ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Математика» для 2 класса разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования;
Требования к оснащению образовательной деятельности в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Примерной программы по математике и авторской программы М.И.Моро, М.А.Бантовой и др. «Математика»;
Основной образовательной программы МБОУ СШ № 6;
Учебного плана МБОУ СШ № 6 на 2021-2022 уч. год.
Устава МБОУ СШ N6.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а, с другой, — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания - представления о натуральном числе и нуле, арифметические действия (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципе образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся будут учиться выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известным компонентам; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приемы проверки выполненных вычислений.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, масса, вместимость, время), их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение).
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознано выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертежными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создает условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания; создает условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т.д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами; формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в измененные условия.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоенные алгоритмы выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создает условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создает хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма, навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач дает возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2-4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Год обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
1 класс | 4 | 33 | 132 |
2 класс | 4 | 34 | 136 |
3 класс | 4 | 34 | 136 |
4 класс | 4 | 34 | 136 |
| | | 540 часов за курс |
IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. | Основная образовательная программа основного общего образования любого образовательного учреждения РФ. Пункт «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования». |
Личностные результаты | Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий: рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. |
Метапредметные результаты | Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления: овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». |
Предметные результаты | использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере). |
V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Числа и операции над ними
Числа от 1 до 100.
Нумерация (18ч)
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.(47ч)
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонентадействия. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100. (Письменные вычисления -29ч)
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.(25ч)
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Табличное умножение и деление чисел.(18ч)
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений видаа ± 5; 4 –а;при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений видаа ± х = b; х –а = b; а –х = b;
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Раздел | Кол-во часов |
Рабочая программа | Проверочные работы | Контрольные работы | Проекты |
1 | Числа от 1 до 100. Нумерация. | 18 | 4 | 2 | |
2 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 46 | 5 | 3 | 1 |
3 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Письменные вычисления. | 29 | 9 | 1 | 1 |
4 | Числа от 1 до 100. Умножение и деление. | 25 | 3 | 2 | |
5 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление. | 18 | 3 | 1 | |
| Итого: | 136ч | 24ч | 9ч | 2ч |
VII.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГОИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для учащихся:
Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 2 класс: в 2-х частях.- Просвещение, 2019г.
Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 2 класс: в 2-х частях. - Просвещение, 2020г.
Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 2 класс. – Просвещение, 2020г.
Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику: 2 класс.- Просвещение, 2016г.
Волкова С.И. Математика: Устные упражнения: 2 класс. – Просвещение, 2016г.
Для учителя:
Моро М.И. и др. Поурочные разработки по математике к УМК «Школа России». 2 класс. – ВАКО, 2018г.
Волкова С.И. и др.Математика: Методические рекомендации: 2 класс. – Просвещение, 2017г.
Волкова С.И. Контрольные работы по математике 1-4кл. – Просвещение, 2017 г.
Демонстрационные пособия
Наборы счётных палочек.
Наборы муляжей овощей и фруктов.
Набор предметных картинок.
Наборное полотно.
Строительный набор, содержащий геометрические тела.
Демонстрационная оцифрованная линейка.
Демонстрационный чертёжный треугольник.
Демонстрационный циркуль.
Технические средства обучения
Телевизор
Видеомагнитофон/видеоплейер
СD/DVD-проигрыватели
Принтер лазерный
VIII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
Числа и величины Обучающийся научится: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона; устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; читать, записывать и сравнивать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Арифметические действия Обучающийся научится: выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1); выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок). Работа с текстовыми задачами Обучающийся научится: устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; решать арифметическим способом (в 1-2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Пространственные отношения Геометрические фигуры Обучающийся научится: описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг); выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач; распознавать и называть геометрические тела (куб, шар); соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. Геометрические величины Обучающийся научится: измерять длину отрезка; вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата; оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз). Работа с информацией Обучающийся научится: читать несложные готовые таблицы; заполнять несложные готовые таблицы; | выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы), объяснять свои действия; выполнять действия с величинами; использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.); решать задачи в 1-2 действия; находить разные способы решения задачи; составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации; распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме; планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Обучающийся получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника. |
IX. ПАКЕТ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВИ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по математике осуществляется в письменнойи устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа и др.).
Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности обучающихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Однако последним придаётся наибольшее значение.
В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из её целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Итоговый контроль по математике может проводиться в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.) или в виде тестирования. В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
НОРМЫ ОТМЕТОК ПО МАТЕМАТИКЕ
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов.
Письменная проверка знаний, умений и навыков.
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объём выполненного задания.
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение отметки
ОШИБКИ:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, неверно записанная краткая запись задачи, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
НЕДОЧЁТЫ:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа;
- если работа выполнена небрежно с множествами помарок и исправлений.
Неаккуратное исправление - недочёт (2 недочёта = 1 ошибка).
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие отметки:
Отметка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Отметка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочёта;
Отметка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета;
Отметка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок.
При оценке работ, состоящих только из задач ставятся следующие отметки:
Отметка "5" ставится, если задачи решены без ошибок;
Отметка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки, но не в решении;
Отметка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета, но не в решении;
Отметка "2" ставится, если допущены 3 и более ошибок.
При оценке комбинированных работставятся следующие отметки:
Отметка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Отметка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче;
Отметка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки и 3-4 недочета;
Отметка "2" ставится, если в работе допущены 4-5 ошибок.
При оценке работ, включающих в себя решение выражений на порядок действий, ставятся следующие отметки:
считается ошибкой неправильно выбранный порядок действий, неправильно выполненное арифметическое действие
Отметка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Отметка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Отметка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Отметка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок.
При оценке работ, включающих в себя решение уравненийставятся следующие отметки: считается ошибкой неверный ход решения, неправильно выполненное действие, а также, если не выполнена проверка
Отметка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Отметка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Отметка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Отметка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок.
При оценке знаний, связанных с геометрическим материалом ставятся следующие отметки:
считается ошибкой, если ученик неверно построил геометрическую фигуру, если не соблюдал размеры, неверно перевел одни единицы измерения в другие, если не умеет использовать чертёжный инструмент для измерения или построения геометрических фигур
Отметка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Отметка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Отметка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Отметка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок.
Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, отметка по математике не снижается.
Х. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В данную рабочую программу не внесены какие-либо изменения, т.к., учитывая ученический состав классов, программа насыщенная и полностью сбалансированная.
Уровень изучения учебного материала базисный. Логика изложения и содержания рабочей программы полностью соответствует требованиям ФГОС начального образования.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Дата |
план | факт |
Раздел 1: Числа от 1 до 100. Нумерация (18ч) Планируемые личностные результаты: - адекватная мотивация учебной деятельности. - умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов. - расширять познавательные интересы и учебные мотивы. - адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. - понимать значение границ собственного знания и «незнания» - осознавать необходимость самосовершенствования, адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Регулятивные: - определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Коммуникативные: -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
1 | Числа от 1 до 20. | 1 | урок открытия нового знания | | |
2 | Числа от 1 до 20. | 1 | урок открытия нового знания | | |
3 | Десятки. Счет десятками до 100. | 1 | урок открытия нового знания | | |
4 | Числа от 11 до 100. Образование чисел. | 1 | урок открытия нового знания | | |
5 | Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр. | 1 | урок открытия нового знания | | |
6 | Однозначные и двузначные числа. | 1 | урок открытия нового знания | | |
7 | Миллиметр. | 1 | урок открытия нового знания | | |
8 | Миллиметр. | 1 | урок рефлексии | | |
9 | Контрольная работа № 1. | 1 | урок контроля знаний | | |
10 | Анализ контрольной работы. Наименьшее трехзначное число. Сотня. | 1 | урок рефлексии урок открытия нового знания | | |
11 | Метр. Таблица мер длины. | 1 | урок открытия нового знания | | |
12 | Сложение и вычитание вида 35 + 5, 35 – 30, 35 – 5. | 1 | урок открытия нового знания | | |
13 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. | 1 | урок открытия нового знания | | |
14 | Единицы стоимости. Рубль. Копейка. | 1 | урок открытия нового знания | | |
15 | Контрольная работа № 2. | 1 | урок контроля знаний | | |
16 | Что узнали. Чему научились. | 1 | урок рефлексии | | |
17 | Административная контрольная работа. | 1 | урок контроля знаний | | |
18 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | 1 | урок рефлексии | | |
Раздел 2: Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (46 ч) Планируемые личностные результаты: - адекватная мотивация учебной деятельности. - умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов. Регулятивные: - ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу. - создавать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы. - применять установленные правила в планировании деятельности. - различать способ деятельности и результат. Познавательные: - извлекать необходимую информацию. - моделировать способ действий, удерживать учебную задачу. - строить понятные для партнера высказывания, умение слушать собеседника. Коммуникативные: - формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью. |
19 | Задачи, обратные данной. | 1 | урок открытия нового знания | | |
20 | Сумма и разность отрезков. | 1 | урок открытия нового знания | | |
21 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 | урок открытия нового знания | | |
22 | Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. | 1 | урок открытия нового знания | | |
23 | Закрепление изученного. | 1 | урок рефлексии | | |
24 | Единицы времени. Час. Минута | 1 | урок открытия нового знания | | |
25 | Длина ломаной. | 1 | урок открытия нового знания | | |
26 | Закрепление изученного. | 1 | урок рефлексии | | |
27 | Странички для любознательных. | 1 | урок открытия нового знания | | |
28 | Порядок выполнения действий. Скобки. | 1 | урок открытия нового знания | | |
29 | Числовые выражения. | 1 | урок открытия нового знания | | |
30 | Сравнение числовых выражений. | 1 | урок открытия нового знания | | |
31 | Периметр многоугольника. | 1 | урок открытия нового знания | | |
32 | Свойства сложения. | 1 | урок открытия нового знания | | |
33 | Свойства сложения. | 1 | урок рефлексии | | |
34 | Закрепление изученного. | 1 | урок рефлексии | | |
35 | Контрольная работа № 3. | 1 | урок контроля знаний | | |
36 | Анализ контрольной работы. Наши проекты. Узоры и орнаменты на посуде. | 1 | урок рефлексии | | |
37 | Странички для любознательных. | 1 | урок открытия нового знания | | |
38 | Что узнали. Чему научились. | 1 | урок рефлексии | | |
39 | Что узнали. Чему научились. | 1 | урок рефлексии | | |
40 | Подготовка к изучению устных приемов вычислений. | 1 | урок открытия нового знания | | |
41 | Прием вычислений вида 36 + 2, 36 + 20. | 1 | урок открытия нового знания | | |
42 | Прием вычислений вида 36 – 2, 36 – 20. | 1 | урок открытия нового знания | | |
43 | Прием вычислений вида 26 + 4. | 1 | урок открытия нового знания | | |
44 | Прием вычислений вида 30 – 7. | 1 | урок открытия нового знания | | |
45 | Прием вычислений вида 60 – 24. | 1 | урок открытия нового знания | | |
46 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | урок рефлексии | | |
47 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | урок рефлексии | | |
48 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | урок рефлексии | | |
49 | Прием вычислений вида 26 + 7. | 1 | урок открытия нового знания | | |
50 | Прием вычислений вида 35 – 7. | 1 | урок открытия нового знания | | |
51 | Закрепление изученного. | 1 | урок рефлексии | | |
52 | Закрепление изученного. | 1 | урок рефлексии | | |
53 | Странички для любознательных. | 1 | урок открытия нового знания | | |
54 | Что узнали. Чему научились. | 1 | урок рефлексии | | |
55 | Что узнали. Чему научились. | 1 | урок рефлексии | | |
56 | Контрольная работа № 4. | 1 | урок контроля знаний | | |
57 | Анализ контрольной работы. Буквенные выражения. | 1 | урок рефлексии | | |
58 | Буквенные выражения. Закрепление. | 1 | урок рефлексии | | |
59 | Уравнение. Решение уравнений методом подбора | 1 | урок открытия нового знания | | |
60 | Уравнение. Решение уравнений методом подбора | 1 | урок рефлексии | | |
61 | Проверка сложения. | 1 | урок открытия нового знания | | |
62 | Проверка вычитания. | 1 | урок открытия нового знания | | |
63 | Контрольная работа № 5. | 1 | урок контроля знаний | | |
64 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. | 1 | урок рефлексии | | |
Раздел 3: Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления) (29ч) Планируемые личностные результаты: - адекватная мотивация учебной деятельности. - умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов. Регулятивные: - ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу. - создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы. - применять установленные правила в планировании деятельности. - различать способ деятельности и результат. Познавательные: - извлекать необходимую информацию. - моделировать способ действий, удерживать учебную задачу. - строить понятные для партнера высказывания, умение слушать собеседника. Коммуникативные: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью. |
65 | Сложение вида 45 + 23. | 1 | урок открытия нового знания | | |
66 | Вычитание вида 57 – 26. | 1 | урок открытия нового знания | | |
67 | Проверка сложения и вычитания. | 1 | урок открытия нового знания | | |
68 | Закрепление изученного. | 1 | урок рефлексии | | |
69 | Угол. Виды углов. | 1 | урок открытия нового знания | | |
70 | Закрепление изученного. | 1 | урок рефлексии | | |
71 | Сложение вида 37 + 48. | 1 | урок открытия нового знания | | |
72 | Сложение вида 37 + 53. | 1 | урок открытия нового знания | | |
73 | Прямоугольник. | 1 | урок открытия нового знания | | |
74 | Прямоугольник. | 1 | урок рефлексии | | |
75 | Сложение вида 87 + 13. | 1 | урок открытия нового знания | | |
76 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | урок рефлексии | | |
77 | Вычисления вида 32 + 8, 40 – 8. | 1 | урок открытия нового знания | | |
78 | Вычитание вида 50 – 24. | 1 | урок открытия нового знания | | |
79 | Странички для любознательных. | 1 | урок открытия нового знания | | |
80 | Что узнали. Чему научились. | 1 | урок рефлексии | | |
81 | Что узнали. Чему научились. | 1 | урок рефлексии | | |
82 | Контрольная работа № 6. | 1 | урок контроля знаний | | |
83 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | 1 | урок рефлексии | | |
84 | Вычитание вида 52-24. | 1 | урок открытия нового знания | | |
85 | Закрепление изученного. | 1 | урок рефлексии | | |
86 | Закрепление изученного. | 1 | урок рефлексии | | |
87 | Свойство противоположных сторон прямоугольника. | 1 | урок открытия нового знания | | |
88 | Закрепление изученного. | 1 | урок рефлексии | | |
89 | Квадрат. | 1 | урок открытия нового знания | | |
90 | Квадрат. | 1 | урок рефлексии | | |
91 | Наши проекты. Оригами. | 1 | урок рефлексии | | |
92 | Странички для любознательных. | 1 | урок рефлексии | | |
93 | Что узнали. Чему научились. | 1 | урок контроля знаний | | |
Раздел 4: Умножение и деление (25 ч) Планируемые личностные результаты: - адекватная мотивация учебной деятельности. - умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов. Регулятивные: - ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу. - создавать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы. - применять установленные правила в планировании деятельности. - различать способ деятельности и результат. Познавательные: - извлекать необходимую информацию. - моделировать способ действий, удерживать учебную задачу. - строить понятные для партнера высказывания, умение слушать собеседника. Коммуникативные: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью. |
94 | Конкретный смысл действия умножения. | 1 | урок открытия нового знания | | |
95 | Конкретный смысл действия умножения. | 1 | урок рефлексии | | |
96 | Вычисление результата умножения с помощью сложения. | 1 | урок открытия нового знания | | |
97 | Задачи на умножение. | 1 | урок открытия нового знания | | |
98 | Периметр прямоугольника. | 1 | урок открытия нового знания | | |
99 | Умножение нуля и единицы. | 1 | урок открытия нового знания | | |
100 | Названия компонентов и результата умножения. | 1 | урок открытия нового знания | | |
101 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | урок рефлексии | | |
102 | Переместительное свойство умножения. | 1 | урок открытия нового знания | | |
103 | Переместительное свойство умножения. | 1 | урок рефлексии | | |
104 | Конкретный смысл действия деления. | 1 | урок открытия нового знания | | |
105 | Конкретный смысл действия деления. | 1 | урок рефлексии | | |
106 | Конкретный смысл действия деления. | 1 | урок рефлексии | | |
107 | Закрепление изученного. | 1 | урок рефлексии | | |
108 | Названия компонентов и результата деления. | 1 | урок открытия нового знания | | |
109 | Что узнали. Чему научились. | 1 | урок рефлексии | | |
110 | Контрольная работа № 7. | 1 | урок контроля знаний | | |
111 | Умножение и деление. Закрепление. | 1 | урок рефлексии | | |
112 | Связь между компонентами и результатом умножения. | 1 | урок открытия нового знания | | |
113 | Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. | 1 | урок открытия нового знания | | |
114 | Приемы умножения и деления на 10. | 1 | урок открытия нового знания | | |
115 | Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость». | 1 | урок открытия нового знания | | |
116 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | 1 | урок открытия нового знания | | |
117 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | урок рефлексии | | |
118 | Контрольная работа № 8. | 1 | урок контроля знаний | | |
Раздел 5: Табличное умножение и деление (18 ч) Планируемые личностные результаты: - адекватная мотивация учебной деятельности. - умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов. Регулятивные: - ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу. - создавать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы. - применять установленные правила в планировании деятельности. - различать способ деятельности и результат. Познавательные: - извлекать необходимую информацию. - моделировать способ действий, удерживать учебную задачу. - строить понятные для партнера высказывания, умение слушать собеседника. Коммуникативные: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью. |
119 | Умножение числа 2 и на 2. | 1 | урок открытия нового знания | | |
120 | Умножение числа 2 и на 2. | 1 | урок рефлексии | | |
121 | Приемы умножения числа 2. | 1 | урок открытия нового знания | | |
122 | Деление на 2. | 1 | урок открытия нового знания | | |
123 | Деление на 2. | 1 | урок рефлексии | | |
124 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | урок рефлексии | | |
125 | Странички для любознательных. | 1 | урок рефлексии | | |
126 | Что узнали. Чему научились. | 1 | урок контроля знаний | | |
127 | Умножение числа 3 и на 3. | 1 | урок открытия нового знания | | |
128 | Умножение числа 3 и на 3. | 1 | урок рефлексии | | |
129 | Деление на 3. | 1 | урок открытия нового знания | | |
130 | Деление на 3. | 1 | урок рефлексии | | |
131 | Административная контрольная работа. | 1 | урок рефлексии | | |
132 | Странички для любознательных. | 1 | урок рефлексии | | |
133 | Что узнали. Чему научились. | 1 | урок контроля знаний | | |
134 | Контрольная работа №9. | 1 | урок контроля знаний | | |
135 | Что узнали, чему научились во 2 классе? | 1 | урок контроля знаний | | |
136 | Что узнали, чему научились во 2 классе? | 1 | урок рефлексии | | |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |