СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическая грамотность на уроках географии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Математическая грамотность на уроках географии»

Формирование математической  грамотности  на  уроках  географии Швыдкая В.В., учитель  географии МБОУ «Родионово-Несветайскя» СОШ  №7

Формирование математической грамотности на уроках географии

Швыдкая В.В.,

учитель географии

МБОУ «Родионово-Несветайскя» СОШ №7

Функциональная  грамотность  как  фундамент современной  системы  образования Картографическая грамотность Математическая грамотность Экологическая грамотность Читательская грамотность Глобальные компетенции География Цифровая грамотность Креативное мышление Финансовая грамотность Естественно-научная грамотность

Функциональная грамотность как фундамент современной системы образования

Картографическая грамотность

Математическая грамотность

Экологическая грамотность

Читательская грамотность

Глобальные

компетенции

География

Цифровая грамотность

Креативное

мышление

Финансовая грамотность

Естественно-научная грамотность

Математическая  грамотность  -  способность  человека  определять  и понимать  роль  математики  в  мире,  в  котором  он  живет,  высказывать  хорошо обоснованные  математические  суждения  и  использовать  математику  так, чтобы  удовлетворять  в  настоящем  и  будущем  потребности,  присущие созидательному,  заинтересованному  и  мыслящему  гражданину.

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Знания  и  умения,  необходимые  для  математически грамотного  человека: пространственное  воображение; использование  масштаба;  нахождение  периметра  и  площади  фигур; умение  читать  и  интерпретировать  количественную  информацию,  представленную  в  различной  форме; умение  работать  с  формулами,  знаковыми  и  числовыми  последовательностями; умение  выполнять  действия  с  различными  единицами  измерения.

Знания и умения, необходимые для математически грамотного человека:

  • пространственное воображение;
  • использование масштаба; нахождение периметра и площади фигур;
  • умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме;
  • умение работать с формулами, знаковыми и числовыми последовательностями;
  • умение выполнять действия с различными единицами измерения.
Математика  в  географии Земля- планета Природа Земли План  и  карта Математическая грамотность Хозяйство России  и  мира Климат Население Земли Поясное  время

Математика в географии

Земля- планета

Природа Земли

План и карта

Математическая грамотность

Хозяйство

России и мира

Климат

Население

Земли

Поясное время

План  и  карта Переведите  численный  масштаб  в  именованный: а) 1:200;  б)  1:  5000;  в)  1:  75000. Переведите  именованный  масштаб  в  численный: а)  в 1см–500м;  б)  в 1см–10м;  в) в 1см–1км. Изобразите  в  виде  отрезка  расстояние  200м  в  масштабах: а)  в  1см  –  50м;  б)1:10000.  Какой  из  масштабов  крупнее? Петя  Васечкин  решил  начертить  план  школьного  двора на  альбомном  листе  и  выбрал  масштаб  в  1см  – 1км. Удастся  ли  ему  осуществить  свой  замысел?  Ответ  поясните. Определите  по  карте  расстояние  на  местности  по  прямой  от точки  А  до  колодца.  Измерение  проводите  между  точкой  и  центром соответствующего  условного  знака.

План и карта

  • Переведите численный масштаб в именованный:

а) 1:200; б) 1: 5000; в) 1: 75000.

  • Переведите именованный масштаб в численный:

а) в 1см–500м; б) в 1см–10м; в) в 1см–1км.

  • Изобразите в виде отрезка расстояние 200м в масштабах:

а) в 1см – 50м; б)1:10000. Какой из масштабов крупнее?

  • Петя Васечкин решил начертить план школьного двора

на альбомном листе и выбрал масштаб в 1см 1км.

Удастся ли ему осуществить свой замысел? Ответ поясните.

  • Определите по карте расстояние на местности по прямой от

точки А до колодца. Измерение проводите между точкой и центром

соответствующего условного знака.

6.  Определите  географические  координаты  следующих  объектов: Название географических Географические  координаты объектов широта Гора  Джомолунгма долгота Вулкан  Везувий Город  Сантьяго Гора  Мак- Кинли Город  Москва

6. Определите географические координаты следующих объектов:

Название

географических

Географические координаты

объектов

широта

Гора Джомолунгма

долгота

Вулкан Везувий

Город Сантьяго

Гора Мак- Кинли

Город Москва

6.  Определите  по  географическим  координатам  заданные  объекты: Название Географические  координаты широта географических 36°ю.ш. объектов долгота 150°в.д. 50°ю.ш. 19°с.ш. 70°в.д. 97°з.д. 52°с.ш. 57°з.д.

6. Определите по географическим координатам заданные объекты:

Название

Географические координаты

широта

географических

36°ю.ш.

объектов

долгота

150°в.д.

50°ю.ш.

19°с.ш.

70°в.д.

97°з.д.

52°с.ш.

57°з.д.

Определите  протяженность  Австралии  с  запада  на восток  по  20°  ю.ш.  в  градусах  и  километрах, используя  величину  протяженности  1°  дуги параллели  (решение  записать  в  тетрадь). Определите  протяженность  Австралии  с  севера  на юг  по  120°  в.д.  в  градусах  и  километрах,  используя величину  протяженности  1°  дуги  меридиана (решение  записать  в  тетрадь).
  • Определите протяженность Австралии с запада на восток по 20° ю.ш. в градусах и километрах, используя величину протяженности 1° дуги параллели (решение записать в тетрадь).
  • Определите протяженность Австралии с севера на юг по 120° в.д. в градусах и километрах, используя величину протяженности 1° дуги меридиана (решение записать в тетрадь).
Решение  географических  задач  на  вычисление  высоты, атмосферного  давления,  температуры  воздуха Лётчик  поднялся  на  высоту  2  км.  Каково  атмосферное  давление  воздуха  на этой  высоте,  если  у  поверхности  земли  оно  равняется  750  мм  ртутного  столба? На  какую  высоту  поднимется  самолет  ,  если  температура  за  его  бортом  - 30°C  , а  на  поверхности  +12°C? Будет  ли  лежать  снег  на  вершине  горы  Килиманджаро,  если  температура воздуха  у  её  подножия  +25°C?

Решение географических задач на вычисление высоты, атмосферного давления, температуры воздуха

  • Лётчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равняется 750 мм ртутного столба?
  • На какую высоту поднимется самолет , если температура за его бортом - 30°C , а на поверхности +12°C?
  • Будет ли лежать снег на вершине горы Килиманджаро, если температура воздуха у её подножия +25°C?
4.  Используя  данные  таблицы,  выполнить  следующие  задания: Месяцы Январь Температура воздуха,  °C Февраль Март - 20 Апрель - 18 Май - 10 Июнь +2 +10 Июль +15 Август +20 Сентябрь Октябрь +18 Ноябрь +10 Декабрь +3 - 3 - 17 Построить  график  годового  хода  температуры  воздуха  в  масштабе. Вычислить среднегодовую  температуру  воздуха  (решение  записать  в  тетрадь). Вычислить  годовую  амплитуду  температуры  воздуха  (решение  записать  в  тетрадь). Вычислить  сумму  положительных  и  отрицательных  температур  (решение  записать  в  тетрадь).

4. Используя данные таблицы, выполнить следующие задания:

Месяцы

Январь

Температура воздуха, °C

Февраль

Март

- 20

Апрель

- 18

Май

- 10

Июнь

+2

+10

Июль

+15

Август

+20

Сентябрь

Октябрь

+18

Ноябрь

+10

Декабрь

+3

- 3

- 17

  • Построить график годового хода температуры воздуха в масштабе.
  • Вычислить среднегодовую температуру воздуха (решение записать в тетрадь).
  • Вычислить годовую амплитуду температуры воздуха (решение записать в тетрадь).
  • Вычислить сумму положительных и отрицательных температур (решение записать в тетрадь).
Задачи  на  определение  поясного  времени Расположите  регионы  России  в  той  последовательности,  в  которой  их  жители  встречают  Новый  год. Запишите  в  ответ  получившуюся  последовательность  букв. А)  Смоленская  область;  Б)  Республика  Алтай;  В)  Пермский  край. Определите,  когда  по  московскому  времени  совершит  посадку  в  Москве  (2  часовой  пояс)  самолет, вылетевший  из  Екатеринбурга  (4  часовой  пояс)  в  15  часов  по  местному  времени  и  находившийся  в  полете  2 часа. Определите  поясное  время  в  Ханты-Мансийске,  если  в  Хабаровске  7  часов  утра. Разница  во  времени  между Санкт-Петербургом  и  Якутском  составляет  +6  часов,  так  как  Якутск расположен восточнее  Санкт- Петербурга,  и  день  там  наступает  раньше.  На  рисунках  представлены  показания  часов  в Санкт- Петербурге  и  Якутске  в  тот  момент,  когда  в  Санкт- Петербурге  5  часов  вечера.  Запишите  под  каждым рисунком,  как  отображается  то  же  самое  время  на  электронных  часах  в  этих  городах.

Задачи на определение поясного времени

  • Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.

Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

А) Смоленская область; Б) Республика Алтай; В) Пермский край.

  • Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве (2 часовой пояс) самолет, вылетевший из Екатеринбурга (4 часовой пояс) в 15 часов по местному времени и находившийся в полете 2 часа.
  • Определите поясное время в Ханты-Мансийске, если в Хабаровске 7 часов утра.
  • Разница во времени между Санкт-Петербургом и Якутском составляет +6 часов, так как Якутск расположен восточнее Санкт- Петербурга, и день там наступает раньше. На рисунках представлены показания часов в Санкт- Петербурге и Якутске в тот момент, когда в Санкт- Петербурге 5 часов вечера. Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время на электронных часах в этих городах.
Работа  со  статистическими  данными Для  повышения  навыков  работы  со  статистическими данными  лучше  всего  подходят  следующие  приемы : преобразование  содержания  текста  в  график,  диаграмму,  таблицу,  схему; преобразование  набора  диаграмм  в  таблицу  и  обратная  задача  -  преобразование  таблицы  в  набор  диаграмм; решение  различных  географических  задач; работа  со  статистической  матрицей  данных  –  например,  распределить  страны  из  данного  списка  в  соответствии  с  основными  экономическими  показателями,  указанным  в  таблице,  посчитать  определенные  статистические  показатели.

Работа со статистическими данными

Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы :

  • преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему;
  • преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм;
  • решение различных географических задач;
  • работа со статистической матрицей данных – например, распределить страны из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели.
1.  Построить  розу  ветров  по  данным  таблицы  :

1. Построить розу ветров по данным таблицы :

2.  В  каких  из  приведённых  в  таблице  субъектах  Российской  Федерации  численность  населения  за указанный  период  уменьшилась,  но  не  опустилась  ниже  1,5  млн  человек? В  каком  из  приведённых  в  таблице  субъектов  Российской  Федерации  убыль  населения  за  период  с 2014г.  по  2015г.  была  наибольшей?  Запишите  в  ответе  название  субъекта  РФ. № п/п Субъекты  РФ 1 2 2014  г. Самарская  область 2015  г. Омская  область 3 3211187 4 Липецкая  область 1973876 2016  г. 3212676 1978183 2017  г. Краснодарский  край 3205975 1159866 1157865 1978466 2018  г. 3203679 5404273 1972682 5453329 3193514 1156093 1156221 1960081 5513804 5570945 1150201 5603420

2. В каких из приведённых в таблице субъектах Российской Федерации численность населения за указанный период уменьшилась, но не опустилась ниже 1,5 млн человек?

В каком из приведённых в таблице субъектов Российской Федерации убыль населения за период с

2014г. по 2015г. была наибольшей? Запишите в ответе название субъекта РФ.

п/п

Субъекты РФ

1

2

2014 г.

Самарская область

2015 г.

Омская область

3

3211187

4

Липецкая область

1973876

2016 г.

3212676

1978183

2017 г.

Краснодарский край

3205975

1159866

1157865

1978466

2018 г.

3203679

5404273

1972682

5453329

3193514

1156093

1156221

1960081

5513804

5570945

1150201

5603420

Функционально  грамотный  человек  -  это  человек,  который  способен использовать  все  постоянно  приобретаемые  в  течение  жизни  знания, умения  и  навыки  для  решения  максимально  широкого  диапазона жизненных  задач  в  различных  сферах  человеческой  деятельности, общения  и  социальных  отношений.

Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Спасибо  за  внимание!

Спасибо за внимание!