СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы по теме "Высшая нервная деятельность"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Высшая нервная деятельность

Тип урока: УФНЗ

Цель  занятия: сформировать представление о нейро- и психо-физиологических особенностях функционирования нервной системы онтогенезе центральной нервной системы; развить представление о роли и значении НС.

Просмотр содержимого документа
«Материалы по теме "Высшая нервная деятельность"»

Учебный предмет: Анатомия, физиология и гигиена

Тема урока: Высшая нервная деятельность

Тип урока: УФНЗ

Цель занятия: сформировать представление о нейро- и психо-физиологических особенностях функционирования нервной системы онтогенезе центральной нервной системы; развить представление о роли и значении НС.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Формулирование целей и задач урока

  3. Актуализация знаний

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

5.Закрепление материала

6.Задание на дом. [ 1 ] c. 284-286 Составить кроссворд по теме “Роль нервной системы»

Наглядность: плакаты «Строение нейрона», «Схема рефлекторной дуги», «Виды рецепторов», «Мотонейрон». https://vk.com/club157141124


3. Актуализация знаний

? Что обуславливает поведение человека

? Какие виды темпераментов знаете

? Примеры ВНД


  1. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

    1. Учения о «ВНД»

    2. Безусловные и ус­лов­ные реф­лек­сы

4.3. Сигнальные системы, роль речи

4.4. Раздражимость и возбудимость

4.5. Рефлекторная дуга

4.6. И. П. Пав­лов и его основные за­ко­ны

4.7. Типы НС


5. Закрепление материала

?Характеристика 1 сигнальной системы

? Характеристика 2 сигнальной системы

? Роль ус­лов­ных реф­лек­сов в ВНД

? Роль безусловных рефлексов

?Роль нервной системы

? Охарактеризуйте значение НС




5.1.Рефлексия.




Материал к занятию

ВЫ́СШАЯ НЕ́РВНАЯ ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ (ВНД), дея­тель­ность выс­ших от­де­лов цен­траль­ной нерв­ной сис­те­мы жи­вот­ных и че­ло­ве­ка, ко­то­рая обес­пе­чи­ва­ет слож­ные от­но­ше­ния ор­га­низ­ма с внеш­ним ми­ром.

Тер­мин «ВНД» вве­дён И. П. Павло­вым­, счи­тав­шим его рав­но­знач­ным по­ня­ти­ям «пси­хи­че­ская дея­тель­ность» и «по­ве­де­ние». Дея­тель­ность выс­ше­го от­де­ла нерв­ной сис­те­мы пред­став­ля­лась ему в ви­де двух осн. ме­ха­низ­мов: вре­мен­ной свя­зи ме­ж­ду яв­ле­ния­ми внеш­не­го ми­ра и ре­ак­ция­ми на них ор­га­низ­ма и ме­ха­низ­ма ана­ли­за­то­ров (см. Сен­сор­ные сис­те­мы).

Т. е. все фор­мы пси­хической ак­тив­но­сти (в т. ч. мыш­ле­ние и соз­на­ние че­ло­ве­ка) – эле­мен­ты ВНД. Соз­да­нию уче­ния о ВНД пред­ше­ст­во­ва­ли ра­бо­ты И. М. Се­че­но­ва, раз­вив­ше­го идеи о реф­лек­тор­ной при­ро­де пси¬хической дея­тель­но­сти («Реф­лек­сы го­лов­но­го моз­га», 1863).

В ос­но­ве ВНД ле­жат ус­лов­ные и без­ус­лов­ные реф­лек­сы (по И. П. Пав­ло­ву, пер­вая сиг­наль­ная сис­те­ма). Ус­лов­ные реф­лек­сы вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся при уча­стии выс­ших от­де­лов центр. нерв­ной сис­те­мы (у выс­ших по­зво­ноч­ных жи­вот­ных и че­ло­ве­ка – пре­им. ко­рой боль­ших по­лу­ша­рий го­лов­но­го моз­га). Без­ус­лов­ные (вро­ж­дён­ные) реф­лек­сы фор­ми­ру­ют­ся под­кор­ко­вы­ми струк­ту­ра­ми про­ме­жу­точ­но­го моз­га (та­ла­мус и ги­по­та­ла­мус) и ство­ла моз­га (ре­ти­ку­ляр­ная фор­ма­ция). Та­ла­мус рас­пре­де­ля­ет нерв­ные им­пуль­сы на ко­ру боль­ших по­лу­ша­рий, а ги­пота­ла­мус яв­ля­ет­ся ча­стью лим­би­че­ской сис­те­мы, уча­ст­вую­щей в фор­ми­ро­ва­нии мо­ти­ва­ций, на­прав­лен­ных, например, на удов­ле­тво­ре­ние го­ло­да или жа­ж­ды, вы­ра­же­ние аг­рес­сии.

Гиб­кость и точ­ность при­спо­соб­ле­ния ор­га­низ­ма к ме­няю­щей­ся ок­ру­жаю­щей сре­де осу­ще­ст­в­ля­ют­ся за счёт об­ра­зо­ва­ния, тор­мо­же­ния и уга­са­ния различных ус­лов­ных реф­лек­сов. Сиг­наль­ный ха­рак­тер дея­тель­но­сти го­лов­но­го моз­га по­зво­ля­ет ор­га­низ­му по от­да­лён­ным пред­вест­ни­кам – ус­лов­ным раз­дра­жи­те­лям – за­бла­го­вре­мен­но при­спосаб­ли­вать­ся к из­ме­не­нию внеш­них ус­ло­вий, из­бе­гать не­бла­го­при­ят­ных си­туа­ций. Без­ус­лов­ные реф­лек­сы в ВНД яв­ля­ют­ся ос­но­вой, на ко­то­рой вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся все ус­лов­ные реф­лек­сы, и про­яв­ле­ни­ем ге­не­тической. па­мя­ти (на­след­ст­вен­но за­кре­п­лён­но­го опы­та пред­ше­ст­во­вав­ших по­ко­ле­ний).

Зна­че­ние ус­лов­ных и без­ус­лов­ных реф­лек­сов в зна­чительной сте­пе­ни оп­ре­де­ля­ет­ся эво­лю­ци­он­ным уров­нем раз­ви­тия дан­но­го ви­да жи­вот­но­го. У бес­по­зво­ноч­ных и низ­ших по­зво­ноч­ных жи­вот­ных вро­ж­дён­ные фор­мы ВНД пре­об­ла­да­ют над при­об­ре­тён­ны­ми; в про­цес­се эво­лю­ции жи­вот­ных пре­иму­ще­ст­ва по­лу­ча­ют при­об­ре­тён­ные фор­мы нерв­ной дея­тель­но­сти – ус­лов­ные реф­лек­сы, ста­но­вясь до­ми­ни­рую­щи­ми.

ВНД сво­дит­ся к со­во­куп­но­сти ус­лов­ных реф­лек­сов, со­став­ляю­щих пер­вую сиг­наль­ную сис­те­му, об­щую для че­ло­ве­ка и жи­вот­ных. В свя­зи с раз­ви­ти­ем со­ци­аль­ных форм тру­до­вой дея­тель­но­сти у че­ло­ве­ка раз­ви­лись и усо­вер­шен­ст­во­ва­лись сиг­на­лы этой пер­вич­ной сис­те­мы в ви­де слов – про­из­но­си­мых, слы­ши­мых, ви­ди­мых (на­пи­сан­ных или жес­то­вых), что при­ве­ло к по­яв­ле­нию вто­рой сиг­наль­ной сис­те­мы.

И. П. Пав­лов вы­де­лял сле­дую­щие основные за­ко­ны, или пра­ви­ла, ВНД:

1) об­ра­зо­ва­ние ус­лов­ных реф­лек­сов, или за­мы­ка­ние вре­мен­ной свя­зи, про­ис­хо­дит бла­го­да­ря встреч­но­му рас­про­стра­не­нию воз­бу­ж­де­ния из кор­ко­вых пред­ста­ви­тельств со­че­тае­мых (ус­лов­ных и без­ус­лов­ных) раз­дра­жи­те­лей; 2) за­ви­си­мость ве­ли­чи­ны ус­лов­но­го реф­лек­са от фи­зио­ло­гич. си­лы раз­дра­же­ния;

3) раз­ви­тие внутреннего тор­мо­же­ния в ко­ре, напр., при от­ме­не под­кре­п­ле­ния ус­лов­но­го реф­лек­са;

4) раз­ви­тие внеш­не­го тор­мо­же­ния, напр., при дей­ст­вии не­при­выч­но­го раз­дра­жи­те­ля;

5) рас­про­стра­не­ние (ир­ра­диа­ция) и кон­цен­три­ро­ва­ние нерв­ных про­цес­сов (воз­бу­ж­де­ния и тор­мо­же­ния) по ко­ре боль­ших по­лу­ша­рий моз­га, в си­лу че­го про­ис­хо­дит взаи­мо­дей­ст­вие ме­ж­ду от­дельны­ми её час­тя­ми, а так­же обоб­ще­ние и спе­циа­ли­за­ция ус­лов­ных реф­лек­сов;

6) вза­им­ная ин­дук­ция нерв­ных про­цес­сов, обес­пе­чи­ваю­щая взаи­мо­дей­ст­вие ме­ж­ду кор­ко­вы­ми оча­га­ми воз­бу­ж­де­ния и тор­мо­же­ния. В ко­неч­ном ито­ге ВНД обес­пе­чи­ва­ет тон­чай­ший ана­лиз и син­тез мно­го­об­раз­ных раз­дра­жи­те­лей и наи­бо­лее со­вер­шен­ные адап­та­ци­он­ные воз­мож­но­сти ор­га­низ­ма.

Су­ще­ст­вен­ное зна­че­ние для ВНД име­ет ди­на­ми­че­ская ор­га­ни­за­ция моз­го­вых струк­тур (функ­цио­наль­ная сис­те­ма по П. К. Ано­хи­ну). Их дея­тель­ность на­прав­ле­на на обес­пе­че­ние по­лез­но­го био­ло­гического ре­зуль­та­та. Ха­рак­тер спе­циа­ли­за­ции и ло­ка­ли­за­ции функ­ций в ко­ре боль­ших по­лу­ша­рий иг­ра­ет важ­ную роль в на­дёж­но­сти её дея­тель­но­сти, ко­то­рая на­ря­ду с си­лой, урав­но­ве­шен­но­стью и под­виж­но­стью нерв­ных про­цес­сов оп­ре­де­ля­ет фи­зио­ло­гич. ос­но­вы ти­пов нерв­ной сис­те­мы (ти­пов ВНД).

Для про­ве­де­ния ис­сле­до­ва­ний ВНД ис­поль­зу­ют­ся как тра­диц. ме­то­ды изу­че­ния ус­лов­ных реф­лек­сов, так и ин­ст­ру­мен­таль­ные ме­то­ды. Мик­ро­элек­трод­ная тех­ни­ка, напр., по­зво­ля­ет ис­сле­до­вать вне- и внут­ри­кле­точ­ные био­элек­трич. по­тен­циа­лы отд. ней­ро­нов в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния ус­лов­ных реф­лек­сов.

В пси­хо­фи­зио­ло­гии ис­поль­зу­ют­ся ме­то­ды при­жиз­нен­но­го ис­сле­до­ва­ния моз­га (не­ин­ва­зив­ные), в т. ч. рент­ге­нов­ская, маг­нит­но-ре­зо­нанс­ная и по­зи­трон­ная то­мо­гра­фия, усо­вер­шен­ст­ву­ют­ся ма­те­ма­тич. ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния элек­тро­эн­це­фа­ло­грамм, вклю­чая ме­то­ды кар­ти­ро­ва­ния, вы­чис­ле­ния ди­по­лей и др. Зна­чит. ус­пе­хи дос­тиг­ну­ты в ис­сле­до­ва­нии кле­точ­ных ме­ха­низ­мов ВНД, объ­ек­та­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся изо­ли­ро­ван­ные сис­те­мы моз­га мле­ко­пи­таю­щих, по­лу­чае­мые в ви­де при­жиз­нен­ных сре­зов, или от­но­си­тель­но про­стые нерв­ные сис­те­мы бес­по­зво­ноч­ных жи­вот­ных (напр., ней­ро­ны мол­лю­сков).

Уче­ние о ВНД по­ло­жи­ло на­ча­ло но­вой эпо­хе в раз­ви­тии фи­зио­ло­гии. Ре­зуль­та­ты, по­лу­чен­ные в этой об­лас­ти зна­ний, име­ют боль­шое зна­че­ние для ме­ди­ци­ны, пси­хо­ло­гии, пе­да­го­ги­ки, на­уч. ор­га­ни­за­ции тру­да, а так­же в ки­бер­не­ти­ке и в др. от­рас­лях прак­тической дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка.


.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!