том, какие именно цветы составят твой букет. Но ты идёшь от цветка к цветку руководствуясь лишь своими внутренними соображениями, ты склоняешься в благодарности к каждому из них и срываешь их, складывая друг к другу.

Каждый цветок — это твой маленький повседневный урок, путь к нему — часть твоей жизни, а букет — это весь твой жизненный опыт. Каким быть ему зависит лишь от тебя.
--Отдавать свой опыт и верить, что этим я улучшаю качество жизни других людей; брать у мира новые знания и новый опыт. Находить баланс этих возможностей - вот в чем мудрость нашей жизни.

II. Постановка педагогической проблемы

Современный учитель в условиях введения новых образовательных стандартов использует системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация данного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и включить их в свою систему знаний. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Новые ФГОС декларируют необходимость формирования у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин.  Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умение воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируется в сочетании с умением строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности формируются умения, общие для всех видов.

Конечная цель обучения русскому языку -  это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей. 

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:

- нахождение границ предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- комплексный анализ текста;

- реконструкция текста;

- синквейн;

- поэтическая разминка;

- прием «фишбоун».

III. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, которые Вы будете реализовывать, работая в группах.

1.Группы работают 5-7 минут.

2.Учитель оказывает помощь участникам групп.

3.С наработанными материалами выступает один представитель группы


1 группа. Комплексный анализ как одна из технологий работы с текстом. Интерес к этому приему работы продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 4, 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается на уроках русского языка начинается с самого начала обучения и продолжается до 11 класса с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.

2 группа. Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка при изучении тем: «Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста» является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».  Эта технология эффективна в качестве проверки и закрепления усвоенных ранее знаний и для работы при изучении нового материала .

3 группа. Сложение целого текста из частей. Данная технология эффективна при изучении темы: «Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста».

IV. Подведение итогов мастер-класса.

- Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:

●     учить видеть, слышать и чувствовать текст;

●     пополнять речевую память учащегося;

●     обогащать словарный запас;

●     продуктивно усваивать учебный материал;

●     прививать эстетический вкус;

●     формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

Необходимо помнить, что на уроке анализа текста  главным всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика.

Тем не менее ИКТ на уроке способствуют:

●     экономии времени;

●     глубине погружения в учебный материал;

●     повышению мотивации обучения;

●     расширению возможностей урока;

●     интегративному подходу в преподавании.

●     возможности одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.

V. Рефлексия.

Каждый человек на Земле – это решение чьей-то проблемы, – сказала как-то моя мудрая бабушка.
Я очень удивилась её словам.
– Ты – решение чьей-то проблемы, – повторила она.
И пояснила:
– Дар, который дан тебе, может быть не нужен всем, но он, безусловно, просто необходим кому-то – твоя улыбка, твоя любовь, твоя сила. Я хочу подарить Вам свою улыбку.

























Приложение

Задание 1 группе. Комплексный анализ текста.

  1. Прочитайте текст.

Космонавты говорят, что Земля, если посмотреть на неё из космоса, не такая уж и большая. И вот на этой небольшой Земле теплится жизнь природы. И нигде её, может быть, больше нет. Эта жизнь драгоценна! А мы её часто не бережём.

Весной мы ломаем целые веники вербы с барашками, огромные охапки черёмухи. И вот уже вокруг городов не осталось больше черёмухи, вербы. Их место заняли сорняки, крапива, ольха. Мы стараемся поймать самых красивых птиц, а некоторые охотятся на птиц с рогаткой, собирают коллекции птичьих яиц, гоняют белок. И вот рядом с нами уживаются только воробьи, вороны, галки и мыши. Мы сами себя обделяем, обедняем, опустошаем.

Не знаю, как вам, а мне при виде разорённых муравейников и ободранных берёз становится так стыдно, будто я сам это сделал. Оглянитесь вокруг, посмотрите под ноги — везде жизнь таинственная и удивительная. Она радует нас, удивляет и просветляет. Мы должны любить, уважать и беречь природу, ведь без нашего внимания и помощи сама по себе она может не устоять.


2. Определите тему текста.


3. Определите идею текста.


4. Определите тип речи.


5. Определите стиль речи.











Задание 2 группе. Реконструкция текста.

1.   При знакомстве с понятием «текст» предлагается восстановить древний  пергамент, в котором  некоторая информация  оказалась утраченной.

Задание: Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений..

Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу.

Основные признаки текста:

Тема – это то, о чем говорится в тексте.

Основная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор.

Тема и основная мысль связаны между собой.

Озаглавить текст – это значит кратко назвать его тему или основную мысль.





























Задание 3 группе. Сложение целого текста из частей

  1. Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?

Не знаю, как вам, а мне при виде разорённых муравейников и ободранных берёз становится так стыдно, будто я сам это сделал. Оглянитесь вокруг, посмотрите под ноги — везде жизнь таинственная и удивительная. Она радует нас, удивляет и просветляет. Мы должны любить, уважать и беречь природу, ведь без нашего внимания и помощи сама по себе она может не устоять.

Весной мы ломаем целые веники вербы с барашками, огромные охапки черёмухи. И вот уже вокруг городов не осталось больше черёмухи, вербы. Их место заняли сорняки, крапива, ольха. Мы стараемся поймать самых красивых птиц, а некоторые охотятся на птиц с рогаткой, собирают коллекции птичьих яиц, гоняют белок. И вот рядом с нами уживаются только воробьи, вороны, галки и мыши. Мы сами себя обделяем, обедняем, опустошаем.

Космонавты говорят, что Земля, если посмотреть на неё из космоса, не такая уж и большая. И вот на этой небольшой Земле теплится жизнь природы. И нигде её, может быть, больше нет. Эта жизнь драгоценна! А мы её часто не бережём.

  1. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст, посвященный одной теме. Озаглавьте текст.