СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант пробного ЕГЭ по обществознанию в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию»

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

 


2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных  

Табу, обычай, право, норма, мораль.


3. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «девиантное поведение». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда

 1) правонарушение

2) отклонение

3) социальный статус

4) проступок

5) мобильность

6) преступление


4. Выберите верные суждения о морали

1) Моральные нормы отражают потребности общества.

2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах.

3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.

4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.

5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.


5. Установите соответствие между характеристиками и типами обществ:  

Отличительные признаки

 

Типы обществ

А) внедрение высоких технологий во все сферы общественной жизни

Б) переход к массовому промышленному производству стандартизированной продукции

В) выдвижение на первый план сферы услуг

Г) доминирование религиозных ценностей

Д) общинный уклад, коллективизм

 

1) традиционное

2) индустриальное

3) информационное

 

 6. Экономика страны Z основана на натуральном хозяйстве и ремесле. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как общество традиционного типа?

1) общественное сознание базируется на религиозных ценностях

2) ведущей отраслью экономики является промышленность

3) преобладают экстенсивные технологии

4) господствует общинная форма собственности

5) формируется рыночная экономика

6) происходит механизация и автоматизация производства


7. Выберите верные суждения о функциях экономики как науки  

1) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики.

2) Построение графической модели прогноза темпов экономического роста на долгосрочную перспективу иллюстрирует познавательно-объяснительную функцию экономической науки.

3) Взаимодействие экономических систем на мировом уровне изучает макроэкономика.

4) Структурная реформа промышленности, основанная на результатах исследований перспективных тенденций мирового экономического развития, иллюстрирует реализацию производственно-преобразующей функции экономики как науки.

5) Экономика — это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах.


8. Установите со­от­вет­ствие между фа­за­ми хо­зяй­ствен­но­го цикла и при­ве­ден­ны­ми примерами:

ПРИМЕРЫ

 

ФАЗЫ ЦИКЛА

А) с за­вод­ско­го кон­вей­е­ра сошел пер­вый ав­то­мо­биль новой модели

Б) в труд­ные во­ен­ные годы люди несли на рынки одежду, посуду, чтобы при­об­ре­сти не­мно­го про­дук­тов

В) в хо­зяй­ствах об­ла­сти за­вер­ша­ют­ся по­сев­ные ра­бо­ты

Г) за­ра­бо­та­ло новое пред­при­я­тие по вы­пус­ку то­ва­ров бы­то­вой химии

Д) часть зерна но­во­го уро­жая была от­прав­ле­на в фонд го­су­дар­ствен­ных резервов 

 

1) производство

2) распределение

3) обмен

 

9. Крупная компания по строительству промышленных зданий открывает филиалы в регионах. Какие из факторов производства относятся к капиталу?  1) земля, арендованная под строительство новых зданий

2) компьютерное оборудование

3) банковский кредит, выделенный на развитие фирмы

4) канцелярские товары

5) данные маркетинговых исследований

6) административный аппарат компании


10. На графике изображено изменение предложения скейт бордов на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.)Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?  

1) снижение тарифов на электроэнергию

2) рост цен на самокаты и велосипеды

3) сокращение числа фирм-производителей

4) повышение налога на прибыль

5) сокращение субсидий на развитие малого и среднего бизнеса


11. Выберите верные суждения о социальной стратификации

1) В основу деления общества на страты положены доход, профессия, образование.

2) Одним из критериев социальной стратификации являются индивидуально-психологические особенности личности.

3) Социальная стратификация отражает строение общества.

4) Изменение социального статуса индивида в процессе вертикальной мобильности называют социальной стратификацией.

5) Стратификационная структура общества отражает социальное неравенство


12. С на­ча­ла 2000-х гг. в стра­нах Z и Y про­во­ди­лись ре­фор­мы го­су­дар­ствен­ной власти. Был проведён опрос со­вер­шен­но­лет­них граж­дан обеих стран. Им за­да­ва­ли вопрос: «Как Вы считаете, долж­на ли де­я­тель­ность пар­ла­мен­та кон­тро­ли­ро­вать­ся правительством?» Найдите выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы

1) В стра­не Z по­ло­ви­на опро­шен­ных считают, что де­я­тель­ность пар­ла­мен­та долж­на в пол­ной мере кон­тро­ли­ро­вать­ся правительством.

2) В стра­не Z доля тех, кто считают, что все ветви вла­сти долж­ны быть независимыми, мень­ше доли тех, кто не ин­те­ре­су­ют­ся по­ли­ти­кой вообще.

3) В стра­не Y около трети опро­шен­ных считают, что де­я­тель­ность пар­ла­мен­та долж­на в пол­ной мере кон­тро­ли­ро­вать­ся правительством.

4) В стра­не Y доля тех, кто считают, что все ветви вла­сти долж­ны быть независимыми, боль­ше доли тех, кто считают, что де­я­тель­ность пар­ла­мен­та долж­на в не­ко­то­рой сте­пе­ни кон­тро­ли­ро­вать­ся правительством.

5) Доля тех, кто не ин­те­ре­су­ют­ся политикой, в стра­не Y ниже, чем в Z.


13. Выберите верные суждения о государстве и его функциях  

1) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономического развития страны.

2) Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами армии, органов охраны порядка и безопасности.

3) Требования, устанавливаемые государством по вопросам экологической политики, составляют основу экологической безопасности страны.

4) Государство создаёт нормативную и организационную основу деятельности государственных органов.

5) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация принципа разделения властей.


14. Установите со­от­вет­ствие между го­су­дар­ствен­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми и функ­ци­я­ми и субъ­ек­та­ми выс­шей вла­сти РФ, ко­то­рые их реализуют:

Полномочия и функции

 

Субъекты власти

A) утверждает во­ен­ную док­три­ну РФ

Б) на­зна­ча­ет вы­бо­ры Го­су­дар­ствен­ной Думы

В) осуществляет управ­ле­ние фе­де­раль­ной собственностью

Г) раз­ра­ба­ты­ва­ет фе­де­раль­ный бюджет

Д) осу­ществ­ля­ет помилование

 

1) Президент РФ

2) Правительство РФ

 

15. В го­су­дар­стве су­ще­ству­ет ча­стич­ный за­прет на де­я­тель­ность оппозиции. Какие при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что в там ав­то­ри­тар­ный режим?

1) проявляется сла­бость граж­дан­ско­го общества

2) власть носит пуб­лич­ный характер

3) парламент кон­тро­ли­ру­ет де­я­тель­ность правительства

4) допускается ис­поль­зо­ва­ние си­ло­вых струк­тур для удер­жа­ния власти

5) все сто­ро­ны жизни под­чи­не­ны еди­ной идеологии

6) контроль над эко­но­ми­кой пол­но­стью централизован


16. Что от­но­сит­ся к кон­сти­ту­ци­он­ным обя­зан­но­стям граж­да­ни­на РФ?

1) выбор профессии, рода деятельности

2) защита Отечества

3) обращение в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной власти

4) участие в вы­бо­рах Пре­зи­ден­та РФ

5) сохранение при­ро­ды и окру­жа­ю­щей среды


17. Найдите примеры административных проступков  

1) Гражданин Н. распылял на улице баллончик со слезоточивым газом.

2) Гражданка К. припарковала свой автомобиль на газоне в парке.

3) Бригада строителей нарушила сроки строительства загородного коттеджа для гражданина П.

4) Молодой человек, гуляя в парке с подругой, написал на скамейке свое имя и имя девушки ярким маркером.

5) Директор фирмы уволил заместителя главного бухгалтера на основании утраты им доверия.


18. Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса работника в РФ:

действия

 

Элементы правового статуса работника

А) вести коллективные переговоры

В) добросовестно исполнять свои трудовые функции, возложенные на него трудовым договором

В) выполнять установленные нормы труда

Г) участвовать в управлении организацией

Д) получать полную достоверную информацию об условиях труда

 

1) права

2) обязанности

 

 19. 16-летний Сергей обратился в суд с заявлением об эмансипации. Найдите позиции, соответствующие правовому решению данной ситуации.

1) истец

2) потерпевший

3) полиция

4) орган опеки и попечительства

5) гражданское судопроизводство

6) Уголовно-процессуальный кодекс


20. Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов.

«___(А) при­об­ре­та­ет­ся с рож­де­ни­ем че­ло­ве­ка и пре­кра­ща­ет­ся с его смертью. Пол­ная _____(Б) воз­ни­ка­ет с на­ступ­ле­ния со­вер­шен­но­ле­тия (с 18 лет) или ранее, в слу­чае вступ­ле­ния в брак до 18 лет. За­кон­ные пред­ста­ви­те­ли несут иму­ще­ствен­ную от­вет­ствен­ность за несовершеннолетних, не до­стиг­ших 14 лет, по всем сделкам, если не докажут, что обя­за­тель­ство было на­ру­ше­но не по их_____(В). Законные представители от­ве­ча­ют за вред, причинённый_________(Г). По за­яв­ле­нию родителей______(Д) может огра­ни­чить или ли­шить не­со­вер­шен­но­лет­не­го в воз­расте от 14 до 18 лет права са­мо­сто­я­тель­но рас­по­ря­жать­ся своим заработком, стипендией, иными доходами. Гражданин, зло­упо­треб­ля­ю­щий спирт­ны­ми на­пит­ка­ми или нар­ко­ти­че­ски­ми средствами, если этим он ста­вит семью в тяжёлое ма­те­ри­аль­ное положение, может быть огра­ни­чен судом в дееспособности, по от­но­ше­нию к нему может быть установлено_____(Е)». 

1) способность к за­клю­че­нию сделок

2) малолетний

3) правоспособность

4) суд

5) вина

6) дееспособность

7) деликтоспособность

8) совершеннолетний

9) попечительство

 

Ответ на вопрос о распространённости политики в обществе прямо зависит от её трактовки, а также от конкретных типов общественных и политических систем. Из широкого понимания политики как любой деятельности и поведения, связанных с властью, авторитетом, организацией и управлением, логически следует, что она проникает во все области общественной жизни: экономику, культуру, религию, науку, спорт и т.д. Как пишет известный американский политолог Роберт Даль, к политическим ассоциациям принадлежат не только такие организации, как государство и партии, но также профсоюзы, частные клубы, деловые предприятия, религиозные организации, группы граждан, дикие племена, кланы и даже отдельные семьи... 

В то же время широкая трактовка политики таит в себе опасность затемнения её особенностей, растворения среди близких к политике по своей природе явлений — власти, социальной организации, управления, изучение которых — предмет специальных наук, соответственно: социологии власти, социологии организации, теории управления. 

Более конкретно критерии и границы политики определяет М. Вебер. Он пишет: Ассоциация может быть названа политической, если выполнение её распоряжений осуществляется на определённой территории под угрозой или с применением принуждения со стороны административного органа. 

Вебер ограничивает критерии политического постоянством власти, её распространением на определённую территорию, наличием специальных органов принуждения. Нетрудно заметить, что политика связывается Вебером c общегосударственным уровнем её функционирования...

 Почти любая общественная проблема может стать политической в том случае, если, по мнению политических лидеров, она затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений. Политика — это инструмент сознательного саморегулирования общества. Поэтому она может распространяться на самые различные общественные явления, как на те, которые требуют постоянного властного регулирования (например, охрана безопасности граждан‚ общественного порядка, развитие международных связей и т.д.), так и на те, которые временно приобретают политическую значимость (например, государственная помощь населению в случае стихийных бедствий).

 Охватывая многие экономические, культурные, религиозные и другие явления, политика не подменяет их, а придаёт им особый аспект — делает их объектом воздействия публичной власти... 

Многоаспектность различных общественных объединений объясняется в конечном счёте многообразием качеств и социальных ролей человека.

 

21. Какое широкое понимание политики приведено в тексте? В чём, по мнению авторов, опасность такого понимания? Какие критерии политического предложены М. Вебером?

22. Приведите три объяснения фразы: «Политика — это инструмент сознательного саморегулирования общества».

23. Чем авторы объясняют многоаспектность различных общественных объединений? Проиллюстрируйте тремя примерами это объяснение авторов.

24. Какие сферы общественной жизни (социальные процессы, явления), по вашему мнению, должны быть в наибольшей степени защищены от политического воздействия? Укажите три сферы (процесса, явления) и в каждом случае кратко поясните своё мнение.

25. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкладывают в по­ня­тие «рыночная конкуренция»? При­вле­кая знания курса, со­ставь­те два предложения, со­дер­жа­щие информацию о ры­ноч­ной конкуренции.

26. Назовите любые три прин­ци­па граж­дан­ства РФ и рас­крой­те сущ­ность каж­до­го из них.

27. Глава государства Z и парламент избираются на альтернативной основе. Любая политическая партия в государстве Z легальна, если её сторонники действуют в рамках закона. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод. Государство Z включает в себя территории субъектов, обладающих правом принятия собственной конституции. На основе приведённых фактов определите каждую из трёх составляющих формы государства Z (обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте её для государства Z).

28. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Проблема Севера и Юга и пути её решения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Философия «Религия, ис­кус­ство и наука — это ветви од­но­го и того же дерева» (А. Эйнштейн).

Социальная психология «Общего у людей толь­ко одно: все они разные» (Р. Зенд).

Экономика «Капитал — это часть богатства, ко­то­рой мы жертвуем, чтобы умно­жить своё богатство» (А. Маршалл).

Социология «Мы всту­па­ем в раз­лич­ные возрасты нашей жизни, точно новорождённые, не имея за пле­ча­ми никакого опыта, сколь­ко бы нам ни было лет» (Ф. Ларошфуко).

Политология «Политическая сво­бо­да является выс­шим развитием сво­бо­ды личной» (Б. Н. Чичерин).

Правоведение «Мы долж­ны быть ра­ба­ми законов, чтобы стать свободными» (Цицерон).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!