СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

 Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

Цель темы

 Записывать и читать десятичные дроби;  представлять десятичные дроби в виде обыкновенных и наоборот;  находить десятичные приближения обыкновенных дробей; сравнивать и упорядочивать десятичные дроби; выполнять сложение, вычитание и округление десятичных дробей;

использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях;

строить логическую цепочку

Просмотр содержимого документа
«Математика 5 класс»

Технологическая карта изучения темы:  § 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей - 13 ч

Тема

 Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

Цель темы

 Записывать и читать десятичные дроби; представлять десятичные дроби в виде обыкновенных и наоборот; находить десятичные приближения обыкновенных дробей; сравнивать и упорядочивать десятичные дроби; выполнять сложение, вычитание и округление десятичных дробей;

использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях;

строить логическую цепочку

Основное содержание темы, термины и понятия

 Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.

 

Планируемый результат:

Обучающиеся научатся: записывать и читать десятичные дроби; представлять десятичные дроби в виде обыкновенных и наоборот; находить десятичные приближения обыкновенных дробей; сравнивать и упорядочивать десятичные дроби; выполнять сложение, вычитание и округление десятичных дробей; использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях; строить логическую цепочку.

Предметные умения, УУД

Познавательные УУД: умение сравнивать различные объекты; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия; классифицировать объекты; умение выделять существенную информацию из текста; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Регулятивные УУД: умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий, умение ставить перед собой учебную задачу; умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; вносить необходимые коррективы и дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; прогнозирование результата и уровня усвоения; осознание уровня и качества усвоения результата.

Коммуникативные УУД: формирование навыков учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; развитие умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; умение обмениваться знаниями с одноклассниками для принятия эффективных совместных решений; планирование общих способов работы участников группы.

Личностные УУД: формирование стартовой и устойчивой мотивации к обучению; формирование познавательного интереса к изучению и закреплению нового, способам обобщения и систематизации знаний; формирование навыков самоанализа и самоконтроля.


 


Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 История;

русский язык;

география;

биология.

 Фронтальная,

работа в парная,

индивидуальная,

групповая,

 Презентация;

интернет ресурсы.

 




Сложение и вычитание десятичных дробей.



ФИО (полностью)

Фоминова Надежда Анатольевна

Место работы

МБОУ Медведская ООШ

Должность

Учитель математики и информатики

Предмет

математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Сложение и вычитание десятичных дробей. (первый урок).

Базовый учебник

1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2016


  1. Цель урока: выработка умений сложения и вычитания десятичных дробей; отработать приемы сравнения десятичных дробей.


  1. Планируемые результаты: учащиеся научатся складывать и вычитать десятичные дроби; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.


10. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «обыкновенная дробь», «смешанное число», «десятичная дробь. Решать задачи и примеры по данной теме.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


11.Тип урока : усвоение новых знаний.


12 .Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.


13.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.


14.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;


-работают с текстом учебника;

-работают с технологической картой при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.


15.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point


16.Структура и ход урока





Технологическая карта урока по математике в 5 классе.

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей.

Цель:  совершенствование навыков сложения и вычитания десятичных дробей.

Задачи:  1.Отработка приемов сравнения десятичных дробей;

2. Выработка умений сложения и вычитания десятичных дробей;

3. Развитие элементов творческой деятельности и логического мышления учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, наглядные пособия.

Математика. Виленкин.Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И.- М.:Мнемозина, 2016.-280с.:ил.

 

Этап урока

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Самоанализ урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с оцениванием на уроке


Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться!

Работаем старательно!

Слушаем внимательно!


Уточнение критериев оценки

Регулятивные:

-Организация  своего рабочего  места.

Коммуникативные:

-Умение  вступать в диалог(отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

Познавательные:

-Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

2 минуты 


II. Актуализация знаний

Проверка дом. задания

1.Устная работа

1.1.Прочитайте дроби:

3,5; 0,375; 110,07; 61,981; 3,51

1.2. что можно выделить у каждой десятичной дроби?

1.3. назовите: целую часть, дробную часть;

наименьшую десятичную дробь, наибольшую; числа в порядке возрастания, убывания.


- Что необходимо знать, чтобы ответить на эти вопросы?

-Вопрос-ответ с использованием базового листа контроля


1.4. восстановите запись:

2,*1

6,413 6,4*8;

1,892

50,683


2.Самостоятельная работа

2.1. Графический диктант

  1. 5 8/13+ 4 7/13= 9 15/13= 10 2/13

  2. 5-3/15=4 15/15-3/15=4 2/15

  3. 2 4/9-1 7/9=22/9-16/9=6/9

  4. 4 1/5 +3 2/5 =7 3/10

  5. 6,837 6,829

  6. 43,24

  7. 0,527=0,572

  8. 9/10 – 5/10=4/10

  9. 8/10+5/10=13/10

  10. 3 4/10 +2 6/10=6

Взаимопроверка.











-Правило сравнения десятичных дробей.

-Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала сравнить их целые части, а затем дробные части
















- - - ^ - ^ ^ - - -

Коммуникативные:

-Умение выражать свои мысли полно и точно.

Регулятивные:

-Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

15 минут. На втором этапе для повторения пройденного материала использовала словесные, наглядные методы с применением слайдов (презентация). Проверка знания правила сравнения десятичных дробей шла через фронтальный опрос с использованием базового листа контроля.



















Проверка знаний правил сложения и вычитания смешанных чисел, сравнение дробей.

Развитие самостоятельности.

III.Физкультминутка.

Раз – поднялись, потянулись

Два – согнулись, разогнулись

Три в ладоши три хлопка

На четыре – три кивка,

Пять руками помахать,

Шесть – тихонько сесть.

(Можно физминутку из презентации музыкальную)



3 минуты.

Здоровьесберегающая технология.

Физкультминутка проведена с заданием на проверку вычислительных навыков.


IV. Самоопределение к деятельности.

Постановка темы и цели урока.

1.Историческая справка.

Учение о дробях всегда считалось трудным. У немцев сохранилась пословица «Попасть в дроби». Как вы думаете, что она означает? (Попасть в тяжелое, трудное положение)

Я думаю, что мы выдержим все испытания, которые сегодня встретятся у нас на пути, и вместе преодолеем трудности. Родина этой картины - Египет. Она необычна для непосвященного зрителя. Что здесь изображено? (В Древнем Египте так изображались обыкновенные дроби)

-Как можно еще записать дробь 1/10?


-Вы уже научились сравнивать десятичные дроби, а как вы думаете, что можно с ними еще сделать? Давайте посмотрим на экран. Вы встречали такую запись

( чек из магазина, на котором товар и его стоимость)

Каких знаний нам не хватает, чтоб узнать стоимость?

- Совершенно верно. Сегодня на уроке вам предстоит научиться складывать и вычитать десятичные дроби.















0,1. Это десятичная дробь.

- Складывать и вычитать.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации.

2 минуты. На  данном этапе формулируется тема урока и ставятся цели.

V. Учебно-познавательная деятельность

 Решение задачи


-Сейчас мы решим задачу и на примере этой задачи вы поймете, как складывать и вычитать десятичные дроби.

С одного участка собрали 95,3 т зерна, а с другого на 16,87 т зерна больше. Сколько тонн зерна собрали с другого участка?

- Что необходимо найти по условию задачи?

- Как же это сделать? Попробуйте решить самостоятельно.

Давайте сформулируем алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. (Работа в группах).

Вам дается набор предложений, вы должны расположить их в том порядке, как считаете правильно (разместить ответ на доске).

Работа с учебником. Откройте учебник (стр ), найдите формулировку алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. Проверьте, правильно ваша группа выполнила задание. Работа с базовым листом контроля (знакомство с правилами сложения и вычитания дробей)











Запись задачи, пояснения, ответ.


Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

-сравнять количество знаков после запятой;

-записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой;

-выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;

- поставить в ответе запятую.

Регулятивные:

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.

Познавательные:

-находить и выбирать способ решения.

-прогнозировать результат вычисления.

-использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

8 минут.

На основном этапе урока – изучение нового материала, мною была использована групповая и  фронтальная работа.


VI. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

1.Историческая справка

Большие заслуги в развитии учения о десятичных дробях принадлежат Джеймшиду ал-Каши (15 век, древняя Азия).В 1427 г. в книге «Ключ к арифметике» он описал систему десятичных дробей.

В Европе о десятичных дробях первым изложил голландский математик, инженер, посвятивший вопросу труд под названием «Десятина» (1585г) Он записывал дроби не так, как это делают теперь. Посмотрите внимательно на эту «картину» и ответьте на вопрос: «Какой смысл вкладывал ученый в цифры 0 и 2 ?»

(слайд 8)

30 812

(3,81. Запятая в записи десятичных дробей впервые появилась в трудах Непера)

2.На данном рисунки каждому числу соответствует буква. Выполните задание. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать слово.

0,5+12,38=12,88 м

12,88-7,62=5,26 о

3,875+10,35=14,225 л

4,99-0.535=4,455 о

26,3+24,7=51 д

0,7-0,04=0,66 е

5,7 +3,28 =8,98 ц

Дети записывают решение и ответ


Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли полно и точно.


10 минут.

 На этом этапе проводится первичное закрепление  умения складывать и вычитать десятичные дроби. По ответам детей, по записям в тетрадях прослеживается результат достижения   цели  урока.

VII. Рефлексия. Контроль и оценка результатов деятельности





Вот и подошел к концу наш урок.

Интересное и меткое сравнение принадлежит Л.Толстому. Он говорил, что «человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель- то, что он о себе думает. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь».

Кому понравилось и было легко преодолевать все трудности – украсьте нашу поляну жёлтыми цветочками, кому было тяжело – синенькими. А кому не интересно было с нами путешествовать – красными.

Учащиеся крепят свои цветочки на доску

Регулятивные:

-оценивать свою работу.

3 минуты.

Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность.

VIII. Итог урока.




IX. Домашнее задание.


Что для себя каждый взял из этого урока? Чему научились?

Спасибо за урок!

Молодцы!


№№1255(1ст), 1256(1 ст), 1257



2минуты.

Время отведённое на все этапы урока, было соблюдено.

Все поставленные мною цели урока удалось реализовать: формировались у учащихся новые понятия и закреплялось изученное раннее.






Учебно-методическое обеспечение учебного процесса



1. «Математика». Сборник рабочих программ. 5-6 классы [Т.А.Бурмистрова]. – М.: Просвещение, 2015. – 80с.

2. Виленкин, Н.Я. Математика. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М. : Мнемозина, 2015. – 280 с.

3. Ерина Т.М. Математика 5 кл.: рабочая тетрадь по математике. М.: Мнемозина. 2017.-128 с.

4. Рудницкая, В. Н. Математика. 5 кл.: рабочая тетрадь № 1- 2 для контрольных работ по математике. / В. Н. Рудницкая. М.: Издательство «Экзамен». 2016.

5. Попов, М.А Дидактические материалы по математике 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика 5 класс» /М.А. Попов -2-е изд., перераб. и дополн.-М.: Издательство «Экзамен». 2016


6. Попов, М.А Контрольные и самостоятельные работы по математике 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика 5 класс» /М.А. Попов -5-е изд., перераб.-М.: Издательство «Экзамен».

7. Бречкина М.А., Кузнецова О.В. Сборник диагностических работ поматематике для 5-6 классов/ Под. ред. Р.Б.Копелевич. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2016.-71 с.

8. Радаева Е.А. Математика. 5 класс. 180 диагностических вариантов/ Е.А.Радаева. – М.: Издательство «Национальное образование», 2013. – 192 с.

9. Ершова, А.П., Голобородько, В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. - М.:Илекса,2016,-160с.

10. Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А.С. Чесноков, К.И. Нешков. М.: Академкнига/Учебник, 2016. - 114 с.

Интернет – ресурсы


  1. Математика. Интерактивные дидактические материалы 5 класс по учебнику Н.Я.Виленкина.

  2. Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm

  3. Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru

  4. Педсовет, математика http://pedsovet.su/load/135

  5. Учительский портал. Математика http://www.uchportal.ru/load/28

  6. Уроки по математике, алгебре, геометрии http://www.uroki.net/docmat.htm

  7. Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа: www.festival.1september.ru

  8. Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/