СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы 8 погружения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенные материалы могут понадобиться для подготовки к урокам словесности и успешной сдачи зачета.

Просмотр содержимого документа
«Зачет Погружение 5_»

5 погружение.


Уважаемые ребята!

Предлагаю Вам объём работ на неделю карантина в дистанционной форме. Помните, что все предложенные задания выполнять надо согласно предложенным срокам и присылать мне на электронную почту!

Кроме данных здесь заданий, не забывайте выполнять тесты на сайте НОК в разделе Дистанционное обучение! Информацию высылала ранее.

Желаю всем успехов!


РУССКИЙ ЯЗЫК

Наречие. Имя состояния.

Вопросы:


  1. Понятие о наречии как части речи. Наречие как член предложения. Обстоятельство как второстепенный член предложения.

  2. Роль наречий в речи.

  3. Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.

  4. Степени сравнения наречий.

  5. Словообразование наречий при помощи приставок и суффиксов.

  6. Правописание суффиксов –о- и –а- в наречиях.

  7. Правописание суффиксов –о - -е- после шипящих.

  8. Правописание Н и НН в наречиях с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-.

  9. Дефисное написание наречий с приставками по-, в-(во-), а также наречий , образованных повтором слов.

  10. Правописание НЕ с наречиями.

  11. Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую.

  12. Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

  13. Слитное и раздельное написание наречий (по списку).

  14. Понятие об имени состояния.

  15. Признаки имен состояния: общее грамматическое значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция.

  16. Группы имен состояния по значению.

  17. Сходство и различие наречий и имен состояния.

  18. Экспрессивные возможности наречий и слов категории состояния, используемые в художественных текстах; использование наречий в качестве художественного сравнения.

  19. Сравнение как троп. Языковые средства его создания.


ЛИТЕРАТУРА

Проблема гуманизма в произведениях словесности

Книги для чтения и анализа:

А. С. Пушкин. «Медный всадник». В. Шекспир «Ромео и Джульетта». М. Горький «Старуха Изергиль».

Обязательно прочитать ВСЕ произведения !!!


Задания, предложенные ниже, выполняем в указанное время и в этот же день высылаем мне на электронную почту!


ВТОРНИК, 7 февраля


Практическая работа № 1 по русскому языку

Задание № 1

Найти в тексте наречия (выделить шрифтом красного цвета) и сделать письменно морфологический и морфемный разборы.

Бедняк проснулся. Мрачно было:
Дождь капал, ветер выл уныло,
И с ним вдали, во тьме ночной
Перекликался часовой...
Вскочил Евгений; вспомнил живо
Он прошлый ужас; торопливо
Он встал; пошел бродить, и вдруг
Остановился — и вокруг
Тихонько стал водить очами
С боязнью дикой на лице.
Он очутился под столбами
Б С подъятой лапой, как живые,
Стояли львы сторожевые,
И прямо в темной вышине
Над огражденною скалою
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне.

Евгений вздрогнул. Прояснились
В нем страшно мысли. Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался...

Задание № 2


Выпишите из произведения М. Горького «Старуха Изергиль» 10 наречий, обозначьте выбор степени сравнения наречий.

Образец: 1) далеко – дальше, более/менее далеко, дальше всех; 2)…

Задание № 3.

Тест по теме «Наречие»


ВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ВЫДЕЛЯЕМ КРАСНЫМ ШРИФТОМ!!!

1. Укажите слово, называющее признак действия: а) чтение вслух б) читать вслух

2. Укажите слово, называющее признак действия:  а) подняться спозаранку б) подъем спозаранку

3. Найдите слово, называющее признак признака:  а) совершенно тихий б) произведение совершенно

4. Найдите слово, называющее признак признака: а) гармонично вписалось б) гармонично развитый

5. Какое слово предложения является наречием? Он быстро вскочил, пробежался… а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

6. Какое слово предложения является наречием? Маша приблизилась, тихо улыбнулась. а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

7. Найдите наречия образа действия: а) по-приятельски, надвое, ласково б) чересчур, немало, втрое

8. Найдите наречия меры и степени: а) по-дружески, по-медвежьи, вчетвером б) очень, весьма, совсем.

9. Определите разряд наречий: назло, напоказ, нарочно. а) места б) времени в) причины г) цели

10. Определите разряд наречий: влево, издалека, вниз.  а) места б) времени в) причины г) цели

 11. Определите разряд наречий: тотчас, рано, накануне а) места б) времени в) причины г) цели

12. Определите разряд наречий: сгоряча, поневоле, нечаянно а) места б) времени в) причины г) цели

13. Определите разряд наречия в предложении: Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой. а) меры и степени б) образа действия

14. Определите разряд наречия в предложении: Кот втихомолку слопал полсосиски, добравшись до миски. а) меры и степени б) образа действия

15. К какой части речи принадлежат слова на – о в предложении: Он отвечал на мой вопрос тихо, невыразительно. а) имя прилагательное б) наречие

16. К какой части речи принадлежит выделенная форма слова: «Рассказал интереснее всех».

 а) наречие б) имя прилагательное

17. К какой части речи принадлежит выделенная форма слова: «Рассказ интереснее всех других»

 а) наречие б) имя прилагательное.


ПРИСЫЛАЕМ ВЫПОЛНЕННУЮ РАБОТУ НА ПОЧТУ!!!



СРЕДА, 8 февраля

Практическая работа № 2 по русскому языку

Составить тест (не менее 15 вопросов) по теории и практике по теме «Наречие и имя состояния». Примеры для теста использовать из произведений А. С. Пушкина «Медный всадник», В. Шекспира «Ромео и Джульетта», М. Горького «Старуха Изергиль».



Практическая работа № 1 по литературе

Выполнить сообщения на любые три из предложенных тем (обязательно по трём разным авторам и их произведениям!)


  1. Образ Петра I в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».

  2. Социально-философские проблемы в поэме А.С.Пушкина.

  3. Образы Петра I и Евгения в поэме «Медный всадник».

  4. В каком отношении Петр I и Евгений - фигуры равновеликие? В чем они равновелики?

  5. Трагедия В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

  6. «Любовь, смерть и бессмертие» в драме Шекспира.

  7. Система образов трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспира.

  8. М. Горький. Очерк жизни и творчества.

  9. Проблематика и особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

  10. Система образов произведения М. Горького «Старуха Изергиль».


ПРИСЫЛАЕМ ВЫПОЛНЕННУЮ РАБОТУ НА ПОЧТУ!!!


ЧЕТВЕРГ, 9 февраля


1)Изучаем параграф 57 в учебнике Русский язык 10-11 класс (Н и НН в наречиях)

2)Выполняем упр. 349 (1-7 предложения)

3) Выполняем тест (тест смотри ниже)


Тест «Н иНН в наречиях»

ОТВЕТЫ ВЫДЕЛЯЕМ КРАСНЫМ ШРИФТОМ!!!

1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н-"?

1) невиданного

2) деревянный

3) божественным

4) длинной


2.В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно -Н-"?

1) грустно

2) больно

3) главного

4) приручён


3. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на Н, пишется НН"?

1) странном

2) неожиданно

3) опущенным

4) сонным


4. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано".

1) раздражённо

2) длинными

3) уверена

4) больной


5. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса  -ЕНН-"?

1) военный

2) намеченной

3) болезненный

4) увековеченный


6. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратком прилагательном пишется столько -Н-, сколько и в полной форме этого прилагательного"?

1) похищенные

2) усиленно

3) удвоенным

4) естественна


7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: " Два Н пишется в прилагательных, образованных  с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н-"?

1) каменного

2) совершенно

3) облегчённо

4) вверенный


8. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН"?

1) пригнанных
2) размеренно
3) драгоценного
4) полноценным

9. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН"?

1) длинной
2) пустынный
3) начерченные
4) путешественник

10. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н"?

1) нарушено
2) буквально
3) нужно
4) стыдно

11. В каком слове правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением)?

1) деревянной
2) нанесённые
3) посторонние
4) единственное

12. В каком слове правописание суффикса определяется правилом:" В краткой форме прилагательного пишется столько Н, сколько пишется в этом слове в полной форме"?

1) испуганно
2) привезённые
3) невоздержанна
4) отчаянно

13. В каком слове правописание НН определяется правилом: "В именах существительных пишется столько же букв Н, сколько их пишется в производящей основе"?

1) умственное
2) современнейших
3) жизненных
4) письменности

14. В каком слове правописание НН определяется правилом: " Две буквы Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса Н от существительных, основа которых оканчивается на букву Н"?

1) общественной
2) истинных
3) ответственности
4) нравственной

15. В каком слове правописание Н определяется правилом:  В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН-, пишется одна буква Н"?

1) потеря...ы
2) написа...ая
3) пусты...ый
4) журавли...ые

16. В каком слове правописание НН определяется правилом: "Если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется НН, то и в наречии сохраняется написание двух букв Н"?

1) ответственность
2) подлинное
3) возбуждённо
4) ухоженные

17. В каком слове правописание НН определяется правилом: " В полном страдательном причастии, имеющем приставку, пишется две буквы Н"?

1) сосредоточенно
2) просвеченной
3) посторонние
4) законный

18. В каком слове правописание Н определяется правилом: " В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н"?

1) журавлиных
2) заключена
3) петушиных
4) машинально

19. В каком слове правописание НН определяется правилом: "В прилагательных, образованных от основы существительных с помощью суффикса -ЕНН-, пишется две буквы Н"?

1) современников
2) жизненном
3) прославленного
4) именно

20. В каком слове правописание НН определяется правилом: "В полном страдательном причастии, имеющем приставку, пишется две буквы Н"?

1) собственным
2) разобранном
3) именно
4) военные

21. В каком слове правописание Н определяется правилом: "В прилагательных, образованных от бесприставочных  глаголов несовершенного вида, пишется одна буква Н"?

1) свежевыпече...ых
2) поверже...ой
3) обречё...ым
4) мороже...ый

22.  В каком слове правописание НН определяется правилом: "В прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффикса -ЕНН-, пишется две буквы Н"?

1) взлохмаченными
2) утреннем
3) выброшенный
4) отравленный


23. В каком слове правописание НН определяется правилом: "Если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется НН, то и в наречии сохраняется написание двух букв Н"?

1) сделанный
2) мгновенно
3) слепленный
4) серебряный

24. В каком слове правописание НН определяется правилом: "В полном страдательном причастии, имеющем приставку, пишется две буквы Н"?

1) многочисленные
2) отуманенным
3) соответственное
4) весеннюю

25. В каком слове правописание НН определяется правилом: "В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н, пишется две буквы Н"?

1) натруженные
2) осеннему
3) очарованный
4) самозабвенно

26. В каком слове правописание НН определяется правилом: "Если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется НН, то и в наречии сохраняется написание двух букв Н"?

1) освещённого
2) совершенно
3) опушённого
4) неожиданное

27. В каком слове правописание НН определяется правилом: "В кратких прилагательных пишется НН, если в полном прилагательном было две буквы Н"?

1) полученных
2) постепенно
3) длинна
4) бетонная

28. В каком слове правописание НН определяется правилом: "Если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется НН, то и в наречии сохраняется написание двух букв Н"?

1) прочитанное
2) длинноносого
3) совершенно
4) заваленная

29. В каком слове правописание НН определяется правилом: "В полном страдательном причастии, имеющем приставку, пишется две буквы Н"?

1) районных
2) ухоженный
3) единственный
4) повышенно

30. В каком слове правописание НН определяется правилом: "В прилагательном, образованном от имени существительного, оканчивающегося на Н, с помощью суффикса -Н-, пишется две буквы Н"?

1) бетонный
2) самоотверженных
3) завоёванных
4) проломленному

ПРИСЫЛАЕМ ВЫПОЛНЕННУЮ РАБОТУ НА ПОЧТУ!!!


ПЯТНИЦА, 10 февраля


  1. Изучаем параграфы 56, 57 в учебнике «Русский язык» Грекова, Чешко 10-11 класс.

  2. Контрольное тестирование (выполняем все варианты) ОТВЕТЫ ВЫДЕЛЯЕМ КРАСНЫМ ШРИФТОМ!!!

Вариант 1

(1) Вскоре после описанных событий Тыбурций и Валёк совершенно неожиданно исчезли, и никто не мог сказать, куда они направились теперь, как никто не знал, откуда они пришли в наш город.
(2) Старая часовня сильно пострадала от времени. (3) Сначала у неё провалилась крыша, продавив потолок подземелья. (4) Потом вокруг часовни стали образовываться обвалы, и она стала ещё мрачнее; ещё громче завывают в ней филины, а огни на могилах тёмными осенними ночами вспыхивают синим зловещим светом. (5) Только могила, огороженная частоколом, каждую осень зеленела свежим дёрном, пестрела цветами. (6) Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали эту могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей берёзы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. (7) Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями, первыми планами крылатой и честной юности.
(8) Когда же пришло время и нам оставить тихий родной город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произносили над маленькой могилкой свои обеты.

(В. Короленко)

1.Укажите ряд, в котором к глаголам примыкают наречия места.

Выберите один ответ:

a. Пришли откуда; произносили здесь

b. Направились теперь; исчезли вскоре

c. Посещали иногда; провалилась сначала

d. Завывают громче; стала мрачнее

2.Укажите словосочетание, в котором выделенное слово не является наречием.

Выберите один ответ:

a. (в)виду города

b. (от)куда пришли

c. (в)скоре исчезли

d. (с)начала провалилась

3.Укажите словосочетание, в котором наречие примыкает к действительному причастию настоящего времени.

Выберите один ответ:

a. Сверкавшего тихо

b. Лепечущей смутно

c. Исчезли неожиданно

d. Исчезли вскоре

4.Укажите словосочетание, в котором правописание наречия определяется правилом: «В наречии, оканчивающемся на –О и –Е, пишется две буквы Н, если оно образовано от прилагательного, в котором пишется НН».

Выберите один ответ:

a. Пострадала сильн…о

b. Лепечущий смутн. . .о

c. Исчезли неожидан.. .о

d. Говорить честн.. .о

5.Укажите, каким членом предложения является наречие громче (предложение 4).

Выберите один ответ:

a. Определение

b. Сказуемое

c. Дополнение

d. Обстоятельств

6.В предложениях 5—7 найдите наречие места. Напишите это наречие.

Ответ

7.В предложениях 1—3 найдите наречие, образованное приставочным способом. Напишите его.

Ответ:

8.В предложениях 4—5 найдите наречие времени. Напишите это наречие.

Ответ:

9.Из первого (1) предложения выпишите наречие, в котором все согласные звуки мягкие.

Ответ:

10.Из первого (1) предложения выпишите наречие, которое имеет две приставки, корень, три суффикса.

Ответ:

11.Из предложения 6 выпишите наречие(-я) образа действия.

Ответ:

12.Напишите цифрой, сколько наречий имеется в первом (1) предложении текста.

Ответ:

13.Среди предложений 1—4 найдите наречие(я) сравнительной степени. Напишите это(-и) наречие(я).

Ответ:

Вариант 2

  1. Зелёную иву увидишь повсюду: в городах, в садах, у проезжих дорог. (2) Немало растёт её по берегам лесных речонок, вдоль ручьёв. (З) Люди по-разному называют иву. (4) Ещё не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветёт, отражаясь в талой воде жёлтыми пуховками, нежная ива. (5) Чуть-чуть пригреет солнце — вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчёлы.
    (6) Ива — неприхотливое дерево. (7) Можно срубить или срезать её тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю – примется, пустит корни, начнёт расти. (8) В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. (9) Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. (10) Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.
    (11) Как хороша эта ива, свесившаяся вниз над водой, в которой отражаются небо и облака, плывущие вдаль!

(По И. Соколову-Микитову)

1.В каком ряду в словосочетаниях оба выделенных слова являются наречиями и пишутся слитно?

Выберите один ответ:

a. Плывущие (в)даль; вздрагивая (из)редка

b. Называют (по)разному; (в)доль ручьёв

c. Увидишь (по)всюду; распевают (без)устали

d. Зазеленел (по)весеннему; (с)начала весны

2.Укажите простое предложение с однородными членами при обобщающем наречии.

Выберите один ответ:

a. 11

b. 3

c. 10

d. 1

3.Укажите ряд, в котором в обоих словосочетаниях наречия примыкают к действительным причастиям прошедшего времени.

Выберите один ответ:

a. Плывущие вдаль; негромко шепчется

b. Ещё не зазеленел; пригреет чуть-чуть

c. Растёт немало; называют по-разному

d. Свесившаяся вниз; набежавшего невзначай

4.Укажите ряд, в котором правописание выделенного слова определяет правило: «Частица НЕ пишется слитно с теми наречиями, которые без неё не употребляются».

Выберите один ответ:

a. Набежавшего (не) взначай

b. (не) мало растёт

c. (не) прихотливое дерево

d. Воткнуть (не) глубоко

5.Укажите, каким членом предложения является наречие вдаль (предложение 11).

Выберите один ответ:

a. Подлежащее

b. Дополнение

c. Обстоятельство

d. Определение

6.В предложениях 2—4 найдите наречие меры и степени. Напишите это наречие.

Ответ:

7.В предложениях 3—4 найдите наречие, в котором букв больше, чем звуков. Напишите это наречие.

Ответ:

8.В предложениях 6—10 найдите наречие, в котором ударение падает на первый слог. Напишите это наречие.

Ответ:

9.Из предложений 1—5 выпишите наречие места.

Ответ: п

10.Напишите цифрой, сколько наречий имеется в десятом (10) предложении текста.

Ответ:

11.Определите, из каких морфем состоит наречие по- разному (предложение 3). Напишите названия этих морфем.

Ответ:

12.Укажите способ образования слова неглубоко (предложение 7).

Ответ:

13.Укажите, к какой группе по значению относятся наречия, входящие в состав одиннадцатого (11) предложения.

Ответ:

Вариант 3

(1) Ночью, выйдя из палатки, старик-рыбак увидел, что для костра мало осталось дров. (2) Он направился в лес за валежником. (3) Собрав большую охапку, он уже шёл обратно.
(4) Вдруг в темноте выдвинулась неясная фигура. (5) Подумав, что это лось, рыбак благодушно прикрикнул на незваного гостя. (6) В ту же минуту зверь сзади сильно сжал лопатки старика передними лапами. (7) Это был медведь. (8) Человек и зверь, неожиданно потеряв равновесие, упали навзничь, покатились по откосу к реке и исчезли в воде.
(9) Старик успел даже наотмашь ударить зверя, который только под водой отпустил свою жертву. (10) Течение вмиг отнесло человека в сторону. (11) Уцепившись за корягу, он осторожно высунулся из воды. (12) Метрах в четырёх от него сидел медведь, обхватив лапой большой камень, сплошь обросший водорослями. (13) Ему, видимо, было невтерпёж узнать, всплывёт ли человек. (14) Поднявшись на задние лапы, он с шумом втягивал воздух. (15) Но человеческого запаха зверь не уловил. (16) Неожиданно он стремительно бросился прочь. (17) А рыбак, выждав, пока медведь скрылся в лесу, осторожно подобрался к палатке и схватил ружьё. (По П. Майтефелю)

1.Укажите наречие, правописание которого является исключением из правила: «В наречиях, оканчивающихся на шипящий, пишется мягкий знак».

Выберите один ответ:

a. Сплош…

b. Проч…

c. Невтерпёж…

d. Навзнич…

2.Укажите слово, правописание которого определяется правилом: «Частица НЕ пишется слитно с теми наречиями, которые без неё не употребляются».

Выберите один ответ:

a. (не)уловил

b. (не)званого

c. (не)ясная

d. (не)ожиданно

3.Укажите слово, при написании которого следует пользоваться правилом: «Если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется НН, то в наречиях сохраняется написание двух Н».

Выберите один ответ:

a. Незван…ого

b. Неожида. . о

c. Осторож. .о

d. Стремитель. .о

4.Укажите словосочетание, в котором наречие примыкает к действительному причастию прошедшего времени.

Выберите один ответ:

a. Обросший сплошь

b. Шёл обратно

c. Сжал сильно

d. Сжал сзади

5.Укажите, каким членом предложения является наречие вдруг (предложение 4).

Выберите один ответ:

a. Определение

b. Обстоятельство

c. Дополнение

d. Сказуемое

6.В предложениях 1—4 найдите наречие меры и степени. Напишите это наречие.

(1) Ночью, выйдя из палатки, старик-рыбак увидел, что для костра мало осталось дров. (2) Он направился в лес за валежником. (3) Собрав большую охапку, он уже шёл обратно.
(4) Вдруг в темноте выдвинулась неясная фигура..

Ответ:

7.В предложениях 4—8 найдите наречие, которое имеет лексическое значение «опрокинуться на спину». Напишите это наречие.

Ответ:

8.Из предложений 14—17 выпишите наречие, в котором все согласные звуки твёрдые.

Ответ:

9.Из предложений 4—7 выпишите наречие, образованное способом сложения основ.

Ответ:

10.Из предложений 9—12 выпишите все наречия образа действия.

Ответ:

11.Укажите, из каких морфем состоит наречие наотмашь (предложение 9).

Ответ:

12.Укажите, к какой группе по значению относится наречие обратно (предложение 3).

Ответ:

13.Укажите, к какой группе по значению относятся наречия, входящие в состав 4—6 предложений.

Ответ:

Вариант 4

  1. Когда мне исполнилось шестнадцать лет, родители решили отправить меня на лето к тётушке, смолоду жившей в лесничестве неподалёку от реки Белой. (2) Сызмала я часто и подолгу жил у неё, и мы с ней были по-настоящему друзьями.
    (3) Но в течение трёх последних лет нам никак не удавалось увидеться, и теперь я заранее радовался, что увижу тётушку, которая давным-давно ждала меня. (4) Мне поручили самому сообщить ей о приезде, но я решил держать мои намерения втайне, чтобы застать её врасплох.
    (5) Поезд прибыл на станцию поутру. (6) Вскоре я уже был у ворот конторы лесничества и издали заметил свою тётю Полю, кормившую цыплят. (7) Какие-нибудь три шага отделяли меня от неё, и я уже представлял себе, как крепко-накрепко обниму её. (8) Но неожиданно откуда-то выскочила огромная овчарка и, оглушительно залаяв, в два прыжка достигла тётушку. (9) Я вскрикнул от страха, старушка с перепуга выронила и вдребезги разбила тарелку с кормом, цыплята бросились врассыпную.
    (10) Тётушка сначала навзрыд заплакала от испуга и радости, а потом без устали начала задавать мне вопросы, на которые я, донельзя смущённый, отвечал невпопад. (11) Прошла неделя. (12) Насилу мне удалось завоевать расположение Рекса. (13) Умный пёс был вправе не вполне доверять мне.

(По М. Пришвину)

1.В предложениях 2— 4 найдите сложное наречие, состоящее из двух близких по смыслу слов. Напишите это наречие.

Ответ:

2.В предложениях 4—5 найдите наречие времени. Напишите это наречие.

Ответ:

3.В предложениях 6—8 найдите наречия места. Напишите их.

Ответ:

4.В предложениях 9— 10 найдите наречие, имеющее две приставки, корень и два суффикса. Напишите это наречие.

Ответ:

5.Из десятого (10) предложения выпишите слово, в котором буква А в конце слова не является окончанием.

Ответ:

6.Из четвёртого (4) предложения выпишите наречие, в котором все согласные звуки твёрдые. 

Ответ:

7.Напишите цифрой, сколько наречий имеется в десятом (10) предложении текста.

Ответ:

8.Укажите способ образования наречия по-настоящему (предложение 2).

Ответ:

9.В каком ряду оба слова пишутся слитно?

Выберите один ответ:

a. (в) тайне, (на) цыпочках

b. (на) взрыд, (с) перепуга

c. (в) рассыпную, (без) устали

d. (в) расплох, (с) начала.

10.Укажите ряд, в котором наречия в обоих словосочетаниях примыкают к причастию.

Выберите один ответ:

a. Разбила вдребезги; залаяв оглушительно

b. Радовался заранее; заметил издали.

c. Гостил подолгу; теперь радовался

d. Жившей смолоду; смущённый донельзя

11.Укажите словосочетание, в котором наречие с частицей НЕ пишется раздельно.

Выберите один ответ:

a. (не) вполне доверять

b. Выскочила (не) ожиданно

c. Отвечал (не) впопад.

d. Жившей (не) подалёку

12.Укажите, какое наречие образовано от прилагательного.

Выберите один ответ:

a. Втайне (предложение 4)

b. Поутру (предложение 5)

c. Врассыпную (предложение 9) .

d. Сызмала (предложение 2)

13.Укажите, каким членом предложения является наречие вскоре (предложение 6 ).

Выберите один ответ:

a. Определение

b. Обстоятельство

c. Дополнение

d. Сказуемое

ВЫПОЛНЕННУЮ РАБОТУ ПРИСЫЛАЕМ НА ПОЧТУ!!!


СУББОТА, 11 февраля


1. Дистанционный тест по творчеству А.С. Пушкина, В. Шекспира, М. Горького, то есть зайти на сайт lyceum.biz, дистанционное обучение (с 08:30 до 15:00)

2. Сочинение «Проблема гуманизма в произведениях словесности, изученных на погружении».




Просмотр содержимого документа
«Теория по русскому языку»

Погружение 5

Проблема гуманизма в произведениях словесности.

Наречие. Слова категории состояния

Наречие как самостоятельная часть речи

Наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета. Наречия неизменяемы (за исключением качественных наречий на -о / -е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро).

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-турецки. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение. Выделяют два разряда наречий по значениюопределительные и обстоятельственные.

Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак — его качество, количество, способ совершения (очень, красиво, весело, по-моему, пешком) и подразделяются на следующие разряды:

образа действия (как? каким образом?): быстро, так, вдвоем;

меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое;

места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;

времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда;

причины (почему?): сгоряча, почему, потому;

цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.

Грамматические признаки наречий

Главным морфологическим свойством наречий является их неизменяемость — это их постоянный морфологический признак. Однако качественные наречия на -о / -е, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения. В силу своей неизменяемости наречие связывается с другими словами в предложении примыканием. В предложении обычно бывает обстоятельством. Некоторые наречия могут выступать как именная часть сказуемых. Чаще всего это сказуемые безличных предложений (На море тихо), однако некоторые наречия могут служить и сказуемыми двусоставных предложений (Разговор будет начистоту. Она замужем). Наречия, выступающие как сказуемые безличных предложений, иногда выделяют в самостоятельную часть речи или в самостоятельный разряд внутри наречия и называются словами категории состояния (словами состояния, предикативными наречиями).

Степени сравнения качественных наречий на -о / -е. Степени сравнения наречий, как и степени сравнения прилагательных, обозначают большую / меньшую или наибольшую / наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже.

Сравнительная степень

Сравнительная степень наречия обозначает большую или меньшую степень проявления признака: Петя бегает лучше, чем прыгает. Ребёнок бежит медленнее, чем взрослый идет. Как и у прилагательного, сравнительная степень наречия бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень наречия образуется с помощью формообразующих суффиксов -ее(-ей), -е, -ше/-же (тепл-ее, громч-е, рань-ше, глуб-же).

От простой сравнительной степени прилагательного простая сравнительная степень наречия отличается синтаксической функцией: наречие бывает в предложении обстоятельством (Он прыгнул выше отца) или сказуемым безличного предложения (Стало теплее), а прилагательное выступает как сказуемое двусоставного предложения (Он выше отца) или как определение (Дай мне тарелку поменьше).

Составная сравнительная степень наречия имеет следующую структуру: элементы более / менее + само наречие. (Он прыгнул более высоко, чем отец).

Превосходная степень обозначает наибольшую / наименьшую степень проявления признака. В отличие от прилагательных наречие не имеет простой превосходной степени сравнения. Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами: 1) наиболее / наименее + наречие. (Он прыгнул наиболее высоко), 2) простая сравнительная степень + всего / всех (Он прыгнул выше всех); отличие от превосходной степени сравнения прилагательных — в синтаксической функции обстоятельства, не сказуемого двусоставного предложения.

Категория состояния

Слова категории состояния обозначают состояние природы (Было холодно), человека (У меня на душе радостно. Мне жарко), оценку действий (Можно пойти в кино).

Слова категории состояния с суффиксом -о, образованные от прилагательных, могут иметь степени сравнения (С каждым днем становилось все холоднее / более холодно). В лингвистике, действительно, иногда выделяют эти слова в самостоятельную часть речи, называемую словами категории состояния (предикативными наречиями, безлично-предикативными словами). Слова этой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других синтаксических позициях (ср.: Море тихо (прил.) — Он сидел тихо (нар.) — В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции сказуемых безличных предложений: можно, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др. Отличительной особенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащим и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предмет (лень). Однако в лингвистике также широко распространена точка зрения, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой наречий.


Морфологический разбор наречия.

Морфологический разбор наречия осуществляется по следующему плану:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки: а) разряд по значению; б) неизменяемость; в) у наречий на -о,- е степень сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.


Образец разбора наречия:

Глянув на себя в зеркало, Николай Иванович отчаянно и дико завыл, но было уже поздно. Через несколько секунд он, оседланный, летел куда-то к черту из Москвы, рыдая от горя (М. А. Булгаков).

I. Отчаянно — наречие, начальная форма отчаянно;

II. Образа действия, неизменяемое;

III. Завыл (как?) отчаянно (обстоятельство).

I. Дико — наречие, начальная форма дико;

II. Образа действия, неизменяемое;

III. Завыл (как?) дико (обстоятельство).


I. Поздно — слово категории состояния, начальная форма поздно;

II. Выражает оценку, неизменяемое;

III. (О чем говорится в предложении?) было поздно (обстоятельство).

I. Куда-то — наречие, начальная форма куда-то;

II. места, неизменяемое;

III. Летел (куда?) куда-то (обстоятельство).


Правописание наречий

При правописании наречий можно выделить несколько типов правил: 

              I.       правописание наречных суффиксов;

             II.      правописание наречий через дефис;

             III.    слитное и раздельное написание наречий.

                   I.   Правописание наречных суффиксов: 

1) на конце наречий, образованных от полных прилагательных, пишется:

                    суффикс – после твёрдых согласных, например: долгий - долго;

                    суффикс – после мягких согласных; например: внешний - внешне.

2) на конце наречий после шипящих под ударением пишется -о: общо?; без ударения – -е: певу-че.

Исключение: ещё.

3) на конце наречий, образованных от кратких прилагательных с помощью приставок из- (ис-), до-, с- (со-), пишется -а; например: изредка, досуха, справа; с помощью приставок в-, за-, на-, пишется -о; например: вправо, направо, запросто.

4) наречия с приставкой по- на конце имеют -у; например: подолгу, поскольку, постольку.

5) на конце наречий (и частиц), после шипящих пишется ь. Например: вскачь, бишь, слышь, вишь, наотмашь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

6) Н и нн в наречиях.

                 II.   Правописание наречий через дефис:

1) наречия, образованные от полных прилагательных и местоимений-прилагательных приставочно-суффиксальным способом, с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и. Например: другой - по-другому, настоящий - по-настоящему, человечий - по-человечьи, английский - по-английски, лисий - по-лисьи.

По аналогии со словами по-английски, по-французски, по-немецки, по-русски через дефис пишется наречие по-латыни;

2) наречия, образованные от порядковых числительных приставочно-суффиксальным способом, с приставкой в- (во-) и суффиксом -их (-ых); например: первый ? во-первых, второй ? во-вторых.

3) термин на-гора;

4) наречия с приставкой кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь, -таки; например: кое-как, зачем-то, хорошо-то, когда-нибудь, где-либо, всё-таки.

5) наречия, образованные повторением:

                    того же слова; например: еле-еле, чуть-чуть, вот-вот;

                    того же корня, осложнённого приставками и суффиксами; например: видимо-невидимо, мало-помалу, всего-навсего, как-никак, давным-давно, волей-неволей;

                    синонимов; например: с бухты-барахты, подобру-поздорову, худо-бедно, нежданно-негаданно.

Обратите внимание!

а) Пишутся слитно наречия с приставкой по-, образованные:

                     от притяжательных местоимений с конечным -му; например: потому, почему, посему, поэтому.

                    приставочно-суффиксальным способом от полных прилагательных с суффиксом -о. Например: месячный - помесячно, декадный - подекадно, строчный - построчно.

б) Пишутся раздельно:

                    наречные сочетания, составленные из повторяющихся существительных с предлогом между ними. Например: бок о бок, с боку на бок, честь по чести.

Исключение: точь-в-точь, крест-накрест;

                    беспредложные сочетания, состоящие из повторяющихся существительных (второе – в творительном падеже). Например: чин чином, честь честью;

                    сочетания с однокоренными словами (наречие + глагол), в которых первое – наречие на -мя. Например: кишмя кишеть, ревмя реветь.

в) Не путайте наречия (пишутся через дефис) с омонимичными сочетаниями предлогов с прилагательными и местоимениями-прилагательными (пишутся раздельно). Для того чтобы их разграничить, используйте следующее правило: прилагательное и местоимение-прилагательное можно изъять из предложения; с наречием эта операция невозможна.

Например: Поезда ходят по прежнему расписанию (Поезда ходят по расписанию). – У нас всё по-прежнему (прежнему изъять нельзя); События развивались по другому варианту (События развивались по варианту). – Он всё сделал по-другому (другому изъять нельзя). 

             III.   Слитное и раздельное написание наречий

Слитное и раздельное написание наречий и наречных сочетаний во многом определяется традицией, а также тем, от какой части речи образовано наречие и наречное сочетание.

1.                  Наречия, образованные от других наречий:

1)                 пишутся слитно наречия, образованные соединением приставок с наречиями. Например: нельзя ? донельзя, всегда ? навсегда, завтра ? послезавтра, вне ? вовне.

2)                 пишутся раздельно сочетания предлогов с неизменяемыми словами, употребляемыми в значении существительных. Например: свести на нет, сдать экзамен на хорошо, пойти на ура.

В этом случае после предлога можно поставить падежный вопрос существительного. Сдать экзамен на (что?) хорошо.

Сравните: Назавтра отправились в путь (назавтра – наречие в значении «на следующий день», вопрос задаётся к слову целиком: в путь отправились (когда?) – назавтра) – Отъезд отложили на завтра (на завтра – предложное сочетание в значении «на завтрашний день», вопрос задаётся после предлога на: отъезд отложили на (какой день?) завтра).

2.                  Наречия, образованные от числительных:

1)                 пишутся слитно наречия, образованные соединением «приставки в, на- + собирательное числительное на -е»; например: вдвое, надвое.

2)                 пишутся раздельно сочетания:

a)                  «предлог по + собирательное числительное на -е»; например: по двое, по трое;

б) «предлог + собирательное числительное на -ых (-их)» (учтите, что наречия во-первых, во-вторых, в третьих и т.д. пишутся через дефис!); например: на двоих, на троих, на шестерых.

3) пишутся раздельно предложные сочетания, образованные повторением одного и того же числительного (в том числе и собирательного) с предлогом между числительными; например: один на один, двое на двое;

4) наречия и наречные сочетания с корнем один пишутся слитно и раздельно:

а) пишутся раздельно сочетания – в одиночку, по одному;

б) пишутся слитно наречия заодно, поодиночке. Например: разбегаться поодиночке, действовать заодно.

Но пишутся раздельно сочетания, где за, по являются предлогами. Например: жизнь отдать за одно слово; рассадить по одиночкам – одиночным камерам.

3. Наречия, образованные от местоимений:

1) пишутся слитно наречия (включая местоименные наречия), возникшие из сочетания «предлог + местоимение». Например: поэтому, затем, вовсе, вовсю, совсем, вничью, причём, нипочём.

Но раздельно пишется сочетание предлога с местоимением; например: во все дни, по этому вопросу.

2) всегда пишутся раздельно сочетания: от этого, при этом, за этим, за что, к чему, к тому, ни при чём, ни за чем, ни за что, ни в какую, в оба.

Обратите внимание на написание фразеологизмов: во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало.

4. Наречия, образованные от прилагательных:

1) пишутся слитно наречия, образованные от прилагательных приставочно-суффиксальным способом; например: новый - снова, левый - слева, строчный - построчно.

2) пишутся слитно наречия, возникшие из сочетания «предлог + полное прилагательное в падежной форме». Например: вручную, вхолостую, напропалую, напрямую, зачастую.

Исключения: на боковую, на мировую, на попятную;

3) пишутся раздельно наречия, возникшие из сочетания «предлог + полное прилагательное в падежной форме», если предлог кончается на согласную, а прилагательное начинается с гласной. Например: в открытую.

Обратите внимание!

Раздельно пишется сочетание предлога с полным прилагательным (прилагательное в этом случае можно изъять из предложения или словосочетания; вопрос ставится после предлога).

Сравните: говорить (как?) напрямую (наречие) – выйти на (какую?) прямую улицу; выйти на улицу («предлог + прилагательное»).

5. Наречия, образованные от существительного с предлогами

Правописание наречий и наречных сочетаний, возникших из сочетаний «предлог + существительное в определённом падеже», во многом определяется традицией.

Вместе с тем слитное и раздельное написание наречий и наречных сочетаний зависит:

1) от типа существительного, к которому восходит наречие:

а) обычно пишутся слитно наречия, имеющие в своём составе именные формы, которые в современном русском языке не употребляются. Например: вдоволь, взаперти, спозаранку, впросак, наяву.

Исключения: во всеоружии, во всеуслышание, без обиняков, до зарезу и др.;

б) обычно пишутся слитно наречия, если между предлогом-приставкой и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определение или если после предлога к существительному не может быть поставлен падежный вопрос. Например: бежать вприпрыжку, отказаться наотрез, говорить наперебой.

Исключения: сделано на совесть, под стать кому-то;

в) обычно пишутся слитно наречия, образованные из предложно-падежных форм, если в современном русском языке есть омонимичное сочетание существительного с предлогом (в другом значении). Например: надеть фуражку набок (фуражка находится на голове, а не на боку!) – лошадь упала на бок.

Исключения: на славу потрудиться (наречие) – на славу не рассчитывай (существительное с предлогом); читать стихи на память (наречие) – только на память не надейся (существительное с предлогом);

г) обычно пишутся слитно наречия, образованные от существительных с пространственным и временным значением – верх, низ, перёд, зад, высь, глубь, даль, ширь, век, начало и др.

Поглядеть вверх, запомнить навек, оглянуться назад, сначала подумать.

Раздельно пишутся омонимичные формы существительного с предлогом: существительное в этом случае употреблено в своём прямом значении и имеет зависимое прилагательное или существительное.

Сравните: Сначала подумай, потом отвечай (наречие) – С начала встречи прошло три часа (существительное с предлогом); Он взглянул наверх (наречие) – Он поднялся на верх лестницы (существительное с предлогом).

Обратите внимание!

Запомните раздельное написание: на века, на веку, от века (т.е. издавна, с незапамятных времён), на веки вечные, на веки веков.

Запомните слитное написание: сверху донизу, сверху вниз, снизу вверх.

2) от типа предлога:

а) обычно пишутся слитно наречия с предлогами:

                   К: кряду, кстати, кверху, книзу;

Исключения: к месту (к месту сказать), к спеху, не к спеху.

                   О: оземь, обок (в значении «рядом» – сидеть обок; но: удариться о бок катера);

                   ИЗ (ИС): изнутри, издалека, искони, исстари;

                   ОТ: отчасти, отроду в значении «никогда» (отроду таких яств не ел, но: от роду в значении «от рождения» – ему от роду десять лет);

б) обычно пишутся раздельно наречные выражения с предлогами:

                   БЕЗ: без толку, без спросу, без удержу, без зазрения совести;

                   ДО: до упаду, до зарезу, до смерти (устал), до отвала (наелся);

Исключения: доверху (нагрузил), донизу (опустился), дотла (сгорел).

                   С (СО): с кондачка, с панталыку, с разбегу, с размаху, со зла, с избытком, с перепугу;

Исключения: сдуру, слишком, сплеча (ударить), сразу, сродни, спросонок, спросонья, спозаранку, сряду, спереди, сзади, снизу, сверху;

                   ИЗ-ПОД: из-под спуда, из-под мышек, из-под носа;

Исключения: исподлобья, исподтишка, исподнизу.

                   ЗА: за границу, за границей, за глаза, за полночь;

Исключения: замуж, замужем, запанибрата.

                   ПОД: под стать, под носом, под мышкой, под спуд, под спудом;

Исключения: подчас («иногда»), подряд.

в) пишутся раздельно наречия с предлогом в, если исходное существительное начинается с гласной; например: в упор, в обход, в общем (но: вообще).

г) наречные выражения с предлогами в, на, по пишутся:

                   раздельно, если существительное ещё сохранило возможность изменяться по падежам. Сравните: сделано на совесть – поступать по совести, поставить в тупик – оказаться в тупике.

 Исключения: наизнанку (хотя есть с изнанки), поодиночке (хотя есть в одиночку), вмиг (хотя есть на миг), наспех (хотя есть не к спеху);

                   раздельно, если существительное оканчивается на -ах (-ях). Например: в потёмках, в сердцах, на побегушках, на радостях.

Исключения: впотьмах, впопыхах, второпях, вгорячах (существительные без в уже не употребляются);

                   раздельно, если между предлогом в, на, по и существительным можно поставить прилагательное, местоимение и значение существительного при этом не изменится; например: на миг – на один миг, на скаку – на всём скаку.

                   слитно, если существительное отдельно от в, на, по уже не употребляется. Например: натощак, воочию, напоследок, насмарку, впотьмах, впопыхах, второпях, вгорячах.

                   слитно, если между в, на, по и существительным нельзя вставить прилагательное или местоимение (не изменив значения существительного). Например: впрок, вволю, наотрез, вполголоса, впритирку.


 

ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ


СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

1


Предлог + наречие


ДОНЕЛЬЗЯ, НАВСЕГДА, ДОЗАВТРА, НАЗАВТРА, ПОВСЮДУ, ОТКУДА, ИЗВНЕ


(НО « Назначено на завтра»),


ИСКЛ.: НА АВОСЬ, НА УРА, НА НЕТ



1


С предлогами БЕЗ, ДО, ОТ, С, ПОД, НА, ЗА, В, ПО


БЕЗ ОТКАЗА, БЕЗ ВЕДОМА, БЕЗ УМОЛКУ,

В ТУПИК, В ПРИДАЧУ, В СТАРИНУ,

ДО ОТКАЗА, ДО СМЕРТИ, ДО УПАДУ,

НА БЕГУ, НА ВИДУ, НА ЛЕТУ, НА ХОДУ,

НА ГРЕХ, НА ВИД, НА ГЛАЗ, НА ОЩУПЬ,

НА СЛАВУ, НА СМЕХ, НА МИГ, ПОД СТАТЬ, ПОД УКЛОН, С МАХУ, С РАЗБЕГУ,

С РАЗМАХУ, С ГОРЯ…


ИСКЛ.: ДОТЛА, ДОВЕРХУ, ДОНИЗУ, ДОНАГА, ДОЧЕРНА – (СМ. №3 И № 7)

2


В и НА + собирательное числительное.


ВДВОЕ, ВТРОЕ, НАДВОЕ, НАТРОЕ


ИСКЛ.: ПО ДВОЕ, ПО ТРОЕ

2


Предлог – на согласную,

а слово – с гласной


В ОБМЕН, В ОБРЕЗ, В УБЫТОК, В УПОР,

БЕЗ ОГЛЯДКИ, БЕЗ УСТАЛИ, В ОБА,

В ОТКРЫТУЮ, В ОБЩЕМ, В ОБТЯЖКУ

3


Предлог + кратк. прилагат-ое


ВЛЕВО, ЗАДОЛГО, ДОКРАСНА, ДОБЕЛА, ИЗДАВНА, СПРАВА, ПОДОЛГУ, СГОРЯЧА, ПОПУСТУ, ВКРАТЦЕ, СОСЛЕПУ, НЕПОДАЛЁКУ, ЗАПРОСТО


СРАВНИ: (народу бывает помногу)


НО: По многу месяцев

По долгу службы

3


Предлог + Сущ., кот. сохранило падежные формы


В ГОЛОВАХ – ПОД ГОЛОВАМИ

В ТУПИК – В ТУПИКЕ

ЗА ГРАНИЦУ – ЗА ГРАНИЦЕЙ

НА КОРТОЧКИ – НА КОРТОЧКАХ

ПОД МЫШКОЙ – ПОД МЫШКУ

4


Предлог + полное прилагат-ое


ВКРУТУЮ, ВПЛОТНУЮ, ВПУСТУЮ, ВРАССЫПНУЮ, ВРУКОПАШНУЮ, ВНИЧЬЮ, ЗАЧАСТУЮ, НАУДАЛУЮ, ВПЕРВЫЕ…


НО: В пустую комнату

В плотную массу


ИСКЛ.: НА БОКОВУЮ, НА МИРОВУЮ, НА ПОПЯТНУЮ

4


Наречие → повтор существит. + предлог между ними


БОК О БОК, С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ,

(ТОЧЬ-В-ТОЧЬ)

5


ПО+ наречие на – О


ПОМЕСЯЧНО, ПОМИНУТНО, ПОСУТОЧНО, ПОШТУЧНО, ПОСТРОЧНО, ПОДУШНО, ПОГОЛОВНО.

5


Повтор слова, но второе – в ТВ.П.


ЧЕСТЬ ЧЕСТЬЮ, ДУРАК ДУРАКОМ,

ЧУДАК ЧУДАКОМ, ДЕЛО ДЕЛОМ

6


ПО+ наречие в сравнит. степ.


Победнее, побольше, побогаче, поглупее, посмышлёнее, подобрее, побыстрее, поярче…

6


«НА» + неизменяемая часть речи


НА АВОСЬ, НА УРА, НА НЕТ, НА ФУФУ

(СМ. № 1)

7


Образованы от существитель-ных, кот. не употребляются.


ВДРЕБЕЗГИ, ВДОВОЛЬ, ВЗАПЕРТИ, ВООЧИЮ, ВОСВОЯСИ, ВПОТЬМАХ, ВПРОСАК, ВРАСПЛОХ, ВСМЯТКУ, ВЪЯВЬ, ДОТЛА, ИСПОДЛОБЬЯ, ЗАПАНИБРАТА, ИСПОДТИШКА, КСТАТИ, НАВЗНИЧЬ, НАВЗРЫД, НАИЗУСТЬ, НАОБУМ, НАОТМАШЬ, НАПРЯМИК, НАСТЕЖЬ, НАЯВУ, НАЧЕКУ, ПООДАЛЬ, СДУРУ…


(Кроме предлогов: БЕЗ, ДО, ОТ, С, ПОД, НА, ЗА)

7


Наречия в переносном значении


Ругать за глаза, ударить в сердцах, стоять на часах, быть в бегах

8


С пространственным и временным значением


НАВЕК, ВВЕРХ, КВЕРХУ, ДОВЕРХУ, ВВЫСЬ, ВГЛУБЬ, ВДАЛЬ, ВДАЛИ, ИЗДАЛИ, ВНИЗ, ВНАЧАЛЕ СНАЧАЛА, ВШИРЬ, НАЗАД, СЗАДИ


НО: В высь поднебесную

В даль туманную

В начале дня

В верх горы

С начала XXI века


В ДАЛЬ вслушиваться

В ВЫСЬ всматриваться

В ГЛУБЬ вглядываться

8


Наречия = повтор числительных


Один на один, двое на двое…

9


Если нельзя между предлогом и сущ. вставить слово без изменения смысла


ВБРОД, ВВОЛЮ, ВМЕСТЕ, ВМИГ, ВОВРЕМЯ, ВПОСЛЕДСТВИИ, ВПРОК, ВРАЗРЕЗ, ЗАМУЖЕМ, КРЯДУ, КСТАТИ, ВСЛУХ, НАВСТРЕЧУ, НАЗЛО, НАЗУБОК, НАПЕРЕБОЙ, НАПЕРЕКОР, НАСИЛУ, ПООДИНОЧКЕ, СБОКУ, СРОДУ


НО: подаришь на (первый) зубок;

пойти на (важную) встречу

ответить на зло молчанием

9


«На века», «На веки вечные»



10


Термины с В + КУ


Вдогонку, внакидку, внакладку, вперемежку, вперемешку,

вприпрыжку, вразбивку, вповалку, вприсядку


ИСКЛ.: в насмешку, в рассрочку,

в диковинку



Написание наречий и наречных сочетаний в очень многих случаях определяется традицией. Поэтому при затруднении следует обращаться к орфографическим словарям.

Стилистическое использование наречий в художественной речи

Наречия участвуют в предметно-образной конкретизации описаний в сочетании с иными частями речи и при этом не являются главным средством изобразительности, а лишь дополняют палитру языковых средств, используемую писателем. Вспомним строки из рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»: Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамью и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом, – сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро. Как видим, экспрессия наречий лишь дополняет изобразительность других частей речи, и прежде всего существительных и прилагательных.

Писатели, однако, придают немалое значение употреблению определительных наречий в художественном тексте, о чем можно судить на основании изучения примеров авторедактирования выдающихся стилистов. Например, А.С. Пушкин вносил уточнения в употребление наречий: Всех строже (первоначально лучше) оценить умеешь ты свой труд. Известна правка М.Ю. Лермонтова: Я б желал навеки так заснуть (первоначально: Беспробудно я б хотел заснуть), авторедактирование Н.А. Некрасова: Встречаясь с ним, я вспоминал невольно дуб красивый (в черновике: Я почему-то вспомнил вдруг о яблоне красивой; Я отвечал ему не вдруг, я вспомнил клен красивый...) Изучение черновиков М. Горького дает убедительные примеры сознательного введения им в текст наречий-эпитетов:

1. Блестело море, все в южном солнце, и с шумом волны о берег бились. – Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о берег бились.

2. Все эти звуки, нерешительно колыхаясь, стоят в небе над гаванью. – Все это звуки, мятежно колыхаясь, стоят низко в небе над гаванью.

В составе определительных наречий выделяются как наиболее выразительные наречия способа и образа действия: Над прудом реют ласточки, какие-то комарики, проворные и тощие, вприпрыжку, словно посуху, гуляют по воде (Н.); сравнительно-уподобительные: Мягкий ветер, как бы тоже очищенный прошедшими ливнями, колыхал всю эту по-весеннему шуршащую массу зелени (Каз.); Я бы вам посоветовал отечески, или, если больше хотите, дружески, забыть о господине Рогожине (Дост.); в меньшей степени изобразительны наречия совместности действия: Под самым берегом ходили стаями неторопливые пучеглазые голавли (Пауст.).

В основе экспрессии количественных наречий, в том числе и наречий меры и степени, лежит не изобразительность, а интенсивность проявления качества, динамизм действия; не случайно в их составе много экспрессивно окрашенных слов: ужасно, чрезмерно, грандиозно, безумно, чертовски, дьявольски; ср.: Я прежде сам его любил, но надоел он мне безмерно (П.). Уточнение количественных представлений может быть направлено и в сторону их ослабления: капельку, крошечку, чуть-чуть, едва-едва, еле-еле; ср.: Мы все учились понемногу ... (П.). По частотности употребления количественные наречия значительно уступают, однако по художественной значимости они могут получать большой вес среди других экспрессивных средств, так как дают возможность уточнить, смягчить или усилить качественную характеристику предметов, что особенно ценят большие мастера. Проследим эстетическую функцию этих наречий в отрывке из романа Ф.М. Достоевского «Подросток»: Вошли две дамы, обе девицы... Он [князь] ...успел прошептать мне наскоро пред самым их входом: – Вглядись в Олимпиаду... потом расскажу. Я глядел на нее довольно пристально и ничего особенного не находил: не так высокого роста девица, полная и с чрезвычайно румяными щеками. Лицо, впрочем, довольно приятное, из нравящихся материалистам. Может быть, выражение доброты, но со складкой. Особенной интеллекцией не могла блистать, но только в высшем смысле, потому что хитрость была видна по глазам. Лет не более девятнадцати. Одним словом, ничего замечательного. У нас в гимназии сказали бы: подушка. (...) Совсем другая особа была дочь Версилова. Высокая, немного даже худощавая, продолговатое и замечательно бледное лицо, но волосы черные, пышные; глаза темные, большие, взгляд глубокий; малые и алые губы, свежий рот. Первая женщина, которая мне не внушала омерзения походкой; впрочем, она была тонка и сухощава. Выражение лица не совсем доброе, но важное; двадцать два года... И вот, против всех ожиданий, Версилова, пожав князю руку и обменявшись с ним какими-то веселыми светскими словечками, необыкновенно любопытно посмотрела на меня и, видя, что я тоже на нее смотрю, вдруг мне с улыбкою поклонилась... И, помню, я испытал необыкновенно приятное ощущение.

Стилистическую функцию количественных наречий в этом отрывке можно сравнить с эстетическим значением цветовых оттенков в живописи. Если опустить выделенные нами наречия, смысл текста не будет искажен, но исчезнут полутона, которые придают речи особое художественное значение, например: чрезвычайно румяные щеки не вызывают восторга, в то время как эпитет румяный обычно воспринимается как положительный, замечательно бледное лицо кажется загадочным, а просто бледное не вызвало бы дополнительных ассоциаций. Особую экспрессию описанию придают наречия «предельного» значения – чрезвычайно, замечательно.

Сравнение как троп. Языковые средства его создания.

Сравнение – это изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или понятия (объект сравнения) с другим явлением или понятием (средство сравнения) я целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения:

Полны добра перед итогом года,

Как яблоки антоновские, дни. А.Т. Твардовский

Сравнение часто рассматривается как особая синтаксическая форма выражения метафоры, когда последняя соединяется с выражаемым ею предметом посредством грамматической связки «как», «будто», «словно», «точно» и т. п., причем в русском языке эти союзы могут быть опущены, а подлежащее сравнение выражено творительным падежом. «Бегут ручьи моих стихов» (Блок). Такое чисто грамматическое определение не исчерпывает природы сравнения. Прежде всего, не всякое сравнение может быть синтаксически сжато в метафору. Напр., «Природа тешится шутя, как беззаботное дитя» (Лермонтов), или антитетическое сравнение в «Каменном госте»: «Испанский гранд, как вор, Ждет ночи и луны боится». В сравнении, кроме того, существенна именно раздельность сопоставляемых предметов, которая внешне выражается частицей как и т. п.; между сравниваемыми предметами ощущается расстояние, которое в метафоре преодолевается. Метафора как бы демонстрирует тождество, сравнение-раздельность. Поэтому образ, привлекаемый для сравнения, легко развертывается в совершенно самостоятельную картину, связанную часто только в одном каком-нибудь признаке с тем предметом, который вызвал сравнение. Таковы пресловутые гомеровские сравнения. Поэт развертывает их, как бы забывая и не заботясь о тех предметах, которые они должны изображать.

Такова же и излюбленная манера Гоголя. Напр., изображает он лай собак на дворе у Коробочки, и один из голосов этого оркестра вызывает распространенное сравнение: «все это, наконец, повершал бас, может быть, старик, наделенный дюжей собачьей натурой, потому что хрипел, как хрипит певческий контрабас, когда концерт в полном разливе, тенора поднимаются на цыпочки от сильного желания вывести высокую ноту, и все, что ни есть, порывается к верху, закидывая голову, а он один, засунувши небритый подбородок в галстух, присев и опустившись почти до земли, пропускает оттуда свою ноту, от которой трясутся и дребезжат стекла».

12


Просмотр содержимого документа
«Теория_литература»

Погружение 5

Проблема гуманизма в произведениях словесности.

Книги для чтения и анализа:

А. С. Пушкин. «Медный всадник».

В. Шекспир «Ромео и Джульетта».

М. Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»)


Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм). Гуманизм утверждает ценность человека, как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

Гуманизм — это человеколюбие, когда люди понимают, что они - самое дорогое, что есть в жизни. Гуманизм затрагивает темы: роль человека в обществе, смысл жизни, духовность человека, его место в истории. Для гуманистов человек — это главная ценность. Все что противоречит этим принципам - антигуманно: унижения, оскорбления, причинение душевной боли.(Источник Интернет)

Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы всегда является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX - начале XX века, когда история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается потерянной. Большинство русских писателей того времени неоднократно обращаются к теме человека. Горький - не исключение. Творчество Горького открывается серией романтических произведений, в которых писатель раскрывает свои представления об идеальном человеке: человеке свободном, гордом, Человеке с большой буквы. Цель писателя - показать человеку, как прекрасен он может быть. “Мне всегда хотелось видеть человека именно таким, каков он есть, но для того, чтобы показать его лучшим, чем он есть. Это значит приукрасить его? Нет, это значит, что я считаю себя вправе переделывать человека”, - пишет Горький.

В романтических произведениях Горький выдвигает формулу: “Человек есть жизнь”. Макар Чудра говорит своему собеседнику: “Разве ты сам не жизнь?”

Человек - центр Вселенной. Любимый герой Горького - человек гордый, свободный, смелый. Он может пожертвовать собой для лучшего, и он стремится изменить жизнь к лучшему. Быть свободным от себя самого и сделать что-нибудь для людей - вот цель горьковского героя, такого, как Данко. Но уже здесь писатель противопоставляет способного на подвиг героя людям. “Вы только пели и не смогли сохранить силы на путь более достойный! Вы только шли, шли как стадо овец” - вот обвинение Данко людям. Человеку можно указать путь, его можно разбудить, но дальше он должен сам найти свою дорогу.

С романтическими произведениями Горького тесно связаны произведения реалистические. В них писатель пытается рассмотреть, насколько романтический герой соответствует действительности, может ли он выжить в реальной жизни. Герой этих произведений тоже свободен, но он мучается своей свободой, не находит себе применения, потому что “ни в городе, ни в степи - нигде человеку места нет”. Горький по-прежнему возлагает надежду на сильного человека (“Выходит, братцы мои, что вся опора - это мы”, - говорит Коновалов), но общий тон произведений часто пессимистичен, ибо “как же мы будем строить жизнь, если мы этого не умеем и наша жизнь не удалась?”.

Из романтизма и реализма возникает главный гуманистический вопрос творчества Горького: “В чем истинная правда о человеке?” Именно этот вопрос становится главным предметом спора героев пьесы “На дне”. В период написания пьесы сам Горький, по свидетельству современников, считал истинно гуманной правдой правду Луки. Идея этого героя - вера в человека. “Для лучшего живет человек...”; “Человека уважать надо...” Лука будит в каждом Человека в высшем смысле этого слова. Вырвавшийся из мира вещей Барон восклицает: “А ведь зачем-нибудь-то я родился?!” И в ответ на это Сатин, на которого Лука действует, как “кислота на старую монету”, произносит монолог о том, что человек - это высшая правда. Только человек абсолютен. Каждый из людей равен Наполеону, Будде, Христу. Надо только увидеть в себе личность.

Но финал пьесы трагичен. Разбуженные Лукой люди неизбежно вступают в конфликт с внешним миром, а жизнь устроена таким образом, что свободным человек в таком мире быть не может. Правда Луки не выдерживает столкновения с реальностью. Мир негуманен. Революционность пьесы “На дне” - в этом скрытом призыве к изменению мира.

“Я создан мыслью затем, чтобы опрокинуть, разрушить, растоптать все старое, все тесное и злое, все грязное и новое создать”, - сказал Горький. Именно в этом и заключается суть гуманизма, заложенного в произведениях писателя. Человеку надо указать путь к высшей истине, и тогда он захочет и сможет изменить мир так, чтобы стать по-настоящему свободным.

А.С. Пушкин

Поэма «Медный всадник»- «Петербургская повесть», в которой описывается наводнение 1824 года. В этом произведении судьба обычного человека оценивается в исторической эпохе. Петр I- герой поэмы. Это государь - преобразователь, он символизирует новую Россию. Здесь его образ и образ Медного всадника совпадают. Вздыбленный конь готов перенести через черные воды непокорной Невы своего гордого всадника. Этот образ передает характер царя - реформатора и его реформ. Петр не коня поднимает на дыбы, а всю Россию. В своем порыве он забывает обо всем, он смотрит только далеко вперед и не замечает того, что рядом с ним происходит. А рядом с Великим царем оказываются простые смертные люди, которые по его воле и желанию стали заложниками стихии. Другим героем поэмы является Евгений - мелкий чиновник из обедневшего дворянского рода.

Его жизнь просто и незамысловата. Только простые житейские радости скрашивают течение дней его жизни, где каждый следующий день похож на предыдущий. И только одна мечта, одно светлое пятно есть в череде этих дней – его возлюбленная Параша, которая живет на Васильевском острове в небольшом домике с мамой. Но наводнение разрушает не только дома и набережные, разбушевавшаяся стихия разрушает мир грез героя. В начале произведения речь идет о граде Петрове, появляется антитеза человек – природа: Петр, как покоритель природы («побежденная стихия»). В тексте появляется субъективное начало: «…Люблю тебя Петра творенье…». Этот прием используется и в «Евгении Онегине». В первой части природа бунтует против человека, используется прием олицетворения: волны соперничают с гранитом. Появляется главный герой Евгений и возникает не только идея соперничества между цивилизацией и природой, но и противоборство народа и власти, которые реализованы в образах Евгения и Петра. Во второй части Нева успокаивается, появляется тема судьбы: «…идет его судьба с неведомым известием…». Кульминация произведения в бунте Евгения против Петра, который Россию поднял на дыбы. Развязка: смерть Евгения на маленьком острове, где жила Параша. Здесь не совпадает фабула и сюжет: идея противопоставлена истории жизни и смерти героя, цивилизации и природы, маленького человека и государства. Это произведение не было опубликовано при жизни Пушкина, потому что Николай I потребовал изменений в тексте. Опубликован был уже после смерти Александра Сергеевича Жуковским. Белинский увидел в Петре I воплощение коллективной воли, а в Евгении - индивидуальное начало, которое этой волей растоптано. Медный всадник и Евгений воплощают противоборство, в котором государственные и личные интересы существуют в противостоянии.

Групповая работа. Анализ произведений.

  1. А.С. Пушкин «Медный всадник».

  2. В. Шекспир «Ромео и Джульетта».

  3. М. Горький «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко)


В. Шекспир

Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.

В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая не только стала бессмертной, но и дала жизнь множеству произведений литературы, живописи, музыки, балета, кинематографии.

Самое интересное заключается в том, что У. Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.

Сцена вторая

Сад Капулетти.

Входит Ромео.

Ромео

Но что за блеск я вижу на балконе?

Там брезжит свет. Джульетта, ты, как день!

Стань у окна. Убей луну соседством;

Она и так от зависти больна,

Что ты ее затмила белизною.

На балконе показывается Джульетта.

Джульетта

Ромео, как мне жаль, что ты Ромео!

Отринь отца да имя измени,

А если нет, меня женою сделай,

Чтоб Капулетти больше мне не быть.

Ромео

Прислушиваться дальше иль ответить?

Джульетта

Лишь это имя мне желает зла.

Ты был бы ты, не будучи Монтекки.

Что есть Монтекки? Разве так зовут

Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?

Неужто больше нет других имен?

Что значит имя? Роза пахнет розой,

Хоть розой назови ее, хоть нет.

Ромео под любым названьем был бы

Тем верхом совершенств, какой он есть.

Зовись иначе как-нибудь, Ромео,

И всю меня бери тогда взамен.

Ромео

О, по рукам! Теперь я твой избранник.

Я новое крещение приму,

Чтоб только называться по-другому.

Джульетта

Кто это проникает в темноте

В мои мечты заветные?

Ромео

Не смею

Назвать себя по имени. Оно

Благодаря тебе мне ненавистно.

Когда б оно попалось мне в письме,

Я б разорвал бумагу с ним на клочья.

Джульетта

Десятка слов не сказано у нас,

А как уже знаком мне этот голос!

Ты не Ромео? Не Монтекки ты?

Ромео

Ни тот, ни этот: имена запретны.

Меня перенесла сюда любовь,

Ее не останавливают стены.

Джульетта

Мое лицо спасает темнота,

А то б я, знаешь, со стыда сгорела,

Что ты узнал так много обо мне.

Хотела б я восстановить приличье,

Да поздно, притворяться ни к чему.

Ты любишь ли меня? Я знаю, верю,

Что скажешь «да». Но ты не торопись.

Ведь ты обманешь. Говорят, Юпитер

Не ставит ни во что любовных клятв.

Мне следовало б сдержаннее быть,

Но я не знала, что меня услышат.

Прости за пылкость и не принимай

Прямых речей за легкость и доступность.

Ромео

Мой друг, клянусь сияющей луной,

Посеребрившей кончики деревьев…

Джульетта

О, не клянись луною, в месяц раз

Меняющейся, – это путь к изменам.

Ромео

Так чем мне клясться?

Джульетта

Не клянись ничем

Или клянись собой, как высшим благом,

Которого достаточно для клятв.

Ромео

Клянусь, мой друг, когда бы это сердце…

Джульетта

Не надо, верю. Как ты мне ни мил,

Мне страшно, как мы скоро сговорились.

покойной ночи! Я тебе желаю

Такого же пленительного сна,

Как светлый мир, которым я полна.

Ромео

Но как оставить мне тебя так скоро?

Джульетта

А что прибавить к нашему сговору?

Ромео

Клянись и ты, как клялся я тебе.

Джульетта

Я первая клялась и сожалею,

Что дело в прошлом, а не впереди.

Ромео

Ты б эту клятву взять назад хотела?

Джульетта

Да, для того чтоб дать ее опять.

Мне не подвластно то, чем я владею.

Моя любовь без дна, а доброта,

Как ширь морская. Чем я больше трачу,

Тем становлюсь безбрежней и богаче.

Меня зовут. Я ухожу. Прощай.

Уходит.

Ромео

Святая ночь, святая ночь! А вдруг

Все это сон, так непомерно счастье,

Так сказочно и чудно это все!

(Выступление групп, беседа по произведению)

Вывод: Итак, обыкновенные мальчик и девочка, выросшие в патриархальных семьях, где цепко держались за традиции, полюбили друг друга, переросли эти семьи, самих себя, поднялись над своим временем и бросили ему вызов, сделав свою любовь не только прекрасной и возвышенной, но и героической. Они отстаивали право любить не имя, не положение, а просто человека, который «под любым названьем был бы тем верхом совершенства, какой он есть».


7