Неделя русского языка и литературы 2017 – 2018 учебного года.
ИЗУЧАЙТЕ РУССКИЙ ЯЗЫК!!!
Учитель русского языка и литературы Калинина Наталья Николаевна
Цели:
воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову;
развитие интереса к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время; развитие личностных особенностей учащихся, их стремления к самореализации, планированию и самоконтролю, к реализации интеллектуальной сферы своего развития;
формирование лингвистической, коммуникативной и речевой компетенции учащихся;
пробуждение желания самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно - популярной литературой;
Оборудование: высказывания русских и советских писателей и поэтов о русском языке; раздаточный материал по теме мероприятия, значки, грамоты, награды победителям конкурса;
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к конкурсу
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем интеллектуальный конкурс «Изучайте русский язык!!!», который выявит и покажет всем действительных любителей и знатоков русского язык. Ждет нас путешествие непростое. Кто же окажется мудрее всех? Кто будет «самый продвинутый» в изучении русского языка? Это мы узнаем только на финише.
СООБЩЕНИЕ ПРАВИЛ ИГРЫ
Учащиеся делятся на 2 команды, которые занимают подготовленные места за столами. I команда: 5кл.-1; 6кл.- 2; 8 кл.- 3; 9 кл. - 1
II команда: 5кл.-1; 6кл.- 1; 7кл.- 1; 8 кл.- 3; 9 кл. – 1
Итого: по 7 игроков в команде
Вопросы задаются поочередно каждой команде, начиная с той, которая дружнее отвечала на вопросы разминки. За правильный ответ вручается призовое очко (
). Команда показывает готовность к ответу тем, что все ребята берутся за руки и поднимают их вверх. Можно использовать подсказки:
50:50, обращение к друзьям, «спрошу у учителя».
Но за всю игру эти подсказки используются только по одному разу, т.е. получается три подсказки за игру.
ЖЮРИ:
ДВА УЧИТЕЛЯ, ОДИН РАБОТНИК ШКОЛЫ //РОДИТЕЛЬ
ИГРА
Русский язык - один из самых совершенных, отточенных, гибких и полновесных языков мира. Михаил Васильевич Ломоносов находил в нём «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». В удивительном и многоцветном мире слов нашей сегодняшней игры вы сможете развлечься, используя то, что вам уже известно, и расширить границы ваших знаний о языке. Итак, начинаем!
РАЗМИНКА: «правда // неправда»
ДЛЯ 1 КОМАНДЫ (ВЗЯТЬСЯ ЗА РУКИ СРАЗУ И ПОДНИМАТЬ, ПРОИЗНОСЯ СЛОВО «да» // «нет»!!!)
ДЛЯ 1 КОМАНДЫ – «ЛИНГВИСТЫ»
В морской воде плавать легче, чем в речной. (ДА)
У снегирей брюшко красное, а у синичек жёлтое. (ДА)
Если именинника не драть за уши, то он не вырастет. (НЕТ)
Пушкин в детстве увлекался фотографией. (НЕТ)
38 градусов – нормальная для человека температура. (НЕТ)
Если по телефону набрать свой номер, то можно поговорить с самим собой. (НЕТ)
Жи-ши пишется с буквой «и». (ДА)
Подкову дарят на счастье. (ДА)
Сегодня выиграет ваша команда! (ДА)
ДЛЯ 2 КОМАНДЫ – «ЯЗЫКОВЕДЫ»
Черепахи вылупляются из яиц. (ДА)
Кипятком огонь погасить нельзя. (НЕТ)
Слон боится мышей. (НЕТ)
Некоторые животные едят ядовитые растения, чтобы вылечится. (ДА)
Скорую помощь вызывают по телефону 03. (ДА)
Ча-ща пишется с буквой «я». (НЕТ)
Мыши, вырастая, становятся крысами. (НЕТ)
Если крутые яйца поварить подольше, то они разварятся и станут всмятку (НЕТ)
Сегодня выиграет ваша команда! (ДА)
СОБЕРИ НАЗВАНИЕ СВОЕЙ КОМАНДЫ
(По рассыпанным буквам)
Быстрота и правильность (берутся за руки и поднимают их вверх в знак готовности!!!)
КОНКУРС КАПИТАНОВ
Отгадай, что это:
«ЛИНГВИСТЫ»: Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего. (ЯЗЫК)
« ЯЗЫКОВЕДЫ»: Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников. (КАША)
Подведение первичных итогов
Учитель.
Наша игра называется так: «Изучайте русский язык!!!» Поэтому прежде чем получать задания по русскому языку, необходимо вспомнить разделы лингвистики//языкознания.
Задание №1 обеим командам:
Записать по порядку разделы лингвистики//языкознания
1) Фонетика (Графика. Орфография. Орфоэпия )
2) Морфемика (Словообразование. Орфография )
3) Лексикология и фразеология (Лексика. Фразеология)
4) Морфология (Орфография)
5) Синтаксис (Пунктуация)
Задание №2
Начнём с первого раздела – ФОНЕТИКИ
Задания каждому члену команды, но проверять друг друга и распределять задания будете сами, или, вернее, капитан команды.

Подведение итогов
Задание №3
МОРФЕМИКА
- Выполнить три задания в любой интерпретации.
Напоминаю: кто выполнит, поднять руки вверх:
все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
Задание №4.
ЛЕКСИКА, ФРАЗЕОЛОГИЯ
а) Загадочные круги. Кто больше составит слов из предложенных букв. Двигаться можно в любом направлении, не переставляя буквы. Время-1 минута. Сколько угаданных слов, столько начисляется баллов.
б) «Расшифруй» слова, относящиеся к русскому языку

Глагол (глаз кол) склонение (слон веник) Запятая (таз) буква (лук два)
в) Угадай фразеологизм по рисунку


ВПРЕЗЕНТАЦИИ: НЕМНОГО ИСТОРИИ происхождения фразеологизмов. Почему мы так говорим ???
г) Доля шутки… (Пока жюри подводит итоги)
- Почему фраза «Профессор завалил студента на экзамене» не вызывает такого леденящего ужаса, как фраза «Студент завалил профессора после экзамена»?
Подведение итогов
Задание №5.
МОРФОЛОГИЯ
а)


- Выполнить три задания в любой интерпретации.
Напоминаю: после выполнения ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
б) Филя записал слово, но не заметил, что раскладка клавиатуры (язык, на котором было записано слово) переключилась с русского на английский. Расшифруй слово. Запиши это слово в ответе в форме родительного падежа множественного числа. Знаки препинания не используй. Например: столов

Задание №6.
Наконец мы подошли к последнему разделу лингвистики – СИНТАКСИСУ. Этот раздел особенный. Он не может существовать без предыдущих. Поэтому будьте предельно внимательны при решении лингвистических задач синтаксиса и пунктуации.
а) Составьте предложение, выполнив предварительные действия и используя формообразующие окончания:
1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.
2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают дни и ночи».
3. Из предложения «Пушкин очень любил золотую осень» возьмите дополнение.
4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской и нежит солнцем».
5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна-красавица выстлала на лугу разноцветный ковер».
6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги, в какую даль заветную?» возьмите существительное, которое является обращением.
(Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги.)
б) Предложение рассыпалось на части. Собери его, используя приведённую ниже таблицу. Сколько запятых следует поставить в данном предложении? В ответе запиши только число (цифрами) без каких-либо знаков препинания и пробелов. Например: 9

в) Прочитай текст. Сколько орфографических ошибок в нём допустил мальчик? В ответе запиши только число (цифрами) без каких-либо знаков препинания и пробелов. Например: 9

Подведение итогов
Награждение победителей.
Приложение
* Составьте предложение, выполнив предварительные действия и используя формообразующие окончания:
1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.
2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают дни и ночи».
3. Из предложения «Пушкин очень любил золотую осень» возьмите дополнение.
4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской и нежит солнцем».
5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна-красавица выстлала на лугу разноцветный ковер».
6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги, в какую даль заветную?» возьмите существительное, которое является обращением.
________________________________________________________________________________
* Составьте предложение, выполнив предварительные действия и используя формообразующие окончания:
1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.
2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают дни и ночи».
3. Из предложения «Пушкин очень любил золотую осень» возьмите дополнение.
4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской и нежит солнцем».
5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна-красавица выстлала на лугу разноцветный ковер».
6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги, в какую даль заветную?» возьмите существительное, которое является обращением
Филя записал слово, но не заметил, что раскладка клавиатуры (язык, на котором было записано слово) переключилась с русского на английский. Расшифруй слово. Запиши это слово в ответе в форме родительного падежа множественного числа. Знаки препинания не используй. Например: столов

_________________________
Филя записал слово, но не заметил, что раскладка клавиатуры (язык, на котором было записано слово) переключилась с русского на английский. Расшифруй слово. Запиши это слово в ответе в форме родительного падежа множественного числа. Знаки препинания не используй. Например: столов

________________________

__________

___________

___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________
Игра со зрителями.
Вопросы – шутки
Как «мышеловку» написать пятью буквами? (Кошка).
Кто с головой окунается в работу? (Водолаз).
Кто хватается за соломинку? (Тот, кто пьёт коктейль).
Как разделить пять картофелин на двоих? (Сделать пюре).
Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
Название какой реки у тебя во рту? (Десна).
Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено)
Какой песок в Оби? (Мокрый).
По каким полям не пройти, не проехать? (По полям шляпы).
Где всегда можно найти червей? (в карточной колоде).
У кого шляпа без головы, а нога без сапога? (У гриба).
Какой год бывает всего один день? (Новый год).
Игра со зрителями.
ПЕРЕВЁРТЫШИ
ЗАДАНИЕ: Узнать пословицы в искажённых фразах.
Счастье всегда бегает вместе. (Беда никогда не приходит одна)
Ложь уши ласкает (Правда глаза колет)
Мало счастья – много вопросов (Семь бед – один ответ).
Громче стоишь – ближе опустишься (Тише едешь – дальше будешь).
Это плохо, если плохо начинается (Всё хорошо, что хорошо кончается).
Безделью часы – слезам год. (Делу – время – потехе час).
Собак не страшиться – по городу гулять (Волков бояться – в лес не ходить).
Чужая нога – раб (Своя рука - владыка).
Брезгливость пропадает, когда голодают. (Аппетит приходит во время еды).
Безделье неумеху не страшиться. (Дело мастера боится).
Стоячего колотят. (Лежачего не бьют).
Игра со зрителями.
ЗАДАНИЕ. Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас мы будем их вспоминать.
1 Что посеешь, … (то и пожнешь).
2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
3 Кончил дело – … (гуляй смело).
4 Волков бояться – … (в лес не ходить).
5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).
6 Как аукнется – … (так и откликнется).
7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
8 Тяжело в учении – … (легко в бою)
9 Любишь кататься - …(люби и саночки катать)
10 Учение – свет, … ( а неученье тьма)
Игра со зрителями.
ПЕРЕВЁРТЫШИ
ЗАДАНИЕ: Узнать пословицы в искажённых фразах.
Счастье всегда бегает вместе. (Беда никогда не приходит одна)
Ложь уши ласкает (Правда глаза колет)
Мало счастья – много вопросов (Семь бед – один ответ).
Громче стоишь – ближе опустишься (Тише едешь – дальше будешь).
Это плохо, если плохо начинается (Всё хорошо, что хорошо кончается).
Безделью часы – слезам год. (Делу – время – потехе час).
Собак не страшиться – по городу гулять (Волков бояться – в лес не ходить).
Чужая нога – раб (Своя рука - владыка).
Брезгливость пропадает, когда голодают. (Аппетит приходит во время еды).
Безделье неумеху не страшиться. (Дело мастера боится).
Стоячего колотят. (Лежачего не бьют).
Загадки для зрителей
младших классов и не только!!!
Мною можно умываться.
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну конечно, я… вода.
Всё белым- бело сегодня,
И светло, хоть солнца нет.
С неба сыплется холодный,
Белый – белый мягкий…снег.
Умею прыгать и кататься,
А если бросят – полечу.
Кругом смеющиеся лица:
Все рады круглому…мячу
Синяя косынка,
Тёмненькая спинка.
Маленькая птичка,
Звать её…синичка.
Наш второй конкурс мы посвятим сказочным героям.
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла свое
А ну, подскажите, как звали ее?
Красная шапочка
Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей
сквозь очки на всех глядит
добрый доктор… Айболит
Всех он любит неизменно
кто б к нему не приходил.
догадались? Это…Гена
Это Гена крокодил
Многим долго неизвестный,
стал он каждому дружок.
Всем по сказкам интересный
мальчик- луковка знаком.
Очень быстро и недлинно
Он зовется…. Чипполлино
Носик – круглым пятачком;
им в земле удобно рыться,
хвостик маленький крючком,
вместо туфелек – копытца.
Трое их и до чего же
братья дружные похожи!
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
... Ниф- Ниф, Нуф- Нуф, Наф- Наф
Возле леса на опушке
трое их живет в избушке,
там три стула, три подушки,
три кроватки и три кружки.
Угадайте без подсказки:
кто герои этой сказки?
3 медведя
На сметане мешан, на окошке стужен,
круглый бок, румяный бок
Покатился ... Колобок
* А ещё существуют загадки – шутки. Кто из вас знает такие загадки? Загадки – шутки – особая разновидность загадок. Они отличаются от всех других тем, что не подсказывают ответ, не подводят к нему, а наоборот заставляют работать мысль в неверном направлении. Суть таких загадок – в ловушке или в игре слов. Они остроумны, поражают неожиданностью ответа.
Давайте угадаем ещё некоторые из них.
Что находится в центре слова «земля»? (буква м).
На что похожа половина яблока? (на вторую половину).
Какой месяц в названии короче всех? (май).
Из какого полотна нельзя сшить рубашку ? (из железнодорожного).
Как далеко в лес может забежать заяц? (до середины, дальше он побежит обратно).
В каком слове, состоящем из пяти букв, встречается пять «о»? (опять).
В каком женском имени тридцать я? (Зоя).
Ты, да я, да мы с тобой? Сколько нас? (двое).
В корзине 3 яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине ? (1 яблоко отдать ребёнку вместе с корзиной).
У семерых братьев по одной сестре. Сколько их? (8).
За чем во рту язык? (За зубами).
Что вниз головой растёт? ( сосулька).
Что в руку не схватишь? (дым).
Чем кончается день, так и ночь? ( мягким знаком).
Что и лентяю не лень? ( дышать).
Две матери, две дочери и бабушка с внучкой .Сколько всех? (трое, бабушка, мама, внучка).
Когда руки бывают тремя местоимениями? (Когда они вы – мы - ты).
Сын моего отца, а мне брат. Кто это? (Я сам).
Когда козе минет 7 лет, что будет дальше? ( Пойдёт 8).