ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
федеральное казенное профессиональное
образовательное учреждение № 67
Федеральной службы исполнения наказаний
«Утверждено»
на заседании методической комиссии
«___»__________20__ г., протокол №___
Председатель методической комиссии
____________________ Соломин А.В.
Доклад на тему: «Мастер производственного обучения в образовательных организациях СПО»
г. Ливны
2023г.
Мастер производственного обучения – это особая фигура в педагогическом коллективе профессионального учебного заведения, многообразны и сложны его задачи и служебные обязанности. Мастер производственного обучения – это основной учитель профессии, организатор воспитательной работы ученического коллектива закрепленной за ним учебной группы.
Важнейшим требованием к мастеру производственного обучения как к учителю профессии является его профессионализм. Реальные знания и умения, производственный и жизненный опыт может передать своим воспитанникам только тот мастер, который сам в совершенстве владеет профессиональным мастерством. Влияние мастера только тогда будет эффективным, когда учащиеся будут чувствовать, что их учит настоящий профессионал своего дела. Мастер для учащихся – это прежде всего представитель избранной профессии, образец для подражания. С его мастерством они всегда сравнивают свои успехи, усилия в освоении профессии. И очень важно, чтобы мастер был в этом смысле настоящим образцом.
Профессиональное мастерство мастера не может ограничиваться только рамками программы, его знания, умения должны быть значительно шире и глубже. Например, специфика работы мастера производственного обучения технических профессий состоит в том, что им, кроме обучения учащихся, постоянно приходится иметь дело с наладкой, регулировкой, ремонтом, монтажом сложных машин и механизмов, приборов, установок в учебных мастерских и лабораториях учебного заведения, обслуживать сложную проекционную технику и другие технические средства обучения.
Поэтому очень важно, чтобы каждый мастер, независимо от основной профессии, наряду с навыками обслуживания своего оборудования, умел выполнять слесарные, электромонтажные работы, хорошо знал практическую электротехнику, радиоэлектронику, основы теории решения изобретательских задач, светотехнику, мог налаживать проекционную аппаратуру и другие технические средства. Это в значительной степени помогает мастеру более тесно увязывать производственное обучение с теоретическими знаниями учащихся, поднимает его авторитет как среди учащихся, так и в педагогическом коллективе.
Следующим по важности требованием к мастеру производственного обучения как учителю и воспитателю является его педагогическая эрудиция, уровень знаний педагогики, педагогической психологии, общей и частичной методики производственного обучения.
Успешность педагогической деятельности в значительной степени определяется наличием у мастера производственного обучения педагогических способностей и умений: развивать у учащихся любознательность; сплачивать учащихся вокруг себя; понимать их, вести за собой; завоевывать их абсолютное доверие; осуществлять объективный контроль не только за формированием знаний, умений и навыков, но и за тем, насколько эффективно они применяются; быть образцом смелости, выдержки, настойчивости, способности убеждать и др. Этот перечень можно было бы продолжить, но в этом нет необходимости, так как каждая педагогическая ситуация неповторима и требует своего педагогического подхода. Однако можно вычленить группы умений, которыми должен обладать каждый педагог как учитель и воспитатель. К ним следует отнести:
Дидактические – умение передавать учащимся содержание изученного материала в доступной для них форме, ясно, четко, понятно и интересно, возбуждая у них активную самостоятельную мысль и опознавательный интерес; умение ярко, доходчиво, убедительно демонстрировать трудовые приемы и способы работы, эффективно организовывать упражнения и самостоятельную работу учащихся; объективно оценивать учебные успехи учащихся; использовать оценку в качестве средства повышения эффективности обучения;
Коммуникативные – умения, помогающие устанавливать с учащимися нормальные деловые взаимоотношения на основе учета их возрастных и индивидуальных особенностей; педагогический такт;
Перцептивные – умения проникать во внутренний мир учащегося, адекватно воспринимать и понимать его психологию; тонкая наблюдательность, позволяющая понимать личность учащегося, его психические состояния и переживания.
Педагога – мастера своего дела - а к этому должен стремится каждый мастер производственного обучения – отличает эмпатия – развитая способность понимать трудности своих учеников, способность, умение посмотреть на себя их глазами, понять пути их мышления, «механизм» их познания. Для этого необходимо иметь определенный душевный потенциал.
Говоря о личностных качествах мастера производственного обучения, нельзя обойти вниманием такие его моральные качества, как честность, правдивость, справедливость, незлопамятность, доброта. Если перед вами педагог – мастер, то знайте – это хороший во всех отношениях человек.
Одно из непременных важнейших качеств, которыми должен обладать мастер производственного обучения – учитель и воспитатель молодежи,- его нравственный облик, интеллигентность.
Интеллегентность – это не только проявление внешней культуры, начитанность, вежливость, но прежде всего определенное мировоззрение, система взглядов и проявлений личности. Это естественное состояние нравственного человека, сама нравственность. Особенно необходимо это качество учителю, воспитателю в наше время, когда так остро стоят проблемы формирования личности, нравственности, общечеловеческих ценностей подрастающего поколения.
Большое значение для успешной учебно - воспитательной деятельности мастера имеет высокий уровень общей культуры, его кругозор. Мастер должен быть знаком с лучшими произведениями художественной и научно- популярной литературы.
Любому педагогу, а мастеру производственного обучения в особенности, требуется большая выносливость нервно- психологической системы, так как нервная нагрузка в профессии педагога чрезвычайно высока. Особенно важны для педагога выдержка, способность к торможению, сочетающаяся с быстротой реакции, с находчивостью, эмоциональной уравновешенностью, умение владеть своими чувствами. Любой мастер может подготовить учащихся к участию в спартакиаде учебного заведения, мобилизовать их на активную борьбу за спортивную честь коллектива. Каждая профессия требует физической выносливости, которую можно воспитать только при регулярных занятиях спортом, физкультурой. Физическая культура – это не только воспитание физической силы, выносливости, но и закаливание организма, предупреждение простудных и других заболеваний, важнейшая часть всестороннего развития личности.
Педагогическое мастерство формируется и развивается в активном, творческом педагогическом труде на основе глубоких и разносторонних профессиональных знаний и умений, знаний педагогики, педагогической психологии, методики и организации обучения, умений применять их в практической деятельности. Мастер производственного обучения, обладающий высоким педагогическим мастерством, умеет эффективно управлять учебным процессом. Он заранее продумывает и планирует свое педагогическое воздействие на учащихся, тщательно подбирает наиболее целесообразные учебно - производственные задания, учитывает особенности восприятия учащихся, возможные их затруднения и ошибки, намечает способы их предупреждения и устранения, заблаговременно готовит необходимое оборудование, материалы, приспособления, инструменты, документацию, рабочие места. Умелый мастер эффективно организует учебный процесс: применяет разнообразные методы обучения в комплексе, рационально сочетает коллективную, бригадную и индивидуальную работу учащихся в ходе занятий, правильно распределяет обязанности между учащимися, учитывает их индивидуальные возможности и способности.
Каждый мастер имеет, как говорят, свой «педагогический подчерк», по- своему организует работу, добивается осуществления целей обучения и воспитания с помощью своей системы, проявляя присущий ему педагогический стиль. Важнейшими показателями, критериями педагогического мастерства, влияющие на авторитет мастера у учащихся, на успешность его учебно - воспитательной деятельности, является педагогическая техника. Педагогическое мастерство мастера тесно связано с его творческой активностью.
Для творчески работающих мастеров производственного обучения характерны следующие важнейшие качества:
обширные технические ( профессиональные ) и педагогические знания, способности быстро восстанавливать их в памяти;
постоянная и целенаправленная активность мысли и воли, развитое творческое воображение;
независимость суждений, основанная на вере в свои знания, профессиональное мастерство, свои силы, способности и возможности;
любознательность, сочетающаяся с хорошим вниманием и наблюдательностью;
умение быстро и всесторонне разобраться в сути дела, понять проблему, наметить пути ее решения;
развитая интуиция, способность в случайном факте, явлении найти опорную точку для творческого решения вопроса;
умения ставить себя на место учащихся, войти в их роль и решать педагогические задачи в соответствии с этой позицией;
трудолюбие, скромность, бескорыстие, высокое чувство ответственности.
Опытный мастер больше учит, советует, убеждает, внушает, меньше понукает, приказывает, наставляет, выговаривает, одергивает. Решающее значение для умения мастера устанавливать и поддерживать с учащимися хорошие деловые, принципиальные взаимоотношения имеет всестороннее знание каждого из них – их индивидуальных особенностей, характера, особенностей и недостатков. Это одно из важнейших условий эффективной педагогической деятельности мастера. Опытный мастер обязательно найдет «чувствительную струнку» у каждого учащегося. Важнейшим воспитательным средством, фактором является личный пример мастера. Личный пример прежде всего проявляется во всех качествах, которые мастер формирует у своих учащихся в процессе производственного обучения: в трудолюбии, добросовестности, организованности, культуре труда, в безусловном соблюдении нравственных норм и правил, в творческом отношении к учебно- воспитательной деятельности.
Мастер, который пользуется у учащихся авторитетом, является для них примером во всем.
Педагогический стиль, педагогический такт, педагогическая техника мастера – эти слагаемые педагогического мастерства особо выделены в силу их исключительной значимости в педагогической деятельности мастера производственного обучения как учителя и воспитателя.
Педагогический стиль – это система педагогических средств и методических приемов, используемых мастером производственного обучения в учебном процессе и во взаимоотношениях с учащимися, характеризующая его педагогическую индивидуальность. Выделяют следующие основные типы стилей педагогического общения:
Демократический ( или стиль дружеского расположения) – педагог стремится, чтобы каждый учащийся был самостоятельным и отвечал за свои действия перед коллективом, а не только перед ним. Его установка на отношения с учащимся – максимум доверия и уважения к ним, но не принуждение;
Авторитарный ( общение- дистанция) – во взаимоотношениях с учащимися способы воздействия основаны на подчинении. Педагог стремится к единоличному управлению группой и устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований. Превращение «дистанционного показателя» в основу педагогического общения резко снижает общий уровень успешности совместной работы педагога и учащихся;
Либеральный – педагог весьма терпимо относится ко всем перипетиям жизни учебной группы, не вмешивается в дела учащихся без крайней необходимости, не проявляет особой инициативы в организации тех или иных дел.
Разновидностью этого типа стиля общения является общение- заигрывание, свойственное для некоторых начинающих молодых педагогов, связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу – это стремление завоевать ложный, дешевый авторитет у учащихся, что противоречит требованиям педагогической этики.
Мастера производственного обучения, владеющего педагогическим мастерством, характеризует также педагогический такт – чувство меры, педагогической целесообразности всего того, что он делает, обучая и воспитывая своих учеников. Педагогический такт основывается на глубоком знании и понимании психологии учащихся, вдумчивом, и доброжелательном отношении к ним.
Педагогический такт проявляется в умении педагога находить наиболее эффективные способы воздействия на учащихся, соблюдать педагогическую этику в применении воспитательных воздействий, учитывая конкретную педагогическую задачу, особенности и возможности личности учащегося, конкретную педагогическую ситуацию; в умении держатся с учащимися достойно и доброжелательно, разговаривать с ними, не задевая их самолюбия, в понимании состояния учащегося, в умении поддержать его, в умении создавать и сплачивать ученический коллектив.
Одним из важных слагаемых педагогического мастерства является педагогическая техника, которую можно рассматривать как арсенал педагогических средств, педагогических умений и навыков, при помощи которых педагог (преподаватель, мастер производственного обучения) непосредственно осуществляет учебный процесс. Эти педагогические средства всегда индивидуальны, неповторимы, основаны на использовании педагогом своих сильных личностных качеств.
Список литературы:
Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие- Москва: ИНФРА-М,2021г.(Профессиональное образование).
Мастер производственного обучения Кудрявцев С.В.