БОУ СМР « Коррекционная школа 8 вида» г. Сокол Вологодская область.
УРОК МАТЕМАТИКИ
« МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЛИСТОПАД»
(6 класс ГУО)
Учитель: Малетина Лариса Александровна, 1квалификационная категория .
Конспект урока по математике.
Тема: « Математический листопад».
Цель: закрепление изученного материала.
Задачи:
Обучающие;
1.Закрепить навыки прямого, обратного счета в пределах 20 и более, имеющиеся знания о составе числа, отработка умений решать примеры в 1-2 действия;
2.Упражнять в решении задач
3. Повторить изученные геометрические фигуры( треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, ромб, ломаная, многоугольник).
4.Практическим путем научить детей получать фигуры .
Коррекционно - развивающие;
5.Развитие связной речи, мелкой моторики рук;
6.Коррекция вычислительных навыков, закрепление временных понятий у детей;
7.Коррекция психических процессов
Воспитательные;
8. Продолжить воспитывать аккуратность, усидчивость, привитие навыков культуры поведения в течение урока;
9.Умение осуществлять самоконтроль в ходе задания.
Оборудование;
-рисунок «Волшебное дерево»
-рисунок из геометрических фигур
-карточки с геометрическими фигурами
- карточки, ножницы на столах
-тетради, ручки , линейки, карандаши, счетные палочки ,учебник, листья
Ход урока.
Организационный момент.
1)
Проверка готовности к уроку( учебные принадлежности на партах);
2)закрепление временных понятий- число, месяц, день недели, время года.
-Что происходит в природе? Какие изменения? (ответы учащихся).
Обобщаю: На улице похолодало, часто моросит дождик и идет снег. Дуют холодные ветра. Птицы улетают в теплые края. Взрослые и дети одеваются тепло. На некоторых деревьях еще держатся листочки- завершается листопад.
-Сегодня, ребята , наш урок будет необычным и связан он будет с листопадом( обращаю внимание учеников на рисунок «Дерево».
-Наше дерево волшебное. А как вы думаете, почему? (ответы уч-ся).
- Листочки разные и по форме и по цвету. Какие?( березовые, кленовые, дубовые)
- На листочках стоит номер. По мере выполнения заданий на уроке, с нашего дерева будут опадать листочки.
И так, начинается математический листопад.
- Вот упал первый листочек( убираю листочек №1). Ветер сорвал его. С какого дерева этот листочек? Какого цвета? (Ответы уч-ся)
2.Устный счет.
а) работа на доске.
19=…д…ед 10…12
5+4= 9…9
8-5= 14…11
7+5= 16…20
10+2= 15…5
б)счет прямой, обратный, по цепочке, по таблице.
-назвать «соседей « числа 8(7,9); 11(10, 12);17.., 5..,
-Увеличить число на 1 ;
-уменьшить на 1 числа 4, 10, 14, 24,
(проверка заданий на доске вместе с уч-ся) Ветер срывает листик 2
3.Разминка
- сколько дней в неделе?
-назовите 3-й, 5-й день недели?
-сколько человек тянули репку?
-сколько ног у курицы?
-сколько хвостов у 5 коров?
-какая страница книги находится между 8 и 10 ?
- назовите главный город нашей Родины?
( снимаю листочек №3)
4.Закрепление геометрических фигур.
а) Из каких фигур состоит картина?
(прикрепляю на доску панно « Наш двор») ( ответы детей)
б) Работа за партами. (Заранее раздала карточки с изображением круга и квадрата)
Задание: « Дорисовать до предмета» (выполнение работы уч-ся, например, солнышко, рожица, телевизор, домик)
Проверка: первый ряд показал и рассказал второму и наоборот.
в)В классе на шкафах, подоконниках развешены геометрические фигуры.
Задание:
- принести фигуру зеленого цвета и дать ей характеристику. ( это треугольник- имеет 3 угла и 3 стороны).
- Принести квадрат. Какого он цвета? Дайте характеристику.(Четырехугольник- все стороны равны).
-Ребята, посмотрите внимательно на рисунок. Какая фигура изображает дорожку к дому? ( Ломаная).
-Что такое ломаная?( Это кривая, состоящая из отрезков(звеньев). Конец одного звена является началом другого. Точка соприкосновения является вершиной).
-Какие бывают ломаные? (Замкнутые, незамкнутые).
Задание: Принести карточку с незамкнутой ломаной из 5-ти звеньев, из 4- звеньев?
-Найдите в классе карточку с замкнутой ломаной , состоящей из наименьшего количества звеньев (это треугольник). Из наибольшего. Покажите пятиугольник, шестиугольник, семиугольник).
(Выставляю фигуры)
Как можно назвать все эти фигуры? (Многоугольники).
А сейчас, ребята, послушайте стихотворение , которое я вам прочитаю « Кто важнее»
Жили два брата-
Треугольник с квадратом..
Старший- квадратный,-
Равнодушный ,приятный.
Младший треугольный,-
Вечно не довольный.
Стал расспрашивать квадрат:
«Почему ты злишься ,брат?»
Тот кричит ему : «Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре».
Но квадрат ответил: «Брат!
Я же старше –я квадрат».
И сказал еще нежней:
«неизвестно, кто нужней»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился-был квадратным,
А проснешься без углов!»
Но на утро старший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он -нет квадрата,
Онемел…Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов.
Показываю, как у квадрата обрезать углы. У уч-ся на партах лежат квадраты -выполняют практическое задание, отрезают углы. Получился восьмиугольник. Выставляю его в ряд с многоугольниками.
(Снимаю четвертый листочек.)
5.Гимнастика для глаз.
1) Упражнение «Цветочек»(вращение глазками по часовой стрелке 3 газа и против часовой стрелки 3 раза).
2)Упражнение «Палец двоится»-вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться (6-8раз).
3) Упражнение. Потереть ладони рук до появление теплоты, затем приложить ладони к глазам ( глаза закрыты), глаза открыть , а только потом ладони убрать. (Снимаю пятый листочек)
6. Решение примеров.( в пределах 20)
а)Работа по учебнику-стр.59,№4.
б)На доске примеры для тех, кто быстро решит задание по учебнику- уч-ся списывают и решают в тетради.
В)Проверка. Например, К.Н. -говорит ответы первого столбика, С.И.-2 столбика, К.А.-3 столбика. Дети если согласны поднимают руку.
Г)По желанию уч-ся работают на доске( взаимопроверка).
(Ветром сорвало шестой листок( убираю, кладу на поднос).
7. Решение задачи.
В тетради подписать слово задача.
Один ученик работает на доске.
В букете 8 кленовых листочков, а дубовых на 4 больше. Сколько всего листьев в букете?
Краткая запись к задаче.
Кленовых-8
Дубовых ? на 4 б.
Сколько всего листьев в букете?
Задача.
1)8+4=12(л.)
2)8+12=20(л.)
Ответ: 20 листьев в букете.
( Снимаю седьмой листочек.)
8. Итог урока.-
Вот и подошел к завершению наш урок.
Задание. Из опавших листьев построить числовую прямую:1234567.
Так как у нас дерево волшебное, то и листочки волшебные, необычные. Стоит лишь их перевернуть .и вы прочтете волшебное слово.
(Один ученик выполняет задание на доске).
1 2 3 4 5 6 7
М о л о д ц ы
9. Рефлексия. (оценка своей деятельности)
-Вам понравился урок?
-Что тебе, Костя понравилось? И т.д.
-Тебе, Сережа, что запомнилось больше всего?...