Технологическая карта изучения темы: § 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей - 13 ч
Тема | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей |
Цель темы | Записывать и читать десятичные дроби; представлять десятичные дроби в виде обыкновенных и наоборот; находить десятичные приближения обыкновенных дробей; сравнивать и упорядочивать десятичные дроби; выполнять сложение, вычитание и округление десятичных дробей; использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях; строить логическую цепочку |
Основное содержание темы, термины и понятия | Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. |
Планируемый результат: Обучающиеся научатся: записывать и читать десятичные дроби; представлять десятичные дроби в виде обыкновенных и наоборот; находить десятичные приближения обыкновенных дробей; сравнивать и упорядочивать десятичные дроби; выполнять сложение, вычитание и округление десятичных дробей; использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях; строить логическую цепочку. |
Предметные умения, УУД | Познавательные УУД: умение сравнивать различные объекты; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия; классифицировать объекты; умение выделять существенную информацию из текста; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Регулятивные УУД: умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий, умение ставить перед собой учебную задачу; умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; вносить необходимые коррективы и дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; прогнозирование результата и уровня усвоения; осознание уровня и качества усвоения результата. Коммуникативные УУД: формирование навыков учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; развитие умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; умение обмениваться знаниями с одноклассниками для принятия эффективных совместных решений; планирование общих способов работы участников группы. Личностные УУД: формирование стартовой и устойчивой мотивации к обучению; формирование познавательного интереса к изучению и закреплению нового, способам обобщения и систематизации знаний; формирование навыков самоанализа и самоконтроля. |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
История; русский язык; география; биология. | Фронтальная, работа в парная, индивидуальная, групповая, | Презентация; интернет ресурсы. |
Сложение и вычитание десятичных дробей.
-
| ФИО (полностью) | Фоминова Надежда Анатольевна |
-
| Место работы | МБОУ Медведская ООШ |
-
| Должность | Учитель математики и информатики |
-
| Предмет | математика |
-
| Класс | 5 |
-
| Тема и номер урока в теме | Сложение и вычитание десятичных дробей. (первый урок). |
-
| Базовый учебник | 1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2016 |
Цель урока: выработка умений сложения и вычитания десятичных дробей; отработать приемы сравнения десятичных дробей.
Планируемые результаты: учащиеся научатся складывать и вычитать десятичные дроби; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
10. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «обыкновенная дробь», «смешанное число», «десятичная дробь. Решать задачи и примеры по данной теме.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
11.Тип урока : усвоение новых знаний.
12 .Методы:
по источникам знаний: словесные, наглядные;
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
13.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
14.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-работают с текстом учебника;
-работают с технологической картой при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
15.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
16.Структура и ход урока
Технологическая карта урока по математике в 5 классе.
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Цель: совершенствование навыков сложения и вычитания десятичных дробей.
Задачи: 1.Отработка приемов сравнения десятичных дробей;
2. Выработка умений сложения и вычитания десятичных дробей;
3. Развитие элементов творческой деятельности и логического мышления учащихся.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, наглядные пособия.
Математика. Виленкин.Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И.- М.:Мнемозина, 2016.-280с.:ил.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Самоанализ урока |
I. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с оцениванием на уроке Мы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться! Работаем старательно! Слушаем внимательно! | Уточнение критериев оценки | Регулятивные: -Организация своего рабочего места. Коммуникативные: -Умение вступать в диалог(отвечать на вопросы, уточнять непонятное) Познавательные: -Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. | 2 минуты |
II. Актуализация знаний | Проверка дом. задания 1.Устная работа 1.1.Прочитайте дроби: 3,5; 0,375; 110,07; 61,981; 3,51 1.2. что можно выделить у каждой десятичной дроби? 1.3. назовите: целую часть, дробную часть; наименьшую десятичную дробь, наибольшую; числа в порядке возрастания, убывания. - Что необходимо знать, чтобы ответить на эти вопросы? -Вопрос-ответ с использованием базового листа контроля 1.4. восстановите запись: 2,*1 6,413 6,4*8; 1,892 50,683 2.Самостоятельная работа 2.1. Графический диктант 5 8/13+ 4 7/13= 9 15/13= 10 2/13 5-3/15=4 15/15-3/15=4 2/15 2 4/9-1 7/9=22/9-16/9=6/9 4 1/5 +3 2/5 =7 3/10 6,837 6,829 43,24 0,527=0,572 9/10 – 5/10=4/10 8/10+5/10=13/10 3 4/10 +2 6/10=6 Взаимопроверка. | -Правило сравнения десятичных дробей. -Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала сравнить их целые части, а затем дробные части - - - ^ - ^ ^ - - - | Коммуникативные: -Умение выражать свои мысли полно и точно. Регулятивные: -Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. | 15 минут. На втором этапе для повторения пройденного материала использовала словесные, наглядные методы с применением слайдов (презентация). Проверка знания правила сравнения десятичных дробей шла через фронтальный опрос с использованием базового листа контроля. Проверка знаний правил сложения и вычитания смешанных чисел, сравнение дробей. Развитие самостоятельности. |
III.Физкультминутка. | Раз – поднялись, потянулись Два – согнулись, разогнулись Три в ладоши три хлопка На четыре – три кивка, Пять руками помахать, Шесть – тихонько сесть. (Можно физминутку из презентации музыкальную) | | | 3 минуты. Здоровьесберегающая технология. Физкультминутка проведена с заданием на проверку вычислительных навыков. |
IV. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и цели урока. | 1.Историческая справка. Учение о дробях всегда считалось трудным. У немцев сохранилась пословица «Попасть в дроби». Как вы думаете, что она означает? (Попасть в тяжелое, трудное положение) Я думаю, что мы выдержим все испытания, которые сегодня встретятся у нас на пути, и вместе преодолеем трудности. Родина этой картины - Египет. Она необычна для непосвященного зрителя. Что здесь изображено? (В Древнем Египте так изображались обыкновенные дроби) -Как можно еще записать дробь 1/10? -Вы уже научились сравнивать десятичные дроби, а как вы думаете, что можно с ними еще сделать? Давайте посмотрим на экран. Вы встречали такую запись ( чек из магазина, на котором товар и его стоимость) Каких знаний нам не хватает, чтоб узнать стоимость? - Совершенно верно. Сегодня на уроке вам предстоит научиться складывать и вычитать десятичные дроби. | 0,1. Это десятичная дробь. - Складывать и вычитать. | Познавательные: осуществлять поиск нужной информации. | 2 минуты. На данном этапе формулируется тема урока и ставятся цели. |
V. Учебно-познавательная деятельность | Решение задачи -Сейчас мы решим задачу и на примере этой задачи вы поймете, как складывать и вычитать десятичные дроби. С одного участка собрали 95,3 т зерна, а с другого на 16,87 т зерна больше. Сколько тонн зерна собрали с другого участка? - Что необходимо найти по условию задачи? - Как же это сделать? Попробуйте решить самостоятельно. Давайте сформулируем алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. (Работа в группах). Вам дается набор предложений, вы должны расположить их в том порядке, как считаете правильно (разместить ответ на доске). Работа с учебником. Откройте учебник (стр ), найдите формулировку алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. Проверьте, правильно ваша группа выполнила задание. Работа с базовым листом контроля (знакомство с правилами сложения и вычитания дробей) | Запись задачи, пояснения, ответ. Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно: -сравнять количество знаков после запятой; -записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой; -выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую; - поставить в ответе запятую. | Регулятивные: -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. Познавательные: -находить и выбирать способ решения. -прогнозировать результат вычисления. -использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. | 8 минут. На основном этапе урока – изучение нового материала, мною была использована групповая и фронтальная работа. |
VI. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | 1.Историческая справка Большие заслуги в развитии учения о десятичных дробях принадлежат Джеймшиду ал-Каши (15 век, древняя Азия).В 1427 г. в книге «Ключ к арифметике» он описал систему десятичных дробей. В Европе о десятичных дробях первым изложил голландский математик, инженер, посвятивший вопросу труд под названием «Десятина» (1585г) Он записывал дроби не так, как это делают теперь. Посмотрите внимательно на эту «картину» и ответьте на вопрос: «Какой смысл вкладывал ученый в цифры 0 и 2 ?» (слайд 8) 30 812 (3,81. Запятая в записи десятичных дробей впервые появилась в трудах Непера) 2.На данном рисунки каждому числу соответствует буква. Выполните задание. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать слово. 0,5+12,38=12,88 м 12,88-7,62=5,26 о 3,875+10,35=14,225 л 4,99-0.535=4,455 о 26,3+24,7=51 д 0,7-0,04=0,66 е 5,7 +3,28 =8,98 ц | Дети записывают решение и ответ | Коммуникативные: -умение выражать свои мысли полно и точно. | 10 минут. На этом этапе проводится первичное закрепление умения складывать и вычитать десятичные дроби. По ответам детей, по записям в тетрадях прослеживается результат достижения цели урока. |
VII. Рефлексия. Контроль и оценка результатов деятельности | | | | |
Вот и подошел к концу наш урок. Интересное и меткое сравнение принадлежит Л.Толстому. Он говорил, что «человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель- то, что он о себе думает. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь». Кому понравилось и было легко преодолевать все трудности – украсьте нашу поляну жёлтыми цветочками, кому было тяжело – синенькими. А кому не интересно было с нами путешествовать – красными. | Учащиеся крепят свои цветочки на доску | Регулятивные: -оценивать свою работу. | 3 минуты. Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность. |
VIII. Итог урока. IX. Домашнее задание. | Что для себя каждый взял из этого урока? Чему научились? Спасибо за урок! Молодцы! №№1255(1ст), 1256(1 ст), 1257 | | | 2минуты. Время отведённое на все этапы урока, было соблюдено. Все поставленные мною цели урока удалось реализовать: формировались у учащихся новые понятия и закреплялось изученное раннее. |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
1. «Математика». Сборник рабочих программ. 5-6 классы [Т.А.Бурмистрова]. – М.: Просвещение, 2015. – 80с.
2. Виленкин, Н.Я. Математика. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М. : Мнемозина, 2015. – 280 с.
3. Ерина Т.М. Математика 5 кл.: рабочая тетрадь по математике. М.: Мнемозина. 2017.-128 с.
4. Рудницкая, В. Н. Математика. 5 кл.: рабочая тетрадь № 1- 2 для контрольных работ по математике. / В. Н. Рудницкая. М.: Издательство «Экзамен». 2016.
5. Попов, М.А Дидактические материалы по математике 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика 5 класс» /М.А. Попов -2-е изд., перераб. и дополн.-М.: Издательство «Экзамен». 2016
6. Попов, М.А Контрольные и самостоятельные работы по математике 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика 5 класс» /М.А. Попов -5-е изд., перераб.-М.: Издательство «Экзамен».
7. Бречкина М.А., Кузнецова О.В. Сборник диагностических работ поматематике для 5-6 классов/ Под. ред. Р.Б.Копелевич. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2016.-71 с.
8. Радаева Е.А. Математика. 5 класс. 180 диагностических вариантов/ Е.А.Радаева. – М.: Издательство «Национальное образование», 2013. – 192 с.
9. Ершова, А.П., Голобородько, В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. - М.:Илекса,2016,-160с.
10. Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А.С. Чесноков, К.И. Нешков. М.: Академкнига/Учебник, 2016. - 114 с.
Интернет – ресурсы
Математика. Интерактивные дидактические материалы 5 класс по учебнику Н.Я.Виленкина.
Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm
Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru
Педсовет, математика http://pedsovet.su/load/135
Учительский портал. Математика http://www.uchportal.ru/load/28
Уроки по математике, алгебре, геометрии http://www.uroki.net/docmat.htm
Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа: www.festival.1september.ru
Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/