Учебный предмет: Анатомия, физиология и гигиена
Тема урока: Высшая нервная деятельность
Тип урока: УФНЗ
Цель занятия: сформировать представление о нейро- и психо-физиологических особенностях функционирования нервной системы онтогенезе центральной нервной системы; развить представление о роли и значении НС.
Ход занятия
Организационный момент
Формулирование целей и задач урока
Актуализация знаний
4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.
5.Закрепление материала
6.Задание на дом. [ 1 ] c. 284-286 Составить кроссворд по теме “Роль нервной системы»
Наглядность: плакаты «Строение нейрона», «Схема рефлекторной дуги», «Виды рецепторов», «Мотонейрон». https://vk.com/club157141124
3. Актуализация знаний
? Что обуславливает поведение человека
? Какие виды темпераментов знаете
? Примеры ВНД
Объяснение нового материала с элементами закрепления.
Учения о «ВНД»
Безусловные и условные рефлексы
4.3. Сигнальные системы, роль речи
4.4. Раздражимость и возбудимость
4.5. Рефлекторная дуга
4.6. И. П. Павлов и его основные законы
4.7. Типы НС
5. Закрепление материала
?Характеристика 1 сигнальной системы
? Характеристика 2 сигнальной системы
? Роль условных рефлексов в ВНД
? Роль безусловных рефлексов
?Роль нервной системы
? Охарактеризуйте значение НС
5.1.Рефлексия.
Материал к занятию
ВЫ́СШАЯ НЕ́РВНАЯ ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ (ВНД), деятельность высших отделов центральной нервной системы животных и человека, которая обеспечивает сложные отношения организма с внешним миром.
Термин «ВНД» введён И. П. Павловым, считавшим его равнозначным понятиям «психическая деятельность» и «поведение». Деятельность высшего отдела нервной системы представлялась ему в виде двух осн. механизмов: временной связи между явлениями внешнего мира и реакциями на них организма и механизма анализаторов (см. Сенсорные системы).
Т. е. все формы психической активности (в т. ч. мышление и сознание человека) – элементы ВНД. Созданию учения о ВНД предшествовали работы И. М. Сеченова, развившего идеи о рефлекторной природе пси¬хической деятельности («Рефлексы головного мозга», 1863).
В основе ВНД лежат условные и безусловные рефлексы (по И. П. Павлову, первая сигнальная система). Условные рефлексы вырабатываются при участии высших отделов центр. нервной системы (у высших позвоночных животных и человека – преим. корой больших полушарий головного мозга). Безусловные (врождённые) рефлексы формируются подкорковыми структурами промежуточного мозга (таламус и гипоталамус) и ствола мозга (ретикулярная формация). Таламус распределяет нервные импульсы на кору больших полушарий, а гипоталамус является частью лимбической системы, участвующей в формировании мотиваций, направленных, например, на удовлетворение голода или жажды, выражение агрессии.
Гибкость и точность приспособления организма к меняющейся окружающей среде осуществляются за счёт образования, торможения и угасания различных условных рефлексов. Сигнальный характер деятельности головного мозга позволяет организму по отдалённым предвестникам – условным раздражителям – заблаговременно приспосабливаться к изменению внешних условий, избегать неблагоприятных ситуаций. Безусловные рефлексы в ВНД являются основой, на которой вырабатываются все условные рефлексы, и проявлением генетической. памяти (наследственно закреплённого опыта предшествовавших поколений).
Значение условных и безусловных рефлексов в значительной степени определяется эволюционным уровнем развития данного вида животного. У беспозвоночных и низших позвоночных животных врождённые формы ВНД преобладают над приобретёнными; в процессе эволюции животных преимущества получают приобретённые формы нервной деятельности – условные рефлексы, становясь доминирующими.
ВНД сводится к совокупности условных рефлексов, составляющих первую сигнальную систему, общую для человека и животных. В связи с развитием социальных форм трудовой деятельности у человека развились и усовершенствовались сигналы этой первичной системы в виде слов – произносимых, слышимых, видимых (написанных или жестовых), что привело к появлению второй сигнальной системы.
И. П. Павлов выделял следующие основные законы, или правила, ВНД:
1) образование условных рефлексов, или замыкание временной связи, происходит благодаря встречному распространению возбуждения из корковых представительств сочетаемых (условных и безусловных) раздражителей; 2) зависимость величины условного рефлекса от физиологич. силы раздражения;
3) развитие внутреннего торможения в коре, напр., при отмене подкрепления условного рефлекса;
4) развитие внешнего торможения, напр., при действии непривычного раздражителя;
5) распространение (иррадиация) и концентрирование нервных процессов (возбуждения и торможения) по коре больших полушарий мозга, в силу чего происходит взаимодействие между отдельными её частями, а также обобщение и специализация условных рефлексов;
6) взаимная индукция нервных процессов, обеспечивающая взаимодействие между корковыми очагами возбуждения и торможения. В конечном итоге ВНД обеспечивает тончайший анализ и синтез многообразных раздражителей и наиболее совершенные адаптационные возможности организма.
Существенное значение для ВНД имеет динамическая организация мозговых структур (функциональная система по П. К. Анохину). Их деятельность направлена на обеспечение полезного биологического результата. Характер специализации и локализации функций в коре больших полушарий играет важную роль в надёжности её деятельности, которая наряду с силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов определяет физиологич. основы типов нервной системы (типов ВНД).
Для проведения исследований ВНД используются как традиц. методы изучения условных рефлексов, так и инструментальные методы. Микроэлектродная техника, напр., позволяет исследовать вне- и внутриклеточные биоэлектрич. потенциалы отд. нейронов в процессе формирования условных рефлексов.
В психофизиологии используются методы прижизненного исследования мозга (неинвазивные), в т. ч. рентгеновская, магнитно-резонансная и позитронная томография, усовершенствуются математич. методы исследования электроэнцефалограмм, включая методы картирования, вычисления диполей и др. Значит. успехи достигнуты в исследовании клеточных механизмов ВНД, объектами которых являются изолированные системы мозга млекопитающих, получаемые в виде прижизненных срезов, или относительно простые нервные системы беспозвоночных животных (напр., нейроны моллюсков).
Учение о ВНД положило начало новой эпохе в развитии физиологии. Результаты, полученные в этой области знаний, имеют большое значение для медицины, психологии, педагогики, науч. организации труда, а также в кибернетике и в др. отраслях практической деятельности человека.
.