СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к неделе русского языка и литературы 2017 года "Знай русский язык!!!"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия к неделе русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Материал к неделе русского языка и литературы 2017 года "Знай русский язык!!!"»

Неделя русского языка и литературы 2017 – 2018 учебного года.

ИЗУЧАЙТЕ РУССКИЙ ЯЗЫК!!!

Учитель русского языка и литературы Калинина Наталья Николаевна

Цели:

воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову;

развитие интереса к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время; развитие личностных особенностей учащихся, их стремления к самореализации, планированию и самоконтролю, к реализации интеллектуальной сферы своего развития;

формирование лингвистической, коммуникативной и речевой компетенции учащихся;

пробуждение желания самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно - популярной литературой;

Оборудование: высказывания русских и советских писателей и поэтов о русском языке; раздаточный материал по теме мероприятия, значки, грамоты, награды победителям конкурса;

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к конкурсу



ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем интеллектуальный конкурс «Изучайте русский язык!!!», который выявит и покажет всем действительных любителей и знатоков русского язык. Ждет нас путешествие непростое. Кто же окажется мудрее всех? Кто будет «самый продвинутый» в изучении русского языка? Это мы узнаем только на финише.

  1. СООБЩЕНИЕ ПРАВИЛ ИГРЫ

Учащиеся делятся на 2 команды, которые занимают подготовленные места за столами. I команда: 5кл.-1; 6кл.- 2; 8 кл.- 3; 9 кл. - 1

II команда: 5кл.-1; 6кл.- 1; 7кл.- 1; 8 кл.- 3; 9 кл. – 1

Итого: по 7 игроков в команде

Вопросы задаются поочередно каждой команде, начиная с той, которая дружнее отвечала на вопросы разминки. За правильный ответ вручается призовое очко (). Команда показывает готовность к ответу тем, что все ребята берутся за руки и поднимают их вверх. Можно использовать подсказки:

50:50, обращение к друзьям, «спрошу у учителя».

Но за всю игру эти подсказки используются только по одному разу, т.е. получается три подсказки за игру.

ЖЮРИ:

ДВА УЧИТЕЛЯ, ОДИН РАБОТНИК ШКОЛЫ //РОДИТЕЛЬ

  1. ИГРА

Русский язык - один из самых совершенных, отточенных, гибких и полновесных языков мира. Михаил Васильевич Ломоносов находил в нём «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». В удивительном и многоцветном мире слов нашей сегодняшней игры вы сможете развлечься, используя то, что вам уже известно, и расширить границы ваших знаний о языке. Итак, начинаем!

  1. РАЗМИНКА: «правда // неправда»

ДЛЯ 1 КОМАНДЫ (ВЗЯТЬСЯ ЗА РУКИ СРАЗУ И ПОДНИМАТЬ, ПРОИЗНОСЯ СЛОВО «да» // «нет»!!!)

ДЛЯ 1 КОМАНДЫ – «ЛИНГВИСТЫ»

  1. В морской воде плавать легче, чем в речной. (ДА)

  2. У снегирей брюшко красное, а у синичек жёлтое. (ДА)

  3. Если именинника не драть за уши, то он не вырастет. (НЕТ)

  4. Пушкин в детстве увлекался фотографией. (НЕТ)

  5. 38 градусов – нормальная для человека температура. (НЕТ)

  6. Если по телефону набрать свой номер, то можно поговорить с самим собой. (НЕТ)

  7. Жи-ши пишется с буквой «и». (ДА)

  8. Подкову дарят на счастье. (ДА)

  9. Сегодня выиграет ваша команда! (ДА)

ДЛЯ 2 КОМАНДЫ – «ЯЗЫКОВЕДЫ»

  1. Черепахи вылупляются из яиц. (ДА)

  2. Кипятком огонь погасить нельзя. (НЕТ)

  3. Слон боится мышей. (НЕТ)

  4. Некоторые животные едят ядовитые растения, чтобы вылечится. (ДА)

  5. Скорую помощь вызывают по телефону 03. (ДА)

  6. Ча-ща пишется с буквой «я». (НЕТ)

  7. Мыши, вырастая, становятся крысами. (НЕТ)

  8. Если крутые яйца поварить подольше, то они разварятся и станут всмятку (НЕТ)

  9. Сегодня выиграет ваша команда! (ДА)



  1. СОБЕРИ НАЗВАНИЕ СВОЕЙ КОМАНДЫ

(По рассыпанным буквам)

Быстрота и правильность (берутся за руки и поднимают их вверх в знак готовности!!!)

л

и

н

г

в

и

с

т

ы



я

з

ы

к

о

в

е

д

ы





  1. КОНКУРС КАПИТАНОВ

Отгадай, что это:

«ЛИНГВИСТЫ»: Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего. (ЯЗЫК)

« ЯЗЫКОВЕДЫ»: Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников. (КАША)

Подведение первичных итогов

Учитель.

Наша игра называется так: «Изучайте русский язык!!!» Поэтому прежде чем получать задания по русскому языку, необходимо вспомнить разделы лингвистики//языкознания.

  1. Задание №1 обеим командам:

Записать по порядку разделы лингвистики//языкознания

1) Фонетика (Графика. Орфография. Орфоэпия )

2) Морфемика (Словообразование. Орфография )

3) Лексикология и фразеология (Лексика. Фразеология)

4) Морфология (Орфография)

5) Синтаксис (Пунктуация)


  1. Задание №2


Начнём с первого разделаФОНЕТИКИ

Задания каждому члену команды, но проверять друг друга и распределять задания будете сами, или, вернее, капитан команды.

Подведение итогов



  1. Задание №3

МОРФЕМИКА

- Выполнить три задания в любой интерпретации.

Напоминаю: кто выполнит, поднять руки вверх:

все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.















  1. Задание №4.

ЛЕКСИКА, ФРАЗЕОЛОГИЯ

а) Загадочные круги. Кто больше составит слов из предложенных букв. Двигаться можно в любом направлении, не переставляя буквы. Время-1 минута. Сколько угаданных слов, столько начисляется  баллов. 



б) «Расшифруй» слова, относящиеся к русскому языку



   

 Глагол (глаз кол) склонение (слон веник) Запятая (таз) буква (лук два)







в) Угадай фразеологизм по рисунку

ВПРЕЗЕНТАЦИИ: НЕМНОГО ИСТОРИИ происхождения фразеологизмов. Почему мы так говорим ???

г) Доля шутки… (Пока жюри подводит итоги)

- Почему фраза «Профессор завалил студента на экзамене» не вызывает такого леденящего ужаса, как фраза «Студент завалил профессора после экзамена»?

Подведение итогов

  1. Задание №5.

МОРФОЛОГИЯ

а)



- Выполнить три задания в любой интерпретации.

Напоминаю: после выполнения ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

б) Филя записал слово, но не заметил, что раскладка клавиатуры (язык, на котором было записано слово) переключилась с русского на английский. Расшифруй слово. Запиши это слово в ответе в форме родительного падежа множественного числа. Знаки препинания не используй. Например: столов





  1. Задание №6.

Наконец мы подошли к последнему разделу лингвистики – СИНТАКСИСУ. Этот раздел особенный. Он не может существовать без предыдущих. Поэтому будьте предельно внимательны при решении лингвистических задач синтаксиса и пунктуации.

а) Составьте предложение, выполнив предварительные действия и используя формообразующие окончания:

1.     Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.     Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают дни и ночи».

3.     Из предложения «Пушкин очень любил золотую осень» возьмите дополнение.

4.     Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской и нежит солнцем».

5.     Добавьте сказуемое из предложения «Весна-красавица выстлала на лугу разноцветный ковер».

6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги, в какую даль заветную?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги.)



б) Предложение рассыпалось на части. Собери его, используя приведённую ниже таблицу. Сколько запятых следует поставить в данном предложении? В ответе запиши только число (цифрами) без каких-либо знаков препинания и пробелов. Например: 9





в) Прочитай текст. Сколько орфографических ошибок в нём допустил мальчик? В ответе запиши только число (цифрами) без каких-либо знаков препинания и пробелов. Например: 9





Подведение итогов

Награждение победителей.













Приложение

* Составьте предложение, выполнив предварительные действия и используя формообразующие окончания:

1.     Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.     Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают дни и ночи».

3.     Из предложения «Пушкин очень любил золотую осень» возьмите дополнение.

4.     Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской и нежит солнцем».

5.     Добавьте сказуемое из предложения «Весна-красавица выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.     Из предложения «Куда ведете нас, дороги, в какую даль заветную?» возьмите существительное, которое является обращением.



________________________________________________________________________________





* Составьте предложение, выполнив предварительные действия и используя формообразующие окончания:

1.     Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.     Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают дни и ночи».

3.     Из предложения «Пушкин очень любил золотую осень» возьмите дополнение.

4.     Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской и нежит солнцем».

5.     Добавьте сказуемое из предложения «Весна-красавица выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.     Из предложения «Куда ведете нас, дороги, в какую даль заветную?» возьмите существительное, которое является обращением



  • Филя записал слово, но не заметил, что раскладка клавиатуры (язык, на котором было записано слово) переключилась с русского на английский. Расшифруй слово. Запиши это слово в ответе в форме родительного падежа множественного числа. Знаки препинания не используй. Например: столов





_________________________











  • Филя записал слово, но не заметил, что раскладка клавиатуры (язык, на котором было записано слово) переключилась с русского на английский. Расшифруй слово. Запиши это слово в ответе в форме родительного падежа множественного числа. Знаки препинания не используй. Например: столов





________________________









  • Прочитай текст. Сколько орфографических ошибок в нём допустил мальчик? В ответе запиши только число (цифрами) без каких-либо знаков препинания и пробелов. Например: 9



__________















  • Прочитай текст. Сколько орфографических ошибок в нём допустил мальчик? В ответе запиши только число (цифрами) без каких-либо знаков препинания и пробелов. Например: 9





___________





  • Предложение рассыпалось на части. Собери его, используя приведённую ниже таблицу. Сколько запятых следует поставить в данном предложении? В ответе запиши только число (цифрами) без каких-либо знаков препинания и пробелов. Например: 9

___________________________________________________________________

  • Предложение рассыпалось на части. Собери его, используя приведённую ниже таблицу. Сколько запятых следует поставить в данном предложении? В ответе запиши только число (цифрами) без каких-либо знаков препинания и пробелов. Например: 9

_______________________________________________________________________

Игра со зрителями.

Вопросы – шутки

  1. Как «мышеловку» написать пятью буквами? (Кошка).

  2. Кто с головой окунается в работу? (Водолаз).

  3. Кто хватается за соломинку? (Тот, кто пьёт коктейль).

  4. Как разделить пять картофелин на двоих? (Сделать пюре).

  5. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)

  6. Название какой реки у тебя во рту? (Десна).

  7. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено)

  8. Какой песок в Оби? (Мокрый).

  9. По каким полям не пройти, не проехать? (По полям шляпы).

  10. Где всегда можно найти червей? (в карточной колоде).

  11. У кого шляпа без головы, а нога без сапога? (У гриба).

  12. Какой год бывает всего один день? (Новый год).



Игра со зрителями.

ПЕРЕВЁРТЫШИ

ЗАДАНИЕ: Узнать пословицы в искажённых фразах.

  1. Счастье всегда бегает вместе. (Беда никогда не приходит одна)

  2. Ложь уши ласкает (Правда глаза колет)

  3. Мало счастья – много вопросов (Семь бед – один ответ).

  4. Громче стоишь – ближе опустишься (Тише едешь – дальше будешь).

  5. Это плохо, если плохо начинается (Всё хорошо, что хорошо кончается).

  6. Безделью часы – слезам год. (Делу – время – потехе час).

  7. Собак не страшиться – по городу гулять (Волков бояться – в лес не ходить).

  8. Чужая нога – раб (Своя рука - владыка).

  9. Брезгливость пропадает, когда голодают. (Аппетит приходит во время еды).

  10. Безделье неумеху не страшиться. (Дело мастера боится).

  11. Стоячего колотят. (Лежачего не бьют).



Игра со зрителями.

ЗАДАНИЕ. Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас мы будем их вспоминать.

1 Что посеешь, … (то и пожнешь).

2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3 Кончил дело – … (гуляй смело).

4 Волков бояться – … (в лес не ходить).

5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6 Как аукнется – … (так и откликнется).

7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8 Тяжело в учении – … (легко в бою)

9 Любишь кататься - …(люби и саночки катать)

10 Учение – свет, … ( а неученье тьма)



Игра со зрителями.

ПЕРЕВЁРТЫШИ

ЗАДАНИЕ: Узнать пословицы в искажённых фразах.

  1. Счастье всегда бегает вместе. (Беда никогда не приходит одна)

  2. Ложь уши ласкает (Правда глаза колет)

  3. Мало счастья – много вопросов (Семь бед – один ответ).

  4. Громче стоишь – ближе опустишься (Тише едешь – дальше будешь).

  5. Это плохо, если плохо начинается (Всё хорошо, что хорошо кончается).

  6. Безделью часы – слезам год. (Делу – время – потехе час).

  7. Собак не страшиться – по городу гулять (Волков бояться – в лес не ходить).

  8. Чужая нога – раб (Своя рука - владыка).

  9. Брезгливость пропадает, когда голодают. (Аппетит приходит во время еды).

  10. Безделье неумеху не страшиться. (Дело мастера боится).

  11. Стоячего колотят. (Лежачего не бьют).





Загадки для зрителей

младших классов и не только!!!

  • Загадки с коллективным ответом



Мною можно умываться.

Я умею проливаться.

В кранах я живу всегда.

Ну конечно, я… вода.



Всё белым- бело сегодня,

И светло, хоть солнца нет.

С неба сыплется  холодный,

Белый – белый мягкий…снег.



Умею прыгать и кататься,

А если бросят – полечу.

Кругом смеющиеся лица:

Все рады круглому…мячу



Синяя косынка,

Тёмненькая спинка.

Маленькая птичка,

Звать её…синичка.





  • Вы, наверное, все очень любите сказки.

Наш второй конкурс мы посвятим сказочным героям.



Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла свое
А ну, подскажите, как звали ее?
                        Красная шапочка
Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей
сквозь очки на всех глядит
добрый доктор… Айболит


Всех он любит неизменно
кто б к нему не приходил.
догадались? Это…Гена
Это Гена крокодил

Многим долго неизвестный,
стал он каждому дружок.
Всем по сказкам интересный
мальчик- луковка знаком.
Очень быстро и недлинно
Он зовется…. Чипполлино

Носик – круглым пятачком;
им в земле удобно рыться,
хвостик маленький крючком,
вместо туфелек – копытца.
Трое их и до чего же
братья дружные похожи!
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
             ... Ниф- Ниф, Нуф- Нуф, Наф- Наф
Возле леса на опушке
трое их живет в избушке,
там три стула, три подушки,
три кроватки и три кружки.
Угадайте без подсказки:
кто герои этой сказки?
                          3 медведя
На сметане мешан, на окошке стужен,
круглый бок, румяный бок
Покатился ... Колобок


*  А ещё существуют загадки – шутки. Кто из вас знает такие загадки? Загадки – шутки – особая разновидность загадок. Они отличаются от всех других тем, что не подсказывают ответ, не подводят к нему, а наоборот заставляют работать мысль в неверном направлении. Суть таких загадок – в ловушке или в игре слов. Они остроумны, поражают неожиданностью ответа.

  • Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое,  в лисе не встретится оно, а в огороде втрое? (буква О).

Давайте угадаем ещё  некоторые из них.

  •  Что находится в центре слова «земля»?  (буква м).

  • На что похожа половина яблока?   (на вторую половину).

  • Какой месяц в названии короче всех?  (май).

  • Из какого полотна нельзя сшить рубашку  ?    (из  железнодорожного).

  • Как далеко в лес может забежать заяц?  (до середины, дальше он побежит обратно).

  • В каком слове, состоящем из пяти букв, встречается пять «о»?   (опять).

  • В каком женском имени тридцать я?  (Зоя).

  • Ты, да я, да мы с тобой? Сколько нас?  (двое).

  • В корзине 3 яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине ?  (1 яблоко отдать ребёнку вместе с корзиной).

  • У семерых братьев по одной сестре. Сколько их?  (8).

  • За чем во рту язык?   (За зубами).

  • Что вниз головой растёт?  ( сосулька).

  • Что в руку не схватишь?  (дым).

  • Чем кончается день, так и ночь?  ( мягким знаком).

  • Что и лентяю  не лень?  ( дышать).

  • Две матери, две дочери и бабушка с внучкой .Сколько всех? (трое, бабушка, мама, внучка).

  • Когда руки  бывают тремя местоимениями? (Когда они вы – мы - ты).

  • Сын моего отца, а мне брат. Кто  это?  (Я сам).

  • Когда козе минет 7 лет, что будет  дальше?  ( Пойдёт 8).