СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическое краеведение. Задачи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Математическое краеведение. Задачи.»

Уважаемые участники, прежде чем начать работу в документе, скопируйте данный документ. (ФАЙЛ - СОЗДАТЬ КОПИЮ).

Продолжайте работу в созданном документе, предоставив доступ к просмотру всем, у кого есть ссылка.


План оформления задач


Название команды: Ветер перемен


Задача 1

QR-код (со ссылкой на историческую справку)

Класс

4

Раздел математики

Простейшие задачи по математике

Тип задачи

Простая задача на движение

Задача

Расстояние от с.Лончаково до заказника Бирское 30 км. Сколько времени потребуется туристу, чтобы пройти это расстояние со скоростью 6 км/ч?

Решение задачи

30/6=5 часов

Ответ: туристу потребуется 5 часов, чтобы добраться из с. Лончаково до заказника Бирское.

Использование наглядности (интерактивность)

1.Чертим отрезок ЛБ, где Л- Лончаково, Б- Бирское.

2. При помощи фигурной скобки обозначаем расстояние 30 км.

3. Над прямой обозначаем среднюю скорость исследователя 6 км/ч.

4. Повторяем правило: Для того, чтобы найти время, необходимо расстояние разделить на среднюю скорость.












Задача 2

QR-код (со ссылкой на историческую справку)

Класс

4

Раздел математики

Задачи на движение. Составные задачи.

Тип задачи

Задачи на встречное движение.


Задача

Два исследователя заказника пошли навстречу друг другу по лесной дороге, длина которой 15 км. Они встретились через 1ч 30 минут. Первый шел со скоростью 4 км/ч. С какой скоростью шел второй исследователь?

Решение задачи

60/30=2, 4/2=2, 4+2=6(км) – прошел 1 исследователь

15-6=9 (км) – всего прошел 2 исследователь

1.5ч/30=3, 9/3=3 (км) – проходит второй исследователь за 30 минут

3+3=6 (км/ч) – средняя скорость второго исследователя

Ответ: 6 км/ч средняя скорость второго исследователя.

Использование наглядности (интерактивность)

  1. Для решения данной задачи необходимо построить чертеж, на котором указать общее расстояние и среднюю скорость 1 исследователя, указать место встречи

  2. Для определения время в пути, долей от часа, полутора часов, необходимо использовать цифровые (интерактивные) часы.










Задача 3

QR-код (со ссылкой на историческую справку)

Класс

4

Раздел математики

Задачи на движение. Составные задачи.

Тип задачи

Задачи на движение в одном направлении.


Задача

Для мониторинга жизни животных зимой в Бирском заказнике в путь отправились два егеря. Первый – на лыжах, второй – пешком. Лыжник шел со скоростью 18 км/ч и был в пути 3 часа. Сколько времени потребуется пешеходу, чтобы пройти такое же расстояние, если его скорость 9 км час?

Решение задачи

18*3=54 (км)—прошел лыжник

54/9=6 (ч) – затратит пеший исследователь

Ответ: 6 часов затратит пеший исследователь на дорогу

Использование наглядности (интерактивность)

  1. Перед началом решения этой задачи можно показать небольшой видеофильм, где рассказывается о работе егеря, о заботе человека о жизни диких животных зимой в заказнике

  2. Используя возможности редбука, начертить опорную схему для решения задачи














Задача 4

QR-код (со ссылкой на историческую справку)

Класс

4

Раздел математики

Задачи на движение. Составные задачи.

Тип задачи

Задачи на противоположное движение и движение в обратном направлении.


Задача

От места зимнего кормления диких животных заказника одновременно в противоположных направлениях отъехали два снегохода. Через 3 часа расстояние между ними было 180 км. Один из них шел со скоростью 28 км/ч. С какой скоростью шел другой снегоход?


Решение задачи

28*3=84 (км) – проехал 1 снегоход

180-84=96 (км) – проехал второй снегоход

96/3=32 (км/ч) – средняя скорость второго снегохода

Ответ: 32 км/ч средняя скорость второго снегохода

Использование наглядности (интерактивность)

Перед решением этой задачи необходимо показать презентацию «Помощь диким животным зимой в Бирском заказнике» и задать вопрос «Почему не хватит одного места в заказнике для зимней подкормки диких животных?»













Задача 5

QR-код (со ссылкой на историческую справку)

Класс

4

Раздел математики

Деление и умножение в пределах 1000.

Тип задачи

Задачи на пропорциональное деление.


Задача

Двое егерей для отслеживания жизни амурского тигра установили 30 фотоловушек. В осенний период было зафиксировано 265 попаданий большой кошки в кадр, а в зимний период – 455 попаданий. Сколько попаданий в кадр амурского тигра в среднем приходится на каждую ловушку за весь период фотофиксации?

Решение задачи

265+455=720 (р.) – общее число фотофиксаций

720/30=24 (р.) – зафиксировала попаданий каждая ловушка

Ответ: в среднем на одну ловушку за период фиксации приходится 24 попадания.

Использование наглядности (интерактивность)

  1. Краткое условие к этой задаче лучше всего оформить в виде кругов Эллера, первый круг – множество осенних попаданий, второй – множество зимних попаданий. Два множества объединяем в единое множество (первое действие). После объединения выполняем пропорциональное деление.

  2. Для запоминающегося оформления задачи можно использовать индивидуальные редбуки.










По желанию дополнительные задачи оформляются также.



Задача 6

QR-код (со ссылкой на историческую справку)

Класс

4

Раздел математики

Счет в пределах 1000.

Тип задачи

Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.


Задача

За август 2020г в заказнике «Бирский» было проведено 6 туристических экскурсий, а в сентябре этого же года - 12 таких же экскурсий. В сентябре посетило на 24 человека больше, чем в летнем месяце. Сколько человек посетило заказник в августе и сентябре?

Решение задачи

12/6=2 (р.) – было больше экскурсий в 2 раза в сентябре

24*2=48 (ч.) – посетило в сентябре

Ответ: заказник в августе посетило 24 человека, в сентябре – 48 человек.

Использование наглядности (интерактивность)

Данную задачу лучше решать при помощи кругов Эллера, причем вырезать круги из разноцветной бумаги. (т.к. можно круг согнуть, сделав половину и подписать цифровое значение, использовать наложения как способ определить подмножество)












Задача 7

QR-код (со ссылкой на историческую справку)

Класс

4

Раздел математики

Дробные числа.

Тип задачи

Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу.


Задача

2/5 необходимой соли для подкормки изюбря в заказнике «Бирский» на месяц составляет336 г. Сколько необходимо соли в зимний месяц для подкормки изюбря?


Решение задачи

336/2*5=840 (г)

Использование наглядности (интерактивность)

Перед решением задачи можно показать фото или изюбря. Рассказать: масса соли в расчете на одно животное зависит от его веса. Средний вес изюбря составляет примерно 400 кг. Расчет веса необходимой добавки составляет 7г на 100 кг живого веса.

















Задача 8

QR-код (со ссылкой на историческую справку)

Класс

4

Раздел математики

Площадь.

Тип задачи

Задачи на нахождение площади.


Задача

Комплексный биологический заказник «Бирский» имеет примерную протяженность с запада на восток 35 км, а с севера на юг – 15 км. Найдите примерную площадь заказника.

Решение задачи

S =35*15=525 км²

Использование наглядности (интерактивность)

При решении данной задачи необходимо показать карту и границы заказника. Можно зачитать отрывок: http://www.vladivostokgid.ru/nature/forest/






















Задача 9

QR-код (со ссылкой на историческую справку)

Класс

4

Раздел математики

Логические задачи.

Тип задачи

Истинностные задачи.

Задача

Ребята измеряли шагами длину дороги от развалин села Бирское до подножья сопки «Синюха». У Лизы получилось 325 шагов, у Полины – 427, у Максима – 322, а у Юры – 424.
У кого из ребят самый короткий шаг?

Решение задачи

Решается методом рассуждения. Тот ребенок, у которого шаг меньше, совершает большее количество шагов. Следовательно, тот, кто сделал больше шагов, имеет самый короткий шаг. Это Полина.

Использование наглядности (интерактивность)

Эту задачу лучше решать с использованием эксперимента. К доске вызвать несколько ребят и попросить шагами измерить длину класса. после чего они сами могут сделать вывод: кто сделал больше шагов, имеет самый короткий шаг.















Задача 10

QR-код (со ссылкой на историческую справку)

Класс

4

Раздел математики

Логические задачи.

Тип задачи

Задачи, решаемые с конца

Задача

Перед въездом в заказник протекает маленькая речушка Бирушка. Через нее перекинут старенький деревянный мост. Переходя через этот мост, ты можешь получить в два раза больше фото редких растений, чем у тебя есть. Совершать путешествие через старенькую постройку можешь совершать сколько угодно раз, но после каждого перехода отдавай Нанги за это 24 фото. Согласишься ли ты переходить через мост на таких условиях, если у тебя в кармане есть 21 фотография редких растений?

Решение задачи

Решение.

Было 24 фото, а до перехода 3 раза – 12 фото. Тогда после второго перехода моста у меня станет 12 + 24 = 36 (фото), а до перехода второго моста – 36 : 2 = 18 (рублей). Рассуждая аналогично, получим, что после первого перехода моста у меня стало 18 + 24 = 42 (фото), а перед первым переходом моста – 42 : 2 = 21 (фото). Таким образом, у меня сначала было 21 .

Ответ: нет, не соглашусь. После третьего перехода останусь без фото.


Использование наглядности (интерактивность)

Для решения данной задачи необходимо заготовить примерно 30 карточек с редкими растениями, произрастающими в Бирском заказнике, с оборотной страны можно добавить описание растения. Задачу лучше проинсценировать, попытаться решить методом подбора, только после этого найти и записать математический способ решения.





Задача 11

QR-код (со ссылкой на историческую справку)

Класс

4

Раздел математики

Логические задачи.

Тип задачи

Задачи на переливание/пересыпание

Задача

В заказнике не все животные ложатся в спячку. Зайцам приходится туго, их надо подкармливать. Ты записался в отряд волонтеров и отправился подкармливать диких животных. В каждую кормушку надо из большого мешка насыпать 8 кг корма, но у тебя только мешки для фасовки корма по 6 кг, 11 кг и полный корма мешок 16 кг.

Как ты выполнишь поставленную перед собой задачу.

Решение задачи

пересыпание

16 кг

11 кг

6 кг

1

16

0

0

2

10

0

6

3

10

6

0

4

4

6

6

5

4

11

1

6

15

0

1

7

15

1

0

8

9

1

6

9

9

7

0

10

3

7

6

11

3

11

2

12

14

0

2

13

14

2

0

14

8

2

6

15

8

8

0


Использование наглядности (интерактивность)

Таблицу лучше заполнять имея три мешочка разного размера для удобства в большом мешочке должны лежать маленькие мешочки, условно принимаемые: 1 мешочек – 1 кг



Задача 12

QR-код (со ссылкой на историческую справку)

Класс

4

Раздел математики

Логические задачи.

Тип задачи

Задача на взвешивание.

Задача

Вы – юный помощник диким животным. Пришли в пункт приготовления пищевой смеси для подкормки кабарги, обитающей в заказнике «Бирский». Вам выдали 9 кг готовой пищевой смеси и чашечные весы с гирькой в 200 грамм. Необходимо в 3 приема отвесить ровно 2 кг пищевой смеси для фасовки по пакетам.

Решение задачи

Можно так:
1. Взвешиваем 200 г пищевой смеси с помощью гири 200г
2. Перекладываем взвешенную пищевую смесь на чашу с гирей. получается 400 г. Взвешиваем еще 400г пищевой смеси.
3. Перекладываем взвешенную пищевую смесь на чашу с гирей. Получается 800г пищевой смеси и гиря 200г, итого 1000г. Взвешиваем оставшиеся 1000г.

Использование наглядности (интерактивность)

Данную задачу разбирать с детьми необходимо с использованием чашечных весов, гири в 200г. Можно заменить пищевую смесь любой крупой, но ее должно быть не менее 3 кг.





Задача 13

QR-код (со ссылкой на историческую справку)

Класс

4

Раздел математики

Логические задачи.

Тип задачи

Задачи типа «Кто есть кто?»

Задача

В заказнике «Бирский» соревновались в беге Косуля, Амурский тигр, и Изюбрь в соревновании заняли три первых места. Какое место занял каждый из них, если Амурский тигр занял не второе и не третье место, а Изюбрь – не третье? Стоит ли Амурскому тигру охотится на Косулю?

Решение задачи


1

2

3

Косуля



3

Амурский тигр

1



Изюбрь


2


Амурский тигр бегает быстрее Косули, значит, может ее догнать, следовательно охотится за ней имеет смысл.


Использование наглядности (интерактивность)

Задача решается путем занесения имеющихся данных в табличу. Выстраивается логическая цепочка, после чего расперделяются места. При ответе на второй вопрос ребята делают умозаключение: Амурский тигр бегает быстрее Косули, значит, может ее догнать, следовательно охотится за ней имеет смысл.













Задача 14

QR-код (со ссылкой на историческую справку)

Класс

4

Раздел математики

Логические задачи.

Тип задачи

Задачи на пересечение и объединение множеств.

Задача

В рамках Экологического месячника ребята занялись изучением природы заказника «Бирский».

В начальной школе 70 ребят. Из них 27изучали животный заказника, 32 – растительный мир заказника , 22 – изучали строение ландшафта заказника. Изучением животного мира занимаются 10 ребят из 4 класса, в 4 классе 6 человек увлечено изучением ландшафта, из числа ребят, изучающих животный мир 8 человек, изучающих ландшафт; 3 человека, изучающие ландшафт, посещают объединения и изучения животного мира и растительного. Сколько ребят не учатся в 4 классе, не участвовали в изучении растительного мира, не изучали животный мир? Сколько ребят заняты только изучением ландшафта?

Решение задачи

Использование наглядности (интерактивность)

Рисование кругов Элера ребятам можно предложить на редбуках, т.к. легко исправить написанное, залить цветом нужную часть круга и не запутаться при решении



Задача 15

QR-код (со ссылкой на историческую справку)

Класс

4

Раздел математики

Логические задачи.

Тип задачи

Математический ребус.

Задача

Отгадай математический ребус и расшифруй доту создания заказника «Бирский»

Б

В

.

А

А

.

А

З

Е

Ё


Решение задачи

Определяем порядковый строй алфавита.

23.11.1967

Использование наглядности (интерактивность)

Такое задание дается без наглядности, ребята пользуются только черновиками.