СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МДК 04.01 Урок №1 Введение (лекция)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МДК 04.01 Урок №1 Введение (лекция)»

ПЛАН   УРОКА № 1

Дата:

Специальность: 08.02.05

Группы: СД-1751, СДЗ-17                   

Преподаватель: Грязнов А. В.

Профессиональный модуль: ПМ 04. Участите в работах по эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов

Дисциплина: МДК 04.01 Ремонт и содержание автомобильных дорог и аэродромов.

Раздел: введение

Тема: состояние сети автомобильных дорог РФ и ее соответствие требованиям автомобильного транспорта и народного хозяйства.

Вид занятия: Комбинированный урок


Педагогические технологии

(применяемые на уроке)

традиционные (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по учебному пособию)

Цель

занятия

Учебная

понять сущность и социальную значимость своей будущей профессии.

Воспитательная и

развивающая

Развитие технического мышления и кругозора, привитие интереса к дисциплине

Межпредметные

связи

Фактические (использование общих факторов)

МДК 01.03 Изыскание и проектирование автомобильных дорог и аэродромов

Компетенции

Профессиональные


Общие

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


Обеспечение   урока

Наглядные пособия: макет площадки для проведения практических работ по строительству и эксплуатации автомобильных дорог               

Раздаточный материал: тесты, учебник «теория эксплуатации автомобильных дорог» под редакцией А. П. Васильева.

Технические средства: ноутбук, проектор, экран и указка

Литература: учебник «теория эксплуатации автомобильных дорог» под редакцией А. П. Васильева

п/п

Содержание урока

Методы обучения и контроля знаний

1

2

3

1.

(5′)

Организационный момент:

Заполнение журнала, отметка отсутствующих, определить больных, подготовка студентов к уроку


2.

(45′)

Изучение новой темы «состояние сети автомобильных дорог РФ и ее соответствие требованиям автомобильного транспорта и народного хозяйства.»

План:

1. Просмотр видеоурока

Видео-лекция - визуализация с элементами беседы и графическим ведением конспекта

4.

(30′)

Закрепление пройденного материала:

Вопросы по пройдённой теме:

1. перечислите основные инженерные сооружения входящие в комплекс автомобильной дороги

2. сформулируйте задачи стратегии развития автомобильных дорог с 2008-2030 г.

3. Назовите основоположников науки о содержании автомобильных дорог

Тест по пройдённому материалу

Фронтальный опрос

Реконструктивный метод. Тестирование

5.

(10′)

Заключительная часть урока:

1. Проставление оценок за работу на уроке в журнал и оглашение отметок.

Задание на дом (на выбор одно из перечисленных):

1. Подготовить доклад на тему «Н. Н. Иванов – яркий представитель научного сообщества»

2. Написать реферат на тему «Выполненные задачи стратегии развития автомобильных дорог с 2008-2030 г.»

3. Написать эссе на тему «Дороги России, как они обслуживаются сегодня»


Преподаватель МДК 04.01____________________________ А. В. Грязнов











Лекция №1

Добрый день.

Сегодня мы начинаем изучение новой дисциплины «Ремонт и содержание автомобильных дорог и аэродромов»

Слайд №1

Тема нашего урока: состояние сети автомобильных дорог РФ и ее соответствие требованиям автомобильного транспорта и народного хозяйства.

Слайд №2

Цели занятия:

Учебная: понять сущность и социальную значимость своей будущей профессии.

Воспитательная и развивающая: развитие технического мышления и кругозора, привитие интереса к дисциплине

Слайд №3

Основные понятия

Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженерных сооружений, предназначенных для непрерывного, удобного и безопасного движения транспортных средств с расчетной нагрузкой и установленными скоростями.

На фото мы можем видеть весь комплекс:

Дорогу с четырёх полосным движением

Небольшой мост

Разделительную полосу

Насыпь

Фонари освещения дороги

Высаженные деревья вдоль полосы движения автомобилей, которые являются естественным ограждением от снегозаноса и многое другое

Слайд №4

В этот комплекс инженерных сооружений входят:

земляное полотно - основание из грунта для устройства на нем верхнего строения пути железной дороги и дорожной одежды автомобильных дорог

дорожная одежда — это многослойная конструкция в пределах проезжей части автомобильной дороги, воспринимающая нагрузку от автотранспортного средства и передающая её на грунт.

Мосты - искусственное сооружение, возведённое над водным препятствием, например, через реку, озеро, болото, пролив.

Инженерное сооружение, возведённое через дорогу, называют путепроводом, сооружение через овраг или ущелье — виадуком.

Мост является одним из древнейших инженерных изобретений человечества.

водопропускная труба - инженерное сооружение, укладываемое в теле насыпи автомобильной дороги для пропуска водного потока

и другие искусственные сооружения

Обустройство дороги - комплекс дорожных сооружений, устройств и элементов обстановки дороги, предназначенных для обеспечения нормальной работы дорожной службы и безопасного и удобного движения по дороге.

Элементы обустройства дорог в зависимости от назначения подразделяются на:

1)элементы обстановки дороги - совокупность технических средств, обеспечивающих безопасность и комфортность для всех участников дорожного движения;

2) инженерное оборудование дорог

Защитные дорожные сооружения - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение, заборы, устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин, шумозащитные и ветрозащитные устройства, подобные сооружения.

здания и сооружения автосервиса, дорожных и автотранспортных служб.

Параметры и состояние элементов дороги и дорожных сооружений определяют ее технический уровень и эксплуатационное состояние.

Слайд 5

Дорожное хозяйство страны в настоящее время находится на сложном этапе развития, когда остро стоит проблема повышения технического уровня и эксплуатационного состояния дорог, а также реконструкции дорог и мостов.

Дорожные организации выполняют огромный объем работ по содержанию и ремонту дорог, обеспечению безопасности движения. На эти цели ежегодно расходуется до 85 % всех затрат на развитие дорожного хозяйства. Без выполнения этих работ невозможно поддержание на требуемом уровне, а также совершенствование транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети.

Для выполнения работ по ремонту и содержанию дорог и сооружений на них, а также по организации и обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах создана дорожная (дорожно-эксплуатационная) служба.

Слайд 6

Конечная цель деятельности дорожной службы — поддержание и непрерывное повышение технического уровня и эксплуатационного состояния дорог в соответствии с ростом интенсивности движения и нагрузки, и, как следствие, повышение производительности и эффективности работы транспортных средств, снижение себестоимости перевозок. Для обозначения указанной деятельности применяют не вполне корректный термин «эксплуатация дорог». Дорожная служба не эксплуатирует дорогу, а обеспечивает ее функционирование, поэтому более правильным будет использование термина «техническая эксплуатация дорог и организация движения», под которым следует понимать систему планово-предупредительных и ремонтно-восстановительных работ, а также организационно-технических мероприятий, обеспечивающих удобное и безопасное движение транспортных средств.

Слайд 7

В состав работ по технической эксплуатации дорог входят:

  • изучение и анализ условий работы дорог и движения транспортных средств;

  • постоянный уход за дорогами, дорожными сооружениями и полосой отвода, поддержание их в чистоте и порядке;

  • периодические ремонты дорог и сооружений;

  • озеленение, архитектурно-эстетическое оформление и обустройство;

  • реализация мероприятий, повышающих технический уровень и эксплуатационное состояние дорог, приведение их в соответствие с возрастающими требованиями безопасности движения.

Слайд 8

Созданная дорожная сеть — это национальное богатство страны, и она заслуживает к себе отношения именно как к национальному богатству, которое нужно беречь, приумножать и эффективно использовать.

Исходя из этого было издано Распоряжение от 22 ноября 2008 года №1734-р. Стратегия развития автодорожной сети РФ до 2030 года

Стратегия определяет цели и приоритеты развития транспорта на долгосрочную перспективу. Основная цель развития транспортной системы – удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.

Приоритеты развития транспортной системы:

  • формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры;

  • обеспечение доступности, объёма и конкурентоспособности транспортных услуг для грузовладельцев в соответствии с потребностями инновационного развития экономики страны;

  • обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;

  • интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны;

  • повышение уровня безопасности транспортной системы;

  • снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду;

  • развитие транспортной техники, технологий и информационного обеспечения.

Слайд 9

Основные механизмы реализации Стратегии – федеральные и региональные целевые программы. Состав и структура этих программ должны отвечать главным целевым ориентирам, сформированным целям, задачам и механизмам Стратегии.

Стратегию предполагается реализовать в два этапа:

  • Первый этап (до 2015 года) – завершение модернизации транспортной системы методами целевого инвестирования, устранение «узких мест» и переход к её системному комплексному развитию по всем ключевым направлениям. На этом этапе планируется реализовать ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», включающую пять подпрограмм, сформированных по отраслевому принципу («Железнодорожный транспорт», «Автомобильные дороги», «Морской транспорт», «Внутренний водный транспорт» и «Гражданская авиация»).

  • Второй этап (2016 – 2030 годы) – инновационное развитие транспортной системы по всем направлениям. Основным механизмом реализации Стратегии на этом этапе будут федеральные целевые программы развития транспортной системы на пятилетние периоды

Слайд 10

Повысить технический уровень и эксплуатационное состояние дорог, обеспечить их высокую работоспособность в сложных природно-климатических условиях нашей страны возможно только при хорошем знании теории и передового практического опыта эксплуатации дорог.

Научные основы эксплуатации автомобильных дорог, их ремонта и содержания заложены всеми известными профессорами, представлю немногих из них:

Слайд 11

Григорий Дмитриевич Дубелир, он начинал работать ещё при царской России и написал такие труды как:

  • Монография. Планировка городов, Санкт-Петербург, 1910

  • Городские улицы и мостовые, Киев, типография Пономарева, 1912, 407 с.

  • Грунтовые дороги, их постройка и уход за ними. СПб., 1912 (2-е изд. Киев, 1914).

  • Эксплуатация автогужевых дорог, Ленинград, 1934 (в соавторстве).

  • Основы проектирования автомобильных дорог, т. 1—2, Москва, 1938—39 (в соавторстве)

  • Дорожное дело москва т. 1—2, Москва, 1938—39

Александр Константинович Бируля

Им были разработаны такие труды как:

  • Река Буг и её сточище : материалы по гидрологии реки. — Винница, 1928, — 87 с.

  • Архитектурная история Винницы / Предисловие А. Тарнопольского. — Винница, 1930. — 68 с.

  • Геология и гидрология Подолья. — Винница, 1930.

  • Проектирование автомобильных дорог. — Киев, 1953.

Этот учебник много раз переиздавался и является настольной книгой многих проектировщиков автомобильных дорог

  • Дороги из местных материалов. — М., 1955.

Слайд 12

Развитию этих основ посвящены работы целой плеяды профессоров, таких как:

Никола́й Никола́евич Ива́нов (1888—1977) — советский учёный в области дорожного строительства. Лауреат двух Сталинских премий.

Основоположник отечественной дорожной науки, заложивший фундамент практически всех существующих сегодня направлений исследований в дорожной отрасли, всемирно известный ученый, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, дважды лауреат Государственных премий, доктор технических наук, профессор, крупнейший специалист в области общего и специального дорожного грунтоведения и механики грунтов.

В 1929 г. Н. Н. Иванов впервые предложил формулу для расчета толщины дорожных одежд, основанную на закономерностях распределения напряжений в упруго-изотропном полупространстве, что было крупным шагом вперед по сравнению с ранее распространенным допущением о передаче давления от колес через одежду под углом и равномерном давлении на подстилающий грунт (Е.Головачев, Биллей, Харджер и др.).

В 1931 г. он написал обобщающий курс «Грунтовые дороги», в котором нашел отражение первый опыт механизированных работ по профилированию грунтовых дорог в СССР.

Им была разработана первая классификация усовершенствованных дорог, предложен способ подбора асфальтовых смесей. Его книга «Черные дороги» явилась первой монографией в СССР, обобщившей все сведения о строительстве дорог с применением органических вяжущих материалов. Она легла в основу учебника «Строительство дорог», выдержавшего несколько изданий.

При его непосредственном участии и под его руководством были разработаны многие теоретические и практические проблемы дорожного строительства: трехчленная классификация грунтов, методы проектирования и оценки оптимальных смесей грунтов и гравийных материалов, вопросы использования органических вяжущих материалов в строительстве усовершенствованных дорог, а также методы научного проектирования конструкций дорожных одежд, вопросы теории уплотнения земляного полотна и методы полевого контроля качества уплотнения. На основе многолетних исследований в лабораториях им создана теория прочности нежестких дорожных одежд и предложена методика для их проектирования.

Под его руководством разработаны классификация черных дорог, способы подбора асфальтобетонных смесей, требования к материалам для различных типов покрытий, методы их испытаний и оценки, пределы применения различных черных покрытий и способы их постройки.

За плодотворную научно-педагогическую и производственную деятельность в области дорожного строительства Н.Н.Иванов был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, рядом медалей, а также знаками отличия «Почетный дорожник» и «За отличные успехи в работе в области высшего образования СССР». Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил ему почетное звание Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

Слайд 13

Бабков Валерий Федорович (1909-) советский учёный в области дорожного строительства. Доктор наук, профессор кафедра дорожного строительства МАДИ.

По материалам проведенных обследований дорог и выполнения экспериментальных работ им был сделан ряд ценных рекомендаций по:

• разработке способов выявления опасных участков дороги в процессе проектирования методами коэффициентов аварийности и коэффициентов безопасности, а также принципов исправления трассы при реконструкции и капитальном ремонте;

• проектированию дорог для смешанного автобусного и троллейбусного движения;

• учету влияния видимости в плане и продольном профиле автомобильных дорог на режимы и безопасность движения и требованиям к кривым в плане и продольном профиле из условия видимости в ночное время при свете фар;

• обоснованию параметров кольцевых пересечений в одном уровне, способствовавших более широкому их применению на дорогах СССР, разработке новых типов пересечений в одном уровне;

• проектированию канализированных пересечений в одном уровне, оценки их пропускной способности и относительной безопасности.

Обширные, полученные при обследованиях дорог, материалы были обобщены в нескольких коллективных монографиях членов кафедры («Дорожные условия и режимы движения автомобилей», 1967 г., переведены в Польше в 1969 г.; «Пропускная способность автомобильных дорог», 1970 г.; «Методики оценки безопасности движения и транспортных качеств автомобильных дорог», 1971 г.; «Дорожные условия и организация движения», 1974 г.; «Стадийное улучшение транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог», 1975 г.).

Слайд 14

Александр Петрович Васильев

А.П. Васильев известен в нашей стране и за рубежом как крупный ученый и организатор дорожной науки, он создал и в течение 15 лет руководил научной частью института Гипродорнии и его филиалов.

Под его руководством была сформирована крупнейшая научная школа России в области эксплуатации дорог, которая стала признанной в Советском Союзе и во многих странах мира.

Преподавал - Эксплуатацию автомобильных дорог в МАДИ

Особое значение имеют результаты исследований по повышению технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог. Им создан новый метод оценки состояния дорог по их потребительским свойствам и система диагностики, позволяющие перейти на новые принципы управления состоянием дорожной сети, разработана концепция совершенствования норм проектирования автомобильных дорог.

В течение 15 лет выполнял обязанности представителя СССР в Совете уполномоченных стран-членов СЭВ по дорожным проблемам, является членом многих научных, технических и диссертационных советов, действительный член Российской Академии транспорта, руководитель секции "Автомобильные дороги и аэродромы" этой академии, член редакционных советов журналов и т.д

Свои первые работы Васильев А.П. опубликовал, будучи студентом, а к настоящему времени им опубликовано 270 научных работ, в том числе около 20 монографий и книг, статьи, авторские свидетельства на изобретения, многочисленные доклады на международных конгрессах и внутригосударственных конференциях и др.

Результаты исследований А.П. Васильева включены во многие нормативно-технические документы, значительная часть которых разработана непосредственно под его руководством, им написаны учебники и учебные пособия по эксплуатации дорог и организации дорожного движения, по реконструкции автомобильных дорог и многое другое

Его учебник «теория эксплуатации автомобильных дорог», является основным учебным пособием в нашем колледже.

Ещё немала профессоров и доцентов сделали для развития дисциплины эксплуатация автомобильных дорог

Слайд 15

Главная задача учебной дисциплины состоит в том, чтобы систематизировать теоретические и практические знания по эксплуатации дорог и организации дорожного движения, ознакомить с методами и способами содержания и ремонта дорог, научиться правильно оценивать эксплуатационное состояние дорог и степень его соответствия требованиям безопасности движения, а также определять виды и объемы ремонтных работ и выбирать наиболее эффективные методы их выполнения.



Список использованных источников

1. Бабков Валерий Федорович жизнь и научно-педагогическая деятельность. Редакторы: П.И.Поспелов, В.И.Пуркин, Н.В.Шашина; МАДИ; 2013 г.; 197 с..

2. Николай Николаевич Иванов жизнь и научно-педагогическая деятельность. Составители: Е.А.Макарова, О.Б.Пилипенкова, Н.К.Фетисова, Н.В.Шашина под общ. ред. Н.В.Шашиной; МАДИ, 2013 г. 70 с.

3. Теория эксплуатации автомобильных дорог. (Бакалавриат и специалитет). Васильев А.П. под ред. и др. Учебное пособие. Издательство: КноРус Дата издания: 2020, 592 с..

4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. РосАвтоДор 2010 г. 421 с

5. https://rosavtodor.ru/docs/transportnaya-strategiya-rf-na-period-do-2030-goda

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дубелир,_Григорий_Дмитриевич

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бируля,_Александр_Константинович

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иванов,_Николай_Николаевич_(учёный-дорожник)

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заслуженный_деятель_науки_РСФСР

10. http://rosdornii.ru/files/28-07-2015/27Nekrolog.pdf






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!