Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны в реальной жизни. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач. Я предлагаю вам отгадать задуманное мною слово, которое будет ключевым словом нашего урока. У вас есть три попытки. В словаре С.И. Ожегова о нем написано так: – это мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья; – это частые прерывистые звуки, например “барабанная…”; – она может быть правильной или неправильной, обыкновенной или десятичной. (Это слово – “Дробь”.) Как сказал Р.Декарт: “Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться”. Так будем же любознательными! |
5.Изучение нового материала | Ф | Теоретический материал § 30 Обратите внимание на знаменатели полученных дробей. Согласны ли вы с тем, что в заданиях знаменателями являются числа, записанные единицей и нулями, т.е. 10, 100, 1000 и т.д.? с такими дробями, как видно, часто приходится иметь дело в повседневной жизни, выполнять над ними вычисления. А поэтому для записи дробей, у которых знаменатели 10, 100, 1000 и т.д., используют позиционный принцип изображения чисел в десятичной системе счисления и называют их десятичными. Изобретение десятичных дробей является одним из величайших достижений человеческой культуры. Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в Узбекистане, вблизи города Самарканда в обсерватории Улегбека в начале ХV века. Аль-Каши записывал дроби в одну строчку с числами в десятеричной системе, чтобы отделить целое от десятеричного , он пользовался вертикальной чертой или чернилами разного цвета. Его труды долго не были известны европейским ученым, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены. Новый вид дробей более простой и более удобный, с которым мы сегодня и познакомимся. Дробь десятичная, Такая отличная. Обыкновенной сестрица, - В знаменателе у нее Разрядная единица. Чтобы ее прочитать, Нужно разряды десятых долей знать. Вопросы: Какой наименьший разряд для натуральных чисел? (Разряд единиц) Может ли быть еще меньший разряд? (да, если использовать дроби) Как вы считаете, во сколько раз может быть меньше разряд, который мы располагаем на первом месте правее от разряда единиц? (в 10 раз) Этот разряд мы называем десятые доли единиц. Вопрос: Следующий за разрядом десятых долей разряд, как вы считаете, во сколько раз будет меньше чем единица? (в 100 раз) Вопросы: Как бы вы назвали следующий разряд? (тысячные доли единиц) А еще дальше? У нас есть все основания для того, чтобы записывать и читать десятичные дроби. Но запомним, что разряды долей будем записывать справа от разряда единиц. Между целыми и дробными частями ставят запятую. При отсутствии какого – либо разряда долей, его заменяем 0 при записи числа. Например: 4 =4,1, , 2 . Если имеем правильную дробь, то на месте целых записываем 0. Например: , , . Обратите внимание на то, что количество цифр после запятой равно количеству нулей, которые стоят после единицы в знаменателе. 1) Записать десятичной дробью: . 2) Прочитать десятичные дроби (по записи на доске): А) 2,7; 11,4; 401,1; 0,8; 99,9; 909,9. Б) 5,64; 21,87; 381, 77; 54,60; 0,55; 0,09; 2,02. В) 1,597; 12,882; 326,703; 0,321; 0,049; 0,001. Г) 203,6; 20,36; 0,0236; 2,0306; 0,010101. 3) Записать десятичные дроби под диктовку. 7 целых 8 десятых 2 целые 25 сотых 0 целых 92 сотые 12 целых 3 сотых 5 целых 187 тысячных 24 целые 24 тысячные 7 целых 7 десятых 7 целых 7 сотых 7 целых 7 тысячных 0 целых 5 десятитысячных 2 целые 2 тысячи 35 миллионных Решить устно № 771, 777, 773. | | |