СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика в стихах

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правила в стихах на уроках математики могут создать на уроках математики в 5 - 6 классах положительную атмосферу, способствующую пониманию и запоминанию правил и законов арифметики.

Просмотр содержимого документа
«Математика в стихах»

Математика в стихах   Руководитель: Загаштокова Аксана Хамидбиевна Работу выполнил: Загаштоков Дамир, ученик 6 «А» класса МОУ «СОШ№3» с.п.Баксаненок

Математика в стихах

Руководитель: Загаштокова Аксана Хамидбиевна

Работу выполнил: Загаштоков Дамир,

ученик 6 «А» класса МОУ «СОШ№3» с.п.Баксаненок

Анализ ситуации Нами было обращено внимание на то что определение биссектрисы знают все. Почему? Потому что биссектрису многие поколения знают, как «крысу, которая ходит по углам и делит угол пополам». Получается, что удачно подобранная фраза, различные мнемонические правила, рифмованные строчки позволяют легко запомнить то, что, при других формах, требует усиленной работы памяти. А возможно ли придумать самому что-нибудь аналогичное?

Анализ ситуации

  • Нами было обращено внимание на то что определение биссектрисы знают все. Почему? Потому что биссектрису многие поколения знают, как «крысу, которая ходит по углам и делит угол пополам».

Получается, что удачно подобранная фраза, различные мнемонические правила, рифмованные строчки позволяют легко запомнить то, что, при других формах, требует усиленной работы памяти. А возможно ли придумать самому что-нибудь аналогичное?

Цель:  создание сборника правил по арифметике «Математика – 5», составленных в стихотворной форме. Задачи: Рассмотреть связь между разучиванием стихов и памятью; Выяснить суть дидактических стихов; Ознакомиться с правилами написания хороших стихов; Найти примеры правил по математике в стихах в древности; Ознакомиться с современными дидактическими стихами; Попытаться самостоятельно составить дидактические стихи по математике за курс 5-го класса; Оформить сборник правил по арифметике.

Цель: создание сборника правил по арифметике «Математика – 5», составленных в стихотворной форме.

Задачи:

  • Рассмотреть связь между разучиванием стихов и памятью;
  • Выяснить суть дидактических стихов;
  • Ознакомиться с правилами написания хороших стихов;
  • Найти примеры правил по математике в стихах в древности;
  • Ознакомиться с современными дидактическими стихами;
  • Попытаться самостоятельно составить дидактические стихи по математике за курс 5-го класса;
  • Оформить сборник правил по арифметике.
Законы высшей нервной деятельности Почему те же самые дети, которые с большим трудом усваивают несложные школьные истины о буквах и о словах, о цифрах и о числах, так легко запоминают сотни мультиков с их самыми разнообразными сюжетами, замысловатыми героями и часто довольно запутанными отношениями между этими героями? Человеческое мышление изначально двустороннее: логическая и эмоционально-образная стороны существуют как равноправные части.

Законы высшей нервной деятельности

  • Почему те же самые дети, которые с большим трудом усваивают несложные школьные истины о буквах и о словах, о цифрах и о числах, так легко запоминают сотни мультиков с их самыми разнообразными сюжетами, замысловатыми героями и часто довольно запутанными отношениями между этими героями?
  • Человеческое мышление изначально двустороннее: логическая и эмоционально-образная стороны существуют как равноправные части.
Законы высшей нервной деятельности  По мнению психологов, для того, чтобы системность работы двух полушарий человеческого мозга была обеспечена, т.е. чтобы мы имели всесторонне-развитую личность, нужен баланс между знаково-цифровой (математика, физика и т.п.) и образной (литература, музыка, живопись и т.п.) информацией.

Законы высшей нервной

деятельности

По мнению психологов, для того, чтобы системность работы двух полушарий человеческого мозга была обеспечена, т.е. чтобы мы имели всесторонне-развитую личность, нужен баланс между знаково-цифровой (математика, физика и т.п.) и образной (литература, музыка, живопись и т.п.) информацией.

Дидактическая поэзия  Дидактическая поэзия — искусственный вид художественного творчества, имеющий целью поучать (διδάσκειν), показать полезность какого-либо предмета или популяризировать отрасль какой-либо науки в стихотворной форме

Дидактическая поэзия

  • Дидактическая поэзия — искусственный вид художественного творчества, имеющий целью поучать (διδάσκειν), показать полезность какого-либо предмета или популяризировать отрасль какой-либо науки в стихотворной форме
Педагоги, большинство родителей понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека.  Заучивание стихов способствует развитию памяти! Стихотворные рифмы, их мелодичность откладываются на подсознании детей.
  • Педагоги, большинство родителей понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Заучивание стихов способствует развитию памяти! Стихотворные рифмы, их мелодичность откладываются на подсознании детей.
Прославление науки счёта в старинных рукописях  Рукопись Ибн-аль-Хаим аль-Фарда (1402 г.) представляет собой дидактический труд по арифметике и алгебре, составленный в стихотворной форме, из 59 стихов.

Прославление науки счёта в старинных рукописях

Рукопись Ибн-аль-Хаим аль-Фарда (1402 г.) представляет собой дидактический труд по арифметике и алгебре, составленный в стихотворной форме, из 59 стихов.

В книге некоего Бирмана, изданной в 1795 г. и озаглавленной

В книге некоего Бирмана, изданной в 1795 г. и озаглавленной "Введение в устный счет", можно найти такое "поэтическое" прославление вычислений в уме:

Доску мою вы отложили,

Меня вы этим не смутили.

К чему теперь доска моя,

Когда в уме считаю я.

Как быть мне, девушке веселой,

С доской большою и тяжелой

Везде она помехой будет,

Пускай я дома, пусть на людях.

Но прежде без доски не раз

Могли обсчитывать ведь нас,

Теперь же я в уме считаю,

Все незаметно проверяю.

И как-то проще думать мне,

Яснее стало в голове,

Науки легче постигать.

Как хорошо в уме считать!

Дидактическая поэзия в наши дни  В наши дни от всей этой дидактической поэзии осталось весьма немного. Еще в ходу в разных странах стихи, облегчающие запоминание первых десятичных знаков числа Pi , так сказать, «Pi-поэзия». Все здесь основано на том, что число букв в каждом слове мнемонического стихотворения дает соответствующую цифру в десятичном представлении числа Pi. Например,  Это я знаю и помню прекрасно:  3 1 4 1 5  9  Пи многие знаки мне лишни, напрасны  2 6  5 3 5 8  (Pi=3,14159265358)

Дидактическая поэзия в наши дни

В наши дни от всей этой дидактической поэзии осталось весьма немного. Еще в ходу в разных странах стихи, облегчающие запоминание первых десятичных знаков числа Pi , так сказать, «Pi-поэзия». Все здесь основано на том, что число букв в каждом слове мнемонического стихотворения дает соответствующую цифру в десятичном представлении числа Pi. Например,

Это я знаю и помню прекрасно:

3 1 4 1 5 9

Пи многие знаки мне лишни, напрасны

2 6 5 3 5 8

(Pi=3,14159265358)

Дидактическая поэзия в наши дни МЕДИАНА – обезьяна, У которой зоркий глаз, Прыгнет точно в середину Стороны против вершины, Где находится сейчас?

Дидактическая поэзия в наши дни

МЕДИАНА – обезьяна,

У которой зоркий глаз,

Прыгнет точно в середину

Стороны против вершины,

Где находится сейчас?

Дидактическая поэзия  в наши дни Вам стишок читаю новый Кто запомнит – молодец У отрезочка любого Есть начало и конец. *** Вдруг на небе из-за серых темных туч Показался долгожданный солнца луч , У которого, открою вам секрет, Есть начало, а конца, ребята, нет. ***

Дидактическая поэзия

в наши дни

Вам стишок читаю новый

Кто запомнит – молодец

У отрезочка любого

Есть начало и конец.

***

Вдруг на небе из-за серых темных туч

Показался долгожданный солнца луч ,

У которого, открою вам секрет,

Есть начало, а конца, ребята, нет.

***

Дидактическая поэзия  в наши дни Все, что в жизни нашей свято, Мы не вправе отрицать. У прямой же нет, ребята, Ни начала, ни конца. *** У человека два плеча, А в сутках день, да, ночка. Углом назвали два луча – С началом в общей точке. *** Дробь от числа хотим найти, Не надо никого тревожить. Нам надо данное число На эту дробь умножить.

Дидактическая поэзия

в наши дни

Все, что в жизни нашей свято,

Мы не вправе отрицать.

У прямой же нет, ребята,

Ни начала, ни конца.

***

У человека два плеча,

А в сутках день, да, ночка.

Углом назвали два луча –

С началом в общей точке.

***

Дробь от числа хотим найти,

Не надо никого тревожить.

Нам надо данное число

На эту дробь умножить.

Практическая работа по созданию дидактических стихов 1. Отличие цифр от числа Число из цифр состоит, Как из букв слово, Перепутать их грозит Ошибкою суровой. 2. Про натуральные числа. Какими же мы числами Что-нибудь считаем? Называть должны их мы Счётом натуральным!

Практическая работа по созданию дидактических стихов

1. Отличие цифр от числа

Число из цифр состоит,

Как из букв слово,

Перепутать их грозит

Ошибкою суровой.

2. Про натуральные числа.

Какими же мы числами

Что-нибудь считаем?

Называть должны их мы

Счётом натуральным!

Практическая работа 3. Числовые выражения Два плюс три и минус пять – Это выражение. Результат, что мы получим- Это их значение.  4. Сравнение чисел Поможет нам ряд числовой  для сравнения- Большим будет то, что  по ряду правее.

Практическая работа

3. Числовые выражения

Два плюс три и минус пять –

Это выражение.

Результат, что мы получим-

Это их значение.

4. Сравнение чисел

Поможет нам ряд числовой

для сравнения-

Большим будет то, что

по ряду правее.

Практическая работа 5. Координатная прямая Многое по ряду происходит в вычисленьях- Координатная прямая из того не исключенье.

Практическая работа

5. Координатная прямая

Многое по ряду происходит в вычисленьях-

Координатная прямая из того не исключенье.

6. Порядок действий Знаки действий как-то раз Ответить попросили «Ну, же, знаки, кто из вас Вежливость осилил? Кто уступит по порядку В наших выражениях?» Скобки крикнули – «Мы будем Первым вычислением!» «Уступим скобкам» - вмиг сказали Дробь и умножение Хоть вторым навеки стали Пусть мы вычислением. Скромный плюс и тихий минус Вежливо ответили «Ну и что! Мы всем уступим! Пусть мы будем третьими».

6. Порядок действий

Знаки действий как-то раз

Ответить попросили

«Ну, же, знаки, кто из вас

Вежливость осилил?

Кто уступит по порядку

В наших выражениях?»

Скобки крикнули – «Мы будем

Первым вычислением!»

«Уступим скобкам» - вмиг сказали

Дробь и умножение

Хоть вторым навеки стали

Пусть мы вычислением.

Скромный плюс и тихий минус

Вежливо ответили

«Ну и что! Мы всем уступим!

Пусть мы будем третьими».

Практическая работа  7. Нахождение процента одного числа от второго Чтобы эту простую задачу решить, Не надо многого знать. Надо первое число на второе делить, Увеличив в сто раз результат.

Практическая работа

7. Нахождение процента одного числа от второго

Чтобы эту простую задачу решить,

Не надо многого знать.

Надо первое число на второе делить,

Увеличив в сто раз результат.

Практическая работа 8. Умножение и деление дроби на натуральное число Чтобы дробь на число умножить, Знаменатель не надо тревожить. Чтобы на число Дробь нам разделить, Нужно действия другие совершить! В этом случае Число вы умножаете Не трогая числителя, теперь на знаменатель!

Практическая работа

8. Умножение и деление дроби на натуральное число

Чтобы дробь на число умножить,

Знаменатель не надо тревожить.

Чтобы на число

Дробь нам разделить,

Нужно действия другие совершить!

В этом случае

Число вы умножаете

Не трогая числителя, теперь на знаменатель!

Дидактическая поэзия глазами детей

Дидактическая поэзия глазами детей

Запоминание определений детьми

Запоминание определений детьми

Заключение Правила в стихах на уроках математики могут создать на уроках математики в 5 классе положительную атмосферу, способствующую пониманию и запоминанию правил и законов арифметики. Удачно подобранная фраза, различные мнемонические правила, рифмованные строчки позволяют легко запомнить то, что, при других формах, требует усиленной работы памяти. Подобные приемы не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, развивают чувство рифмы. А если подобрать или нарисовать иллюстрации к ним, то ученик будет воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно.

Заключение

Правила в стихах на уроках математики могут создать на уроках математики в 5 классе положительную атмосферу, способствующую пониманию и запоминанию правил и законов арифметики. Удачно подобранная фраза, различные мнемонические правила, рифмованные строчки позволяют легко запомнить то, что, при других формах, требует усиленной работы памяти. Подобные приемы не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, развивают чувство рифмы. А если подобрать или нарисовать иллюстрации к ним, то ученик будет воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно.

Заключение Практическая значимость работы состоит в том, что сборник может быть полезен родителям, использован учителями и учениками не только гимназии № 12, но и в других образовательных организациях.

Заключение

  • Практическая значимость работы состоит в том, что сборник может быть полезен родителям, использован учителями и учениками не только гимназии № 12, но и в других образовательных организациях.
Список литературы Брокгауз, Ф.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь [Текст] / Ф. Брокгауз, И. Ефрон. – М.: Эксмо, 2007. – С.268 Смаллиан, Р.М. Принцесса или тигр? [Текст] / Пер. с англ. И.Е.Зино. - М.: Мир, 1985. - 221 с. http://www.bestreferat.ru/referat-50145.html http://be.sci-lib.com/article035873.html http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-30721/ http://nei.21420s03.edusite.ru/DswMedia/matematika+.doc http://www.uroki.net/scenar/scenar99.htm http://nntc.nnov.ru/encyclopedia/articles/192.208/art-Ariabhata-7217.html http://www.wdl.org/ru/item/2844 http://nei.21420s03.edusite.ru/DswMedia/matematika+.doc http://festival.1september.ru/articles/513239/ http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp064/rabot/09/new_page_10.htm

Список литературы

  • Брокгауз, Ф.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь [Текст] / Ф. Брокгауз, И. Ефрон. – М.: Эксмо, 2007. – С.268
  • Смаллиан, Р.М. Принцесса или тигр? [Текст] / Пер. с англ. И.Е.Зино. - М.: Мир, 1985. - 221 с.
  • http://www.bestreferat.ru/referat-50145.html
  • http://be.sci-lib.com/article035873.html
  • http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-30721/
  • http://nei.21420s03.edusite.ru/DswMedia/matematika+.doc
  • http://www.uroki.net/scenar/scenar99.htm
  • http://nntc.nnov.ru/encyclopedia/articles/192.208/art-Ariabhata-7217.html
  • http://www.wdl.org/ru/item/2844
  • http://nei.21420s03.edusite.ru/DswMedia/matematika+.doc
  • http://festival.1september.ru/articles/513239/
  • http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp064/rabot/09/new_page_10.htm
Спасибо за внимание

Спасибо

за

внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!