СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию»

1. Запишите слово, пропущенное в таблице. 

ФУНКЦИИ РЫНКА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Информационная

Предоставление участникам рынка сведений о ценах на товары и услуги и потребностях рынка

...

Соединение продавца и потребителя, спроса и предложения

Санирующая

Выявление неэффективных, убыточных предприятий и побуждение их к банкротству и реструктуризации


2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных  

1) подписка о невыезде и надлежащем поведении

2) личное поручительство

3) меры пресечения

4) залог

5) домашний арест


3. Приведены термины. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, пред­став­ля­ют собой фак­тор­ные доходы. Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда 

1) вы­иг­рыш в лотерею

2) зе­мель­ная рента

3) за­ра­бот­ная плата

4) по­со­бие по безработице

5) дивиденды

6) прибыль

 

4. Найдите проявления тен­ден­ции гуманизации об­ра­зо­ва­ния  

1) увеличение ко­ли­че­ства учебных предметов

2) сокращение вре­ме­ни изучения есте­ствен­ных наук

3) ориентация на ин­те­ре­сы и склон­но­сти ученика

4) применение технологий, сбе­ре­га­ю­щих здоровье

5) особое вни­ма­ние нравственному воспитанию

6) компьютеризация об­ра­зо­ва­тель­но­го процесса


5. Установите со­от­вет­ствие между от­ли­чи­тель­ны­ми при­зна­ка­ми и ос­нов­ны­ми фор­ма­ми культуры, ко­то­рые они иллюстрируют:

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК

 

ФОРМА КУЛЬТУРЫ

А) Со­зда­ет­ся элитой или по ее заказу по за­ка­зу про­фес­си­о­наль­ны­ми творцами.

Б) Со­зда­ет­ся ано­ним­ны­ми творцами.

В) Ад­ре­со­ва­на узкой груп­пе зна­то­ков и ценителей.

Г) Пре­сле­ду­ет ос­нов­ную цель – по­лу­че­ние ком­мер­че­ской выгоды.

Д) Тех­ни­че­ски ти­ра­жи­ру­ет­ся в виде мно­же­ства копий.

 

1) народная

2) элитарная

3) массовая

 6. В стра­не Z за­ко­но­да­тель­но за­креп­ле­на со­слов­ная струк­ту­ра общества. Какие дру­гие при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что в стра­не су­ще­ству­ет об­ще­ство тра­ди­ци­он­но­го типа?

1) Боль­шин­ство тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния за­ня­то в аг­рар­ном секторе.

2) Ве­ду­щую роль в ду­хов­ной жизни об­ще­ства иг­ра­ет религия.

3) Част­ные ин­те­ре­сы пре­об­ла­да­ют над коллективными.

4) Эко­но­ми­ка раз­ви­ва­ет­ся по прин­ци­пам сво­бод­но­го рынка.

5) Об­ще­ство ока­зы­ва­ет ак­тив­ное пре­об­ра­зо­ва­тель­ное вли­я­ние на природу.

6) Низ­кий уро­вень со­ци­аль­ной мобильности.


7. Выберите вер­ные суж­де­ния об эко­но­ми­че­ском росте и раз­ви­тии  

1) Под эко­но­ми­че­ским ро­стом по­ни­ма­ет­ся уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства денег в обороте.

2) Одним из по­ка­за­те­лей эко­но­ми­че­ско­го роста яв­ля­ет­ся при­рост реального ва­ло­во­го внут­рен­не­го продукта.

3) С пе­ре­хо­дом к пост­ин­ду­стри­аль­но­му об­ще­ству при­о­ри­тет­ным ста­но­вит­ся про­из­вод­ство товаров, а не услуг.

4) Экстенсивный эко­но­ми­че­ский рост до­сти­га­ет­ся за счет раз­ви­тия техники.

5) Интенсивный эко­но­ми­че­ский рост свя­зан с подъ­емом про­из­во­ди­тель­но­сти труда.


8. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде:

ПРИМЕРЫ

 

ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

А) приобретение сырья

Б) транспортные расходы

B) арендная плата за помещение

Г) плата за электроэнергию

Д) страховые выплаты

 

1) переменные

2) постоянные

 

9. Фирма ока­зы­ва­ет услу­ги по на­руж­ной и внут­рен­ней убор­ке помещений. Най­ди­те в приведённом ниже спис­ке при­ме­ры по­сто­ян­ных из­дер­жек фирмы

1) издержки на при­об­ре­те­ние мо­ю­щих средств

2) арендная плата за офис фирмы

3) издержки на вы­пла­ту окла­дов ра­бот­ни­кам ад­ми­ни­стра­тив­но­го аппарата

4) издержки на по­га­ше­ние про­цен­тов по ранее взя­то­му кредиту

5) издержки на вы­пла­ту сдель­ной за­ра­бот­ной платы рабочих

6) оплата электроэнергии


10. На графике отражена ситуация на рынке кондиционеров: линия спроса D переместилась в новое положение — D1 (Р — цена товара, Q — количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?

 1) рост доходов населения

2) введение налога на продажи бытовой техники

3) рост издержек на производство кондиционеров

4) установление аномально жаркой для региона погоды

5) рост конкуренции на рынке производства кондиционеров


11. В семье N. под одной кры­шей живут супруги, их дети, внуки и правнуки. Гла­вой семьи яв­ля­ет­ся стар­ший мужчина, чьи ре­ше­ния обя­за­тель­ны для осталь­ных домочадцев. Жен­щи­ны за­ни­ма­ют­ся до­маш­ней работой, а муж­чи­ны обес­пе­чи­ва­ют ма­те­ри­аль­ные усло­вия су­ще­ство­ва­ния семьи. Выберите ха­рак­те­ри­сти­ки дан­ной семьи  

1) нуклеарная

2) партнёрская

3) традиционная

4) многопоколенная

5) демократическая

6) моногамная


12. В 2005 г. и 2015 г. в ходе со­цио­ло­ги­че­ских опро­сов со­вер­шен­но­лет­них граж­дан стра­ны Z им пред­ло­жи­ли оце­нить ко­ли­че­ство оте­че­ствен­ных и им­порт­ных про­дук­тов на пол­ках ма­га­зи­нов в их населённых пунктах. Найдите выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы

1) Доля тех, кто отметил, что в ма­га­зи­нах боль­ше оте­че­ствен­ных продуктов, вы­рос­ла за 10 лет.

2) Доля тех, кто отметил, что в ма­га­зи­нах боль­ше им­порт­ных продуктов, не из­ме­ни­лась за 10 лет.

3) Доля тех, кто отметил, что в ма­га­зи­нах при­мер­но рав­ное ко­ли­че­ство оте­че­ствен­ных и им­порт­ных продуктов, сократилась.

4) В 2005 г. доля тех, кто отметил, что в ма­га­зи­нах боль­ше им­порт­ных продуктов, мень­ше доли тех, кто за­труд­нил­ся ответить.

5) В 2015 г. по­ло­ви­на опро­шен­ных отметила, что в ма­га­зи­не боль­ше оте­че­ствен­ных продуктов.


13 Выберите вер­ные суж­де­ния о про­пор­ци­о­наль­ной из­би­ра­тель­ной си­сте­ме  

1) Избиратели го­ло­су­ют по пар­тий­ным спискам.

2) Граждане на­де­ля­ют­ся пра­вом са­мо­вы­дви­же­ния в кандидаты.

3) Правом вы­дви­же­ния кан­ди­да­тов на­де­ля­ют­ся по­ли­ти­че­ские партии.

4) Для из­бра­ния кан­ди­да­ту не­об­хо­ди­мо по­лу­чить боль­шин­ство го­ло­сов участ­во­вав­ших в го­ло­со­ва­нии избирателей.

5) Партия по­лу­ча­ет число мандатов, про­пор­ци­о­наль­ное числу голосов, по­дан­ных за её кан­ди­да­тов на выборах.


14. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ‚ которые их исполняют:

ФУНКЦИИ

 

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) объявление амнистии

Б) осуществление помилования

B) обеспечение исполнения федерального бюджета

Г) принятие федеральных законов

Д) осуществление управления федеральной собственностью

 

1) Президент РФ

2) Государственная Дума

3) Правительство РФ

 

15. В го­су­дар­стве Z оп­по­зи­ция со­зда­ла свою пар­тию и имеет свои пе­чат­ные органы. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция сви­де­тель­ству­ет о том, что го­су­дар­ство Z яв­ля­ет­ся демократическим? Най­ди­те от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки де­мо­кра­тии

1) сложилась мно­го­пар­тий­ная система

2) существуют об­ра­зо­ва­тель­ный и иму­ще­ствен­ный из­би­ра­тель­ные цензы

3) парламент из­би­ра­ет­ся на сво­бод­ных и аль­тер­на­тив­ных выборах

4) страна имеет уни­тар­ную форму го­су­дар­ствен­но­го устройства

5) конституция га­ран­ти­ру­ет права и сво­бо­ды граждан

6) президент на­де­лен ши­ро­ки­ми полномочиями


16. Что относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ?  

1) право участвовать в управлении делами государства

2) право на свободу и личную неприкосновенность

3) право на личную и семейную тайну

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

5) право участвовать в отправлении правосудия


17. Найдите положения, характеризующие нормы права.  

1) совокупность представлений о добре и зле

2) общеобязательность выполнения

3) обеспеченность выполнения принудительной силой государства

4) форма общественного сознания

5) многократность применения


18. Установите со­от­вет­ствие между пра­ва­ми су­пру­гов и ви­да­ми прав:

ПРАВА

 

ВИДЫ ПРАВ

A) право каж­до­го из су­пру­гов по сво­е­му же­ла­нию вы­би­рать при за­клю­че­нии брака фа­ми­лию од­но­го из них в ка­че­стве общей фамилии

Б) ра­вен­ство су­пру­гов в во­про­сах ма­те­рин­ства и отцовства, вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния детей

B) право соб­ствен­но­сти од­но­го из су­пру­гов на награды, де­неж­ные призы, цен­ные подарки, по­лу­чен­ные им за спор­тив­ные достижения

Г) право сов­мест­но вла­деть вещами, приобретёнными в браке

Д) сво­бо­да каж­до­го из су­пру­гов в вы­бо­ре рода занятий, профессии, места пре­бы­ва­ния и жительства

 

1) личные права

2) имущественные права

 

19. Степан обратился в суд с заявлением о признании недееспособным своего дедушки. Найдите позиции, соответствующие правовому решению описанной ситуации.  

1) истец

2) обвиняемый

3) полиция

4) потерпевший

5) гражданское судопроизводство

6) Уголовно-процессуальный кодекс


20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов

«Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по ___ (А) граждан, объединившихся на основе общности интересов для их реализации. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественный фонд, __ (Б). Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед ___ (В).Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, ____ (Г) и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, _____ (Д), форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - __ (Е)».

  1) акционерное общество

2) инициатива

3) правительство

4) цель

5) закон

6) общедоступная

7) общественное учреждение

8) самоуправление

9) тайная


Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. (...) машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.

(...) Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям. (...)

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий (...). Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития — это уже почти не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.


21. Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности человека.

22. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

23. Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

24. Что яв­ля­ет­ся конечной целью пре­об­ра­зо­ва­тель­ной деятельности че­ло­ве­ка по мне­нию автора и по ва­ше­му мнению? Оба от­ве­та обоснуйте.

25. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «политическая партия»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два предложения: одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о типах партий, и одно пред­ло­же­ние о функ­ци­ях по­ли­ти­че­ских партий.

26. Искусство яв­ля­ет­ся значимой для об­ще­ства и его раз­ви­тия частью ду­хов­ной культуры, ока­зы­ва­ет влияние на все сферы об­ще­ствен­ной жизни. Ука­жи­те любые три функции, вы­пол­ня­е­мые искусством, и про­ил­лю­стри­руй­те каждую из них кон­крет­ным примером.

27. На заводе 100 рабочих собирают в месяц 32 000 кондиционеров. В месяце 160 рабочих часов.

A)Определите производительность труда на данном заводе.

Б) Сколько кондиционеров могут собрать 10 рабочих за год?

B)Сможет ли данный завод выдержать конкуренцию с другим заводом, где трудятся 200 рабочих в две смены (320 рабочих часов) и собирают 320 000 кондиционеров в месяц? Ответ обоснуйте.

28. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Особенности семьи как малой группы». План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

 

Философия: «Прогресс цивилизации нельзя отрицать: в каждой новой войне нас убивают поновому» (Уилл Роджерс).

Экономика: «Конкуренция: жизнь торговли и смерть торговцев» (Элберт Хаббард).

Социология, социальная психология: «Намёки да попрёки − семейные пороки» (русская пословица).

Политология: «Безмолвные граждане — это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для демократии» (Роальд Даль).

Правоведение: «Пусть наказание соответствует преступлению» (латинское изречение).