ТЕМА: «Мастерство исполнителя»
ЦЕЛЬ: сформировать представление об исполнительском мастерстве.
ЗАДАЧИ:
1.Формирование умений дифференцировать композиторские и исполнительские средства развития музыки
2.Формирование умений самостоятельно отбирать средства исполнительского развития музыки, создавать исполнительский план произведения
3.Совершенствование умений выразительного пения и инструментального музицирования
4.Развитие творческих способностей
ОБОРУДОВАНИЕ: аудиоаппаратура, музыкальный инструмент
ПЛАН:
Организационный момент
Музыкальное приветствие.
- Мы продолжаем изучать тему «Развитие музыки». И тема нашего сегодняшнего урока «Мастерство исполнителя».
-Знаете ли вы кто такой исполнитель? (Тот, кто исполняет музыкальное произведение. Это может быть музыкант-инструменталист, музыкант-певец, танцор.)
-А вы можете предположить, что же такое мастерство исполнителя? (Высокий уровень владения музыкальными выразительными средствами и техникой исполнения. Средства музыкальной выразительности - это способы создания музыкального произведения, а также средства, помогающие предельно четко и ясно выразить в музыке свои чувства и переживания.)
-К средствам музыкальной выразительности относятся:
-Мелодия (Что такое мелодия?) законченная музыкальная мысль;
-Лад (Что такое лад?) Любой человек может охарактеризовать музыку как веселую (мажорный лад) или грустную и задумчивую (минорный лад);
-Тембр (Что такое тембр?) Окраска звуков. Благодаря ему мы слышим высотное расположение звука и можем определить, какой инструмент играет;
-Темп (Что такое темп?) Скорость исполнения произведения.
–Ритм (Что такое ритм?) Чередование длительностей. Ритм превращает набор звуков в мелодию.
–Штрихи (Что такое штрихи?) Способы извлечения звуков: staccato - отрывисто, legato - связно, non legato - не связано и т.д.;
-Динамика (Что такое динамика?) Громкость звука.
-Благодаря музыкальным средствам, мы можем услышать, понять и почувствовать характеристики того или иного героя.
-Ребята, я предлагаю вам посмотреть видео и ответить на вопрос: «Какие чувства передает музыка?»
Видео
-Так какие чувства передавало видео? Какой лад имеет песня? Какие штрихи?
Эмоциональное чтение стихотворения «Как сделать утро волшебным» (с.111) по ролям, используя полученные навыки услышанные и увиденные в видео.
Физминутка
-Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки и узнать, о чем пойдет речь дальше на нашем уроке.
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша…(Мама)
-Правильно – мама. Ребята, а почему о маме? (Потому что скоро праздник- 8 Марта)
-Мы сегодня поговорим о маме в преддверии праздника 8 Марта, который стали отмечать с 1910 года. А что для вас обозначает слово «мама»? (Ответы учащихся)
-Молодцы ребята, что так хорошо отзываетесь о своих мамах.
-Скажите, а какие песни о маме ВЫ знаете? (Мама-первое слово; Спи, моя радость, усни; По синему морю; Ложкой снег мешая; Солнечный круг…)
-Примем правильную певческую установку.
-А сейчас давайте распоемся. (Распевание)
«Сидит ворон на дубу» (Отрывистые и протяжные звуки)
«Кап-кап-кап» (Ощущение вопроса-ответа)
-Ребята, откройте ваш учебник на странице 112 и скажите, как называется песня, которую мы сегодня разучим? («Самая лепшая»)
-Давайте послушаем эту песню.
-Какие оттенки имеет эта песня? Что представляется при прослушивании этой песни?
-Давайте проговорим текст 1 куплета, повторяйте за мной по фразам.
-Проговорим этот куплет еще раз четко и выразительно.
-Обратите внимание на ритм песни. Он все время ровный или меняется? (Ответы детей)
-Давайте исполним разученные слова под музыку.
- Про что эта песня? (Про маму)
-Какая интонация лежит в основе песни?
-Мы сегодня рассмотрели образ мамы в произведениях. Поговорили о том, что о маме написано много песен и стихотворений. А также разучили новую песню.
-А как называется песня, которую мы разучили? («Самая лепшая»)
-На нашем уроке у вас сложилось разное настроение. У кого-то радостное, это какой лад ребята? (Мажор), А у кого-то грустное, это… (минор). Ребята, у кого на уроке было минорное настроение- похлопайте. Есть такие? У кого настроение было мажорным- похлопайте.
-Закончить урок мне хочется такими словами: «Давайте будем любить и беречь своих мам!»
-Спасибо за урок!