План - конспект открытого урока с использованием ЭОР по музыке в 3 классе «Мастерство исполнителя»
ФИО: Гриневич Анастасия Викторовна
Место работы: МКОУ «СОШ №12» с.Татарка
Должность: учитель начальных классов
Предмет: «Музыка»
Класс: 3 класс
Тема раздела 7: « Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Тема урока: «Мастерство исполнителя»
Цель урока:
- Знакомство с историей возникновения музыкального инструмента – гитары, с мастерами - виртуозами игры на гитаре,
- передача ценного опыта связи литературы, живописи и музыкальных произведений, определение роли инструмента в инструментальном жанре.
Планируемые результаты:
Предметные:
- повторение и обобщение полученных на предыдущих уроках знаний о музыкальных инструментах симфонического и народного оркестров.
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- развитие творческих способностей и эмоциональной отзывчивости.
Личностные:
- воспитание чувства гордости за музыкальные народные традиции, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения.
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- формирование потребности в самовыражении и самореализации, мотивов достижения результата.
Метапредмнтные:
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний и умений, наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
- умение строить речевое высказывание;
- выполнять логический анализ объектов с целью выделения признаков выбор наиболее эффективных способов для выполнения поставленной задачи
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- оценка и осознание того, что уже усвоено.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- высказывать свои мысли , вступать в беседу, оформлять свою мысль в устной речи - донести свою позицию до других:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
- планирование учебного сотрудничества со сверстниками, определение целей, функций участников, способов взаимодействия.
Формы организации учащихся: индивидуально-коллективная.
Методы и технологии: дискуссия, метод исследования, создание проблемной ситуации.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, шумовые инструменты.
Ход урока
1.Организационный момент
1.1. Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
2. Актуализация знаний учащихся:
У. Ребята, сегодня урок у нас необычный, праздничный. На нашем уроке присутствуют гости, учителя музыки с других школ нашего города, а также ваш классный руководитель. Очень вас прошу: будьте внимательны и активны.
О чём мы сегодня с вами будем говорить? Какую песню будем разучивать? Вот так загадка…А раскрыть тему урока нам помогут ваши правильные ответы.
У. Высокий женский голос? О. Сопрано.
У. Царица группы струнно – смычковых инструментов. О. Скрипка.
У. Музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса?
О. Инструментальная музыка.
Коллективное творчество.
Какие вы молодцы! Мы быстро узнали тему урока - «Мастерство исполнителя»
У. Нас ждет знакомство с замечательными исполнителями - виртуозами игры на музыкальных инструментах. Ребята, подскажите, что означает слово «виртуоз»?
О. Виртуоз - артист, в совершенстве владеющий техникой своего искусства. Человек, достигший высокой степени мастерства.
У. Вы обратили внимание, что рядом с темой было изображение музыкального инструмента? Какого? К какой группе музыкальных инструментов он относится? Входит ли он в состав инструментов симфонического оркестра?
У. Да. Это гитара. Это струнно – щипковый музыкальный инструмент . Давайте узнаем новое об этом инструменте.
(выходят учащиеся, рассказывают о гитаре, о гитаристах – виртуозах)
Групповая деятельность
2.1. Активизация слушательской деятельности
У. Гитара – вполне самостоятельный инструмент. На гитаре можно играть как соло, так и аккомпанемент. Владислав Михайлович, покажите нам красоту звучания гитары, как самостоятельного сольного инструмента.
( Курлов В. М. играет (отрывок).
У. Ребята, что мы можем сказать о характере этого произведения?
Подскажите, Какой темп данного произведения?
2.2. Размышления о музыке, анализ прослушанного произведения.
У. В. М. Сыграйте нам второе произведение.
(Курлов В. М. играет произведение С. Орехова «Плясовая» (отрывок)
У. Ребята, какое настроение у вас, когда вы слушайте это произведение?
Можно ли найти отличия между первым и вторым произведением?
2.3. Анализ, сравнительная характеристика музыкальных произведений.
У. Вот, ребята, какой чудный инструмент-гитара. Мы прослушали и проанализировали соло на гитаре. А ведь гитара может быть и аккомпанементом, прекрасным музыкальным сопровождением. Р. н. п. «Я на горку шла» для вас исполнят мои помощницы, очаровательные солистки ансамбля «Музыкальные лучики». Аккомпанирует Курлов Владислав Михайлович.
Песня русская в берёзах,
Песня русская в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах.
Песни русские такие,
Что охота подпевать,
Сколько песен у России –
Никому не сосчитать!
Интеграция. Связь литературы и музыки.
(Трио «Музыкальные лучики» исполняют песню р. н. п. «Я на горку шла»)
Театрализация, инсценировка.
У. Спасибо, девочки, за прекрасное исполнение.
3. Вокально – хоровая работа:
Расспевание: «Петя-петушок», «Лягушата», гамма С-dur.
Разучивание: Муз. Е. Зарицкой «Я и солнышко»
(разучиваем припев песни; затем пение куплета по ролям)
4. Закрепление изученного материала
У. Мы сегодня столько нового и интересного узнали о гитаре, об известных гитаристах. Так хочется наши белые гитары раскрасить в яркие цвета. Яркие, сочные, как песня русская!
(раздаю картинки гитар, предлагаю детям раскрасить рисунки в цвете. Учащиеся раскрашивают под живую музыку. Аккомпанирует Курлов В. М.)
(связь живописи и музыки)
5. Итог урока. Рефлексия.
Какие прекрасные яркие гитары! Какие вы молодцы, дети! Обменяйтесь рисунками и задайте друг другу любой вопрос по теме урока.
На экране варианты вопросов:
Понравился тебе урок?
Что нового ты узнал на уроке?
Чем отличается «русская» гитара от «классической»?
Какие имена исполнителей ты запомнил (запомнила)?
Домашнее задание: повторить слова песни.
У. В завершении нашего урока хочу всех поблагодарить за работу и предлагаю закончить наш урок песнею Е. Зарицкой - «Я и Солнышко».
( хоровое исполнение песни)
У. Спасибо еще раз! До свидания!