СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математический турнир

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6 классов "Математический турнир", способствует развитию интереса к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Математический турнир»

Внеклассное мероприятие

Математический бой

для учащихся 6 – х классов

Разработала: Коробова Наталья Валерьевна,

учитель математики, I категории

МБОУ г. Шахты

«Гимназия им. А.С. Пушкина»

Ростовской области


1. Звучит торжественная музыка. На сцене двое учащихся начинают читать стихи, посвященные математике.

 

1-й ученик

 

Почему торжественно вокруг?

Слышите, как быстро смолкает спор?

Это о царице всех наук

Начинаем мы сегодня разговор.

Не случайно ей такой почет

Это ей дано давать ответы

Как хороший выполнить расчет

Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва

Что она в порядок ум приводит.

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей закалку

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

2-й ученик

 

Есть множество важных наук,

Но, что есть важней математики?

Она как усердный паук

Сплетает сети науки и практики.

Сплетает по нитке бионику,

Точками плетет сеть ботаники,

Плетет она электронику,

Плетет и стратегию с тактикой.

И шахматы с ней, и фантастика,

Нейлон и другая пластика…

Есть математика в логике,

Есть в газе, в ударе молнии.

Всего вряд ли счесть,

Везде математика есть!

 

Ученик:

Значение математики в жизни человека”

 

Математика одна из древнейших наук. Элементы математики применялись еще в те времена, когда человеку нужно было сосчитать количество убитых зверей, число растений. От тех дней нас отделяют века. А в наши дни математика развивается очень быстро, т.к. без нее невозможна жизнь человека. Без нее невозможно развитие промышленности и сельского хозяйства, здравоохранения и образования. Каждый рабочий на заводах и фабриках нашей страны использует математику. Токарь, обрабатывающий деталь, должен придерживаться определенных размеров. Часто требуется очень большая точность обработки. Чтобы добиться этого, он читает чертеж,

 

пользуется сложными измерительными приборами. Знание математики требуется и специалистам сельского хозяйства. Агроном должен знать, какую площадь земли надо засеять, сколько нужно зерна. Без применения математики был бы невозможен полет космических кораблей. Нужно заранее рассчитать скорость и путь полета, рассчитать место приземления.

Все без исключения начинают изучать основы математики уже в первых классах школы, потому что эта наука нужна всем, особенно сейчас, когда математика проникла во все отрасли знаний – физику и химию, науку о языке и медицину, астрономию и биологию, и многие другие современные науки. Математики учат вычислительные машины сочинять стихи и музыку, измерять размеры атомов и проектировать плотины электростанций.

Математика необходима в любой профессии, какую бы вы ни выбрали для себя. Но кроме того, математика – это еще и очень интересная и увлекательная наука.

 

Ученик

 

 

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти далеко

Не боимся, что путь будет труден

Достижения, нужные людям,

Никогда не давались легко.

 

Под музыку песни учащиеся уходят со сцены.

 

Учитель

 

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами встретились, чтобы провести соревнования, посвященные этой увлекательной науки – математики. Итак, математический бой, среди учащихся 6а,б класса начинается!

Эта игра для умных и находчивых, великодушных, добрых и чутких. Сегодня состоится турнир любителей прекрасной науки – математики. Оценивать выступления команд будет жюри. В состав жюри вошли учащиеся, которые стали победителями и призерами школьного этапа олимпиады по математике:

  1. Наталенко Сергей – победитель школьного этапа и призер муниципального тура олимпиад по математике.

  2. Дзыза Денис – призер школьного этапа, участник городской олимпиады по математике.

  3. Евсюков Алексей – призер школьного этапа, участник городского тура олимпиады по математике.

 

В соревнованиях примут участие две команды. Они долго готовились, проработали много литературы и стали еще больше любить и знать математику, в чем мы сейчас и убедимся.

Итака, команды 6-а класса –

Команды 6-б класса –


Мы желаем Вам успехов в состязании. Да победит сильнейший! 

1 конкурс Блиц – опрос. Каждой команде будут заданы вопросы. За 1 минуту участники должны дать как можно больше правильных ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл.


Вопросы: 1 команде

1. Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром. (радиус)

2. Результат сложения? (сумма)

3. Числа, отличающиеся друг от друга только знаками (противоположные)

4. Равенство двух отношений (пропорция)

5. Числа, которые мы используем при счете (натуральные)

6. Наименьшее простое число. (два)

7. Четырехугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)

8. Расстояние от начала отсчета до точки (модуль)

9. Угол, меньший 90. (острый)

10. Результат деления (частное)

11. Сколько секунд в минуте? (60)

12. Равенство, содержащее букву, значение которой нужно найти (уравнении)

13. Из двух отрицательных чисел больше то, модуль которого (меньше)


Вопросы: 2 команда.

1. Отрезок, соединяющий две точки окружности, проходящий через центр (диаметр)

2. Результат вычитания (разность)

3. Числа, произведение которых равно 1 (взаимно обратные)

4. На какое число нельзя делить? (ноль)

5. Сумма длин всех сторон многоугольника. (Периметр)

6. Наименьшее натуральное число? (1)

7. Частное двух чисел, называют (отношением)

8. Результат умножения. (произведение)

9. Натуральные числа, противоположные им и число 0 называют (целыми числами)

10. Угол, больше 90 градусов (тупой)

11. Часть прямой, ограниченная с одной стороны точкой (Луч)

12. Прямая с выбранным началом отсчета, единичным отрезком и направлением называется (координатная)

13. Из двух отрицательных чисел меньше то, модуль которого (больше)



Жюри подводит итоги конкурса, а я объявляю следующий конкурс. Командам задается вопрос и четыре варианта ответов. Команда может посовещаться 10 секунд, затем поднять карточку с вариантом ответа. За правильный ответ команда получает 2 балла.

1. Этот великий ученый, умер примерно 2000 лет назад. Римский воин пронзил его копьем, помешав решить задачу. Этот ученый мог называть огромные числа, только вот записывать их было сложно, не хватало самой малости…нуля. Его ввели в обращение позже, в Индии.

1-й вопрос. О каком ученом-математике, создателе мощных катапульт, основателе гидростатики, гигантских кранов идет речь? (Архимед)

(экран) (Учащиеся поднимают таблички с номером и за верный ответ получают 2 балла).

Ведущий.

Как нет на свете без ножек столов,

Как нет на свете без рожек козлов,

Котов без усов и без панцирей раков,

Так нет в математике действий без знаков.


2-й вопрос. Знаки действий «+», - х появились в XV в. В каком веке появился знак деления? (XVII) (экран)

3-й вопрос. Кому принадлежат слова : «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». (Ломоносов) (экран).

Жюри подсчитывает баллы, а я объявляю следующий конкурс, команды получают задание, которое должны выполнить в течение 3 минут. Команда, правильно решившая задание получает 3 балла.

3 конкурс «ты – мне, я – тебе» на размышление 3 минуты:

Задание командам:

Медведь с базара плюшки нес,

Но на лесной опушке

Он половину плюшек съел

И плюс еще пол плюшки.

Шел, шел, уселся отдохнуть

И под «ку-ку» кукушки

Вновь половину плюшек съел

и плюс еще полплюшки.

Стемнело, он ускорил шаг,

Но на крыльце избушки

Он снова пол-остатка съел

И плюс еще полплюшки.

С пустой кошелкою – увы! –

Он в дом вошел уныло…

Хочу, чтоб мне сказали вы,

А сколько плюшек было? (7 плюшек)


А пока команды думают:

Сейчас для болельщиков конкурс у нас,

Они пусть покажут смекалку и класс.

Команды свои пусть поддержат хоть баллом,

Ведь им от команд отставать не пристало!

Необходимо назвать как можно больше песен, пословиц, стихов, сказок, где есть числа. За каждый правильный ответ, команда получает балл.

Например: поэма Блока «Двенадцать», Семеро одного не ждут», и т.д.


Внимание ответы и решение команд.


Следующее задание – «Ромашка»

Команды должны как можно быстрее и правильно решить выбранное задание.

Задания:

  • Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня

вдвое. Сколько лет мне теперь?

(23года)

  • В двух ящиках хранились ножницы, по 20 штук в каждом. Перед уроком труда

учительница взяла несколько ножниц из одного ящика, а затем из второго ящика взяла столько, сколько осталось в первом ящике. Сколько ножниц осталось в двух ящиках?

(20 ножниц)

  • Есть 64 ореха. Сколько будет четверть четверти?

(4 ореха)

  • В квадратном зале поставьте вдоль стенки десять кресел так, чтобы у каждой стенки стояло кресел поровну.

(в противоположных углах по одному креслу и возле каждой стены – по 2

кресла)

  • Есть два ведра емкостью 4 и 9 литров. Как с их помощью принести из речки ровно 6 литров воды?

(Из полного девятилитрового ведра нужно вылить в реку 8литров воды, пользуясь ведром в 4 литра. Затем литр, оставшийся в большом ведре, нужно перелить в пустое четырехлитровое ведро. Если в него теперь добавить три литра из полного большого ведра, то в девятилитровом ведре как раз останется шесть литров воды.... )

  • Старший брат идет от дома до школы 30 минут, а младший – 40. Через сколько минут старший брат догонит младшего, если тот вышел на 5 минут раньше?

(За 15 минут старший брат проходит такое же расстояние, какое младший проходит за 20. Следовательно, старший брат догонит младшего через 15 минут.)


  • Как при помощи пяти двоек получить число семь?

2×2×2-2:2=7
22:2-2×2=7

2*2+2+(2/2)=7

  • Три землекопа за два часа выкопали три ямы. Сколько ям выкопают шесть землекопов за пять часов?

(Шесть землекопов за 2 часа выкопают 3 · 2 = 6 ям. Шесть землекопов за 10 часов выкопают 6·5=30 ям. Тогда шесть землекопов за 5 часов выкопают 30 : 2 = 15 ям.)


Как и в любой науке в математике есть множество загадок. Выполнив, следующее задание, мы узнаем, что это такое.

Учащиеся решают примеры и получается слово - пирамида


– Египетские пирамиды – скопище загадок, которые не только тревожат воображение и заставляют потрудиться и разгадать их, но и всё время рождают новые и новые тайны. Мне порой кажется, что у каждого человека в мозгу есть отдел, который ведает таинственным, нереальным, сказочным.

– Египетские пирамиды – невероятные по размерам сооружения. Например, пирамида Хеопса. Её первоначальная высота 146 метров, длина каждой стороны основания 231 метр. На такой площади 231 м * 231 м могли бы поместиться одновременно пять крупнейших соборов мира: собор святого Петра в Риме, собор святого Павла и Вестминстерское аббатство в Лондоне, а также флорентийский и миланский соборы. (Слайд 3.)

– На строительство этой пирамиды пошло около 2,3 миллиона каменных блоков со средним весом 2800 кг. Так что общий вес сооружения составляет около 6 400 000 тонн. Это больше, чем весят все дома, церкви и дворцы Москвы в пределах Садового кольца. Угол подъёма плоскостей равен 52°. Слайд 4

– Как могли около 5 тысяч лет назад построить это сооружение?

– Может, прилетали добрые пришельцы?

– Но зачем же инопланетянам возводить столь громоздкие и нерациональные сооружения.

– И зачем они проделали в пирамидах узкие длинные ходы, проложить которые было порой труднее, чем саму пирамиду выстроить?

– А может пирамиды заключают в себе математическую тайну, которой владели египтяне; если мы раскроем её, то по размерам пирамиды Хеопса сможем установить даты всех важных грядущих событий. Да, недаром арабская пословица гласит: «Всё на свете страшится времени, а время страшится пирамид».

– Пирамиды таят в себе столько загадок, что, наверное, разгадают их нескоро. Недаром первый великий исследователь Древнего Египта, открыватель смысла иероглифов Шампольон почти двести лет назад написал, что каменщики и архитекторы, замыслившие и воздвигнувшие пирамиды, должны были «мыслить по-великански». А потом он добавил: «По сравнению с древними египтянами мы, европейцы, всё равно что лилипуты».

Пока жюри подводит итоги, предлагаем вашему вниманию стихотворение.

Стихотворение "Три десятых"

Это кто из портфеля

Швыряет в досаде

Ненавистный задачник,

Пенал и тетради,

И сует свой дневник,

Не краснея при этом.

Под дубовый буфет

Чтоб лежал под буфетом?

Познакомьтесь, пожалуйста,:

Костя Жигалкин.

Жертва вечных придирок,-

Ни шаткий, ни валкий.

Он шипит, на растрепанный, глядя задачник:

Просто мне не везет! Просто я неудачник!

В чем причина обиды его и досады?

Что ответ не сошелся лишь на три десятых!

И к нему, безусловно, придирается строгая Марья Петровна.

3/10...

Скажи про такую ошибку

И, пожалуйста, на лицах увидишь улыбку.

3/10 ... и все же об этой ошибке

Я прошу вас послушать меня без улыбки.

Если б, строя ваш дом, тот в котором живете, Архитектор немножко ошибся в расчете,

-Чтоб случилось ты знаешь ли, Костя Жигалкин?

Этот дом превратился бы

В груду развалин!

Ты вступаешь на мост. Он надежен и прочен

А не будь инженер в чертежах своих точен,

Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку

Не сказал бы спасибо тому человеку!

Вот турбина. В ней вал токарями расточен

Если б токарь в работе не очень был точен

Совершилось бы, Костя, большое несчастье.

Разнесло бы турбину на мелкие части.

3/10 ... И стены возводятся косо

Три десятых - И рухнут вагоны с откоса.

Ошибись, только на три десятых Аптека,-

Станет ядом лекарство,

Убьет человека!

Мы громили и гнали фашистскую банду,

Твой отец подавал батарее команду.

Ошибись он при этом

Хоть на 3/10, -

Не настигли б снаряды

Фашистов проклятых.

Ты подумай об этом,

Мой друг хладнокровный,

И скажи - не права ль была Марья Петровна!

Если честно подумаешь Костя об этом,

То недолго лежать Дневнику под буфетом!


2 ведущий - Скоро, очень скоро в воздух будут взмывать ракеты и, достигнув поверхности Марса или Венеры, возвращаться на Землю. Но для этого, кроме большого желания, нужно еще большие умения, труд и, конечно, безукоризненное знание математики.


Для подведения итогов конкурса слово предоставляется жюри.


Что ж, хочется вместе с А.С. Пушкиным воскликнуть:

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...