СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс по проектной деятельности для педагогов коррекционных школ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер - класс для педагогов коррекционных школ VIII вида по проектной деятельности в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс по проектной деятельности для педагогов коррекционных школ.»

Мастер – класс.

Слайд 1. Добрый день. Меня зовут Левина С.С., я учитель начальных классов коррекционной школы- интерната VIII вида № 3. Образование – высшее. Стаж педагогической работы в должности учителя начальных классов – 27 лет.



Сегодня мы собрались все вместе и каждый чего- то ждёт от сегодняшнего дня. Утром, выходя из дома мы хотели бы тёплого солнечного дня. (вывешивается солнце без лучей)

Пусть сегодня будет не только солнечно, но и пусть наша встреча будет полезной для вас.

(прикрепляю на солнце один лучик – прищепку)

А чего вы ожидаете от сегодняшней встречи?

(слушатели мастер –класса прикрепляют прищепку и высказывают свои пожелания –несколько человек)

Слайд 2.

Предлагаю девизом сегодняшнего мастер – класса избрать слова «Развиваемся вместе!»

Кто – то из мудрых людей сказал: «Развивайтесь – это так раздражает!»

Мы такие разные. Как разноцветные ладошки у вас на партах. Так давайте же разнообразим палитру нашей встречи.

(соединяем ладошки вместе)



Слайд 3.

Тема моего опыта: «Проектная деятельность как средство социальной адаптации обучающихся начальных классов коррекционных школ VIII вида.»



Слайд 4. Имея за плечами стаж работы 27 лет, я убедилась в том, что зачастую, обучающиеся с ОВЗ школы VIII вида имеют ряд проблем, затрудняющих их социальную адаптацию:

  • Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;

  • Слабая социальная активность обучающихся школы VIII вида;

  • Слабый уровень развития устной речи обучающихся;

  • Низкий уровень самостоятельности в учебном процессе;

  • Самостоятельная учебная деятельность учащихся не всегда направлена на решение реальных жизненных задач.


Слайд 5. Целью моего опыта стало создание условий для такого развития учащихся, которое станет опорой в их дальнейшей социализации и откроет возможности для реализации приобретенных коммуникативных умений и навыков.

В связи с этим, я пришла к выводу, что урочную систему необходимо дополнить новой формой деятельности.

В описанном опыте особое место отводится проектной деятельности, позволяющей решить следующие проблемы:

  • Младшие школьники в результате проектной деятельности учатся взаимодействовать друг с другом (со сверстниками, другими школьниками, взрослыми), что способствует их дальнейшей социальной адаптации;

  • Дети с разными способностями и разными личностными характеристиками положительно мотивируют необходимость различных видов работ, что приводит к ситуации успеха каждого ребёнка;

  • Обучение школьников по программе школ VIII вида решению нестандартных заданий оказывает положительное влияние на формирование умения работать по плану на большинстве уроков курса начальной школы.



Слайд 6. Я поставила перед собой и успешно решила в опыте следующие педагогические задачи:

  • Формирование умения вести простейшие наблюдения в окружающем мире средствами проектной деятельности с опорой на дидактическую игру.

  • Преодоление трудностей в обобщении информации, классификации, планировании и самоконтроле.

  • Обеспечение ситуации успеха для каждого ребёнка.

  • Выполнение совместных творческих дел родителями и обучающимися, группами обучающихся одного возраста и разновозрастными группами.



Слайд 7.

Педагогическая целесообразность опыта опирается на:

  • Отвечает требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта.

  • Обеспечивает межпредметные связи.

  • Направлен на личностный результат обучающегося.

  • Отвечает социальному запросу образовательного учреждения.

  • Позволяет привлечь родителей в процесс обучения и воспитания обучающихся.


Слайд 8.

Личностные результаты должны отражать:

  1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  2. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  4. Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  5. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  6. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  7. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  8. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  9. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  10. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  12. Формирование готовности к самостоятельной жизни.


Слайд 9.

Словарь Ожегова даёт следующие объяснения слова проект:

1) разработанный план сооружения, устройство чего-нибудь;

2) предварительный текст какого-нибудь документа;

З) план, замысел.

Слайд 10.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале XX столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником Уильямом Хердом Килпатриком.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Слайд 11.

В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:

• высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их мотивации к познанию нового;

• развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

• приобретение детьми опыта исследовательской, творческой деятельности;

• межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.


Проектная деятельность заставляет нас учиться отвечать на разнообразные вопросы.

Вернёмся к нашим ладошкам. Они, как и мы все разные. По внешнему виду, характеру. Даже имена у нас разные.

(вывешивается вопрос КАК?)

Напишите первую букву вашего имени на ладошке. Поделитесь со всеми КАК ВАС ЗОВУТ?

(несколько человек называют свои имена)

Когда – то родители дали нам имя, и мы с рождения прислушиваемся, когда услышим его. С нашего имени начинается наше Я.


Слайд 12.

А для ребят главной темой проектной деятельности я выбрала тему «С чего начинается Родина?»

Участники:

  • Классные руководители, воспитатели начальных классов.

  • Обучающиеся начальных классов.

  • Родители обучающихся.

Этапы:

  • Подготовительный этап, вхождение в проект – 1 класс.

  • I этап – 2 класс.

  • II этап – 3 класс.

  • III этап – 4 класс.


Слайд 13.

Технология моего опыта опирается на введение в процессе уроков и внеурочной деятельности различных учебных проектов:

  • Исследовательские проекты.

Имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д.


Проведём небольшое исследование.

Попробуем ответить на вопрос ПОЧЕМУ? (вопрос вывешивается на доску)

Почему меня так назвали? (звучат ответы слушателей)

А теперь ответим на вопрос ГДЕ?

Где встречается ваше имя? Пропойте отрывок из песни, или расскажите стихотворение. (слушатели приводят примеры)


  • Творческий проект.

Предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д.

  • Ролево-игровые проекты.

Это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями. Ролево -игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.

  • Информационные проекты.

Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (информация учебников, книг, статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.

  • Практико - ориентированные проекты.

Отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.


Слайд 14.

Проектная деятельность включает в себя модули.

1 модуль - «Я и мои сверстники»

Задачи:

  • Осознание принадлежности к школьному коллективу,

  • Стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

2 модуль - «Я и моя семья»

Задачи:

  • Формирование уважения к членам своей семьи.

  • Понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены, отца, матери.

  • Формирование социально-этического ролевого поведения в процессе построения семейных отношений.

3 модуль - «Я и моя школа - интернат»

Задачи:

  • Формирование представлений о правах и обязанностях школьника,

  • Формирование гражданского отношения к школе,

  • Формирование первичных представлений о профессиях людей, профессиональных обязанностях.

4 модуль – «Я, мой дом и моя улица»

Задачи:

  • Формирование знаний о «малой Родине»,

  • Изучение и применение учащимися правил поведения в общественных местах, ПДД.

5 модуль – «Я и мой город»

Задачи:

  • Формирование общих представлений о родном городе,

  • Воспитание патриотических чувств.

6 модуль - «Я и моя страна»

Задачи:

  • Ознакомление учащихся с ОВЗ с отдельными статьями Конституции РФ, Конвенции о правах ребёнка, формирование правосознания и гражданской ответственности,

  • Ознакомление учащихся с морально-этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права,

  • Формирование общих представлений о праве и государстве.


Слайд 15.

Работа по каждому модулю может включать различные средства и методы:

  • Беседа,

  • Сбор информации,

  • Систематизация и структуризация информации (простейшие формы),

  • Презентация,

  • Экскурсия,

  • Конкурс,

  • Практическая работа (групповая и индивидуальная),

  • Творческие работы,

  • Ролевая игра,

  • Интерактивная игра.



Слайд 16.

Осуществление работы по данным модулям проходит на протяжении всего периода обучения в начальных классах.

Тематика проектов по классам следующая:

1 класс.

Введение в проект.

2 класс.

I этап.

3 класс.

II этап.

4 класс.

III этап.

  1. «Светофор»

  1. «Моя семья»

  2. «Знакомьтесь»

  3. «Моя записная книжка»

  4. «У нас живёт…»

  5. «День рожденья»

  6. «Поздравляю с праздником»

  7. «Мой город»


  1. «Как я провёл лето»

  2. «Моя родословная»

  3. «Все профессии важны…»

  4. «Осторожно, улица!»

  5. «Их именами названы улицы»

  6. «Прекрасное рядом»


  1. «Творим прекрасное своими руками»

  2. «Я горжусь…»

  3. «Кто работает в школе – интернат?»

  4. «Имею право и обязан»

  5. «Наша славная столица»



Слайд 17.

Пришла пора отдохнуть. Физминутка.

Слова.

Действия.

Проектная деятельность.

Взялись за голову, покачали головой.

А что это?

Пожали плечами.

Кто знает?

Повернули голову налево, направо, вернулись в исходное положение.

Применять проектную деятельность в коррекционной школе?

Пожали плечами, развели руки в стороны.

В классах VIII вида!

Обхватили голову руками.

Администрация требует срочно! Взялись за дело!

Разнообразные энергичные движения (пожимаем плечами, поднимаем руки вверх, поворачиваем голову в стороны и т.д.

Закончили?!

Выдохнули. Поморгали.

Администрация одобрила!

Потерли руки. Улыбнулись.

Молодцы!!!




Слайд 18, 19, 20. Первоначальное представление о проектной деятельности формируется у обучающихся с ОВЗ школы VIII вида уже на начальном этапе обучения в 1 классе.

Этот период обучения наиболее удобен для включения в урок развития речи проекта в виде учебной игры. Первым школьным проектом для ребят становится проект «Светофор».

Вид проекта:

  • Информационный,

  • Творческий.

Межпредметные связи:

  • Развитие речи,

  • Рисование,

  • Чтение.

Методы работы в рамках проекта:

  • Информационно- коммуникационный,

  • Словесный,

  • Игровой,

  • Наглядно – практический.

Ожидаемый результат:

  • Знание элементарных правил дорожного движения,

  • Владение навыком перехода регулируемого перекрёстка,

  • Осознанное владение приобретёнными знаниями.



Слайд 21, 22, 23.

Конкурс «Моя семья».

Направление проекта: моя семья.

Вид проекта: творческий проект.

Сроки проекта: мини – проект, рассчитан на 2 часа.

Место проведения в рамках учебно – воспитательного процесса:

  • Урок развития речи (1 час),

  • Классный час (1 час).

Уровни сложности:

  • Рисунок или фотография,

  • Устный (письменный) рассказ о своей семье с иллюстрацией.


Задачи проекта:

  1. Опосредовано способствовать сплочению семей обучающихся.

  2. Формировать представление о счастливой, дружной семье средствами творческих заданий.

  3. Развивать способности адекватного представления результатов своей работы в форме плакатов, рисунков, творческих работ.

  4. Развивать речь обучающихся, обогащать активный словарь.

  5. Приобщать родителей к совместным творческим работам с обучающимися.

(Аналогично слайд 24,25,26,27,28 с демонстрацией материала – работ обучающихся)

Слайд 29.

Проведенная за 2 года работа даёт право сказать, что проектная деятельность востребована в начальных классах школы VIII вида, так как создание проекта позволяет:

  • научить ребенка самостоятельному достижению цели;

  • повысить мотивацию обучающихся к учению;

  • сформировать умение работать с информацией, проводить простейшее исследование, передавать и презентовать полученные знания;

  • развивать творческие способности;

  • предоставить каждому возможность к самореализации;

  • сформировать навыки совместной работы и делового общения в семье и коллективе.



Слайд 30. Примеры эффективности данной методики представлены в виде результатов опроса в экспериментальном классе (2 «А» классе).

Для проверки результативности взята контрольная группа учащихся – 8 человек. Детям было предложено ответить на вопросы:

Что вам нравится выполнять в процессе проектной деятельности:

  • Выполнять задания на мультимедийной приставке MIMIO,

  • Выступать в качестве чтецов, играть роли,

  • Рисовать и раскрашивать картинки,

  • Играть с ребятами своего класса и другими сверстниками в процессе проектной деятельности.

Анализируя результаты работ, выяснилось, что большинству обучающихся нравится практическая сторона проектной деятельности:

  • Играть – 8 чел. - 100%,

  • Выполнять задания с MIMIO – 8 чел. - 100%,

Творческие задания вызывают затруднения у некоторых обучающихся:

  • Играть роли, выступать со стихами – 6 чел.- 75%,

  • Рисовать, раскрашивать – 7 чел.- 88%.



Слайд 31. Если сопоставить степень активного участия обучающихся и их родителей в проектной деятельности, то по сравнению с 2013-2014 учебным годом в 2014-2015 учебном году количество обучающихся, активно принимающих участие в проекте возросло на 8% (1 чел.), а родителей на 16% (2 чел.).



Слайд 32. Ожидаемые результаты внедрения проектной деятельности к моменту окончания начальной ступени обучения в школе VIII вида:

  • Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической деятельности.

  • Развитие речи и обогащение словаря.

  • Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебных пособий, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.

  • Обучение приемам исследовательской работы с различными дополнительными источниками информации в целях получения новых знаний, формирование навыков самостоятельной работы.

  • Приобретение коммуникативных навыков.

  • Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме плакатов, рисунков, коллажей фотографий, электронных презентаций, творческих работ.

  • Формирование на более высоком уровне универсальных учебных действий.

  • Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.

  • Повышение профессиональной компетентности учителя и воспитателя.

Результаты опыта дают основание полагать о перспективе и возможности использования проектной деятельности как средства социальной адаптации в массовой школе педагогами начальных классов, а в коррекционной школе педагогами начальных классов и воспитателями.

Давайте вернёмся к нашим ладошкам. Попробуем ответить на вопрос СКОЛЬКО?

Сколько одинаковых имён в нашей группе?

Но разве можно сказать что мы похожи?

Посмотрите на буквы на ваших ладошках, они могут обозначать не только имена, но и наши черты характера, трудовые умения.

С – сотрудничество, сопереживание, стремление к лучшему.

Н – надежда, новые свершения.

Г – гуманность, героизм.

Е- если так не получится, сделаем по-другому.

О – оптимизм, открытость.


А теперь предлагаю добавить лучики к нашему солнышку, если вам, что – то пригодится. Или снимите лучик, если вас что – то разочаровало.

Слайд 33.

Благодарю за внимание. всё будет хорошо! Я узнавала…





13