Развивающее занятие
1 класс
Тема: Развитие познавательных умений и способностей первоклассников
Цель:
Развивать психические функции (внимание, мышление, память);
Формировать позитивное отношение к себе и другим.
Развивать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Задачи:
- развитие когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
- развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками;
- формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Цель: Создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и преподавателя, определенного положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию.
- Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать Вас всех на нашем занятии кружка. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.
- Тут затеи, и задачи,
- Игры, шутки, всё для вас!
- Пожелаем всем удачи -
- За работу, в добрый час!
II. Актуализация знаний.
Сегодня вы будете работать над разными заданиями. Постарайтесь выполнять эти задания как можно лучше.
-Чтобы вам легче, лучше думалось и работалось, давайте, выполним «Мозговую гимнастику». Готовы? (Да).
(Вопросы с «подвохом»)
У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Люба. Сколько детей у мамы?
На кормушке сидело 6 воробьев, кот прыгнул и схватил одного. Сколько птиц осталось сидеть на кормушке?
На столе стояло 7 свечей. Коля потушил одну. Сколько свечей стоит на столе?
В парке поровну жёлтых и красных скамеек. Жёлтых 4. Сколько красных скамеек?
В вазе лежало 9 груш и 5 слив. На сколько больше груш, чем яблок?
Игра: «Вопрос- ответ» СЛАЙД № 3, 4
Цель: развитие внимания, зрительной памяти, умения воспроизводить;
обучение детей навыкам коллективной работы.
- Куда едет автобус? (Слайд 3)
-Прочитайте слова, постарайтесь их запомнить. Я выключу экран, а вы должны будете ответить на следующие вопросы.
(Утка, салат, лето, трава, осина).
Вопросы:
1. Сколько букв в последнем слове? (Осина, 5 букв).
2. Какие слова начинаются с гласной буквы? (Утка, осина).
3. Сколько слов заканчиваются на А? (Утка, трава, осина).
4. Встречается ли буква К в словах? (Утка).
5. Было ли среди слов название дерева? (Осина).
Игра: «Составь слово» СЛАЙД № 5,6
Логически – поисковые задания(индивидуальная работа, по вариантам)
Цель: Обучать детей умению наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь.
1. Задание «Выполните действия и напишите полученное слово»
Цель: развивать логическое мышление, внимательность, наблюдательность и осуществлять прием самопроверки.
ВО + РОК –К+ БЕЙ = ВОРОБЕЙ
МЫ + ЛОВ – В =
КРО – РО + ОМ + ПОТ =
БА + РОК – ОК + А + БАН =
СОМ – ОМ + НЕ Г =
ЗИЛ – Л + МАГ – Г =
МОРО- РО +К +РЕЦ =
Г+ РАД- АД +ОЗА =
ВЕРХ – Х + ТУШ +КА =
III. Основная часть
Упражнения для развития памяти
Упр. «Шифровальщики» (групповая работа) СЛАЙД № 7,8
Цель: развивать логическое мышление, внимательность, «добывать» новую информацию, умение работать в группе, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы; обогащать и развивать речь.
- Расшифруйте слова, используя шифр ПЕЧАТАЮТ НА ЛИСТАХ
- Из слов составьте пословицу
(Хорошая книга, что солнце греет)
Упр. «Запомни слова» СЛАЙД № 9
-Запомните слова.
- Свяжите эти слова в рассказ.
Упражнения на развитие внимания
Упр. «Выполни узор» СЛАЙД № 10
Упражнения на развитие мышления
Упр. «Логические задачи» СЛАЙД № 11
-В слове «СВЕТ» переставили буквы, и получилось слово «ЕВСТ». Такая же перестановка была сделана в слове «КИНО». Что получилось?
(Аналогично со второй парой слов)
Упр. «Задачи со спичками» СЛАЙД № 12- 13
№ 14- 15
№ 16- 17
IV. Рефлексия. (ЛУЧИ СОЛНЦА- ладошки)
- Кто сегодня доволен собой?
- Кто считает, что легко выполнил все задания?
- Кому было трудно? В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно так:
На рассвете встать – помышляя о
чуде,
Рукой, обожженною солнце достать
И подарить его людям.
Солнце - лучи ладошки (из нужного цвета вырезать ладонь и украсить солнышко лучами- ладошками)
Шифровальщики
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
25 20 16-
4 18 6 6 20-
23 16 18 16 26 1 33-
12 15 10 4 1-
19 16 13 15 24 6-
- Из полученных слов составь пословицу.
Шифровальщики
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
25 20 16-
4 18 6 6 20-
23 16 18 16 26 1 33-
12 15 10 4 1-
19 16 13 15 24 6-
- Из полученных слов составь пословицу.