СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Утверждаю:
на МО учителей на научно-методическом Директор
начальных классов совете МБОУ СШ № 16 Е.В. Любова_______
Протокол № ______ Протокол № _____ « »_________2018г.
От «__»________2018г. « »___________2018г.
Руководитель МО____
Контрольные измерительные материалы
для промежуточной аттестации
по русскому языку для 3 «б» класса
2017-2018уч.год
Количество работ: 1
Количество вариантов: 1
Учитель: Пронина Н.В.
СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой контрольной работы по русскому языку
(диктант с грамматическим заданием) для учащихся 3 класса (УМК «Школа России»)
1.Цель работы –определение достижения учащимися 3-го класса уровня обязательной подготовки по русскому языку на конец учебного года, а также сформированности некоторых общеучебных умений – правильного восприятия учебной задачи, умения работать самостоятельно, контролировать свои действия, находить несколько правильных ответов, определять задачу, которая не имеет решения.
2.Содержание работы соответствует основным требованиям программы к знаниям, умениям и навыкам учащихся 3-го класса по русскому языку.
Контрольная работа по русскому языку состоит из двух частей: диктант и задания.
Первая часть работы направлена на оценку достижения планируемых результатов освоения содержательной линии «Орфография и пунктуация».
Принятой формой проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков в начальной школе является диктант.
Содержание заданий определяется основными результатами освоения содержательных линий «Система языка» и «Развитие речи».
В содержательной линии «Система языка» (основа лингвистических знаний) оцениваются первоначальные представления о системе и структуре русского языка.
В содержательной линии «Развитие речи» оцениваются начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических).
3.Структура работы.
Первая часть – диктант, выполняется одновременно всеми учащимися класса. Диктант представляет собой связный текст, тематика которого соответствует возрасту учащихся 3-ого класса. Лексическое наполнение текста не превышает уровень актуального словарного запаса третьеклассника. Синтаксически текст характеризуется достаточно простыми по структуре предложениями. Орфограммы и правила постановки знаков препинания, встречающихся в тексте, определяются программой по русскому языку в 3 классе. В тексте диктанта встречаются орфограммы, которые не изучаются во 3 классе. Эти слова учитель записывает на доске. Уровень сложности диктанта по наличию в нем орфограмм и общего количества слов может быть охарактеризован как средний, что обеспечивает возможность его написания всеми учащимися.
Вторая часть – три задания, различающихся по содержанию, типу и уровню сложности.
Два задания (№ 1, 2) – базовые (Б), позволяющие проверить освоение базовых (опорных) знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени.
Одно задание (№ 3) повышенного уровня (П), проверяющее способность учащихся решать учебные и практические задачи по русскому языку, в которых способ выполнения не очевиден и основную сложность для учащихся представляет выбор способа выполнения из тех, которыми они владеют. Задание повышенного уровня отмечено специальным значком (П).
В контрольной работе используются три типа заданий:
задания на нахождение подлежащего и сказуемого, связь слов в предложении, знание частей речи;
разбор слов по составу;
задание с подбором проверочных слов (П)
4.План работы.
Информационная характеристика диктанта
Орфограмма./ Правило постановки знаков препинания. | Количество орфограмм | Перечень слов |
Заглавная буква в начале каждого предложения. | 14 | Машины, красивы, громадные, мохнатые выплыло, повеселела, мы, кусочки, муравьи, они, большую, мы, дед, мы |
Знаки препинания в конце предложения. | 14 | Точка и восклицательный знак |
Непроверяемые безударные гласные и согласные в корне слова | 6 | Машина, Москвой, русский, красивы, собой, выплыло, |
Проверяемые безударные гласные в корне слова | 17 | Леса, громадные, высоко, свои, вершины, мохнатые, повеселела, лесная, поляна, лежали, земле, облепили, они, тащили, большую, оберегать, создавать. |
Слова с парными звонкими и глухими согласными | 3 | Сладкий, арбуз, дед |
Слова с непроизносимыми согласными | 1 | солнце |
Слова с разделительным ь/ъ, ь, как показателем мягкости | 5 | Подъехала, переплетались, муравьи, большую, муравьи |
Сочетания чу- щу, жи-ши | 2 | Машина, вершины, |
Правописание предлогов и приставок | 6 7 | К, под, к,из-за, на, на Подъехала, переплетались, выплыло, повеселела, облепили, приносят, научил |
8.Перенос слов. | Определяется индивидуально в соответствии с записью текста | |
План второй части контрольной работы
№ зада-ния | Блок содержания | Контролируемые умения | Уровень сложности задания | Тип задания |
1. | Связь слов в предложении | Умения определить главные члены предложения, словосочетания. Определять разные части речи. | Б | ВО |
2. | Части слова | Умение различать части слова | Б | КР |
3*. | Фонетика и графика | Умение находить проверяемые гласные и проверять их ударной Умение находить парные согласные, требующие проверки | П | РО |
5.Время выполнения работы.
На выполнение контрольной работы отводится один урок. Это время включает в себя прочтение диктанта учителем вслух, запись под диктовку текста диктанта учащимися, проверка написания диктанта, выполнение заданий и осуществление самопроверки всей контрольной работы.
6.Оценка выполнения заданий и работы в целом.
При оценке орфографического диктанта применяются следующие критерии:
- ставится оценка «5» - работа выполнена без ошибок;
- ставится оценка «4» - в работе допущено 1-2 орфографические ошибки или 1-2 орфографическая и 1 пунктуационная ошибки;
- ставится оценка «3» - в работе допущено 3-5 орфографические ошибки или 4 орфографические ошибки и 1 пунктуационная,
- ставится оценка «2» - в работе допущено более 6 указанных орфографических или пунктуационных ошибок.
Самостоятельно найденные и аккуратно исправленные ошибки не должны служить причиной снижения отметки, выставляемой учителем за работу. Только небрежное их исправление может привести к снижению балла за диктант, при условии, что в классе проводилась специальная работа по формированию умения вносить исправления.
При оценке грамматического задания применяются следующие критерии:
- ставится оценка «5» - работа выполнена без ошибок;
- ставится оценка «4» - в работе допущены 1-2 ошибки;
- ставится оценка «3» - в работе допущены 3 - 5 ошибок;
- ставится оценка «2» - в работе допущены более 5 ошибок.
Итоговый контрольный диктант
Наш лес.
Машина подъехала к лесу. Красивы леса под Москвой. Громадные ели и сосны высоко поднимали к небу свои острые вершины. Мохнатые ветки переплетались между собой. Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Мы заметили муравейник. Кусочки арбуза лежали на земле. Муравьи облепили сладкий арбуз. Они брали крупинки и тащили на серый холм. Большую пользу приносят лесу и людям муравьи. Мы стали оберегать их. Дед Кирилл научил нас создавать новые муравейники. Мы любим наш русский лес!
Грамматические задания к диктанту.
1 вариант
1. Выписать восьмое предложение. Подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания, указать части речи.
2. Разобрать слова по составу: громадные, сладкий, крупинки
3. Выписать по 2 слова с парными согласными в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Записать проверочные слова
2 вариант
1. Выписать девятое предложение. Подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания, указать части речи.
2. Разобрать слова по составу: лесная, кусочки, муравейники
3. Выписать по 2 слова с парными согласными в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Записать проверочные слова