1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/07/s_5b69d8db80e00/934708_1.png)
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных
Ощущение, представление, суждение, восприятие, форма познания.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к социальным потребностям человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда
1) движение
2) самоуважение
3) самореализация
4) самосохранение
5) общение
6) забота
4. Выберите верные суждения об истине
1) Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.
2) Истина — знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом.
3) Одним из критериев истинности знания является его понимание и принятие большинством людей.
4) Истинным можно считать лишь знание, основанное на доверии к авторитету великих учёных.
5) Относительной истине свойственна субъективность.
5. Установите соответствие между примерами деятельности и функциями СМИ:
ПРИМЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | | ФУНКЦИЯ |
А) трансляция российским спортивным каналом футбольного матча английской премьер-лиги Б) радиокурс по изучению французского языка В) телевизионная трансляция комедийного сериала о жизни студентов Г) публикация программы политической партии Д) трансляция военного парада в честь Дня Победы | | 1) идеологическая 2) культурно-образовательная 3) рекреативная |
6. Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности?
1) навыки
2) мотивы
3) цель
4) способности
5) результаты
6) знания
7. Найдите факторы, влияющие на повышение спроса на потребительские товары.
1) рост цен на товары
2) повышение налога на добавленную стоимость
3) снижение производства товаров
4) интенсивная реклама товаров
5) доступность потребительских кредитов
6) увеличение доходов семей
8. Установите соответствие между причинами безработицы и её видами:
Причины безработицы | | Виды безработицы |
А) устаревание и невостребованность ряда профессий Б) увольнение с предыдущего места работы В) изменение спроса на труд в определённой отрасли Г) спад производства и спроса на труд Д) отмирание старых производств | | 1) фрикционная 2) структурная 3) циклическая |
9. В стране N — командный тип экономической системы. Какие факты свидетельствуют об этом?
1) Экономические пропорции устанавливаются централизованно.
2) Основные средства производства принадлежат государству.
3) Цены на товары определяются соответствием спроса и предложения.
4) производители сами решают, какое количество товара надо произвести
5) В стране законодательно гарантируется многообразие форм собственности.
6) Ресурсы распределяются между производителями централизованно.
10. На графике отражена ситуация на рынке страховых услуг: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 (на графике Р — цена товара‚ Q — количество товара).Какие из факторов могут вызвать такое изменение?
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/07/s_5b69d8db80e00/934708_2.png)
1) повышение выплат после наступления страховых случаев
2) закрытие нескольких страховых компаний
3) введение обязательного страхования автогражданской ответственности
4) увеличение числа страховых компаний
5) снижение доходов потребителей
11. Выберите верные суждения о социальном контроле
1) В любом обществе социальный контроль держится на неписаных правилах, передаваемых из поколения в поколение.
2) Социальный контроль обеспечивает следование социальным нормам.
3) Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка посредством применения социальных санкций.
4) Социальный контроль представляет собой совокупность средств и методов социального воздействия.
5) Социальный контроль всегда обеспечивается внешним воздействием на человека.
12. В странах Z и Y учёные проводили. опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?» Найдите выводы, которые можно сделать на основе таблицы
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/07/s_5b69d8db80e00/934708_3.png)
1) B стране Y, в отличие от страны Z, пропорциональная система налогообложения.
2) В стране Z гражданам приходится платить больше налогов, чем в Y.
3) B обеих странах есть граждане, которых от неуплаты налогов удерживает только страх наказания.
4) В стране Z, в отличие от страны Y, законы предусматривают более жёсткое наказание за уклонение от уплаты налогов.
5) Равные доли опрошенных обеих стран платят налоги, так как за их счёт финансируется здравоохранение и образование.
13. В государстве власть передаётся по наследству. Власть короля ограничена законами страны. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Жители государства обладают всей полнотой гражданских прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью. Найдите характеристики формы государства
1) унитарное государство
2) федеративное государство
3) конституционная монархия
4) демократическое государство
5) абсолютная монархия
6) президентская республика
14. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют:
функции | | Субъекты государственной власти |
А) осуществление управления федеральной собственностью Б) принятие федеральных законов B) объявление амнистии Г) осуществление помилования Д) обеспечение исполнения федерального бюджета | | 1) Президент РФ 2) Государственная Дума 3) Правительство РФ |
15 Конституция страны провозглашает её правовым государством. Какие черты политической системы страны позволяют говорить о реализации этого положения конституции?
1) В стране действует республиканская форма правления.
2) В политической системе обеспечена самостоятельность 3 ветвей власти.
3) В государстве свободно действуют оппозиционные партии.
4) Важные вопросы государственного значения выносятся на референдумы.
5) В стране функционирует независимая и эффективная судебная система.
6) В стране не применяется смертная казнь.
16. Найдите условия, являющиеся обязательными для включения в трудовой договор
1) характеристика условий труда работника
2) виды и условия социального страхования работника
3) оплата проезда до места работы
4) указание даты начала работы
5) медицинское страхование
17. Выберите верные суждения о трудовом договоре.
1) По общему правилу трудовой договор заключается с работником, достигшим 18 лет.
2) Отказ работодателя заключить с работником трудовой договор может быть обжалован в суде.
3) Срочный трудовой договор может быть заключён на срок не более 3 лет.
4) Трудовой договор может содержать условия об испытании работника.
5) Как срочный, так и бессрочный трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работника.
18. Установите соответствие между правоохранительными органами РФ и приведенными функциями:
ФУНКЦИИ | | ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ |
A) охрана общественного порядка Б) надзор за исполнением законов B) раскрытие преступлений Г) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью Д) розыск лиц, скрывающихся от суда | | 1) органы внутренних дел 2) прокуратура |
19. 16-летняя Зоя заключила трудовой договор с работодателем. Что отличает её правовой статус от правового статуса совершеннолетнего работника?
1) требование соблюдать дисциплину труда
2) обязательное прохождение предварительного медицинского осмотра
3) ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для работника время
4) необходимость согласия родителей на заключение трудового договора
5) запрет на привлечение к сверхурочной работе
6) выполнение работы в соответствии с трудовым договором
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс ____(А). Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней — ____(Б) — характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и_____(В). Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создаётся___(Г). Другая ступень познавательного процесса — ____(Д) — обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия,____(Е), умозаключения».
1) образ | 2) рациональное познание | 3) эмоциональное |
4) представление | 5) познание | 6) суждение |
7) теоретическое | 8) чувственное познание | 9) смысл |
Решаемые религией вопросы являются фундаментальными, или конечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа...
Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую культуру. Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и общества в целом.
Но она шагнула дальше и описала природу времени: движение от прошлого через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стало знамением судьбы. В одних религиях время рассматривается как циклическое, хотя человеческая жизнь протекает по линейному сценарию. В других религиях время движется линейно от сотворения мира к его концу, хотя жизнь людей циклически организована вокруг ежегодно повторяющихся событий-воспоминаний.
Религия помогает человеку преодолеть жизненный кризис, объясняя смысл его жизни. Религия, церковь - это институт, который предлагает определённые ответы на самые затруднительные вопросы о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Религия учит, что добро, а не богатство - истинный критерий вечной жизни.
Оказывается, у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетённым и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию за свои страдания. В отличие от них традиционные религии апеллируют скорее к благополучным и добившимся успеха гражданам, которые страдают не от экономических кризисов, а от других несчастий, например от одиночества. В обычной церкви они находят единение, эмоциональную поддержку и необходимый круг общения.
Религия - особый агент и институт социализации. Религия вступает в особенно доверительный контакт с духовным миром человека. Она связывает индивида с такими вечными и общечеловеческими ценностями, которые не зависят от отдельной группы, семьи, нации, страны...
Религия - это не только система идей и ценностей, но и определённая практика и ритуал. Поэтому у неё есть формальная организация. В любой религиозной организации существует категория лиц, профессионально посвятивших себя религии - это священники, ведьмы, шаманы, имамы, раввины, монахи и др. Они формируют должностную и формальную иерархию, учреждают устав и правила поведения, осуществляя ежедневный контроль за их исполнением. Религия как духовный институт помогает человеку решить вечные проблемы добра и зла, существования загробного мира, конечности и бесконечности человеческого бытия, связи посю- и потустороннего мира, смысла жизни и ответить на другие вопросы, на которые не способна ответить наука.
21. Что автор понимает под религией? Выпишите из текста любые три определения религии
22. Приведите три авторские характеристики роли (функций) религии в жизни людей. Опираясь на знание курса, социальный опыт и практику, приведите собственный пример, иллюстрирующий духовную роль религии.
23. Автор пишет: «Решаемые религией вопросы являются фундаментальными, или конечными». Приведите, опираясь на текст, основываясь на знаниях курсов истории и обществоведения, на личном опыте, два примера вопросов, рассматриваемых и решаемых в религии. Приведите известные Вам ответы на эти вопросы.
24. Автор отмечает, что «у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетённым и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию за свои страдания». Выразите своё отношение к позиции автора. Опираясь на знания курсов, приведите два аргумента в обоснование заявленной Вами позиции (согласие либо несогласие).
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об исторических типах стратификационных систем, и одно предложение, раскрывающее особенности социальной стратификации в традиционном обществе.
26. Какие институты (организации, группы), кроме семьи, участвуют в социализации личности? Назовите любые три института (организации, группы) и приведите пример влияния каждого из них на социализацию личности.
27. В философском словаре приведено такое определение этого явления: «направление поступательного развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному». Какому понятию соответствует это определение? Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три критерия, на основании которых можно сделать вывод о поступательном развитии современного общества.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль социального контроля в развитии общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1) Философия. «Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде». (Г. Гегель)
2) Экономика. «Пока вы не поняли потребителя, вы не сможете понять cyщества деятельности вашего предприятия». (Т. Питерс, Р. Уотермен)
3)Социология, социальная психология. «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — мысли его спутаются, характер ожесточится психология , сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря». (Д. Дидро)
4) Политология. «Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином». (B.A.Сухомлинский)
5) Правоведение. «Наследующий почести наследует и бремя». (Павел)