СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью изучения математики в 5 классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.  В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновеннымидробями, продолжают знакомство с геометрическими понятиями.Основная цель обучения математики в 5 классе: •    выявить и развить математические и творческие способности учащихся;  

Просмотр содержимого документа
«Математика 5 класс»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п.Осиновский

Марксовского района Саратовской области





Согласовано: Утверждаю:

Зам.директора по УВР Директор МОУ - СОШ п.Осиновский п.Осиновский ________/Мордовина Л.С./ _______Андрис Ж.А. «___»______2017/2018 уч.год приказ №__ от ______


Рабочая программа

по математике

5 класс


Составитель:

О.В.Терещенко

учитель информатики и

математики



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

МОУ - СОШ

п. Осиновский

__________________

/Димитриади В.А./

Протокол №___

от «___»______2017 г







2017 - 2018 уч.год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по математике в 5 классе составлена на основании следующих документов:

- Программы по математике (для 5 - 6 классов) С.М, Никольский, опубликованной в учебном издании: «Программы общеобразовательных учреждений. Математика. 5 - 6 классы. / Сост. Т.А. Бурмистрова.: М. Просвещение. 2012 г

- С учетом требований ФГОС к оснащению общеобразовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.

Настоящая рабочая программа разработана применительно к авторской программе «Матема­тика» С. М. Никольского и др. (М.: Просвещение, 2012) и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Математика. 5 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Пота­пов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. - М. : Просвещение, 2012.

  2. Математика. 5 класс : дидактические материалы / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. -- М. : Просвещение, 2011.

  3. Математика. 5 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учрежде­ний / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2012.

  4. Математика. 5 класс : тематические тесты / П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнев, О. Ф. Зарапина. - М. : Просвещение, 2012.

  5. Математика. 5-6 классы : кн. для учителя / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. - М. : Просве­щение, 2012.

  6. Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. - М. : Просвещение, 2012.

Дополнительная литература:

  1. Клименченко, Д. В. Задачи по математике для любознательных : кн. для 5-6 кл. ср. шк. / Д. В. Клименченко. - М.: Просвещение, 1992.

  2. Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5-9 классов / Е. Б. Арутюнян. - М. : Про­свещение, 2007.

  3. Пичурин, Л. Ф. За страницами учебника алгебры / Л. Ф. Пичурин. - М. : Просвещение, 1990.

  4. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы : 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад : развитие творческой сущности учащихся / авт.-сост. Н. В. Заболотнева. - Волгоград : Учитель, 2006.

Программа рассчитана на 175 часов, в том числе на контрольные работы – 12 часов.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.


Формой промежуточной аттестации являются тематические контрольные работы по вопросам курса, самостоятельные работы, тесты. В качестве итогового контроля за курс 5 класса в гимназии проводится аттестация в форме итоговой контрольной работы.

Целью изучения математики в 5 классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии. В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновеннымидробями, продолжают знакомство с геометрическими понятиями.Основная цель обучения математики в 5 классе:

  • выявить и развить математические и творческие способности учащихся;

  • обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений;

  • обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;

  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету.

По окончании изучения курса 5 класса учащиеся должны достигнуть следующих результатов:

Знать/понимать:

  • какпотребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа (дробные числа);

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия, примеры геометрических объектов и утверждений о них.

Уметь:

  • выполнять арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем, проценты – в виде дроби и дробь в виде процентов;

  • находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями;

  • округлять целые числа;

  • решать текстовые задачи арифметическим способом;

  • решать текстовые задачи с дробями и процентами;

  • составлять буквенные выражения и формулы по простым условиям, осуществлять в них числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, диаграммах, составлять простейшие таблицы и диаграммы;

  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов.

Использовать полученные знания в практической деятельности:

  • для устной прикидки и оценки результата вычислений;

  • для описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • для построений геометрическими инструментами (линейка, циркуль, транспортир);

  • для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, таблиц;

  • для решения практических задач, требующих систематического перебора вариантов;

  • для оценки вероятности случайного события в практической ситуации.


В результате обучения у обучающихся будут сформированы ключевые образовательные предметные компетенции (готовность обучающихся к использованию полученных знаний и использование усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальных жизненных ситуациях для решения практических задач).


Содержание обучения


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Натуральные числа и нуль

46

2.

Измерение величин

30

3.

Делимость натуральных чисел

19

4.

Обыкновенные дроби

62

5.

Элементы теории вероятности

8

6.

Повторение

10


ИТОГО

175



  1. Натуральные числа и нуль (46ч.)

Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач арифметическими методами.

Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах: об их сравнении, сложении и вычитании, умножении и делении, добиться осознанного овладения учащимися приёмами вычислений с применением законов сложения и умножения, развивать навыки вычислений с натуральными числами.

Знать законы сложения и умножения, свойство вычитания.

Уметь выполнять вычисления устно с опорой на законы сложения и умножения, а затем уметь вычислять столбиком.

Знать понятие степени с натуральным показателем.

Знать правило порядка действий.

Уметь вычислять степени с натуральным показателем.

Уметь вычислять значения числовых выражений, применяя правило порядка действий.

Дать понятия множества, элемент множества. Пустое множество. Подмножество. Перебор возможных вариантов.

Понимать отношения «больше на…( в …)», «меньше на … (в …)» и уметь связывать их с арифметическими действиями над натуральными числами.

Понимать слова «всего», «осталось» и т. п.

Уметь решать задачи «на части», на нахождение двух чисел по их сумме и разности.

Знать арифметические методы решения задач.

Уметь решать задачи арифметическими способами.

Уметь решать комбинаторные задачи перебором вариантов.

  1. Измерение величин (30 ч.)

Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и метрические единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружность и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольники и четырехугольники. Прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы площади, объема, массы, времени. Решение текстовых задач арифметическими методами.

Основная цель – систематизировать знания обучающихся о геометрических фигурах и единицах измерения величин, продолжить их ознакомление с геометрическими фигурами и с соответствующей терминологией.

Знать отрезок имеет длину. Координата точки на координатной прямой.

Знать определения треугольника и многоугольника, угла.

Уметь измерять отрезки, находить координаты точки на координатной прямой и по координате точки находить её положение на координатной прямой.

Уметь измерять величины углов.

Уметь вычислять площадь и объем геометрических фигур.

Уметь строить угол.

Уметь решать задачи на движение.

  1. Делимость натуральных чисел (19ч.)

Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.

Основная цель – познакомить обучающихся со свойствами и признаками делимости, сформировать навыки их использования.

Знать свойства и признаки делимости натуральных чисел.

Уметь доказывать основные свойства и признаки делимости чисел.

Знать определения НОД и НОК.

Уметь находить НОД и НОК.

Дать понятие о пересечении и объединении множеств.

Дать понятие о использовании четности при решении задач.

  1. Обыкновенные дроби (62ч.)

Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дроби к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представление дробей на координатном луче. Решение текстовых задач арифметическими методами.

Основная цель – сформировать умения сравнивать, складывать вычитать, умножать и делить обыкновенные и смешанные дроби. Вычислять значения выражений, содержащих обыкновенные и смешанные дроби, решать задачи на сложение и вычитание, на умножение и деление дробей, задачи на дроби, на совместную работу арифметическими методами.

Знать определение дроби и основное свойство дроби.

Знать доказательства законов сложения и умножения дробей.

Уметь приводить дробь к новому знаменателю.

Уметь решать задачи на нахождение части числа и числа по его части.

Уметь решать задачи на совместную работу.

Уметь сокращать дробь.

Уметь выполнять все действия с обыкновенными дробями.

Уметь вычислять площадь прямоугольника и объём прямоугольного параллелепипеда, измерения, которых выражены рациональными числами.

Уметь изображать дроби точками на координатной прямой.

Уметь решать задачи на дроби с помощью умножения и деления на дробь.

  1. Элементы теории вероятности (8 ч)

Дать понятие о случайном событии. Достоверное и невозможное событие. Сравнение шансов.(+5)

  1. Повторение (10ч.)


Требования к уровню подготовки пятиклассников

Арифметика

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения числовых выражений;

  • округлять целые числа, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;

  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов;

  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;

Алгебра

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  • выполнения расчетов по формулам;

  • описания зависимостей между изученными физическими величинами, соответствующими им формулами, при исследовании несложных практических ситуаций.

Геометрия

уметь

  • распознавать изученные геометрические фигуры;

  • изображать изученные геометрические фигуры;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке изученные пространственные тела, изображать их;

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; составлять таблицы, решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, таблиц;

  • решения практических задач в повседневной деятельности с использованием действий с числами, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов





Учебно-методический комплект:


1.Математика. 5 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Пота­пов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. - М. : Просвещение, 2012.

2.Математика. 5 класс : дидактические материалы / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. -- М. : Просвещение, 2012.

3.Математика. 5 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учрежде­ний / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2012.

4.Математика. 5 класс : тематические тесты / П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнев, О. Ф. Зарапина. - М. : Просвещение, 2012.

5.Математика. 5-6 классы : кн. для учителя / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. - М. : Просве­щение, 2012.

6.Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. - М. : Просвещение, 2012.




календарно-тематическое планирование по математике 5 класс

урока

Тема урока

Кол-во часов

Факти ческ ие

сроки

Планируемые результаты


Домаш-нее зада ние

Знать


Уметь


ООУН



Глава 1.Натуральные числа и нуль (46ч)

1

1.1 Ряд натуральных чисел



-понятие

натуральных чисел;

- о десятичной системе счисления;

- римской нумерации.

читать и записывать, сравнивать натуральные числа


объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива


2

1.2 Десятичная система записи натуральных чисел




3

1.2 Состав натурального числа




4

1.3 Сравнение натуральных чисел




5

1.3 Решение задач на сравнение




6

1.4 Сложение. Законы сложения



свойства сложения.


- выполнять устно сложение двузначных чисел;

- выполнять сложение многозначных чисел;

- использовать переместительный и сочетательный законы сложения при вычислениях;

самостоятельно работать с учебником


7

1.4.Переместительный закон сложения




8

1.4.Сочетательный закон сложения




9

1.5 Вычитание.





свойства вычитания.


- выполнять устно вычитание двузначных чисел;- выполнять вычитание многозначных чисел;

- применять свойства вычитания при вычислениях;

- изображать вычитание на координатном луче;

- решать текстовые задачи;

- осуществлять само- и взаимопроверку

владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.

выделять главное, составлять логические схемы ответов.



10

Вводная контрольная работа.




11

1.5Нахождение неизвестных с помощью вычитания




12

1.6 Решение текстовых задач с помощью сложения




13

1.6 Решение текстовых задач с помощью вычитания




14

1.7.Умножение.



- смысл умножения одного числа на другое;

- свойства умножения.


умножать многозначные числа;

- применять свойства умножения при нахождении значения выражения и упрощении буквенных выражений (опуская знак умножения в выражениях либо восстанавливая знак умножения между множителями)

самостоятельная организация учебной деятельности, поиск и устранение причин возникших трудностей.




15

1.7Переместительный и сочетательный законы умножения




16

1.7Задачи на умножение.




17

1.8 Распределительный закон умножения относительно сложения



распределительное свойство умножения.


- упрощать выражения, зная распределительное и сочетательное свойства умножения;

- объяснять, как упростили выражения

определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.




18

1.8 Распределительный закон умножения относительно вычитания




19

1.9 Сложение столбиком



свойства сложения и вычитания.


- выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;

- использовать переместительный и сочетательный законы сложения при вычислениях;

умение обобщать, систематезировать материал в пределах темы; владеть умениями совместной деятельности


20

1.9 Вычитание столбиком




21

1.9 Сложение и вычитание столбиком. Числовые ребусы.




22

Контрольная работа № 2 по теме «Натуральные числа и нуль»




- складывать и вычитать многозначные числа в пределах миллиона;

- определять, на сколько одно число меньше или больше другого;

- применять свойства сложения и вычитания при нахождении значения выражения;

- упрощать выражения, зная распределительное и сочетательное свойства умножения;

владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.



23

1.10 Умножение чисел столбиком на однозначное и двузначное число



- смысл умножения одного числа на другое;

- свойства умножения.


умножать многозначные числа столбиком

самостоятельно работать с учебником, выделять главное, составлять логические схемы ответов.




24

1.10 Умножение чисел столбиком на трехзначное число




25

1.10 Умножение чисел столбиком на число, оканчивающееся нулями




26

1.11 Степень с натуральным показателем



Понятие о степени с натуральным показателем,

квадрата и куба числа;

формулы площади и периметра

- представлять произведение

чисел в виде степени и наоборот;

- находить значение квадрата и куба числа;

- вычислять площадь и периметр

умение обобщать, систематизировать материал в пределах темы; владеть умениями совместной деятельности


27

1.11 Вычисление степени с натуральным показателем




28

1.12 Деление нацело



компоненты действия деления.


- выполнять деление нацело;

- находить делимое по частному, делителю;

- исправлять ошибки в записи деления многозначных чисел «уголком»

самостоятельно работать с учебником


29

1.12 Деление нацело. Свойства.




30

1.12 Деление нацело, решение задач




31

1.13 Решение текстовых задач арифметическим способом.




- решать текстовые задачи с помощью умножения и деления;



выделять главное, составлять логические схемы ответов.



32

1.13 Решение текстовых задач с помощью умножения и деления




33

1.14 Задачи «на части»



Способы и методы решения задач

- решать задачи на нахождение числа по его части и части от числа;



владеть умениями совместной деятельности


34

1.14 Задачи «на части», с помощью схем.




35

1.14 Решение задач «на части» разными способами




36

1.15 Деление с остатком



компоненты действия деления с остатком.


- выполнять деление с остатком;

- находить делимое по неполному частному, делителю и остатку;

- исправлять ошибки в записи деления многозначных чисел «уголком»;

самостоятельно работать с учебником


37

1.15 Деление с остатком, нахождение неизвестных компонентов




38

1.15 Деление с остатком, решение задач.




39

1.16 Числовые выражения



порядок действий при вычислениях

- определять и указывать порядок выполнения действий в выражении;

- находить значение выражения;

определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов


40

1.16 Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок




41

Контрольная работа № 3 по теме

«Действия с натуральными числами»




- упрощать выражения, применяя распределительное свойство умножения;

- находить значение выражения, содержащего действия первой и второй ступени;

- решить задачи на части;

- находить значение выражения, содержащего квадрат и куб числа;


владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.



42

1.17 Нахождение двух чисел по их сумме и разности



Способ нахождения двух чисел по их сумме и разности

- решать задачи на нахождение чисел по их сумме и разности;



владеть умениями совместной деятельности


43

1.17Решение задач с помощью нахождения двух чисел по их сумме и разности




44

1.17 Вычисления с помощью калькулятора




45

Занимательные задачи.



способы решения задач

- решать занимательные задачи


выделять главное, составлять логические схемы ответов.


46

Решение занимательных задач.





Глава 2.Измерение величин(30ч)

47

2.1 Прямая. Луч. Отрезок



- что такое дополнительные лучи , прямая, луч

-их обозначения

- точки, принадлежащие данным фигурам, и точки, не принадлежащие им;


- изображать и обозначать прямую, луч, дополнительные лучи;

- распознавать прямую, луч, дополнительные лучи на готовом чертеже;

- описывать взаимное расположение прямой, луча, дополнительных лучей по готовому чертежу

- изображать и обозначать отрезки;

- измерять их длину и строить отрезки заданной длины с помощью линейки;

- изображать и обозначать треугольники и многоугольники;

- вычислять их периметры, зная длины сторон;

- различать, точки, принадлежащие данным фигурам, и точки, не принадлежащие им;

- правильно произносить сложные числительные и единицы длины

объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива


48

2.1 Прямая. Луч. Отрезок. Решение задач




49

2.2 Измерение отрезков




50

2.2 Решение задач на измерение отрезков




51

2.3 Метрические единицы длины



о шкалах

и

координатах.


- изображать координатный луч;

- находить координаты точек,

изображенных на луче;

- изображать точки с заданными

координатами;

- записывать координаты точек,

расположенных между точками;

уметь разделять процесс на этапы.











52

Итоговая контрольная работа № 4 за 1 триместр




53

2.3 Выражение одних единиц длины через другие




54

2.4 Представление натуральных чисел на координатном луче




55

2.4 Координаты точек на луче, сравнение с помощью луча.




56

2.5 Окружность и круг. Сфера и шар



об окружности и круге.


- изображать окружность данного радиуса с помощью циркуля;

- распознавать точки, принадлежащие и не принадлежащиеокружности (кругу)

определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.




57

2.6 Углы. Виды углов. Измерение углов



-представление об углах, их элементах.

-определения острого и прямого углов.


- изображать и обозначать углы, их вершины и стороны;

- сравнивать углы;

- изображать и распознавать прямые углы с помощью чертежного треугольника

- распознавать острые и тупые углы с помощью чертежного треугольника;

- изображать углы заданной величины с помощью транспортира;

- измерять углы с помощью транспортира

самостоятельная организация учебной деятельности, поиск и устранение причин возникших трудностей.




58

2.7 Треугольники




Расширение представлений учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей. Систематизировать сведения о единицах измерения.

Изображать углы заданной величины с помощью транспортира;- измерять углы с помощью транспортира; изображать и обозначать треугольники; -вычислять их периметры,зная длины сторон;различать точки,принадлежащие данным фигурапм, и точки, не принадлежащие им; -правильно произносить сложные числительные и единицы длины;- изображать и обозначать четырехугольники и многоугольники



59


2.7 Треугольники. Решение задач



60

2.8 Четырехугольники




61

Контрольная работа № 5 по теме «Измерение величин»











- строить отрезки и измерять их

длину с помощью линейки;

- строить отрезок заданной длины;

- изображать прямую, луч, отрезок, учитывая их взаимное расположение;

- изображать точки на числовом

луче с заданными координатами;

- сравнивать натуральные числа

владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.


КР

62

2.8 Четырехугольники и их свойства.





63

2.9 Площадь прямоугольника.



формулы площади прямоугольника и квадрата, единицы измерения площадей (км2; м2; дм2; см2).


- вычислять площади прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника;

- чертить квадрат по заданной площади;

- сравнивать фигуры и площади фигур

- выражать более крупные единицы площади через более мелкие и наоборот;

- склонять словосочетание «сто квадратных сантиметров»

самостоятельно работать с учебником


64

2.9 Единицы площади. Решение задач




65

2.10 Прямоугольный параллелепипед



-о прямоугольном параллелепипеде.

- элементы прямоугольного параллелепипеда.

- изображать прямоугольный параллелепипед;

- находить площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда



66

2.10 Прямоугольный параллелепипед, решение задач




67

2.11 Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема












- формулу объема прямоугольного параллелепипеда.


- вычислять объемы прямоугольного параллелепипеда и куба, зная их измерения, и решать обратную задачу;

- выражать заданные единицы объема в более мелких единицах;

- склонять словосочетание «сорок кубических метров»;

- сравнивать величины.

определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.




68

2.11 Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной)




69

Контрольная работа № 6 по теме

«Периметр, объём и площадь фигур»




- находить значение величины по формуле;

- выражать из формулы одну переменную через остальные;

- вычислять площадь прямоугольника и выражать ее в более крупных единицах;

- находить объем прямоугольного параллелепипеда;

- находить объем фигур, представляющих комбинацию прямоугольных параллелепипедов

владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.



70

2.12 Единицы массы




- выражать заданные единицы массы в более мелких единицах;

- сравнивать величины.

владеть умениями совместной деятельности


71

2.13 Единицы времени, длительность процессов в окружающем нас мире.




- выражать заданные единицы времени в более мелких единицах;

- сравнивать величины.

самостоятельно работать с учебником


72

2.14 Задачи на движение



способы решения задач

- решать задачи на движение

выделять главное, составлять логические схемы ответов.




73

2.14 Задачи на движение. Единицы скорости.




74

2.14 Решение задач на движение




75

Занимательные задачи



способы решения задач

- решать занимательные задачи


выделять главное, составлять логические схемы ответов.


76

Решение занимательных задач.





Глава3.Делимость натуральных чисел (19ч)

77

3.1 Свойства делимости (1-2)



определения делителя и кратного.


- находить делители и кратные натуральных чисел;

- склонять по падежам слова «делитель»,«кратное»

уметь разделять процесс на этапы.



78

3.1 Свойства делимости (3-4)




79

3.2 Признаки делимости на 2,на 5и на10



- признаки делимости на 10, на 5 и на2;

- признаки делимости на 9 и на 3.

-определение четных и нечетных чисел.


- распознавать числа, кратные 10, 5 и 2;

- определять, является число четным или нечетным

- выполнять устные вычисления и проверку правильности вычислений

-использовать признаки делимости натуральных чисел при решении задач



80

3.2 Признаки делимости на 3 и на 9




81

3.2 Признаки делимости на 4, на 6, на 15




82

3.3 Простые и составные числа



определение простого и составного числа.


- распознавать простые и составные числа;

- раскладывать составные числа на множители



83

3.3 Простые и составные числа.

Таблица простых чисел




84

3.4 Делители натурального числа




- раскладывать составные числа на простые множители;

- использовать таблицу простых чисел;

- решать задачи с использованием уравнения

самостоятельная организация учебной деятельности, поиск и устранение причин возникших трудностей.




85

3.4 Разложение натурального числа на простые множители




86

3.4 Разложение натурального числа на простые множители различными способами




87

3.5 Наибольший общий делитель



- определе-ние наибольшего общего делителя (НОД);

-определение взаимно простых чисел; - алгоритм нахождения НОД.

находить НОД для двух и более натуральных чисел

- определять пары взаимно простых чисел;

- доказывать, являются ли числа взаимно простыми;

- выполнять устные вычисления;

- решать задачи арифметическим способом

объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива


88

3.5 Наибольший общий делитель, взаимно простые числа




89

3.5.Решение задач с помощью НОД




90

3.6 Наименьшее общее кратное



- какое число называют наименьшим общим кратным (НОК) чисел;

- алгоритм нахождения НОК чисел.

- находить НОК двух и более натуральных чисел;

- решать задачи по схеме с использованием уравнения;

- объяснять, как составлено уравнение по тексту задачи

уметь разделять процесс на этапы.



91

3.6 Наименьшее общее кратное и его свойства




92

3. 6 Решение задач с помощью НОК




93

Контрольная работа № 7 по теме

« Делимость натуральных чисел»




- раскладывать числа на простые множители;

. - находить НОК и НОД натуральных чисел;

- распознавать взаимно простые числа;

- выполнять арифметические действия с десятичными дробями

владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.


КР

94

Занимательные задачи



способы решения задач


выделять главное, составлять логические схемы ответов.


95

Решение занимательных задач





Глава 4.Обыкновенные дроби (62ч)

96

4.1.Понятие обыкновенной дроби



- об обыкновенных дробях;

Понимать, что показывают числитель и знаменатель дроби.

- eчитать и записывать обыкновенную дробь;


обобщать и систематезироватьсведе-ния о обыкновенных дробях.владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.


97

4.2.Равенство дробей



Понятие равенства дробей

- сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями;

- изображать дроби с одинаковыми знаменателями на числовом луче;

.- узнавать, какую часть одно число составляет от другого

уметь сопоставлять, классифицировать данные дроби


98

4.2 Основное свойство дроби.




99

4.2Сокращение дробей.




100

4.3.Задачи на дроби



способы решения задач

- находить дробь от числа и число по его дроби;


Определять структуру обыкновенных дробей, искать и выделять значимые функциональные связи; уметь разделять процесс на этапы


101

4.3.Задачи на дроби, нахождение части целого




102

4.3.Задачи на дроби, нахождение целого по его части




103

4.3.Решение задач на дроби с помощью схем




104

4.4.Приведение дробей к общему знаменателю



определения:

- дополнительного множителя;

- наименьшего общего знаменателя дробей.


- приводить дроби к общему знаменателю;

- находить дополнительный множитель;

- приводить дроби к общему знаменателю с применением разложения

их знаменателей на простые множители;

- находить наименьший общий знаменатель (НОЗ) дробей

самостоятельная организация учебной деятельности, поиск и устранение причин возникших трудностей.




105

4.4.Приведение дробей к наименьшему знаменателю




106

4.4.Приведение дробей к общему знаменателю, равному произведению знаменателей дробей





107


Итоговая контрольная работа за 2 триместр (№8)




108

4.5. Приведение дробей к общему знаменателю с помощью сокращения дробей



правило сравнения дробей с разными знаменателями.


- применять правило при сравнении дробей;

- читать координаты отмеченных на луче точек;

- приводить с подробным рассуждением примеры сравнения дробей

уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать данные дроби


109

4.5. Сравнение дробей с общим знаменателем




110

4.5.Сравнение дробей с разными знаменателями, но одинаковыми числителями





111

4.6.Сложение дробей с общим знаменателем



правило сложения дробей с разными знаменателями.


- складывать дроби с разными знаменателями, используя правило; - доказывать неравенство; - представлять выражение в виде дроби; - решать задачи; - читать суммы и разнос ти дробей разными способами


определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.




112

4.6.Сложение дробей с разными знаменателями




113

4.6.Сложение дробей. Решение задач.




114

4.7.Законы сложения (переместительный)



свойства сложения.


- использовать переместительный и сочетательный законы сложения при вычислениях;

- решать задачи на сложение временных отрезков, длин, объемов и масс

Определять структуру обыкновенных дробей, искать и выделять значимые функциональные связи; уметь разделять процесс на этапы.


115

4.7.Законы сложения (сочетательный)




116

4.7.Законы сложения при вычислении




117

4.7.Законы сложения при решении задач




118

4.8.Вычитание дробей с общим знаменателем



правило вычитания дробей с разными знаменателями.


- вычитать дроби с разными знаменателями, используя правило;

- решать задачи;

- читать разности дробей разными способами

владеть умениями совместной деятельности


119

4.8.Вычитание дробей с разными знаменателями




120

4.8. Решение задач на вычитание дробей




121

4.8. Решение задач на вычитание дробей




122

Контрольная работа № 9по теме

«Сложение и вычитание обыкновенных дробей»




- сокращать дроби;

- сравнивать, складывать и вычитать

дроби с разными знаменателями;

- применять изученные правила для решения текстовых задач

владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.


КР

123

4.9.Умножение дробей



- правила умножения дроби на натуральное число;

- правила умножения дроби на дробь.

применять правила умножения дробей при вычислениях

уметь разделять процесс на этапы.



124

4.9 Взаимно обратные дроби, их произведение



125

4.9.Умножение дробей на натуральное число



126

4.9. Решение задач на умножение дробей



127

4.10.Законы умножения



- переместительный, сочетательный и распределительный законы.

- применять свойства умножения при нахождении значения выражений с дробями (опуская знак умножения в выражениях либо восстанавливая знак умножения между множителями)

Определять структуру обыкновенных дробей, искать и выделять значимые функциональные связи; уметь разделять процесс на этапы.


128

4.10 Распределительный закон




129

4.11.Деление дробей



- правило деления дробей;


- применять правило деления дробей при решении уравнений, решении текстовых задач;

- читать частное двух дробей разными способами;


определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.



130

4.11.Деление дроби на натуральное число



131

4.11.Деление натурального числа на дробь




132

4.11.Деление дробей при решении задач




133

4.12.Нахождение части целого



- как найти целое по его части и наоборот;


- решать задачи на нахождение целого от числа и части числа по его целому




134


4.12.Нахождение целого по его части




135

4.13.Задачи на совместную работу




- приемы решения прямой и обратной задачи на “совместную работу” с конкретными данными;

- решать прямую и обратную задачи на “совместную работу” с конкретными данными

выделять главное, составлять логические схемы ответов.



136

4.13.Задачи на совместную работу со схемой.




137

4.13.Решение задач на совместную работу




138

Контрольная работа № 10 по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей »




- выполнять умножение дробей;

- находить значение выражения с применением распределительного свойства умножения;

- решать текстовые задачи с применением изученных правил

владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.



139

4.14.Понятие смешанной дроби




о смешанных числах.


- представлять смешанное число в виде суммы целой и дробной частей;

- представлять смешанное число в виде неправильной дроби;

- выделять целую часть из неправильной дроби

объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива


140

4.14.Понятие смешанной дроби, выделение целой части




141

4.14.Понятие смешанной дроби, сравнение.






142

4.15.Сложение смешанных дробей с одним знаменателем




правила сложения и вычитания смешанных чисел и на каких свойствах сложения и вычитания основаны эти правила.


- складывать смешанные числа;

- вычитать смешанные числа;

- складывать и вычитать смешанные числа, применяя известные свойства сложения и вычитания;

- решать текстовые задачи

самостоятельная организация учебной деятельности, поиск и устранение причин возникших трудностей.




143

4.15.Сложение смешанных дробей с разными знаменателями



144

4.15.Сложение смешанных дробей, решение задач




145

4.16.Вычитание смешанных дробей с одним знаменателем




146

4.16.Вычитание смешанных дробей с разными знаменателем



147

4.16.Вычитание смешанных дробей из натурального числа




148

4.17.Умножение и деление смешанных дробей



- правила умножения и деления смешанных чисел


- выполнять умножение и деление дробей и смешанных чисел;


Определять структуру обыкновенных дробей, искать и выделять значимые функциональные связи; уметь разделять процесс на этапы.



149

4.17. Деление смешанных дробей




150

4.17.Умножение и деление смешанных дробей




151

4.17.Порядок действий при вычислениях на умножение и деление смешанных дробей




152

4.17.Умножение и деление смешанных дробей в примерах с множеством действий




153

Контрольная работа № 11 по теме «Действия со смешанными числами»




складывать и вычитать, умножать и делить смешанные числа; решать текстовые задачи и уравнения с использованием изученных правил

владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.


КР

154

4.18.Представление дробей на координатном луче



- как представить дроби на координатном луче

- читать координаты отмеченных на луче точек;

- уметь изобразить дроби точками на координатном луче.



155

4.18.Изображние дробей на координатном луче




156

4.19.Площадь прямоугольника.



- формулы площади прямоугольника и объема прямоугольного параллелепипеда, единицы измерения.

- вычислять площадь прямоугольника и объем прямоугольного параллелепипеда;

- проверять результат с помощью деления;


объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива


157

Объем прямоугольного параллелепипеда





Элементы теории вероятности ( 8 ч )

158

Множества



способы решения задач

- решать простые вероятностные задачи


выделять главное, составлять логические схемы ответов.


159

Элемент множества



160

Подмножества



161

Примеры решения комбинаторных задач.



- признаки делимости


-использовать признаки делимости натуральных чисел при решении задач



162

Перебор вариантов.




163

Понятие о случайном событии.




- о натураль-ных числах,

- об обыкновенных дробях.

- свойства арифметических действий.

выполнять арифметические действия с указанными числами

Определять структуру обыкновенных дробей, искать и выделять значимые функциональные связи; уметь разделять процесс на этапы.



164

Достоверное событие.




165

Невозможное событие.





166

Итоговая контрольная работа №12(за год)



необходимые понятия

- выполнять арифметические действия с изученными числами при нахождении значения выражений и при решении текстовых задач;

- решать задачи с помощью уравнений;

- строить углы заданной градусной меры, решать текстовые задачи на вычисление части угла

владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.




Повторение ( 10 ч )

167



Анализ КР. Действия с дробями.



правила действий с дробями



решать поставленные задачи и выполнять задания в игровой форме

самостоятельная организация учебной деятельности, поиск и устранен.трудностей.



168


Представление чисел на координатном луче




- как представить числа на координатном луче


- читать координаты отмеченных на луче точек;

- уметь изобразить дроби точками на координатном луче.



169

Решение задач с помощью координатного луча




170

Использование четности при решении задач



идеи четности

- решать текстовые задачи с помощью четности чисел


выделять главное, составлять логические схемы ответов.


171

Решение задач с помощью четности




172

Сложные задачи на движение по реке



понятия единиц скорости, времени и расстояния

- решать сложные задачи на движение по реке


уметь разделять процесс на этапы.



173

Решение сложных задач на движение по реке




174

Решение задач на «части»



методы решения данных задач

решать задачи с помощью уравнений;


поиск и устранение причин возникших трудностей


175

Практика «Измерения на местности»



измерительными приборами

Пользоваться измерительными приборами

самостоятельная организация учебной деятельности






















































Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся


1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

  • Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

  • Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

  • Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

  • Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
  • Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

  • Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

  • Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

  • Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

3.Математические диктанты

Математические диктанты – хорошо известная форма контроля знаний. Учитель сам или с помощью записи задает вопросы, учащиеся записывают под номерами краткие ответы на них. Его продолжительность 10-15 минут. Он представляет собой систему вопросов, связанных между собой.

Типы диктантов:

  • репродуктивные задания (выполняются на основе известных формул и теорем, определений, свойств тех или иных математических объектов)

  • реконструктивные задания указывают только на общий принцип решений (построение графиков, задачи на составление уравнений и т.д.)

  • задания вариативного характера (задачи на сообразительность, задачи с «изюминкой», на доказательство)

Виды диктантов:

  • проверочные диктанты (для контроля отдельного фрагмента курса)

  • обзорные диктанты (повторение, систематизация и усвоение)

  • итоговые диктанты

Шкала оценок:

Число вопросов

5

6

7

8

9

10

Число верных ответов

3

4

5

4

5

6

4,5

6

7

5,6

7

8

5,6

7,8

9

6,7

8,9

10

отметка

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

5. Тестовые задания:

Из 6 заданий: «удовлетворительно»          3,4 балла

«хорошо»                              5 баллов

«отлично»                             6 баллов

Из 12 заданий: «удовлетворительно»          7-8 баллов

«хорошо»                              9-10 баллов

«отлично»                             11-12 баллов

Итоговый тест 18 заданий:

«удовлетворительно»          10,11,12 баллов

«хорошо»                              13-15 баллов

«отлично»                             6 баллов

6.Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

      • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

      • незнание наименований единиц измерения;

      • неумение выделить в ответе главное;

      • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

      • неумение делать выводы и обобщения;

      • неумение читать и строить графики;

      • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

      • потеря корня или сохранение постороннего корня;

      • отбрасывание без объяснений одного из них;

      • равнозначные им ошибки;

      • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

      • логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

      • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

      • неточность графика;

      • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

      • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

      • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

      • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

      • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.







Темы контрольных работ



Темы

Календарные сроки

Фактические сроки

1

Вводная контрольная работа



2

Натуральные числа и нуль.




3


Действия с натуральными числами










4






Итоговая контрольная работа №4 за 1 триместр



5

Измерение величин



6

Периметр, объём и площадь фигур



7

Делимость натуральных чисел



8

Итоговая контрольная работа за 2 триместр



9

Сложение и вычитание обыкновенных дробей



10

Умножение и деление обыкновенных дробей



11

Действия со смешанными числами



12

Итоговая контрольная работа. (годовая)

















































Литература


  1. Математика. 5 класс. С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. М.: Просвещение, 2009-10.

  2. Математика. Дидактические материалы. 5 класс. М.К. Потапов, А.В.Шевкин. М.: Просвещение, 2009.

  3. Математика. Рабочая тетрадь. 5 класс. М.К. Потапов, А.В.Шевкин. М.: Просвещение, 2009.

  4. Математика. 5 класс. Тематические тесты. П.В.Чулков, Е.Ф.Шершнев, О.Ф.Зарапина, М.: Просвещение, 2009.

  5. М.К. Потапов, А.В. Шевкин. Книга для учителя 5-6. М.: Просвещение, 2010 г.

  6. Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы, Сост. Т.А. Бурмистрова - Москва: «Просвещение», 2009.

  7. Е.Е Тульчинская. Математика. Блицопрос. Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 2009.

  8. «Попробуй реши» - сборник задач В. Щурковой.

  9. Шарыгин И. Ф. , Шевкин А.В. , Задачи на смекалку. 5-6 классы : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2010 (1998). — (МГУ — школе.

  10. Шевкин А.В. Текстовые задачи по математике: 5-6. М.: ИЛЕКСА, 2011


Для информационно-компьютерной поддержки

учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

1.CD «1С: Репетитор. Математика» (К и М);

2. «Математика, 5 - 11».

3.Электронное приложение «Учим дроби»

4.Презентации


Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:

1. Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/

2. Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/

3. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru

4. Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/

5. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/

6. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru

7. Сайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!