СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по технологии критического мышления

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие продемонстрировало возможности использования технологии развития критического мышления, главная цель которой обеспечить развитие критического мышления учащихся, их интеллектуальных умений посредством интерактивного включения в образовательный процесс.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по технологии критического мышления»

Мастер-класс. ТРКМ


  1. Занятие по технологии ТРКМ.

  2. Анализ занятия.


  1. Занятие.

  1. Стадия «Вызов»

  1. Необычное приветствие.

Добрый день (утро) уважаемые коллеги. Сегодня мне хотелось бы поздороваться с вами необычным способом: я буду называть тех, к кому обращаюсь с приветствием, а вы мне отвечать. Договорились?!

- Здравствуйте, те, кто сегодня хорошо выспался.

- Здравствуйте, те, кто готов творчески работать.

- Здравствуйте, те, кто любит сладкое.

- Здравствуйте те, кто любит читать и не представляет своей жизни без книг.

2) Распределение по группам.

- А теперь я попрошу тех, кто не представляет своей жизни без книги и чтения и готов творчески работать, выйти сюда. (6 человек)

- Из лежащих на столе книг вы можете выбрать только одну. (На столе 6 книг: 3 - классическая литература, 3 – детективная (или фантастика).

- Покажите, пожалуйста, что вы выбрали.

- Любителей классики приглашаем за этот стол, а любителей детективного жанра – за другой.


3) «Круги по воде»

- Как вы уже поняли, разговор сегодня пойдёт о книгах. Предлагаю вам следующую работу. Нужно отразить сущность данного понятия, подобрав на каждую букву слова «книга» подходящие по смыслу существительные, глаголы, прилагательные (причастия).

На половине ватмана таблица у каждой группы своя (для зала таблица на слайде пустая):

понятие

прилагательные

существительные

глаголы

К

красноречивая

ключ (копилка)


Н

незабываемая

наставник

научит

И

историческая

идея

изменит

Г

говорящая

грамота

говорит

А

актуальная

авторитет (азбука)

активизирует

анализирует

Участники группы представляют результаты своей работы, прикрепив таблицу к доске.

Поблагодарить за работу.

  1. Стадия «Осмысление»

1) Работа с текстом. «Круглый стол» или «Инфо-карусель»

Перед вами высказывания о пользе книги и чтения, познакомьтесь с ними и на основе прочитанного составьте небольшой текст (из 6? предложений) на тему «Обращение к ученикам «Почему нужно читать книги» Выполнять это задание вы будете следующим образом. Первый участник группы записывает предложение, затем передаёт листок соседу справа и так далее. Каждый пишет пастой своего цвета. Приступаем.


Высказывания (участникам на листах, для остальных на экран):

Чтение хороших книг есть как бы беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков – их авторами, и причем учёная беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей.

Рене Декарт

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Фрэнсис Бэкон

Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь и то, что иные с таким трудом обретали в житейском опыте, и постигнешь всё.

Василий Македонянин 

«Если поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдешь большую пользу для души своей».

Нестор-Летописец


«Книги рождают мечту, вызывают ее к жизни, заставляют размышлять, воспитывают самостоятельность суждений».

С. Г. Струмилин

«Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей».

Н. А. Морозов
«Знакомство с мыслями светлых умов составляет превосходное упражнение: оно оплодотворяет ум и изощряет мысль».

Иоганн Готфрид Гердер
Книга всегда была для меня советницей, утешительницей, красноречивой и спокойной, и я не хотела исчерпать ее благ, храня их для наиболее важных случаев.

(Жорж Санд)

Я попытался читать Диккенса после Твиттера и, кажется, потянул мышцу в мозгу.

Хью Лори


Участники группы зачитывают получившиеся тексты.

Поблагодарить за работу.

Пока пишут – работа с залом ???


  1. Стадия «Рефлексии»

  1. «Синквейн»

Мы не случайно говорили сегодня о книге и её роли в жизни человека. 2015 год объявлен в РФ Годом литературы. Именно поэтому в завершении нашего занятия я предлагаю вам написать синквейн, первым словом которого будет слово «литература». Синквейн хорошо всем знаком, но на всякий случай на столах у вас есть памятка.

Листы для работы

Правила написания синквейна


В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Название (обычно 1 существительное )_________________________________________

Описание (обычно 2 прилагательных)____________________________________________

Действия (обычно 3 глагола) ________________________________________________

Чувство (фраза 4 слова)________________________________________________________

Повторение сути (синоним названия)____________________________________________



Зачитывают свои работы.

Составить заранее и прочитать свой синквейн.


  1. «Мухомор»

А отразить свои впечатления от занятия, в котором вы только что приняли участие, предлагаю следующим образом. Заполните сектора этого круга, причём, чем больше удовлетворённость по оцениваемой позиции, тем ближе к центру должна быть ваша отметка (ассоциация - попадание в цель).

Насколько я доволен:

1. Работой в группе.

2 Психологическим климатом занятия.

3. Содержанием занятия.

4. Полученным результатом.

5. Воспроизводимостью предложенных методических приёмов.


 


 

Благодарим участников за интересную творческую работу и активность.



  1. Анализ


Предвосхищая ваши вопросы, постараюсь объяснить цель проведённого мною в рамках мастер-класса занятия.

Данное занятие продемонстрировало возможности использования технологии развития критического мышления, главная цель которой обеспечить развитие критического мышления учащихся, их интеллектуальных умений посредством интерактивного включения в образовательный процесс.

Цель, которую я ставила перед собой, показать, что технология «развития критического мышления» позволяет каждому педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

Занятие, как и требуется по данной технологии, состояло из 3 стадий: вызов, осмысление и рефлексия.

На стадии вызова главная цель – пробуждение интереса к изучаемой теме, актуализация знаний и целеполагание. Из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова педагог может создать умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи. Можно бесконечно перечислять применяемые здесь приемы, но, очевидно, что в педагогической копилке каждого учителя имеются собственные сокровища, предназначенные для решения главной задачи – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.

Так, я использовала следующие приёмы. Первый – это необычное приветствие, которое должно было заинтересовать учащихся, вовлечь их в учебную деятельность, а также помогло мне распределить участников на группы для последующей работы. Этот приём можно использовать на любом уроке. Например, биология – тема «Грибы» можно поприветствовать ребят, спросив, кто любит собирать грибы, кто может отличать съедобные грибы от несъедобных, кто хочет больше узнать о грибах и т.д.

Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Когда нам проще принять решение? Когда то, что мы делаем, согласуется с имеющимся опытом, пусть и опосредованно. Таким образом, если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.

Второй задачей, которая решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности учеников. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе. Очень удачной техникой, которая поможет решить эти задачи является использованная мной техника под названием «Круги по воде» Она является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом, как правило, становится изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

На стадии осмысления происходит знакомство с новой информацией. Важно на этом этапе организовать работу с новым материалом таким образом, чтобы ученики отслеживали собственное понимание новой информации. Дидактические задачи этого этапа:

1. Сформировать у учащихся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса;

2. Систематизировать и классифицировать полученную информацию;

3. Сохранить интерес к изучаемой теме.

Очень хорошие результаты даёт предложенная мною техника «Инфо-карусель» или её ещё называют «Круглый письменный стол». Это метод обучения, при котором лист и ручка постоянно передаются по кругу среди группы из 3 участников. К примеру, первый участник записывает какую-то идею, затем передает лист соседу слева или справа. Второй добавляет к этой идее свои соображения и передает лист дальше и т.д. по кругу. Каждый участник может делать запись своим цветом (это зрительно усиливается ощущение рав­ной лепты с одной стороны и позволяет зафиксировать участие каждого). Таким образом мы составили текст-обращение к ученикам «Почему нужно читать книги» на основе полученной информации из предложенного текста. В нашем случае это были высказывания известных людей о пользе книги и чтения. Конечно, на обычном уроке нужно было бы перед этим поработать с ключевыми словами или выписать тезисы. Но сегодня в связи с ограничением во времени я этого делать не стала. Думаю, «Инфо-карусель» можно использовать на любом предмете с целью систематизации и классификации изученной информации. Например, на уроке географии, изучая особенности какого-либо географического объекта, можно предложить ученикам составить памятку или путеводитель и т.д.

И наконец, последний этап – рефлексия. Её задача встроить новые знания в систему имеющихся сведений по теме, выработать отношение к ней и, если необходимо, наметить пути дальнейшего поиска по теме. Долго сомневалась, но всё же решила использовать хорошо знакомый многим и очень любимый мной синквейн. Думаю все со мной согласятся, что жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение — рефлексия. Среди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», мы знаем не так уж много: японские танку, хокку и французский синквейн. Это мощный инструмент для рефлексии. С его помощью можно резюмировать информацию, изложить слож­ные идеи, чувства и представления в нескольких словах. А это очень важное умение, которое должны развивать в себе не только лирики, но и физики. Предложу вашему вниманию синквейны, написанные на уроке физики:


Ядерные силы 
Близкодействующие и мощные
Удерживают атомное ядро 
Надежда и страх человечества 
Силачи. 



Ядерные силы 
Огромные и неудержимые
Действуют между всеми нуклонами 
Вызывают уважение 
Энергия. 


А чтобы выяснить впечатления обучающихся от прошедшего занятия я использовала приём под названием «Мухомор». Общий вид "Мухомора", представляет собой очень наглядную картину, и помогает выявить основные тенденции при оценке работы по отдельным ее аспектам и проанализировать результативность каждого компонента занятия.


Критическое мышление.

Знакомое и незнакомое.

Сомневается, активизирует, анализирует.

Нет предела совершенству и фонтану

Идей.


Благодарю за внимание!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!