Что такое комбинаторное мышление
Комбинаторным мышлением принято называть способность человека к решению комбинаторных задач. Интересен тот факт, что оно представляет собой как бы переходную форму от образного мышления к абстрактно-логическому, а также наоборот, т.к. оно включает в себя самые разные элементы: мотивационные, операционные, содержательные, абстрактно-логические и образные. Это, кстати, служит одной из причин, почему комбинаторное мышление тесно связано с логикой. Также обращаем ваше внимание на то, что данный тип мышления не может формироваться самостоятельно и для его развития необходимо прибегать к специальным педагогическим методикам.
Суть же комбинаторного мышления состоит в том, что при его активизации мозг человека занят поиском и преобразованием каких-либо одних элементов в другие, придавая им новые формы и комбинации. Вот лишь некоторые особенности этого процесса:
- Нужные для комбинирования знания являются содержательной стороной комбинаторного процесса;
- Механизмы, задействованные при комбинировании, включают в себя интеграции всего количества операций и действий, которые осуществляются воображением, восприятием и мышлением;
- Мотивационная составляющая выражается в необходимости познания человеком новых форм и комбинаций окружающей его действительности, а также в получении нового опыта и обновлении собственных психических образований.
Ко всему прочему есть еще и разные типы комбинаторного мышления. Всего их три категории:
- Наглядно-образный и наглядно-действенный типы;
- Продуктивный и репродуктивный типы;
- Теоретический и практический типы.
Обусловлено это разнообразие тем, что рассматриваемый вид мышления относится к самостоятельной форме интеллектуальной активности.
Комбинаторика
В жизни каждого из нас время от времени бывают такие задачи, решить которые можно несколькими способами. И чтобы сделать это правильно, очень важно учесть все эти способы. Именно по этой причине нужно уметь перебирать все возможные варианты и устанавливать их количество. Как раз такие задачи и носят название комбинаторных, а их изучением занимается конкретный раздел математики – комбинаторика.
Заметим, что подобного рода задачи волновали людей с древнейших времен. Так, еще в Древнем Китае люди составляли магические квадраты, где конкретные числа по всем совпадениям всегда давали одну и ту же сумму. А древние греки занимались подсчетом числа комбинаций слов разной длины в стихотворных размерах, изучали теорию фигурных чисел, а также исследовали фигуры, которые могут получиться из элементов специальным способом разрезанного квадрата и т.д. Позже комбинаторные задачи стали появляться и в области игр, таких как кости, карты, домино, шахматы, шашки и т.п.
Сама комбинаторика возникла в 17 веке и изначально рассматривала комбинаторные задачи, касающиеся азартных игр. По мере их изучения вырабатывались общие методы решения задач и определялись формулы, позволяющие подсчитывать число комбинаций. Также появление комбинаторики тесно связано с теорией вероятности, для решения задач которой изначально было необходимо уметь вести подсчет количества различных комбинаций, подчиненных конкретным условиям. В 18 веке такие задачи изучались Г. Галилеем, Н. Тартальей, Д. Кардано, а позже – математиками П. Фермой, Б. Паскалем и другими. Множество достижений в представленной области принадлежит также Л. Эйлеру. Задачами из области комбинаторики были заинтересованы, кроме всех прочих, математики, составлявшие и разгадывавшие шифры и изучавшие древние письменности.
Сегодня же комбинаторика применятся с целью решения огромного количества теоретических и практических задач, где речь идет о возможных исходах, в том числе и благоприятных, для конкретных случаев. Применение она нашла и во всех научно-технических областях, включая биологию (посредством нее, например, исследуется состав ДНК и белков), химию, механику и другие области.
Интересно отметить, что с развитием комбинаторики было обнаружено, что, невзирая на визуальное различие вопросов, которые она изучает, большинство из них обладают одним и тем же математическим содержанием, результатом чего становятся задачи на тему множеств и их подмножеств. Со временем ученые определили ряд базовых видов задач, решение которых позволяет изучить многие комбинаторные проблемы. А одной из важнейших областей комбинаторики является теория перечислений – именно при помощи нее возможно определить количество решений разного рода комбинаторных задач. К слову добавим, что важность комбинаторики обусловлена и тем фактом, что с определением объектов и их расположением в каком-либо вообще порядке людям приходится сталкиваться, пожалуй, во всех сферах деятельности человека.
Комбинаторика — раздел математики о вычислении количества различных комбинаций каких-либо элементов.
В заданиях по комбинаторике обычно нужно выяснить, возможно ли составить комбинацию определённого вида и сколько различных комбинаций можно составить.
Пример:
1. Сколько различных трёхзначных номеров телефона можно составить из пяти цифр? (Ответ: 125)
2. Сколькими различными способами можно составить танцевальную пару, если в коллективе 3 мальчика и 4девочки? (Ответ: 12).
3. Сколькими различными способами можно образовать пару дежурных, если в классе остались Надя, Вика, Саша и Юра? (Ответ: 6).
4. Сколькими различными способами можно выбрать двух учеников (одного - чистить доску, второго - подметать пол), если в классе остались Надя, Вика, Саша и Юра? (Ответ: 12)
Один из способов решения задач комбинаторики — это рассмотреть все возможные комбинации элементов, что называется полным перебором вариантов.
Древовидная диаграмма
Древовидная диаграмма — один из способов показать и систематизировать все размещения. С помощью древовидной диаграммы осуществляется полный перебор.
Сколько различных двузначных чисел можно составить из цифр 1, 2 и 3, если каждую использовать только один раз?
Решение:
Составляется древовидная диаграмма:
Ответ: можно составить 6 различных чисел.
Пример:
Рассмотрим 3-й пример (см. выше):
Сколькими различными способами можно образовать пару дежурных, если в классе остались Надя, Вика, Саша и Юра?
На древовидной диаграмме видно, что можно образовать только 6 пар дежурных (Надя и Вика, Надя и Саша, Надя и Юра, Вика и Саша, Саша и Юра, Вика и Юра), т.к. каждая пара повторяется 2 раза.
Рассмотрим 4-й пример:
Сколькими различными способами можно выбрать двух учеников (одного — чистить доску, второго — подметать пол), если в классе остались Надя, Вика, Саша и Юра?
Используется та же древовидная диаграмма, но в данном случае ответ будет 12 пар, т.к. каждая пара из диаграммы отличается. Если детей поменять местами, они выполняют уже другие функции.
С помощью древовидной диаграммы были получены различные результаты, т.к. в 3 и 4 примере были рассмотрены различные виды комбинаций: сочетания и размещения.
Такого рода диаграммы в подробностях удобно рисовать только для сравнительно небольшого числа вариантов, а, например, для сотен комбинаций дерево вариантов целиком не нарисуешь. Тогда приходится действовать по-другому. Чаще всего при различных подсчетах используют
правило умножения:
Для того чтобы найти число всех возможных исходов независимого проведения двух испытаний А и В, следует перемножить число всех исходов испытания А и число всех исходов испытания В.
Таблица
В отдельных случаях для систематизации данных составляются таблицы комбинаций.
Простой игровой кубик бросается 2 раза и полученные пункты перемножаются. Сколько различных произведений можно получить?
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
3 |
3 |
6 |
9 |
12 |
15
|
18 |
4 |
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
24 |
5 |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
6 |
6 |
12 |
18 |
24 |
30 |
36 |
Различные произведения — это 1;2;3;4;5;6;8;9;10;12;15;16;18;20;24;25;30;36 — всего 18 различных результатов.
Основным понятием теории вероятностей является понятие
случайного события.
Случайным событием называется событие, которое при осуществлении некоторых условий может произойти или не произойти.
Например, попадание в некоторый объект или промах при стрельбе по этому объекту из данного орудия является случайным событием.
Событие называется достоверным, если в результате испытания оно обязательно происходит.
Невозможным называется событие, которое в результате испытания произойти не может.
КЛАССИЧЕСКАЯ ВЕРОЯТНОСТНАЯ СХЕМА
Для нахождения вероятности случайного события A при проведении некоторого испытания следует:
1. найти число N всех возможных исходов данного испытания;
2. найти количество N(A) тех исходов испытания, в которых наступает событие A;
3. найти частноеN(A)N оно и будет равно вероятности события A
Пример: Из колоды в 36 карт вынимается одна карта. Какова вероятность появления карты червовой масти?
Решение. Количество элементарных исходов (количество карт) N=36. Событие A — Появление карты червовой масти. Число случаев, благоприятствующих появлению события A, N(A)=9. Следовательно,P(A)=936=14=0,25
КЛАССИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ
Вероятностью события A при проведении некоторого испытания называют отношение числа тех исходов, в результате которых наступает событие A, к общему числу всех (равновозможных между собой) исходов этого испытания.
В нижеприведенной таблице мы покажем связь между терминами теории вероятностей и теории множеств.
Испытание с N исходами
|
Множество из N элементов
|
Отдельный исход испытания
|
Элемент множества
|
Случайное событие
|
Подмножество
|
Невозможное событие
|
Пустое подмножество
|
Достоверное событие
|
Подмножество, совпадающее со всем множеством
|
Вероятность события
|
Доля элементов подмножества среди всех элементов множества
|
Случайные события называются не совместными в данном испытании, если никакие два из них не могут появиться вместе.
Теорема
Если события A и B не совместны, то вероятность того, что наступит или A , или B, равна P(A)+P(B).
Теорема
Для нахождения вероятности противоположного события следует из единицы вычесть вероятность самого события: P(A)=1−P(A).
Но встречаются испытания и с бесконечным множеством исходов. К ним классическая вероятностная схема уже неприменима.
Сформулируем общее правило для нахождения геометрических вероятностей.
Если площадь S(A) фигуры A разделить на площадь S(X) фигуры X , которая целиком содержит фигуру A, то получится вероятность того, что точка, случайно выбранная из фигуры X, окажется в фигуре A: P=S(A)S(X)
Аналогично поступают и с множествами на числовой прямой, и с пространственными телами. Но в этих случаях площади следует заменить или на длину числовых множеств, или на объёмы пространственных тел.