Цель и задачи музыкально-ритмического воспитания дошкольников.
Цель: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движении. Развитие чувства ритма – это развитие способности детей в области эмоционального восприятия и воспроизведения целостных музыкальных образов.
Общепедагогические исследования
Э.Ж. Далькроз – создатель и распространитель системы ритмического восприятия. Суть его методики состоит в развитии у детей музыкального слуха, памяти, пластики с помощи специальных тренировочных упражнений.
Карл Орф – в 1978 году создал систему тембрового ритмического воспитания на основе звучащих жестов – притопов, хлопков, щелчков. Использовал музыкальную игру как основной вид музыкально-ритмического движения, рекомендовал частое включение речи для создания различных тембров.
Создатели отечественной системы музыкально-ритмического воспитания Александрова, Бабаджан, Метлов, Ветлугина, Кенемне и другие выделили музыкально-ритмическое движение как отдельный вид музыкальной деятельности, в процессе которой должно осуществляться целенаправленное развитие чувства ритма.
.
Музыкально-ритмическое воспитание опирается на данные физиологии (исследования Сеченова, Павлова, Бахтерева, Виноградова); психологии (труды Болтона, Сишоре, Мак-Даугола и отечественных исследователей Теплова, Тарасовой)
Цель ритмики – углубление и дифференциация восприятия музыки, её образов и формирование на этой основе навыков выразительного движения.
Ритмика – один из источников, из которых дети черпают запас возможных движений и способы их применения в самостоятельной деятельности; в музыкально-ритмической деятельности активно развивается чувство ритма, двигательная сфера ребенка.
Основная задача ритмики – формирование у детей восприятия муз образов и способности выражения их в движении.
1.Задачи воспитания и обученияв муз-ритмич деятельности (общие, по Ветлугиной):
- учить детей воспринимать развитие муз образов и согласовывать движения с их характером,наиболее яркими средствами муз выразительности;ритмично и выразительно двигаться, играть в муз игры, водить хороводы, исполнять пляски;
-развивать чувство ритма:учить ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавать ее в движениях;
- развивать художественно-творческие способности,которые в старшем дошкольном возрасте проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа; придумывании, комбинировании танцевальных движений, построений хороводов; использовании этих знаний в самостоятельной муз деятельности.
Музыка и движение имеют много общих параметров, к которым относятся:
все временные характеристики ( начало и конец звучания, темп,
ритм );
динамика ( чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.
В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движений сформулированы задачи обучения и воспитания детей.
1.Развитие музыкальности:
-развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;
-развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха ( мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
-развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
--развитие музыкальной памяти.
2.Развитие двигательных качеств и умений:
-развитие ловкости, точности, координации движений;
-развитие гибкости и пластичности;
-воспитание выносливости, развитие силы;
-формирование правильной осанки, красивой походки;
-развитие умения ориентироваться в пространстве;
-обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3.Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
-развитие творческого воображения и фантазии;
-развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
4.Развитие и тренировка психических процессов:
-развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
-тренировка подвижности( лабильности) нервных процессов;
-развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5.Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
-воспитание умения переживать другим людям и животным;
-воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Тема 2 .Виды ритмики и их характеристика
Традиционно выделяются следующие виды музыкально-ритмических движений:
1.Упражнения (многократное выполнение движений с целью обучения):
а) упражнения, направленные на совершенствование основных движений (ходьба, бег, прыжки);
б) общеразвивающие (с предметами и без них);
в) подготовительные, в ходе которых разучиваются движения к пляскам (галоп, кружение и т.д.);
г) образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей игр и инсценировок;
д) самостоятельные упражнения – законченные композиции (специально созданные авторами с этой целью, напр. «Всадники», «Барабанщики»).
2. Пляски:
а) пляски с зафиксированными движениями (авторская композиция, сопровождающаяся описанием движений в соответствии с тактами музыки);
- пляски с подлинными элементами народного танца;
- характерные танцы («Снежинки», «Петрушки», «Куклы» и т.д.);
- хороводы с пением, текст которых не связан с выполняемыми движениями;
- современный детский танец;
- детский бальный танец.
б) пляски-импровизации на основе разученных движений и их элементов (начиная с плясок типа «зеркало», в котором все участники повторяют комбинацию движений за ребенком-ведущим, заканчивая самостоятельной сольной или коллективной композицией);
3. Музыкальные игры с движением.
а) сюжетные, в которых показаны действия, характеры, взаимоотношения персонажей;
- под пение (―У мядзведзя на бару‖);
- под инструментальную музыку ( типа ―День и ночь‖, ―Весело-грустно‖, ―Зайцы и лиса‖);
- игры-инсценировки, чаще используемые на развлечениях и досугах (―Теремок‖, ―Колобок‖).
б) несюжетные, которые не имеют определенной тематики, задание связано с общим настроением музыки, ее выразительными средствами – различные игровые задания, соревновательные элементы и пр.