Мастер – класс.
Слайд 1. Добрый день. Меня зовут Левина С.С., я учитель начальных классов коррекционной школы- интерната VIII вида № 3. Образование – высшее. Стаж педагогической работы в должности учителя начальных классов – 27 лет.
Сегодня мы собрались все вместе и каждый чего- то ждёт от сегодняшнего дня. Утром, выходя из дома мы хотели бы тёплого солнечного дня. (вывешивается солнце без лучей)
Пусть сегодня будет не только солнечно, но и пусть наша встреча будет полезной для вас.
(прикрепляю на солнце один лучик – прищепку)
А чего вы ожидаете от сегодняшней встречи?
(слушатели мастер –класса прикрепляют прищепку и высказывают свои пожелания –несколько человек)
Слайд 2.
Предлагаю девизом сегодняшнего мастер – класса избрать слова «Развиваемся вместе!»
Кто – то из мудрых людей сказал: «Развивайтесь – это так раздражает!»
Мы такие разные. Как разноцветные ладошки у вас на партах. Так давайте же разнообразим палитру нашей встречи.
(соединяем ладошки вместе)
Слайд 3.
Тема моего опыта: «Проектная деятельность как средство социальной адаптации обучающихся начальных классов коррекционных школ VIII вида.»
Слайд 4. Имея за плечами стаж работы 27 лет, я убедилась в том, что зачастую, обучающиеся с ОВЗ школы VIII вида имеют ряд проблем, затрудняющих их социальную адаптацию:
Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;
Слабая социальная активность обучающихся школы VIII вида;
Слабый уровень развития устной речи обучающихся;
Низкий уровень самостоятельности в учебном процессе;
Самостоятельная учебная деятельность учащихся не всегда направлена на решение реальных жизненных задач.
Слайд 5. Целью моего опыта стало создание условий для такого развития учащихся, которое станет опорой в их дальнейшей социализации и откроет возможности для реализации приобретенных коммуникативных умений и навыков.
В связи с этим, я пришла к выводу, что урочную систему необходимо дополнить новой формой деятельности.
В описанном опыте особое место отводится проектной деятельности, позволяющей решить следующие проблемы:
Младшие школьники в результате проектной деятельности учатся взаимодействовать друг с другом (со сверстниками, другими школьниками, взрослыми), что способствует их дальнейшей социальной адаптации;
Дети с разными способностями и разными личностными характеристиками положительно мотивируют необходимость различных видов работ, что приводит к ситуации успеха каждого ребёнка;
Обучение школьников по программе школ VIII вида решению нестандартных заданий оказывает положительное влияние на формирование умения работать по плану на большинстве уроков курса начальной школы.
Слайд 6. Я поставила перед собой и успешно решила в опыте следующие педагогические задачи:
Формирование умения вести простейшие наблюдения в окружающем мире средствами проектной деятельности с опорой на дидактическую игру.
Преодоление трудностей в обобщении информации, классификации, планировании и самоконтроле.
Обеспечение ситуации успеха для каждого ребёнка.
Выполнение совместных творческих дел родителями и обучающимися, группами обучающихся одного возраста и разновозрастными группами.
Слайд 7.
Педагогическая целесообразность опыта опирается на:
Отвечает требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта.
Обеспечивает межпредметные связи.
Направлен на личностный результат обучающегося.
Отвечает социальному запросу образовательного учреждения.
Позволяет привлечь родителей в процесс обучения и воспитания обучающихся.
Слайд 8.
Личностные результаты должны отражать:
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Формирование готовности к самостоятельной жизни.
Слайд 9.
Словарь Ожегова даёт следующие объяснения слова проект:
1) разработанный план сооружения, устройство чего-нибудь;
2) предварительный текст какого-нибудь документа;
З) план, замысел.
Слайд 10.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале XX столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником Уильямом Хердом Килпатриком.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Слайд 11.
В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:
• высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их мотивации к познанию нового;
• развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
• приобретение детьми опыта исследовательской, творческой деятельности;
• межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Проектная деятельность заставляет нас учиться отвечать на разнообразные вопросы.
Вернёмся к нашим ладошкам. Они, как и мы все разные. По внешнему виду, характеру. Даже имена у нас разные.
(вывешивается вопрос КАК?)
Напишите первую букву вашего имени на ладошке. Поделитесь со всеми КАК ВАС ЗОВУТ?
(несколько человек называют свои имена)
Когда – то родители дали нам имя, и мы с рождения прислушиваемся, когда услышим его. С нашего имени начинается наше Я.
Слайд 12.
А для ребят главной темой проектной деятельности я выбрала тему «С чего начинается Родина?»
Участники:
Этапы:
Слайд 13.
Технология моего опыта опирается на введение в процессе уроков и внеурочной деятельности различных учебных проектов:
Имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д.
Проведём небольшое исследование.
Попробуем ответить на вопрос ПОЧЕМУ? (вопрос вывешивается на доску)
Почему меня так назвали? (звучат ответы слушателей)
А теперь ответим на вопрос ГДЕ?
Где встречается ваше имя? Пропойте отрывок из песни, или расскажите стихотворение. (слушатели приводят примеры)
Предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д.
Это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями. Ролево -игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.
Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (информация учебников, книг, статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
Отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
Слайд 14.
Проектная деятельность включает в себя модули.
1 модуль - «Я и мои сверстники»
Задачи:
Осознание принадлежности к школьному коллективу,
Стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
2 модуль - «Я и моя семья»
Задачи:
Формирование уважения к членам своей семьи.
Понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены, отца, матери.
Формирование социально-этического ролевого поведения в процессе построения семейных отношений.
3 модуль - «Я и моя школа - интернат»
Задачи:
Формирование представлений о правах и обязанностях школьника,
Формирование гражданского отношения к школе,
Формирование первичных представлений о профессиях людей, профессиональных обязанностях.
4 модуль – «Я, мой дом и моя улица»
Задачи:
Формирование знаний о «малой Родине»,
Изучение и применение учащимися правил поведения в общественных местах, ПДД.
5 модуль – «Я и мой город»
Задачи:
6 модуль - «Я и моя страна»
Задачи:
Ознакомление учащихся с ОВЗ с отдельными статьями Конституции РФ, Конвенции о правах ребёнка, формирование правосознания и гражданской ответственности,
Ознакомление учащихся с морально-этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права,
Формирование общих представлений о праве и государстве.
Слайд 15.
Работа по каждому модулю может включать различные средства и методы:
Беседа,
Сбор информации,
Систематизация и структуризация информации (простейшие формы),
Презентация,
Экскурсия,
Конкурс,
Практическая работа (групповая и индивидуальная),
Творческие работы,
Ролевая игра,
Интерактивная игра.
Слайд 16.
Осуществление работы по данным модулям проходит на протяжении всего периода обучения в начальных классах.
Тематика проектов по классам следующая:
1 класс. Введение в проект. | 2 класс. I этап. | 3 класс. II этап. | 4 класс. III этап. |
«Светофор» | «Моя семья» «Знакомьтесь» «Моя записная книжка» «У нас живёт…» «День рожденья» «Поздравляю с праздником» «Мой город» | «Как я провёл лето» «Моя родословная» «Все профессии важны…» «Осторожно, улица!» «Их именами названы улицы» «Прекрасное рядом» | «Творим прекрасное своими руками» «Я горжусь…» «Кто работает в школе – интернат?» «Имею право и обязан» «Наша славная столица» |
Слайд 17.
Пришла пора отдохнуть. Физминутка.
Слова. | Действия. |
Проектная деятельность. | Взялись за голову, покачали головой. |
А что это? | Пожали плечами. |
Кто знает? | Повернули голову налево, направо, вернулись в исходное положение. |
Применять проектную деятельность в коррекционной школе? | Пожали плечами, развели руки в стороны. |
В классах VIII вида! | Обхватили голову руками. |
Администрация требует срочно! Взялись за дело! | Разнообразные энергичные движения (пожимаем плечами, поднимаем руки вверх, поворачиваем голову в стороны и т.д. |
Закончили?! | Выдохнули. Поморгали. |
Администрация одобрила! | Потерли руки. Улыбнулись. |
Молодцы!!! | |
Слайд 18, 19, 20. Первоначальное представление о проектной деятельности формируется у обучающихся с ОВЗ школы VIII вида уже на начальном этапе обучения в 1 классе.
Этот период обучения наиболее удобен для включения в урок развития речи проекта в виде учебной игры. Первым школьным проектом для ребят становится проект «Светофор».
Вид проекта:
Информационный,
Творческий.
Межпредметные связи:
Развитие речи,
Рисование,
Чтение.
Методы работы в рамках проекта:
Ожидаемый результат:
Знание элементарных правил дорожного движения,
Владение навыком перехода регулируемого перекрёстка,
Осознанное владение приобретёнными знаниями.
Слайд 21, 22, 23.
Конкурс «Моя семья».
Направление проекта: моя семья.
Вид проекта: творческий проект.
Сроки проекта: мини – проект, рассчитан на 2 часа.
Место проведения в рамках учебно – воспитательного процесса:
Уровни сложности:
Задачи проекта:
Опосредовано способствовать сплочению семей обучающихся.
Формировать представление о счастливой, дружной семье средствами творческих заданий.
Развивать способности адекватного представления результатов своей работы в форме плакатов, рисунков, творческих работ.
Развивать речь обучающихся, обогащать активный словарь.
Приобщать родителей к совместным творческим работам с обучающимися.
(Аналогично слайд 24,25,26,27,28 с демонстрацией материала – работ обучающихся)
Слайд 29.
Проведенная за 2 года работа даёт право сказать, что проектная деятельность востребована в начальных классах школы VIII вида, так как создание проекта позволяет:
научить ребенка самостоятельному достижению цели;
повысить мотивацию обучающихся к учению;
сформировать умение работать с информацией, проводить простейшее исследование, передавать и презентовать полученные знания;
развивать творческие способности;
предоставить каждому возможность к самореализации;
сформировать навыки совместной работы и делового общения в семье и коллективе.
Слайд 30. Примеры эффективности данной методики представлены в виде результатов опроса в экспериментальном классе (2 «А» классе).
Для проверки результативности взята контрольная группа учащихся – 8 человек. Детям было предложено ответить на вопросы:
Что вам нравится выполнять в процессе проектной деятельности:
Выполнять задания на мультимедийной приставке MIMIO,
Выступать в качестве чтецов, играть роли,
Рисовать и раскрашивать картинки,
Играть с ребятами своего класса и другими сверстниками в процессе проектной деятельности.
Анализируя результаты работ, выяснилось, что большинству обучающихся нравится практическая сторона проектной деятельности:
Творческие задания вызывают затруднения у некоторых обучающихся:
Играть роли, выступать со стихами – 6 чел.- 75%,
Рисовать, раскрашивать – 7 чел.- 88%.
Слайд 31. Если сопоставить степень активного участия обучающихся и их родителей в проектной деятельности, то по сравнению с 2013-2014 учебным годом в 2014-2015 учебном году количество обучающихся, активно принимающих участие в проекте возросло на 8% (1 чел.), а родителей на 16% (2 чел.).
Слайд 32. Ожидаемые результаты внедрения проектной деятельности к моменту окончания начальной ступени обучения в школе VIII вида:
Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической деятельности.
Развитие речи и обогащение словаря.
Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебных пособий, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.
Обучение приемам исследовательской работы с различными дополнительными источниками информации в целях получения новых знаний, формирование навыков самостоятельной работы.
Приобретение коммуникативных навыков.
Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме плакатов, рисунков, коллажей фотографий, электронных презентаций, творческих работ.
Формирование на более высоком уровне универсальных учебных действий.
Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
Повышение профессиональной компетентности учителя и воспитателя.
Результаты опыта дают основание полагать о перспективе и возможности использования проектной деятельности как средства социальной адаптации в массовой школе педагогами начальных классов, а в коррекционной школе педагогами начальных классов и воспитателями.
Давайте вернёмся к нашим ладошкам. Попробуем ответить на вопрос СКОЛЬКО?
Сколько одинаковых имён в нашей группе?
Но разве можно сказать что мы похожи?
Посмотрите на буквы на ваших ладошках, они могут обозначать не только имена, но и наши черты характера, трудовые умения.
С – сотрудничество, сопереживание, стремление к лучшему.
Н – надежда, новые свершения.
Г – гуманность, героизм.
Е- если так не получится, сделаем по-другому.
О – оптимизм, открытость.
А теперь предлагаю добавить лучики к нашему солнышку, если вам, что – то пригодится. Или снимите лучик, если вас что – то разочаровало.
Слайд 33.
Благодарю за внимание. всё будет хорошо! Я узнавала…
13