Метры и размеры стиха
Ямб
Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы ямба: - ! ), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды
- ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - ! -
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим - и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...
- ! - ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - ! - ! -
Ямб - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А.С.Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
Двухсложные размеры[править | править вики-текст]
Хорей — размер с ударением на первом слоге в стопе. В строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Пример четырёхстопного хорея:
| Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет | ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́_ |
| Ви́хри сне́жные крутя́; | ∩́ __ / ∩́ __ __ / __ ∩́ |
| А. С. Пушкин, «Зимний вечер» | |
Ямб — двудольный размер с ударением на последнем слоге в стопе. В строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. Пример пятистопного ямба:
| Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать, | __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ |
| Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть | __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ |
Ана́пест (греч. ἀνάπαιστος — отражённый назад, обратный дактилю; менее распространено ударение анапе́ст, соответствующее нем. Anapä́st) — трёхсложный стихотворный размер.
В античной квантитативной метрике — метр, стопа которого состоит из двух кратких и одного долгого слога.
В новоевропейской силлабо-тонической метрике анапестом именуется метр, стопа которого состоит из двух безударных и одного ударного слога.
Пример из Александра Блока (трёхстопный анапест):
О, весна́ без конца́ и без кра́ю —
Без конца́ и без кра́ю мечта́!
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!
И приве́тствую зво́ном щита́!
Амфибра́хий (греч. ἀμφίβραχυς — с обеих сторон краткий) — стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.
Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,
Не с го́р побежа́ли ручьи́ -
Моро́з-воево́да дозо́ром
Обхо́дит владе́нья свои́.
(Н. А. Некрасов)
Наиболее часто употребляемые размеры русского силлабо-тоническогоамфибрахия — четырёхстопный (начало XIX века) и трёхстопный (с середины XIX века).
Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́
Бое́ц, не люби́вший поко́я.
(Н. А. Некрасов)
Да́ктиль (греч. δάκτυλος «палец») — трёхдольный размер античной метрикииз одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов; в силлабо-тоническом стихосложении ей соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним.
Примеры:
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники
М. Ю. Лермонтов
Вы́рыта даќтилем я́ма глубо́кая
Мнемоническая фраза для запоминания размера.
Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля — двухстопный (в XVIII веке), четырёх- и трёхстопный (с XIX века).
Название происходит от греч. δάκτυλος — «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длинней остальных. Подобно этому дактилическая стопа состоит из трех слогов, из которых первый ударный, а остальные безударные.
Популярная в 1920-е годы «рабочая теория происхождения ритма» связывала дактиль с ударными метрами, в частности с метром ударовмолота[1].