Десяток
Цели деятельности учителя: способствовать развитию умения считать десятками, выполнять сложение и вычитание с числом 10, измерять длину отрезка; создать условия для составления числовых неравенств, развития логического мышления.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют считать десятками, выполнять сложение и вычитание с числом 10, измерять длину отрезка, составлять числовые неравенства.
Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; выражают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные: строят небольшие математические сообщения в устной форме (2–3 предложения); осуществляют анализ объекта; под руководством учителя проводят аналогию и на ее основе строят и в несложных случаях проверяют выводы по аналогии; самостоятельно выполняют эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулируют выводы.
Коммуникативные: принимают различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно используют средства речевого общения; корректно формулируют и отстаивают свою точку зрения.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на занятии, проверка рабочего места.
II. Сообщение темы и целей урока. Работа над новым материалом.
Материал для учителя.
Число 10 выступало в древности символом гармонии и полноты.
Десяток стал основой десятичной системы счета, которую используют во всем мире.
Под шатром ветвистой ели
Белка сделала качели.
И на белкины качели
Собрались лесные звери:
Заяц, куница,
Рыжая лисица,
Еж и шестеро зайчат –
На качели все спешат.
Вы, ребята, не зевайте,
Всех зверят пересчитайте.
Задание 171.
– Чем похожи рисунки? (Нарисованы палочки.)
– А чем они отличаются друг от друга? (Палочки в пучке; кучка и палочки рассыпаны; в беспорядке лежат и т. д.)
– Можно посчитать палочки слева? (Да, всего 10 палочек.)
– А справа посчитайте. (Можно посчитать только кончики палочек, они связаны в пучок, в котором 10 палочек.)
– А как можно назвать этот «пучок»? (Учащиеся могут ответить: десяток.)
– Назовите. Что можно купить десятками? (Десяток яиц, например; можно купить десяток каких-нибудь фруктов.)
Ноль встает за единицей,
Цифра десять на странице.
(Г. Виеру.)
За девятью идет десятка.
Ты это знаешь? Молодец!
Сочти все пальцы по порядку –
И счету нашему конец.
С нулем гуляет единица,
Не может с ним наговориться.
(Ф. Дагларджа.)
Задание 172.
– Назовите, сколько десятков на каждом рисунке. (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.)
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем,
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
Задание 173 (работа в парах).
Составляют по рисунку задачу, сравнивают свою задачу с задачами одноклассников. Решают понравившуюся задачу.
Задание 174.
Находят значение выражений.
III. Закрепление пройденного материала.
Задание 175.
– Измерьте и запишите длины отрезков. (АМ = 5 см; ОТ = 6 см; DК = 7 см.)
Чертят отрезки, записывают их длины.
Задание 176.
Записывают суммы, числовые неравенства. Осуществляют сравнение сумм, разностей.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Покажите на палочках десяток. Сколько это палочек?
– Что вы покупали десятками? А что можно посчитать десятками?
– Назовите знаки сравнения. Назовите знаки действия.
– Найдите отгадку.
Вместе братцы лезут драться,
Вместе мыться и плескаться.
Если вскапывают грядку,
Держат все одну лопатку.
– Как вы понимаете выражение «с пятого на десятое»? (Бессвязно, непоследовательно, пропуская подробности, рассказывать, сообщать, говорить и т. п.)
– А что надо делать, чтобы тебе не говорили: «Ну что ты прыгаешь «с пятого на десятое?» Правильно, следить за своей речью, а еще? (Много читать. Будешь читать – много будешь знать.)