1.Индивидуальная работа с конспектом – схемой урока.
2. Групповая экспериментальная деятельность.
3. Участие в диалоге.
4. Выполнение дифференцированных заданий.
Электронная презентация по теме: «Механический резонанс».
Лабораторное оборудование.
Конспект – схема урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Создать условия для осознания учащимися понятия механический резонанс, его возникновение и мотивировать учащихся на самостоятельный поиск фактов применения и учета в технике резонанса.
Ход урока | Деятельность учителя Методы и формы | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий |
Этап 1. Организационный момент. |
В начале урока демонстрируется фрагмент мультфильма «Лунтик» серия умник (3.17-3.55 мин), демонстрирующий новое понятие урока резонанс. «Добрый день!» | Просмотр фрагмента мультфильма. Диалог: учитель – класс | Просматривают фрагмент мультфильма. Отвечают на приветствие учителя. | Выделение существенной информации из фрагмента фильма. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Целеполагание | Умение настраиваться на занятие |
Этап 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
В физике есть некое явление, которое происходит при определенных обстоятельствах. Хотите ли вы узнать, что это за явление?
Скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? | Постановка проблемных вопросов? Выяснение цели урока .
Беседа, фронтальная работа | Отвечают на вопросы учителя. Возм. ответы: Раскачивание моста . Мост разрушился, потому, что муравьи прошли по нему в ногу.
Выдвигают предположения о цели урока .
| Выделение существенной информации из слов учителя и фрагмента фильма. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем и сверстниками. | Слушают учителя и ребят, построение понятных для собеседника высказываний. | Контроль правильности ответов одноклассников. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
Этап 3. Актуализация знаний |
А сейчас, давайте назовем физическое явление, с которыми мы встретились в банальном мультике про Лунтика, который вы давно уже не смотрите. Что мы наблюдаем в мультике (раскачивание моста) Как называется данное явление в физике (колебания) Давайте вспомним все, что мы знаем о колебаниях. Сегодня мы будем работать группами, но отчет о проделанной работе, должен сдать каждый. Результаты своей деятельности вам необходимо занести в опорную карту, она у вас на столах. Подпишите ее. С правой части запишем все, что мы знаем о колебаниях. Беседа с обучающимися по вопросам 1. Виды колебаний. описание каждого. 2. Величины, характеризующие колебания. Запись ответов в конспект – схему. Можно ли графически представить колебательное движение? ……. Можно ли графически изобразить происходящее изменение с мостом? (сама рисую) Данное явление в физике называется резонанс. | Беседа с обучающимися по вопросам . Следит за заполнением конспект - схемы
Постановка проблемного вопроса | Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно заполняют к - с. Период колебания это… Частота колебаний это… Амплитуда колебания это… Маятники бывают…и … Чертят на доске графическое изображение Колебаний. | Компетенция обучающихся в области колебательных движений. Выдвигают гипотезу, обосновывают ее. | Взаимодействуют с учителем | Слушание одноклассников. | Развитие регуляции учебной деятельности. Самоконтроль. | Регуляция учебной деятельности. |
Этап 4. Первичное усвоение новых знаний |
Каждый из нас любит веселое занятие - раскачивание на качелях. Развлекая себя или ребенка, мы прилагаем силу нужного направления в строго определенный момент. Очень странно выглядел бы человек, который пытается раскачать качели, подталкивая их не вовремя. Почему прикладывая силу не вовремя нельзя раскачать качели? Этот вопрос долго оставался без ответа, пока на уроке физики мы не изучили резонанс. Это явление природы очень загадочно. Мы решили немного приподнять завесу тайны. Давайте выясним, с какими понятиями связан резонанс. На ваших столах стоит лабораторное оборудование. Как называются данные системы тел. Расскажите, что вы наблюдаете Какие колебания совершает синий маятник ? Как ведут себя остальные маятники? Благодаря чему остальные маятники колеблются? Какие колебания совершают маятники? Одинаково ли колеблются маятники? Чем отличаются колебания маятников? Какой из маятников, совершающих вынужденные колебания, отличается от других? В этом случае говорят, что наблюдается резонанс. Ребята, а сейчас сформулируйте определение резонанса. Ребята, а сейчас сформулируйте определение резонанса. | Объясняет новый материал, задает вопросы учащимся Демонстрация раскачивания качели.
Инструктаж оп проведению мини – экспериментов.
Групповая работа учащихся. | Слушают учителя, отвечают на вопросы .
Выполняют мини – эксперименты . Отвечают на вопросы учителя. Ответы учащихся: Математические маятники. 1.Вынужденные колебания. 2.Амплитуда. 3. Увеличение. 4. Совпадение частоты. | Формирование умения наблюдать, делать выводы. Осознано и произвольно строят речевое высказывание. Наблюдают, анализируют, делают выводы. Моделирование определения понятия на основе имеющихся данных. | Объединяют усилия на решение поставленных вопросов. Обсуждают эксперимент. Записывают в конспект определение. | Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль. Целеполагание | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний.
|
Этап 5. Первичная проверка понимания |
Оказывается явления резонанса окружают нас очень повсюду. Историческая справка. примеры с мостами. Какие еще возможны причины разрушения мостов? пример с Шаляпиным. | Даёт учащимся задания на определение возможных причин возникновения реальных событий. Слушает и проверяет правильность выполнения. | Выполняют задание | Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении во фронтальном режиме. | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания заданий. | Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. . |
Этап 6. Первичное закрепление |
Оказывается в жизни резонанс нашел очень нестандартное применение. Предлагаю вам поработать группами с небольшим отрывком из книги Удивительная физика. Вам необходимо прочитать отрывок и на ряд вопросов, обсудить их и ответы записать в тетрадь. Время на выполнение этой работы ограничено 5 минутами. | Формулировка условий заданий. | Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку своих товарищей, выполняющих задание эвристического характера.
| Закрепляют знания, полученные на уроке. | Участвуют в обсуждении ответов на вопросы в группе. | | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. |
Этап 7. Домашнее задание |
Обязательный уровень: параграф 30, записи в тетради выучить + Упр. 27 Творческое задание: Резонанс – это хорошо или плохо | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению | Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. |
Этап 8. Итог урока |
Что больше всего запомнилось вам с урока. | Формулирует вопрос | Отвечают на вопросы. Подсчитывают | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме. | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
Этап 9. Рефлексия |
Представим, что каждый из вас маятник. Я на данный момент - вынуждающая сила, которая вынуждает вас колебаться с определенной частотой. Пришли ли вы, как маятники, в резонансное движение. Произошел ли с вами резонанс. Поясните свой ответ. На ваших листах изображены 3 маятника, обведите тот маятник, с которым вы себя ассоциируете. | Проводит рефлексию, анализирует. | Рефлексируют. Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя | Умение делать выводы. | Взаимодействуют с учителем | Уметь формулировать собственное мнение | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. | Саморегуляция |