Черемшанская средняя общеобразовательная школа имени Сергея Павлова
филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Тюменцевской средней
общеобразовательной школы Тюменцевского района Алтайского края
Принята на заседании педагогического совета «_____»_________20 г. | Утверждаю Директор школы__________(Т.Ф.Калужина) Приказ №____ от «____»_________20 г. |
Рабочая программа
по информатике
для 7 класса
Составитель: Рем Ирина Дмитриевна,
учитель информатики
с. Черемшанка
2020
Пояснительная записка
1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа составлена на основе:
Авторской программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. ,М.Н. Бородин– 2-е изд., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.
1.2. Общие цели учебного предмета
Цели:
освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира и составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях;
формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ;
формирование представлений о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества;
осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;
овладение умениями создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет информатика изучается с 7 класса по 9. Учебный план составляет 140 часов. В том числе в 7 классе 35 часов из расчета 1 час в неделю.
1.4. УМК.
УМК для учителя:
Программа | Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. ,М.Н. Бородин– 2-е изд., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. |
Учебник | Семакин И. Г. ,Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 |
Рабочая тетрадь | Информатика и ИКТ: задачник – практикум в 2-х т. /Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннрера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 |
Методическое пособие | Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 |
Содержание УМК для учащихся
Учебник | Семакин И. Г. ,Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 |
Планируемые результаты образования.
Личностные образовательные результаты:
п риобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера; организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.
Метапредметные образовательные результаты:
получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную
безопасность;
владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.; умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов; умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.
Предметные образовательные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий; в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в учебном процессе, трудовой деятельности; в сфере коммуникативной деятельности:
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.
в сфере трудовой деятельности:
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
рациональное использование технических средств информационных технологий для решения задач учебного процесса (компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
приближенное определение пропускной способности используемого канала связи путем прямых измерений и экспериментов;
создание и редактирование рисунков, чертежей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений.
в сфере эстетической деятельности:
знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания.
в сфере охраны здоровья:
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Предметные результаты, формирующиеся при изучении курса «Информатика» согласно требованиям ФГОС.
1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
Формирование информационной и алгоритмической культуры.
Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.
Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
2. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства.
Формирование представления о понятии информации и ее свойствах.
Формирование представления о понятии алгоритма и его свойствах.
Формирование представления о понятии модели и ее свойствах.
3. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.
Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя.
Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.
Формирование знаний о логических значениях и операциях.
Знакомство с одним из языков программирования.
Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета, курса.
№ | Наименование темы (раздела) программы | Краткая характеристика содержания предмета |
1 | Введение в предмет. | | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. |
2 | Человек и информация. | | Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы Измерение информации. Единицы измерения информации. Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования. |
3 | Компьютер: устройство программное обеспечение. | и | Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ. |
4 | Текстовая информация и компьютер . | Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода) Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок. При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу. |
5 | Графическая информация и компьютер . | Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре). При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора. |
6 | Мультимедиа и компьютерные презентации . | Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации. |
4.Тематическое поурочное планирование.
№ п/п | Название разделов и тем уроков | Кол-во часов |
Введение а предмет (1 час). |
1 | Предмет информатики. Роль информатики в жизни людей. Информация и знания. Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. | 1 |
Человек и информация (4 часа). |
2 | Информация и знания. Восприятие информации человеком. | 1 |
3 | Информационные процессы. Работа с тренажером клавиатуры. Лабораторная работа «Знакомство с клавиатурой ПК. Рабочий стол Windows». | 1 |
4 | Работа с тренажером клавиатуры. | 1 |
5 | Измерение информации. Единицы измерения информации. | 1 |
Компьютер: устройство и ПО (6 часов). |
6 | Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. | 1 |
7 | Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. Знакомство с комплектацией устройства персонального компьютера, подключение внешних устройств. Лабораторная работа «Способы соединения блоков и устройств компьютера». | 1 |
8 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции. | 1 |
9 | Пользовательский интерфейс. Знакомство с интерфейсом операционной системы, установленной на ПК. Лабораторная работа «Работа с объектами пользовательского интерфейса Windows». | 1 |
10 | Файлы и файловые структуры. | 1 |
11 | Работа с файловыми структурами операционной системы. Лабораторная работа «Операции с файлами, папками и дисками». | 1 |
12 | Итоговое тестирование по темам «Человек и информация», «Компьютер: устройство и ПО». | 1 |
Текстовая информация и компьютер (9 часов). |
13 | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы. | 1 |
14 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Лабораторная работа «Основные приемы ввода и редактирования текста. Форматирование текста». | 1 |
15 | Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирование текста. Лабораторная работа «Добавление формул в Документ». Лабораторная работа «Вставка графических объектов». | 1 |
16 | Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Орфографическая проверка текста. Печать документа. Лабораторная работа «Стили и оглавления». | 1 |
17 | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. Лабораторная работа «Работа с фрагментами Документа». | 1 |
18 | Работа с таблицами. Лабораторная работа «Добавление таблиц в Документ». | 1 |
19 | Дополнительные возможности текстового процессора: орфографический контроль, стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод и распознавание текстов. Лабораторная работа «Создание гипертекстового документа». | 1 |
20 | Практическая работа «Создание и обработка комплексного информационного объекта». | 1 |
21 | Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер» | 1 |
Графическая информация и компьютер (7 часов). |
22 | Компьютерная графика и области ее применения. Понятие растровой и векторной графики. | 1 |
23 | Графические редакторы растрового типа. Работа с растровыми графическими редакторами. | 1 |
24 | Кодирование изображения. Работа с растровым графическим редактором. | 1 |
25 | Лабораторная работа «Создание растрового изображения в ГР Paint. | 1 |
26 | Работа с векторным графическим редактором. | 1 |
27 | Практическая работа «Создание векторного изображения в Word. | 1 |
28 | Технические средства компьютерной графики. Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе. | 1 |
Технология мультимедиа (7 часов). |
29 | Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации. | 1 |
30 | Создание презентации с использованием текста, графики и звука. Лабораторная работа «создание презентации с помощью шаблона оформления и собственного оформления». | 1 |
31 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа. Лабораторная работа «Работа с текстами, графикой и таблицами в Power Point». | 1 |
32 | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения. Лабораторная работа «Гиперссылки в Power Point». | 1 |
33 | Создание презентации с созданием гиперссылок. Практическая работа «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации». | 1 |
34 | Тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа». | 1 |
35 | Итоговое тестирование по курсу 7 класса. | 1 |
Лист внесения изменений
№ п/п | Дата | Характер изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменения |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |