М а т е м а т и ч е с к и е ш у т к и
Составитель Братчикова Е. В., учитель математики
Сколько им лет ?
Два молодых математика, у которых совпадали дни рождения, поздравляют друг друга. Один из них говорит:
- У тебя такой день рождения будет теперь только через 11 лет.
Другой ему отвечает:
- Да, а у тебя такой день рождения будет теперь только через 96 лет.
Оба остаются довольны друг другом и расходятся. Сколько лет им исполнилось в этот день ?
Р е ш е н и е. Одному исполнилось 25 лет, а другому 24. Почему ?
25=52, следующий квадрат 62=36, т.е. через 11 лет.
24=4!, следующий факториал 5!=120, т.е. через 96 лет.
Новые законы арифметики
Ученик делит 28 на 7 и получает в результате 13. Учитель спрашивает его:
- Как ты получил этот результат ?
- Сначала я разделил 8 на 7 и получил 1. Потом умножил 1 x 7 = 7 и записал:
Теперь я делю 21 на 7 и получаю 3. Записываю:
Учитель просит его проверить результат умножением. Ученик отвечает:
- Умножение 13 x 7 выполняю по шагам:
1) 1 x 7 = 7,
2) 3 x 7 = 21,
3) 7 + 21 = 28.
Тогда учитель просит проверить результат сложением. Ученик отвечает:
- Сначала сложим 3 семь раз и получим 21, затем прибавим 1 семь раз и получим 28.
О применении математики в языкознании
В классе заболел учитель русского языка. Пришёл математик и стал объяснять падежи:
Именительный кто ? что ?
Родительный кого ? чего ?
Дательный кому ? а второй вопрос он забыл.
Тогда он сказал:
- Ничего, давайте обозначим его через x и составим пропорцию:
Итак, второй вопрос дательного падежа: чему ?
Почему слышен стук колёс поезда ?
Ответ: Колесо имеет форму круга. Площадь круга равна R 2 ("пи эр квадрат"), вот этот квадрат и стучит.
Какая разница между физиком и программистом ?
Ответ: Физик считает, что 1 килобайт = 1000 байтов, а программист уверен, что 1 километр = 1024 метров.
Кратчайшее расстояние между двумя точками
На уроке геометрии учитель просит изобразить кратчайшее расстояние между двумя точками A и B на доске:
Один из учеников рисует:
Учитель спрашивает:
- Коля, кто тебя этому научил ?
- Мой папа, он водитель такси.
Последовательность
Продолжите последовательность: н , о , д , т , … .
Р е ш е н и е. Так как н = нуль, о = один, д = два, то продолженная
последовательность :
н , о , д , т , ч , п , ш , с , в , д , …
Педагогические трудности
На родительском собрании учитель математики жалуется на своих учеников их родителям:
- У вас удивительно тупые дети. Сегодня я объяснял им новый материал. Один раз объяснил, они не поняли. Второй раз объяснил, опять не поняли. Третий раз объяснил, сам понял, а они всё ещё не поняли.
Доказательство
Урок геометрии в грузинской школе. Учитель просит нарисовать равнобедренный треугольник. Один из учеников рисует его. Учитель:
- Гоги, теперь докажи, что этот треугольник действительно равнобедренный.
- Учитель, мамой клянусь, что это так.
Распорядок дня
Один рассеянный профессор составил режим дня и показал его своему ассистенту. Тот посмотрел и сказал:
- Очень хорошо, но у вас получилось, что в сутках 25 часов.
- Как жаль! Теперь придётся вставать на час раньше.
Новое о пределах
На экзамене по математике профессор просит студента вычислить предел:
Профессор удивлён:
- Что это такое ? Откуда ?
Студент:
- Вы объясняли на лекции, что
и я воспользовался этим примером.
Самые короткие телеграммы в истории
Немецкий математик Дирихле был очень немногословен. Когда у него родился сын, он отправил своему тестю следующую телеграмму: “ 2 + 1 = 3 ”. Возможно, это одна из cамых коротких телеграмм в истории. Но все же самая короткая телеграмма была при переписке Оскара Уайльда со своим издателем, готовившим к публикации его новую книгу. Уайльд телеграфировал ему: “?” и получил ответ: “!”.
Мудрость Евклида
Евклида спросили:
- Что бы ты предпочёл: два целых яблока или четыре половинки ?
- Конечно, четыре половинки.
- Почему ? Разве это не одно и тоже ?
- Нет. Взяв два целых яблока, я не смогу определить, червивые они или нет
Бюст Лейбница
Друзья Лейбница подарили ему на день рождения его бюст, выполненный известным скульптором. Лейбниц долго рассматривал бюст и затем сказал:
- Значит, это то самое лицо, которое я брею каждый день.
Эйнштейн и телефон
Одна дама попросила Эйнштейна запомнить номер её телефона: 361-343. Эйнштейн ответил:
- Это очень просто. 19 в квадрате и 7 в кубе.
Эйнштейн в школе
Учитель алгебры сказал как-то отцу Эйнштейна:
- Я ещё не встречал более тупого ребёнка.
Честный сержант
Сержант учит молодых солдат:
- Вода кипит при 90 градусах.
Один из солдат возражает:
- Извините, товарищ сержант. Но я знаю, что вода кипит при 100 градусах.
- Хорошо, я проверю – отвечает сержант.
На следующий день сержант докладывает:
- Вы оказались правы. Вода кипит при 100 градусах, я перепутал с прямым углом.
Новое в химии
На экзамене по химии профессор спрашивает студента:
- Расскажите, как получить серу.
Студент отвечает:
- Берём сероводород и подогреваем. Водород улетучивается, а сера остаётся.
- Очень хорошо. Ставлю вам пятёрку и подогреваю. Тройка улетучивается, а двойка остаётся.
Новый метод быстрого счёта
В купе поезда едут два англичанина. Разговор не клеится. Поезд проходит мимо пастбища, на котором пасутся коровы. Один из пассажиров изрекает:
- 1356.
Второй удивлён, но молчит. Через некоторое время – новое стадо. Первый пассажир произносит:
- 1693.
Его сосед не выдерживает и спрашивает:
- Сэр, поезд движется со скоростью 60 миль в час. Как вы умудряетесь так быстро считать ?
- О, сэр, это очень просто! Я считаю число ног и делю на четыре.
Дорогостоящая учёба
Отец пишет письмо сыну-студенту:
“Дорогой Джонни! Я послал тебе 50 долларов, как ты просил. Кстати, запомни, пожалуйста, что число 50 пишется с одним нулём, а не с двумя.”
О земном притяжении
Старшина объясняет молодым солдатам суть земного притяжения:
- Если бросить камень вверх, то он упадёт на землю. Это значит, что на него действует земное притяжение.
Один из новобранцев спрашивает:
- А что, если он упадёт в воду ?
- Это нас не касается. Этой проблемой занимается флот.
На экзамене
Экзаменатор студенту:
- Ваше имя ?
- Виктор Иванов.
- А почему вы улыбаетесь ?
- Я доволен своим ответом на первый вопрос.
Отличная работа
Учитель возвращает ученику его работу:
- Не сделано ни одной ошибки! Петя, скажи мне честно, кто-нибудь помогал твоему папе ?
Уважительная причина
Учитель спрашивает ученика:
- Почему уроки за тебя каждый день делает твой папа?
- Потому что мама всегда занята.
Учись, сынок
- Папа, меня выгнали из колледжа.
- Не огорчайся, я куплю тебе новый колледж.
Школьные новости
- Тебя сегодня спрашивали в школе ?
- Да.
- О чём ?
- Почему вы никогда не бываете на родительских собраниях ?
Деловой разговор
- Дядя Билл, мне нужно тебе кое-что сказать.
- Хорошо, только коротко и ясно.
- 100 долларов, пожалуйста.
Общая беда
Двое мальчишек приходят к врачу.
- На что жалуетесь ? – спрашивает врач.
- Я проглотил 50 центов. – отвечает один из них.
- А ты почему плачешь ? – спрашивает врач второго.
- Это мои деньги.
Быстрое вычисление
Учитель:
- Витя, найди, пожалуйста, сумму этих двух чисел.
- Но я её не терял.
Про инерцию
- Петя, приведи пример инерции.
- Машина остановилась, а водитель продолжает двигаться дальше.
-------
- Что такое сила инерции ?
- Мяч летит в окно и нет сил его поймать.
Ответ по существу
На уроке арифметики учитель спрашивает:
- Сколько останется, если от 100 отнять 1 ?
- Два нуля.
Быстрое решение
Учитель математики записывает на доске уравнение и обращается к ученику:
- Витя, найди, пожалуйста, x .
- Я нашёл, вот он! – отвечает ученик и показывает на x пальцем.
Рабочая неделя
- Корова даёт 20 литров молока в день. Сколько литров молока можно получить от неё за неделю ?
- Но мы же не знаем, сколько дней в неделю работает корова.
Новое в геометрии
Учитель:
- Как называется самая большая сторона в прямоугольном треугольнике ?
Все ученики молчат и учитель начинает помогать:
- Ги-по-…
- Гиппопотам !
Новое определение дроби
Учитель математики:
- Если взять один помидор и разрезать его на 4 части, то каждая долька - это одна четвёртая часть помидора. Теперь понятно, что такое дробь ?
- Да, это часть салата !
Эврика !
Ученик читает:
- … И тогда Архимед выскочил из ванны и воскликнул: “Эврика!”.
- Что такое “эврика” ? – спрашивает учитель.
- “Эврика” значит “нашёл”.
- Хорошо. Теперь скажи, пожалуйста, что же нашёл Архимед в ванне.
- Я думаю, он нашёл мыло.
Двойная вина
Ученик рассказывает своему товарищу:
- Вчера мой отец дважды выпорол меня.
- За что ?
- Первый раз он меня выпорол, когда я показал ему дневник, а второй раз,
когда он понял, что это его старый дневник.
Прекрасный подарок
- Дядя Билл, большое спасибо за трубу, которую ты мне подарил.
- Тебе так понравилась труба ?
- Конечно! Мама платит мне 3 доллара, чтобы я не играл днём, а папа - 5 долларов, чтобы я не играл вечером.
На экзамене
Экзаменатор:
- Почему вы мне подмигиваете ?
Студент:
- Профессор, я сигнализирую вам, что мои знания на исходе.
-------
Экзаменатор:
- Задать вам один трудный вопрос или два лёгких ?
- Один трудный, профессор.
- Хорошо. Скажите, пожалуйста, где впервые появился человек ?
- На Арбате, профессор.
- Простите, а почему на Арбате ?
- Я сожалею, профессор, но это уже второй вопрос.
Новости физики
Как известно, знаменитый Альберт Эйнштейн в течение последних 20 лет своей жизни решал проблему единства пространства и времени, но так и не решил её. Совсем недавно эту проблему решил старшина Петров. Он выстроил взвод солдат и велел им рыть траншею от забора до обеда.
Чудеса технического прогресса
Прапорщик купил электронные часы. К нему подходит мальчик и спрашивает:
- Дяденька, который час ?
- Двенадцать, делённое на тридцать один.
- Что это значит ?
- Отстань, мальчик. Я сам уже полдня делю.
Запасливая обезьяна
Две обезьяны разбирают атомную бомбу.
- Боюсь, что она взорвётся – говорит одна из них.
- Не беспокойся, у меня есть ещё одна.
Запасливая корова
Летит ворона и видит, что корова лезет на берёзу. Ворона спрашивает:
- Что ты делаешь?
- Да вот, хочу яблочек поесть – отвечает корова.
- Ты что, спятила ? Разве ты не знаешь, что яблоки не растут на берёзах ?
- Ничего, я с собой взяла.
Когда хромает логика …
Беседуют два приятеля. Один из них спрашивает:
- Cколько пирожных вы можете съесть натощак ?
- Я думаю, пять.
- Но это неверно. Если вы съедите только одно пирожное, то остальные будут уже не натощак.
- Это очень интересная загадка. Я расскажу её моей жене.
Дома он спрашивает жену:
- Солнышко, сколько пирожных ты можешь съесть натощак ?
- Шесть, может быть семь.
- Ох, как жалко! Если бы ты сказала “пять”, я бы тебе такую хохму рассказал !
Новая десятичная нумерация
- Скажи, Билл, сколько нулей записывается в одном миллионе ?
- Шесть, сэр.
- Хорошо, а сколько нулей записывается в полумиллионе ?
- Три, сэр.
Месть
К милиционеру подбегает школьник:
- Дяденька, идёмте быстрее со мной !
- А что случилось ?
- Наш учитель припарковал свою машину в неположенном месте.
Вот это скорость !
Полицейский оштрафовал женщину, ехавшую со скоростью 100 километров в час. Она была изумлена:
- Это невозможно! Я никогда не слышала, чтобы в одном часу умещалось столько километров!
-------
Полицейский останавливает водителя-нарушителя:
- Почему вы едете со скоростью 120 километров в час ?
- В час ? – удивлён водитель. – Я еду всего-то 15 минут !
-------
Два друга едут на машине со скоростью 160 километров в час.
- Вот это скорость! А что с нами будет, если оторвётся колесо ?
- Не волнуйся ! У меня есть запасное.
На вступительных экзаменах в военной академии
Экзаменатор:
- Товарищ капитан, решая это уравнение, вы получили синус, равный 4! Разве вы не знаете, что это невозможно?
- Профессор, в военное время синус может достигать значения 4 !
-------
- Скажите, пожалуйста, товарищ майор, что такое эллипс ?
- Эллипс – это круг, вписанный в квадрат со сторонами 2 и 4.
Англичанин и верблюд
Один англичанин купил верблюда. Продавец сказал, что верблюд знает три команды: “Фу!” – иди, “Фу-фу!” – беги, “Аминь!” – стой. Англичанин сказал: “Фу!” – верблюд пошёл, затем сказал: “Фу-фу!” – верблюд побежал. Вдруг ездок увидел, что верблюд несётся к пропасти, а как его остановить, он забыл. Поняв, что гибель неизбежна, он начал молиться и в конце молитвы произнёс: “Аминь!”. Верблюд остановился на самом краю пропасти. Англичанин оттёр пот со лба и произнёс: “Фу!”.
Как разделить баранов ?
Три приятеля приходят к мудрецу и просят рассудить их. Они купили вскладчину 18 баранов. Первый человек заплатил половину всей стоимости, второй – её треть и последний – 1 / 9 всей стоимости. Теперь они хотят разделить баранов, но так, чтобы все животные остались живы. Мудрец сказал им: “Я могу вас рассудить, но хочу получить одного барана в качестве вознаграждения”. Они согласились. Тогда мудрец дал 9 баранов первому из них, 6 баранов – второму, двух баранов – третьему, а 1 барана взял себе. В результате все остались довольны. В чём была причина создавшейся ситуации ?
Р е ш е н и е . Причина этой ситуации была в том, что эти три человека заплатили:
1 / 2 + 1 / 3 + 1 / 9 = 17 / 18
всей стоимости, т.е. они заплатили только за 17 баранов, а не за 18.
Таким образом, продавец баранов фактически подарил 1 барана
мудрецу. Он понёс убыток, так как не умел считать.
Страна тотальной математики
В середине XX века население России отлично знало математику. В 1965 году одна из газет написала: ”Знаете ли вы, что стоимость четвертинки, возведённая в степень, равную стоимости поллитровки, есть число П с точностью до первых трёх знаков? ”. В этом можно убедиться самим, если учесть, что тогда четвертинка водки стоила 1.49 руб., а поллитровка 2.87 руб. Проверьте !
Парадокс Зенона
Ахиллес догоняет черепаху. Скорость Ахиллеса в 10 раз выше скорости черепахи. В начальный момент расстояние между ними равно 100 м. Ахиллес пробегает эти 100 м, черепаха проползает 10 м. Ахиллес пробегает эти 10 м, черепаха проползает 1 м. Ахиллес пробегает 1 м, черепаха проползает 0.1 м. Ахиллес пробегает 0.1 м, черепаха проползает 0.01 м и т.д. Следовательно, Ахиллес никогда не догонит черепаху !? Объясните, пожалуйста, этот парадокс, известный как парадокс Зенона.
Р е ш е н и е . Причина этого парадокса состоит в делении на части непрерывного
по своей природе времени. Мы рассматриваем всё меньшие и
меньшие интервалы времени и в результате получаем этот
парадокс. В действительности Ахиллес, конечно, обгонит черепаху !
Предположим, Ахиллес пробегает 100 м за 10 секунд, тогда в
следующие 10 секунд он пробежит ещё 100 м, а черепаха проползёт
за это время только 20 м.
Щедрый хозяин
Однажды группа из 8 человек долго рассаживалась вокруг большого стола в ресторане. Наблюдавший это хозяин ресторана сказал, что он согласен кормить их бесплатно при условии, что каждый день они будут рассаживаться по-новому. Как долго он будет кормить их бесплатно на таких условиях ?
Р е ш е н и е . Это классическая задача комбинаторики. Каждый ежедневный
вариант размещения гостей вокруг стола – это перестановка, а число
всех возможных перестановок равно
8! = 40320 дней ≈ 110 лет.
Таким образом, хозяин согласен кормить их бесплатно 110 лет!
Чудеса арифметики
Встречаются два приятеля. Один из них говорит:
- Вчера я был в цирке и видел дрессированного удава. У него от головы до хвоста 8 метров, а от хвоста до головы 9 метров.
- Но это невозможно!
- Почему ? Вы же знаете, что от понедельника до воскресенья 6 дней, а от воскресенья до понедельника только 1?
Прогноз погоды
Москва. Полночь. Идёт дождь. Можно ли верить в прогноз погоды, что через 72 часа в Москве будет солнечно ?
Р е ш е н и е . Нет, нельзя, так как через 72 часа будет опять полночь, а солнечная погода в средних широтах может быть только днём.
Говорящий попугай
Вор проник в квартиру и увидел огромного пса, сидящего неподвижно, и попугая в клетке. Попугай сказал:
- Добро пожаловать !
Вор сначала испугался, но затем успокоился, так как пёс не двигался. Собрав драгоценности и деньги, он хотел уже уходить, но напоследок спросил попугая:
- Ну что, других слов не знаешь, глупая птица ?
Попугай ответил:
- Фас !