СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант ЕГЭ по предмету. Подходит для контроля качества знаний

Просмотр содержимого документа
«Материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию»

1. Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.


2. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных  

Ощущение, представление, суждение, восприятие, форма познания.


3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к социальным потребностям человека. Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда 

1) движение

2) самоуважение

3) самореализация

4) самосохранение

5) общение

6) забота


4. Выберите верные суждения об истине

1) Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.

2) Истина — знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом.

3) Одним из критериев истинности знания является его понимание и принятие большинством людей.

4) Истинным можно считать лишь знание, основанное на доверии к авторитету великих учёных.

5) Относительной истине свойственна субъективность.


5. Установите соответствие между примерами деятельности и функциями СМИ:  

ПРИМЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ФУНКЦИЯ

А) трансляция российским спортивным каналом футбольного матча английской премьер-лиги

Б) радиокурс по изучению французского языка

В) телевизионная трансляция комедийного сериала о жизни студентов

Г) публикация программы политической партии

Д) трансляция военного парада в честь Дня Победы

 

1) идеологическая

2) культурно-образовательная

3) рекреативная

 

6. Василий учит­ся в школе и по­ми­мо учебы увле­ка­ет­ся рисованием, шахматами, спор­тив­ны­ми играми. Иными словами, поле его де­я­тель­но­сти широко. Какие ком­по­нен­ты вхо­дят в струк­ту­ру деятельности? 

1) навыки

2) мотивы

3) цель

4) способности

5) результаты

6) знания


7. Найдите факторы, вли­я­ю­щие на по­вы­ше­ние спро­са на по­тре­би­тель­ские товары.  

1) рост цен на товары

2) по­вы­ше­ние на­ло­га на до­бав­лен­ную стоимость

3) сни­же­ние про­из­вод­ства товаров

4) ин­тен­сив­ная ре­кла­ма товаров

5) до­ступ­ность по­тре­би­тель­ских кредитов

6) уве­ли­че­ние до­хо­дов семей


8. Установите со­от­вет­ствие между при­чи­на­ми без­ра­бо­ти­цы и её видами:  

Причины безработицы

 

Виды безработицы

А) уста­ре­ва­ние и не­вос­тре­бо­ван­ность ряда профессий

Б) уволь­не­ние с преды­ду­ще­го места работы

В) из­ме­не­ние спро­са на труд в определённой от­рас­ли

Г) спад про­из­вод­ства и спро­са на труд

Д) от­ми­ра­ние ста­рых про­из­водств

 

1) фрикционная

2) структурная

3) циклическая

 

9. В стра­не N — ко­манд­ный тип эко­но­ми­че­ской системы. Какие факты сви­де­тель­ству­ют об этом?

1) Эко­но­ми­че­ские про­пор­ции уста­нав­ли­ва­ют­ся централизованно.

2) Ос­нов­ные сред­ства про­из­вод­ства при­над­ле­жат государству.

3) Цены на то­ва­ры опре­де­ля­ют­ся со­от­вет­стви­ем спро­са и предложения.

4) про­из­во­ди­те­ли сами решают, какое ко­ли­че­ство то­ва­ра надо произвести

5) В стра­не за­ко­но­да­тель­но га­ран­ти­ру­ет­ся мно­го­об­ра­зие форм собственности.

6) Ре­сур­сы рас­пре­де­ля­ют­ся между про­из­во­ди­те­ля­ми централизованно.


10. На графике отражена ситуация на рынке страховых услуг: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 (на графике Р — цена товара‚ Q — количество товара).Какие из факторов могут вызвать такое изменение?

1) повышение выплат после наступления страховых случаев

2) закрытие нескольких страховых компаний

3) введение обязательного страхования автогражданской ответственности

4) увеличение числа страховых компаний

5) снижение доходов потребителей


11. Выберите вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ном кон­тро­ле

1) В любом об­ще­стве со­ци­аль­ный кон­троль дер­жит­ся на не­пи­са­ных правилах, пе­ре­да­ва­е­мых из по­ко­ле­ния в поколение.

2) Социальный кон­троль обес­пе­чи­ва­ет сле­до­ва­ние со­ци­аль­ным нормам.

3) Социальный кон­троль пред­став­ля­ет собой ме­ха­низм под­дер­жа­ния об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка по­сред­ством при­ме­не­ния со­ци­аль­ных санкций.

4) Социальный кон­троль пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность средств и ме­то­дов со­ци­аль­но­го воздействия.

5) Социальный кон­троль все­гда обес­пе­чи­ва­ет­ся внеш­ним воз­дей­стви­ем на человека.


12. В странах Z и Y учёные проводили. опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?» Найдите выводы, которые можно сделать на основе таблицы

 1) B стране Y, в отличие от страны Z, пропорциональная система налогообложения.

2) В стране Z гражданам приходится платить больше налогов, чем в Y.

3) B обеих странах есть граждане, которых от неуплаты налогов удерживает только страх наказания.

4) В стране Z, в отличие от страны Y, законы предусматривают более жёсткое наказание за уклонение от уплаты налогов.

5) Равные доли опрошенных обеих стран платят налоги, так как за их счёт финансируется здравоохранение и образование.


13. В го­су­дар­стве власть передаётся по наследству. Власть короля огра­ни­че­на за­ко­на­ми страны. Вы­бо­ры в пар­ла­мент про­ис­хо­дят регулярно, на аль­тер­на­тив­ной основе. Жи­те­ли го­су­дар­ства об­ла­да­ют всей пол­но­той граж­дан­ских прав и свобод, раз­ви­ты ин­сти­ту­ты граж­дан­ско­го общества. Государство вклю­ча­ет в себя территории, не об­ла­да­ю­щие по­ли­ти­че­ской самостоятельностью. Найдите ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства  

1) уни­тар­ное государство

2) фе­де­ра­тив­ное государство

3) кон­сти­ту­ци­он­ная монархия

4) де­мо­кра­ти­че­ское государство

5) аб­со­лют­ная монархия

6) пре­зи­дент­ская республика


14. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют:

функции

 

Субъекты государственной власти

А) осуществление управления федеральной собственностью

Б) принятие федеральных законов

B) объявление амнистии

Г) осуществление помилования

Д) обеспечение исполнения федерального бюджета

 

1) Президент РФ

2) Государственная Дума

3) Правительство РФ

 

15 Конституция страны провозглашает её правовым государством. Какие черты политической системы страны позволяют говорить о реализации этого положения конституции?

1) В стране действует республиканская форма правления.

2) В политической системе обеспечена самостоятельность 3 ветвей власти.

3) В государстве свободно действуют оппозиционные партии.

4) Важные вопросы государственного значения выносятся на референдумы.

5) В стране функционирует независимая и эффективная судебная система.

6) В стране не применяется смертная казнь.


16. Найдите условия, яв­ля­ю­щи­е­ся обя­за­тель­ны­ми для вклю­че­ния в тру­до­вой договор 

1) ха­рак­те­ри­сти­ка усло­вий труда работника

2) виды и усло­вия со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния работника

3) опла­та про­ез­да до места работы

4) ука­за­ние даты на­ча­ла работы

5) ме­ди­цин­ское страхование


17. Выберите верные суждения о трудовом договоре.  

1) По общему правилу трудовой договор заключается с работником, достигшим 18 лет.

2) Отказ работодателя заключить с работником трудовой договор может быть обжалован в суде.

3) Срочный трудовой договор может быть заключён на срок не более 3 лет.

4) Трудовой договор может содержать условия об испытании работника.

5) Как срочный, так и бессрочный трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работника.


18. Установите со­от­вет­ствие между пра­во­охра­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми РФ и при­ве­ден­ны­ми функциями:

ФУНКЦИИ

 

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОР­ГА­НЫ РФ

A) охрана об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка

Б) над­зор за ис­пол­не­ни­ем законов

B) раскрытие преступлений

Г) ко­ор­ди­на­ция де­я­тель­но­сти пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов по борь­бе с пре­ступ­но­стью

Д) ро­зыск лиц, скры­ва­ю­щих­ся от суда

 

1) органы внут­рен­них дел

2) прокуратура

 

19. 16-летняя Зоя заключила трудовой договор с работодателем. Что отличает её правовой статус от правового статуса совершеннолетнего работника?  

1) требование соблюдать дисциплину труда

2) обязательное прохождение предварительного медицинского осмотра

3) ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для работника время

4) необходимость согласия родителей на заключение трудового договора

5) запрет на привлечение к сверхурочной работе

6) выполнение работы в соответствии с трудовым договором


20. Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов.

«В фи­ло­со­фии под от­ра­же­ни­ем объективной дей­стви­тель­но­сти в со­зна­нии человека по­ни­ма­ет­ся процесс ____(А). Учёные вы­де­ля­ют две его ступени. Одна из сту­пе­ней — ____(Б) — ха­рак­те­ри­зу­ет­ся получением ин­фор­ма­ции о пред­ме­тах и яв­ле­ни­ях окружающего мира с по­мо­щью органов чувств и про­яв­ля­ет­ся в форме ощущений, вос­при­я­тия и_____(В). Она яв­ля­ет­ся исходным пунк­том освоения мира, в ре­зуль­та­те которого создаётся___(Г). Дру­гая ступень по­зна­ва­тель­но­го процесса — ____(Д) — обес­пе­чи­ва­ет постижение сущ­но­сти предметов и явлений. Эту сту­пень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный толь­ко с мыс­ли­тель­ной деятельностью) характер. К ос­нов­ным мыслительным опе­ра­ци­ям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В ре­зуль­та­те этих опе­ра­ций формируются понятия,____(Е), умозаключения».

1) образ

2) рациональное познание

3) эмоциональное

4) представление

5) познание

6) суждение

7) теоретическое

8) чувственное познание

9) смысл

 

Решаемые религией вопросы являются фундаментальными, или конечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа...

Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую культуру. Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и общества в целом.

Но она шагнула дальше и описала природу времени: движение от прошлого через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стало знамением судьбы. В одних религиях время рассматривается как циклическое, хотя человеческая жизнь протекает по линейному сценарию. В других религиях время движется линейно от сотворения мира к его концу, хотя жизнь людей циклически организована вокруг ежегодно повторяющихся событий-воспоминаний.

Религия помогает человеку преодолеть жизненный кризис, объясняя смысл его жизни. Религия, церковь - это институт, который предлагает определённые ответы на самые затруднительные вопросы о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Религия учит, что добро, а не богатство - истинный критерий вечной жизни.

Оказывается, у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетённым и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию за свои страдания. В отличие от них традиционные религии апеллируют скорее к благополучным и добившимся успеха гражданам, которые страдают не от экономических кризисов, а от других несчастий, например от одиночества. В обычной церкви они находят единение, эмоциональную поддержку и необходимый круг общения.

Религия - особый агент и институт социализации. Религия вступает в особенно доверительный контакт с духовным миром человека. Она связывает индивида с такими вечными и общечеловеческими ценностями, которые не зависят от отдельной группы, семьи, нации, страны...

Религия - это не только система идей и ценностей, но и определённая практика и ритуал. Поэтому у неё есть формальная организация. В любой религиозной организации существует категория лиц, профессионально посвятивших себя религии - это священники, ведьмы, шаманы, имамы, раввины, монахи и др. Они формируют должностную и формальную иерархию, учреждают устав и правила поведения, осуществляя ежедневный контроль за их исполнением. Религия как духовный институт помогает человеку решить вечные проблемы добра и зла, существования загробного мира, конечности и бесконечности человеческого бытия, связи посю- и потустороннего мира, смысла жизни и ответить на другие вопросы, на которые не способна ответить наука.

 

21. Что автор понимает под религией? Выпишите из текста любые три определения религии

22. Приведите три авторские характеристики роли (функций) религии в жизни людей. Опираясь на знание курса, социальный опыт и практику, приведите собственный пример, иллюстрирующий духовную роль религии.

23. Автор пишет: «Решаемые религией вопросы являются фундаментальными, или конечными». Приведите, опираясь на текст, основываясь на знаниях курсов истории и обществоведения, на личном опыте, два примера вопросов, рассматриваемых и решаемых в религии. Приведите известные Вам ответы на эти вопросы.

24. Автор отмечает, что «у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетённым и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию за свои страдания». Выразите своё отношение к позиции автора. Опираясь на знания курсов, приведите два аргумента в обоснование заявленной Вами позиции (согласие либо несогласие).

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об исторических типах стратификационных систем, и одно предложение, раскрывающее особенности социальной стратификации в традиционном обществе.

26. Какие институты (организации, группы), кроме семьи, участвуют в социализации личности? Назовите любые три института (организации, группы) и приведите пример влияния каждого из них на социализацию личности.

27. В философском словаре приведено такое определение этого явления: «направление поступательного развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному». Какому понятию соответствует это определение? Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три критерия, на основании которых можно сделать вывод о поступательном развитии современного общества.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль социального контроля в развитии общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


1) Философия. «Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде». (Г. Гегель)

2) Экономика. «Пока вы не поняли потребителя, вы не сможете понять cyщества деятельности вашего предприятия». (Т. Питерс, Р. Уотермен)

3)Социология, социальная психология. «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его —  мысли его спутаются, характер ожесточится психология , сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря». (Д. Дидро)

4) Политология. «Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином». (B.A.Сухомлинский)

5) Правоведение. «Наследующий почести наследует и бремя». (Павел)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!