СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика 5 класс. Урок 116.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика 5 класс. Урок 116.

Просмотр содержимого документа
«Математика 5 класс. Урок 116.»

Математика 5 класс Урок 116

Тема

Представление о десятичных дробях

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Формируемые результаты

Предметные: ввести понятие десятичной дроби, научить учащихся читать и записывать десятичные дроби, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную дробь в виде десятичной.

Личностные: формировать умение соотносить полученный результат с поставленной целью, объективно оценивать труд одноклассников.

Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Планируемые результаты

Учащийся научится читать и записывать десятичные дроби, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную дробь в виде десятичной.

Основные понятия

Десятичная дробь, десятичная запись дроби, разряд десятых, разряд сотых, разряд тысячных и т. д.



Организационная структура урока

Этапы проведения урока

Форма организации УД

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Учебник

Рабочая тетрадь

Дидактические материалы

  1. Организационный этап


  1. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны в реальной жизни. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач. Я предлагаю вам отгадать задуманное мною слово, которое будет ключевым словом нашего урока. У вас есть три попытки. В словаре С.И. Ожегова о нем написано так:

– это мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья;

– это частые прерывистые звуки, например “барабанная…”;

– она может быть правильной или неправильной, обыкновенной или десятичной.

(Это слово – “Дробь”.)

Как сказал Р.Декарт: “Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться”. Так будем же любознательными!


  1. Проверка домашнего задания


4.Актуализация знаний

Ф

Устно: № 1


Записать числа в виде суммы разрядных слагаемых.

2973=2000+900+70+3

4706=

5005=

5900=

20010=

Записать сумму как одно число:

8000 + 700 + 20+9=

6000+400+70+4=

7000+40+2=

Запомните, что единица каждого следующего разряда в 10 раз больше от единицы предыдущего разряда. Если какого – либо разряда нет, то в записи числа на его месте ставим 0.

Работа по группам:

1 группа: Представить в метрах:

7 дм = 28 см = 4 см =

2 группа: Представить в центнерах:

4 кг = 23 кг = 5 г = 78 г =

3 группа: Представить в часах:

20 мин = 3 мин = 17 сек =




5.Изучение нового материала

Ф

Теоретический материал § 30


Обратите внимание на знаменатели полученных дробей. Согласны ли вы с тем, что в заданиях знаменателями являются числа, записанные единицей и нулями, т.е. 10, 100, 1000 и т.д.? с такими дробями, как видно, часто приходится иметь дело в повседневной жизни, выполнять над ними вычисления. А поэтому для записи дробей, у которых знаменатели 10, 100, 1000 и т.д., используют позиционный принцип изображения чисел в десятичной системе счисления и называют их десятичными.

Изобретение десятичных дробей является одним из величайших достижений человеческой культуры. Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в Узбекистане, вблизи города Самарканда в обсерватории Улегбека в начале ХV века. Аль-Каши записывал дроби в одну строчку с числами в десятеричной системе, чтобы отделить целое от десятеричного , он пользовался вертикальной чертой или чернилами разного цвета. Его труды долго не были известны европейским ученым, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены.

Новый вид дробей более простой и более удобный, с которым мы сегодня и познакомимся.

Дробь десятичная,

Такая отличная.

Обыкновенной сестрица, -

В знаменателе у нее

Разрядная единица.

Чтобы ее прочитать,

Нужно разряды десятых долей знать.

Вопросы:

  1. Какой наименьший разряд для натуральных чисел? (Разряд единиц)

  2. Может ли быть еще меньший разряд? (да, если использовать дроби)

  3. Как вы считаете, во сколько раз может быть меньше разряд, который мы располагаем на первом месте правее от разряда единиц? (в 10 раз)

Этот разряд мы называем десятые доли единиц. Вопрос:

Следующий за разрядом десятых долей разряд, как вы считаете, во сколько раз будет меньше чем единица? (в 100 раз)

Вопросы:

  1. Как бы вы назвали следующий разряд? (тысячные доли единиц)

  2. А еще дальше?



У нас есть все основания для того, чтобы записывать и читать десятичные дроби. Но запомним, что разряды долей будем записывать справа от разряда единиц. Между целыми и дробными частями ставят запятую. При отсутствии какого – либо разряда долей, его заменяем 0 при записи числа.

Например: 4 =4,1, , 2 .

Если имеем правильную дробь, то на месте целых записываем 0.

Например: , , .

Обратите внимание на то, что количество цифр после запятой равно количеству нулей, которые стоят после единицы в знаменателе.

1) Записать десятичной дробью:

.

2) Прочитать десятичные дроби (по записи на доске):

А) 2,7; 11,4; 401,1; 0,8; 99,9; 909,9.

Б) 5,64; 21,87; 381, 77; 54,60; 0,55; 0,09; 2,02.

В) 1,597; 12,882; 326,703; 0,321; 0,049; 0,001.

Г) 203,6; 20,36; 0,0236; 2,0306; 0,010101.

3) Записать десятичные дроби под диктовку.

  • 7 целых 8 десятых

  • 2 целые 25 сотых

  • 0 целых 92 сотые

  • 12 целых 3 сотых

  • 5 целых 187 тысячных

  • 24 целые 24 тысячные

  • 7 целых 7 десятых

  • 7 целых 7 сотых

  • 7 целых 7 тысячных

  • 0 целых 5 десятитысячных

  • 2 целые 2 тысячи 35 миллионных

  • Решить устно № 771, 777, 773.




6.Первичное закрепление нового материала

Ф


П


И

№ 797 (1-8), 798, 800 (1-3), 802 (1-6)



№ 384


№ 385, 386, 387, 388





№ 204 (5-12), 205 (4-6)

7.Повторение

И

№ 814



8.Итоги урока

Ф

Вопросы 1-6



9.Информация о домашнем задании


§ 30, вопросы 1-6, № 799 (1-8), 801 (1-3), 803 (1-4)





Методические комментарии



В начале изучения темы целесообразно повторить связь между единицами измерения, отличающимися друг от друга в 10, 100, 1 000 и т. д. раз. Эти связи являются для учащихся мотивацией введения десятичных дробей.



Учащиеся должны понять, что десятичные дроби — это новая форма записи дробных чисел. Они должны понимать, что любую десятичную дробь можно записать в виде обыкновенной.



Надо обратить внимание учащихся на аналогию, содержащуюся в принципах записи натуральных чисел и десятичных дробей: каждая единица младшего разряда в 10 раз меньше единицы соседнего старшего разряда.



Очень важно на этом этапе обучения сформировать устойчивые навыки чтения и записи десятичных дробей. Здесь эффективным способом проверки знаний является проведение математических диктантов.