СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Просмотр содержимого документа
«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»


Тема: Что стало бы литературой, если не было бы музыки 5 класс


Цель: определение роли музыки в литературе

Задачи: формировать понятие о роли музыки в литературном жанре басня, познакомить с разновидностями «квартетов»;

- развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, образное мышление, координацию движений, музыкальный слух, правильное дыхание;

-воспитывать личность ребенка, его духовность и нравственность, любовь к музыке.

Оборудование: баян, портрет А.П. Бородин, магнитофон, аудиокассета с записью «Квартет № 2», «Ноктюрн» 3 часть А.П. Бородина, книги.

Литература: программа «Музыка» под редакцией Д.Б. Кабалевского, Русская музыкальная культура под редакцией Э.Л.Фрид, «Басни» А.Крылов, «Энциклопедический словарь юного музыканта» под редакцией Т.Н.Хренникова, баян, ИКТ.

Муз.литература: А.П.Бородин «Квартет № 2», «Ноктюрн» 3 часть

- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» -М. сост. Е.Д. Критская

- Портрет А.П. Бородина

- Иллюстрации муз. инструментов

Тип урока: углубления в тему четверти

План урока:

I. Организационная часть.

1) Вход под музыку

2) Постановка цели и задачи

II. Основная часть

1)Беседа о значение музыки в литературе

2)Дать новые понятия: квартет, симфонический оркестр, виды, особенности

3)Басня А. Крылова «Квартет».

- знакомство

- беседа

- ответ на вопросы

4) Слушание А.П.Бородин «Квартет № 2», «Ноктюрн» 3 часть

- беседа

- постановка задачи

- слушание

-беседа о произведение, о композиторе

- повторное слушание

- анализ, беседа

5) Распевание

6) Разучивание песни «Всюду музыка живет»

- предварительная беседа

- показ песни

- анализ, дополнительная информация

- разучивание по фразам

III. Заключительная часть.

1) Итог

2) Оценивание

3) Домашняя работа


Ход урока:

- Здравствуйте! Ребята, как вы думаете, только ли в музыке нужна литература или литературе так же нужна музыка?

(ответы детей)

- Вы абсолютно правы, прежде всего: если бы не было музыки; то все стихи, сколько бы, не написали поэты всего мира, - остались бы только стихами и никогда не смогли бы превратиться в песни. Мы сегодня поговорим об этом. Но музыка обогащает литературу, не только превращая стихи в песни.

Писателями и поэтами написано много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становиться «главным действующим лицом». Это - прежде всего сказки. Давайте, вспомним сказки, герои которых поют. («Колобок», «Волк и семеро козлят» и т.д.)

Но музыка звучит не только в сказках. Как, одним словом можно назвать эти произведения: «Ворона и мышцы», «Лебедь, рак и щука», «Кукушка и петух».

(басня)

- Что такое басня?

Басня – это краткий рассказ, нрава учительского характера, в котором есть вывод – мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей. А почему именно животных?

Были времена, когда было запрещено написать об императорах, об их недостатках. Известный сочинитель русских басен?

(ответы детей)

Иван Андреевич Крылов родился в Москве, в семье бедного дворянина. Первоначальные навыки привил ему отец. Ему не пришлось учиться в школе. В юности писал комедии и сотрудничал с сатирическим журналом, но императрица приказала о закрытие этого журнала. Он родом сатирического оружия выбрал басню.

Нередко главными героями басни бывает музыка. Вспомните очень интересную и для нас очень полезную басню Крылова «Квартет».

- Сколько музыкантов участвуют квартете? А почему именно они? Из каких инструментов состоит квартет в басне?

(прочесть если не помнят)

- Что такое квартет?

(диалог)

Квартет – это когда четыре исполнителя. Названия музыкального произведения, которое исполняют 4 музыканта. Мы сказали, что в басне квартет состоит из виолончели, баса и 2 скрипок. К какому семейству они относятся по типу извлечения звука?

(ответы детей)

- Струнно-смычковые. Скрипка само по себе не может играть так ведь, без смычка. Водят смычками по струнам. Поэтому инструмент так и называется. Струнно-смычовым инструментам относятся: альты, виолончели, контрабасы. Вообще симфонический оркестр состоит из 4 групп:

- струнные

- деревянно-духовые

- медно-духовые

- ударные

(иллюстрации или презентация)

Какому семейству относятся? Из какого материала они сделаны? Послушайте что лишнее: скрипка, виолончель, контрабас, труба.

- Почему у наших героев не получилась музыка? Почему? А что нужно, чтоб стать музыкантом?

- Потому что они не умеют играть на музыкальных инструментах. Нужны знания музыкальной грамоты, умение играть.

А теперь послушаем настоящую музыку в исполнении настоящих музыкантов. Вы внимательно послушайте, какие инструменты звучат? Какая музыка по характеру? И когда будете слушать, какую картину вы представите? Не забываем, музыка у нас рождаются в тишине.

(Слушание)

- Что вы услышали?

(Беседа)

-Да, произведение вызывает страстное и трепетное чувство, выраженное вдохновеннейшей мелодией. Мелодия пластична. Эту удивительную музыку написал Александр Порфирьевич Бородин в Петербурге. Получил прекрасное домашнее образование. Играл на фортепиано, на флейте, на виолончели. Автор очень многих опер, симфоний, романов и др. Итак мы с вами вспомнили о композиторе Бородине. Какие инструменты вы услышали в этом произведение?

(ответы детей)

Теперь мы еще раз послушаем. Постарайтесь услышать инструменты, о которых мы только что говорили. (Слушание)

(Беседа)

Квартет посвящен жене композитора Елизавете Сергеевне. Светлый, жизнерадостный колорит. Молодцы, вы очень хорошо слушали и были активны.

-Перед пением, что нужно делать? Правильно согревать наши голосовые аппараты, распеваться.

(Распевка)

Молодцы, ребята вы старались! Ребята, где можно встречаться с музыкой?

- Верно, везде. Птицы поют, ветер подует, тоже по-своему музыка, река течет. Сегодня мы с вами разучим одну песню. Сначала послушаем, о чем в этом произведение поется?

(Показ песни)

- Да, музыка повсюду. Даже в комарином писке, всюду музыка живет и об этом и песне поется. Эту песню написал Яков Дубравин Исаакович. Русский советский композитор, заслуженный деятель искусств России, профессор. Дубравин – композитор преимущественно вокальный. Начиная с первой песни и хорового опуса, он вот уже сорок лет почти целиком посвяшает себя музыке, связанной для хора и для хора, для хора с сопровождением, кантаты. В последние года, Яков Дубравин, подтвердил свой интерес к европейской музыке. А сейчас будем разучивать эту песню, сели все ровно.

Разучивание по фразам

Работа над ошибками.

- Молодцы, ребята! О чем сегодня на уроке говорили? Что такое квартет? Какую басню вы услышали? Кто написал? Сколько инструментов на квартете? Из каких инструментов состоит квартет? Из какого материала сделаны? С помощью чего извлекаются звук из скрипки? Каким композитором познакомились? Как называется его произведения? Кому посвятил?

Каким качеством нужно обладать, чтобы стать музыкантом?

Таким образом, не только музыки нужно литература чтоб стать музыкой, так же и литературе нужно музыка.

Музыка обогащает литературу, не только стихи в песню, но так же очень много разных литературных произведений.

Оценивание.

Домашняя работа: выучить слова песни.

Спасибо за урок! До свидания!















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!