СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Менеджмент в России

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Менеджмент в России»

Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ.   Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ.

Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ.

Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ.

ВВЕДЕНИЕ Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Овладение искусством менеджмента является одним из главных рычагов повышения результатов хозяйственной деятельности. Менеджмент – наш путь в будущее. Это подтверждает весь огромный накопленный опыт.

ВВЕДЕНИЕ

Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Овладение искусством менеджмента является одним из главных рычагов повышения результатов хозяйственной деятельности. Менеджмент – наш путь в будущее. Это подтверждает весь огромный накопленный опыт.

 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ  Развитие управления в России Активизация развития взглядов на управление в России отмечается с 16 в., когда шел бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный рынок. Развитие управления происходило «сверху вниз» Реформы Петра I затрагивали многие направления общественной жизни, как на государственном уровне, так и на уровне хозяйственных организаций и были связаны со становлением крупной промышленности, развитием мелкого ремесленного производства, сельского хозяйства, финансовой системы, внешней и внутренней торговли.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ

Развитие управления в России

Активизация развития взглядов на управление в России отмечается с 16 в., когда шел бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный рынок. Развитие управления происходило «сверху вниз»

Реформы Петра I затрагивали многие направления общественной жизни, как на

государственном уровне, так и на уровне хозяйственных организаций и были связаны со

становлением крупной промышленности, развитием мелкого ремесленного производства,

сельского хозяйства, финансовой системы, внешней и внутренней торговли.

 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ Идеи совершенствования государственного управления высказывали в своих трудах в 18 в. И.Т. Посошков, A.П. Волынский, М.В. Ломоносов и др. Их идеи отражали специфику развития России и подчеркивали решающую роль государства в руководстве хозяйственными процессами.  Заметный вклад в истории России XVIII в. и в развитии ее экономики оставила Екатерина II. В целях совершенствования управления Россия была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами, создано «Учреждение для управления губерний Российской империи», а каждая губерния делилась на 10–12 уездов.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ

Идеи совершенствования государственного управления высказывали в своих трудах в 18 в. И.Т. Посошков, A.П. Волынский, М.В. Ломоносов и др. Их идеи отражали специфику развития России и подчеркивали решающую роль государства в руководстве хозяйственными процессами. 

Заметный вклад в истории России XVIII в. и в развитии ее экономики оставила

Екатерина II. В целях совершенствования управления Россия была разделена на 50 губерний

во главе с губернаторами, создано «Учреждение для управления губерний Российской

империи», а каждая губерния делилась на 10–12 уездов.

 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ При Александре I для упорядочения звеньев управленческого аппарата были учреждены министерства. Александр II в 1861 г. начал осуществлять крестьянскую, а в 1864 г. – земскую и в 1870 г. – городскую реформы.  В 1909 г. П. А. Столыпиным был выдвинут смелый проект реформ в области земского самоуправления, предполагавший возможность использовать различные системы выборов, ликвидировать сословную иерархию в государственном управлении в уездах. После окончания гражданской войны новая экономическая политика предполагала ослабление государственного воздействия на экономику и расширение рыночных отношений.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ

При Александре I для упорядочения звеньев управленческого аппарата были учреждены министерства.

Александр II в 1861 г. начал осуществлять крестьянскую, а в 1864 г. – земскую и в 1870 г. – городскую реформы. 

В 1909 г. П. А. Столыпиным был выдвинут смелый проект реформ в области земского

самоуправления, предполагавший возможность использовать различные системы выборов,

ликвидировать сословную иерархию в государственном управлении в уездах.

После окончания гражданской войны новая экономическая политика предполагала

ослабление государственного воздействия на экономику и расширение рыночных

отношений.

В развитие науки и практики управления в советский период вложили свой вклад А.К. Гастев, А.И. Берг, В.М. Глушков, B.C. Немчинов и другие. Методы управления на предприятии предусматривали использование основных принципов менеджмента, разработанных за рубежом, но в условиях преобладания государственной собственности в России объективно требовалась единая система управления от рабочего места до народного хозяйства страны.  Этапом на пути освоения методов научного менеджмента в России стал выход в свет в 1913-1917 гг. двухтомника А. А. Богданова «Всеобщая организационная наука (тектология)» 1919-1924 гг. можно назвать этапом расцвета научной организации труда (НОТ).

В развитие науки и практики управления в советский период вложили свой вклад А.К. Гастев, А.И. Берг, В.М. Глушков, B.C. Немчинов и другие. Методы управления на предприятии предусматривали использование основных принципов менеджмента, разработанных за рубежом, но в условиях преобладания государственной собственности в России объективно требовалась единая система управления от рабочего места до народного хозяйства страны. 

Этапом на пути освоения методов научного менеджмента в России стал выход в свет в 1913-1917 гг. двухтомника А. А. Богданова «Всеобщая организационная наука (тектология)»

1919-1924 гг. можно назвать этапом расцвета научной организации труда (НОТ).

Научная организация труда — организация труда, основывающаяся на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в трудовую деятельность, позволяющая наилучшим образом соединить технику и людей в процессе труда, обеспечивающая наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, способствующая сохранению здоровья человека, постепенному превращению труда в жизненную необходимость.

НОТ призвана решать три основные взаимосвязанные группы задач:

•  экономические — для обеспечения наиболее рационального использования трудовых и материальных ресурсов и тем самым ускорения темпов роста производительности труда и повышения эффективности производства;

•  психофизиологические — для обеспечения наиболее благоприятных условий в процессе труда с целью сохранения здоровья и устойчивой работоспособности человека — главной производительной силы общества, обеспечения содержательности и привлекательности труда, повышения культуры и эстетики труда;

•  социальные — для воспитания позитивного отношения к труду, создания условий для всестороннего развития личности работников, превращения труда в первую жизненную необходимость.

Однако к концу 20-х годов, после свертывания НЭПа, научная организация труда стала ненужной, на смену ей пришла административно-хозяйственная система: постепенно ликвидируются лаборатории и институты, довершает эту картину разгром всех научных школ. Идеологи НОТ (Гастев, Витке, Бурдянскийи др.) были репрессированы. В период существования СССР были разработаны и применялись на практике законы управления при социализме. Было провозглашено, что ведущую роль в системе экономических законов социализма играет основной экономический закон, выражающий господствующий тип собственности на средства производства После смерти И. В. Сталина осуществлялись реформы Н. С. Хрущева (переход к территориальному принципу управления народным хозяйством, меры по подъему сельского хозяйства, по улучшению жизни населения), основанные на администрировании и эксплуатации трудового энтузиазма народа.

Однако к концу 20-х годов, после свертывания НЭПа, научная организация труда стала ненужной, на смену ей пришла административно-хозяйственная система: постепенно ликвидируются лаборатории и институты, довершает эту картину разгром всех научных школ. Идеологи НОТ (Гастев, Витке, Бурдянскийи др.) были репрессированы.

В период существования СССР были разработаны и применялись на практике законы управления при социализме.

Было провозглашено, что ведущую роль в системе экономических законов социализма играет основной экономический закон, выражающий господствующий тип собственности на средства производства

После смерти И. В. Сталина осуществлялись реформы Н. С. Хрущева (переход к территориальному принципу управления народным хозяйством, меры по подъему сельского хозяйства, по улучшению жизни населения), основанные на администрировании и эксплуатации трудового энтузиазма народа.

Экономическая реформа А. Н. Косыгина (1965) была направлена на совершенствование хозяйственного механизма, использование методов экономического стимулирования производства, возвращение отраслевого принципа организации управления народным хозяйством, развитие самостоятельности предприятий (в достаточно узких рамках) и хозяйственного расчета, создание производственных объединений. В 1986 г. М.С. Горбачев начал проводить новую общественную реформу, названную перестройкой. В течение первых лет перестройки продолжалась затратная система управления экономикой, что приводило к диспропорции между промышленностью, сельским хозяйством и другими сферами общественного производства, росту дефицита государственного бюджета, росту выпуска в обращение денег, разбалансированию потребительского рынка. Все это дискредитировало плановую систему экономики и способствовало ее развалу. 

Экономическая реформа А. Н. Косыгина (1965) была направлена на совершенствование хозяйственного механизма, использование методов экономического стимулирования производства, возвращение отраслевого принципа организации управления народным хозяйством, развитие самостоятельности предприятий (в достаточно узких рамках) и хозяйственного расчета, создание производственных объединений.

В 1986 г. М.С. Горбачев начал проводить новую общественную реформу, названную перестройкой. В течение первых лет перестройки продолжалась затратная система управления экономикой, что приводило к диспропорции между промышленностью, сельским хозяйством и другими сферами общественного производства, росту дефицита государственного бюджета, росту выпуска в обращение денег, разбалансированию потребительского рынка. Все это дискредитировало плановую систему экономики и способствовало ее развалу. 

В 1991 г. Б.Н. Ельцин предложил принять меры по разгосударствлению собственности, формированию рыночной среды и образованию новых форм управления на всех уровнях.  С января 1992 г. правительство перешло от плана к рыночному регулированию на основе либерализации цен. С 1992 г. в России был взят курс на замену коллективных хозяйств крестьянскими хозяйствами. Правовой основой для свободы предпринимательства явилась Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепившая многообразие форм собственности, государственную поддержку конкуренции и охрану права частной собственности. Принципиально новым подходом к управлению явилось введение местного самоуправления, организационно обособленного от органов государства. Свобода экономической деятельности открывает новые возможности для совершенствования менеджмента организации.

В 1991 г. Б.Н. Ельцин предложил принять меры по разгосударствлению собственности, формированию рыночной среды и образованию новых форм управления на всех уровнях. 

  • С января 1992 г. правительство перешло от плана к рыночному регулированию на основе либерализации цен.
  • С 1992 г. в России был взят курс на замену коллективных хозяйств крестьянскими хозяйствами.
  • Правовой основой для свободы предпринимательства явилась Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепившая многообразие форм собственности, государственную поддержку конкуренции и охрану права частной собственности.

Принципиально новым подходом к управлению явилось введение местного самоуправления, организационно обособленного от органов государства. Свобода экономической деятельности открывает новые возможности для совершенствования менеджмента организации.

Современные тенденции развития менеджмента в России В настоящее время можно выделить следующие тенденции развития современного менеджмента: бурное развитие получает культура организации;  стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое применение во все более широком спектре специальных приложений; методы и технологии современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор; формируются и развиваются новые специальные виды менеджмента.

Современные тенденции развития менеджмента в России

В настоящее время можно выделить следующие тенденции развития современного менеджмента:

  • бурное развитие получает культура организации;
  • стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое применение во все более широком спектре специальных приложений;
  • методы и технологии современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор;
  • формируются и развиваются новые специальные виды менеджмента.

Основные задачи, стоящие перед менеджментом в России:  Российские менеджеры должны: обеспечить жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, добиваться максимальной прибыли; разработать и последовательно реализовать программу развития коллектива предприятия, включая социальные проблемы; совершенствовать работу предприятия на основе применения современных методов управления, улучшать организационную структуру предприятия, добиваться эффективной работы каждого сотрудника в отрасли и всего коллектива как единой системы; разрабатывать и внедрять более современные формы бизнеса; определять цели, соотносящиеся с интересами фирмы; уметь идти на риск и нейтрализовать его воздействие; внедрять теоретические разработки отечественной и зарубежной науки; подходить к управлению с учетом особенностей истории страны, российских условий бизнеса; уметь успешно преодолевать кризисные явления в процессе деятельности.

Основные задачи, стоящие перед менеджментом в России:

Российские менеджеры должны:

  • обеспечить жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, добиваться максимальной прибыли;
  • разработать и последовательно реализовать программу развития коллектива предприятия, включая социальные проблемы;
  • совершенствовать работу предприятия на основе применения современных методов управления, улучшать организационную структуру предприятия,
  • добиваться эффективной работы каждого сотрудника в отрасли и всего коллектива как единой системы;
  • разрабатывать и внедрять более современные формы бизнеса;
  • определять цели, соотносящиеся с интересами фирмы;
  • уметь идти на риск и нейтрализовать его воздействие;
  • внедрять теоретические разработки отечественной и зарубежной науки;
  • подходить к управлению с учетом особенностей истории страны, российских условий бизнеса;
  • уметь успешно преодолевать кризисные явления в процессе деятельности.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ: Принципы менеджмента – это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Ведущий принцип менеджмента – это оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Различают общие принципы и частные принципы деятельности отдельных фирм, отражающие их специфику и организационную культуру. Общие принципы: принцип эффективности принцип социальной ответственности принцип ориентации на потребителя (маркетинг) принцип разграничения функций политического, государственного и хозяйственно управления принцип системности Частные принципы: Принцип плановости деятельности фирмы (целепологание, диверсификация, приоритетность, вариантность планирования, выполнение контрактов) Принципы организации управления: принцип разделения и кооперации труда, сочетание централизации и децентрализации, сочетание горизонтальных (партнерских) и вертикальных (иерархических) связей, принцип делегирования полномочий, принцип единоначалия.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ:

Принципы менеджмента – это основополагающие идеи и правила поведения

руководителей по осуществлению своих управленческих функций.

Ведущий принцип менеджмента – это оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления.

Различают общие принципы и частные принципы деятельности отдельных фирм, отражающие их специфику и организационную культуру.

Общие принципы:

  • принцип эффективности
  • принцип социальной ответственности
  • принцип ориентации на потребителя (маркетинг)
  • принцип разграничения функций политического, государственного и

хозяйственно управления

  • принцип системности

Частные принципы:

  • Принцип плановости деятельности фирмы (целепологание, диверсификация, приоритетность, вариантность планирования, выполнение контрактов)
  • Принципы организации управления: принцип разделения и кооперации труда, сочетание централизации и децентрализации, сочетание горизонтальных (партнерских) и вертикальных (иерархических) связей, принцип делегирования полномочий, принцип единоначалия.

частные принципы (продолжение): принцип мотивации принцип коммуникаций принцип принятия решений (обоснованность решений, эффективность и оптимальность решений, своевременность решений, сбалансированность (взвешенность) решений, простота решений, сочетание коллективных и единоличных решений) принцип контроля (стратегическую направленность контроля, ориентацию контроля на результаты как положительные, так и отрицательные, гибкость контроля, простоту и открытость контроля)    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С учетом приведенных в тексте принципов Г.Эмерсона и А.Файоля сформулируйте принципы управления современным действующим предприятиям. Какие принципы, по вашему мнению, стали неактуальными и почему? (СТР. 10 П.1.3.)

частные принципы (продолжение):

  • принцип мотивации
  • принцип коммуникаций
  • принцип принятия решений (обоснованность решений,

эффективность и оптимальность решений, своевременность решений, сбалансированность (взвешенность) решений,

простота решений, сочетание коллективных и единоличных решений)

  • принцип контроля (стратегическую направленность контроля, ориентацию контроля на результаты как положительные, так и отрицательные, гибкость контроля, простоту и открытость контроля)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

С учетом приведенных в тексте принципов Г.Эмерсона и А.Файоля

сформулируйте принципы управления современным действующим предприятиям. Какие принципы, по вашему мнению, стали неактуальными и почему?

(СТР. 10 П.1.3.)

КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ - сложный феномен. В нее входят нормы, принципы, правила, ценности, идеалы, язык, жаргон, история организации, легенды, образы, символы, метафоры, церемонии, ритуалы, формы наград и поощрений, размещение, здание, окружение. Методы формирования позитивной культуры организации, как правило, носят неформализованный характер, однако, несмотря на это, имеются многочисленные примеры мощного и целенаправленного изменения культуры организаций многих организаций. Современный период развития практики и теории менеджмента все чаще называют

КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ - сложный феномен. В нее входят нормы, принципы, правила, ценности, идеалы, язык, жаргон, история организации, легенды, образы, символы, метафоры, церемонии, ритуалы, формы наград и поощрений, размещение, здание, окружение.

Методы формирования позитивной культуры организации, как правило, носят неформализованный характер, однако, несмотря на это, имеются многочисленные примеры мощного и целенаправленного изменения культуры организаций многих организаций. Современный период развития практики и теории менеджмента все чаще называют "культурной революцией" в менеджменте.

Развитие концептуальных моделей в 1950-2010 г.г.

Годы

Наименование концепций

1950-е

Авторы

Лидерство, основанное на действии

Джон Эдер

1960-е

Теории «XY» и «Z»

Дуглас Макгрегор и Уильям Оучи

Аутсорсинг

Росс Перо

Управленческая решётка

Модель «4Р»

Роберт Р. Блей и Джейн Моутон

Филипп Котлер

Управленческие команды

1970-е

Мередит Белбин

Адхократия

Элвин Тоффлер

Сценарное планирование

Герман Кан и Кеесван дер Хейден

Ментальные карты

Тони Бузан

Годы

Наименование концепций

Авторы

1950-е

Лидерство, основанное на действии

Джон Эдер

Теории «XY» и «Z»

Дуглас Макгрегор и Уильям Оучи

1960-е

Аутсорсинг

Росс Перо

Управленческая решётка

Роберт Р. Блей и Джейн Моутон

Модель «4Р»

Филипп Котлер

Управленческие команды

Мередит Белбин

1970-е

Адхократия

Элвин Тоффлер

Сценарное планирование

Герман Кан и Кеесван дер Хейден

Ментальные карты

Тони Бузан

1980-е

Пять сил конкуренции

Майкл Портер

Генерические стратегии

Майкл Портер

Модель «7S»

Том Питерс и Роберт Уоттерман

TQM

У. Эдвардс Деминг

Тощее производство

Таичи Оно

Кайдзен

Масааки Имаи

Точно-в-срок

Таичи Оно

Транснациональные корпорации

Чарлз Хенди

Бенчмаркинг

Xerox Corparation

Интеллектуальный капитал

Томас Э. Стюарт

1990-е

Ключевые компетенции

Гарри Хамел и Коимбатор Кришнарао Прахалад

Даунсайдинг

Стивен Роуч

Реинжиринг бизнес-процессор

Джеймс Чампи и Майкл Хаммер

Интеллектуальный капитал

Томас Э. Стюарт

Виртуальная организация

Джоэл Курцман

Стратегическая точка перелома

Энди Гроув

Эмоциональный интеллект

Даниэл Гоулман

Идейные инновации

Джоэл Курцман

Самообучающиеся организации

Питер Сенге

Сбалансированная система показателей

Дейвид Нортон и Роберт Каплан

2000-е

Брендинг

American Marketing Association

Стратегическое развитие организации

Школы стратегий

1980-е Пять сил конкуренции Генерические стратегии Майкл Портер Модель «7S» Майкл Портер TQM Том Питерс и Роберт Уоттерман Тощее производство У. Эдвардс Деминг Таичи Оно Кайдзен Точно-в-срок Масааки Имаи Транснациональные корпорации Таичи Оно Бенчмаркинг Чарлз Хенди 1990-е Интеллектуальный капитал Xerox Corparation Ключевые компетенции Томас Э. Стюарт Даунсайдинг Гарри Хамел и Коимбатор Кришнарао Прахалад Стивен Роуч Реинжиринг бизнес-процессор Интеллектуальный капитал Джеймс Чампи и Майкл Хаммер Виртуальная организация Томас Э. Стюарт Стратегическая точка перелома Джоэл Курцман Эмоциональный интеллект Энди Гроув Идейные инновации Даниэл Гоулман Джоэл Курцман Самообучающиеся организации Сбалансированная система показателей Питер Сенге Дейвид Нортон и Роберт Каплан

1980-е

Пять сил конкуренции

Генерические стратегии

Майкл Портер

Модель «7S»

Майкл Портер

TQM

Том Питерс и Роберт Уоттерман

Тощее производство

У. Эдвардс Деминг

Таичи Оно

Кайдзен

Точно-в-срок

Масааки Имаи

Транснациональные корпорации

Таичи Оно

Бенчмаркинг

Чарлз Хенди

1990-е

Интеллектуальный капитал

Xerox Corparation

Ключевые компетенции

Томас Э. Стюарт

Даунсайдинг

Гарри Хамел и Коимбатор Кришнарао Прахалад

Стивен Роуч

Реинжиринг бизнес-процессор

Интеллектуальный капитал

Джеймс Чампи и Майкл Хаммер

Виртуальная организация

Томас Э. Стюарт

Стратегическая точка перелома

Джоэл Курцман

Эмоциональный интеллект

Энди Гроув

Идейные инновации

Даниэл Гоулман

Джоэл Курцман

Самообучающиеся организации

Сбалансированная система показателей

Питер Сенге

Дейвид Нортон и Роберт Каплан

2000-е Брендинг American Marketing Association Стратегическое развитие организации Школы стратегий Лидерство. Менеджменту пришёл конец, - писал около 60 лет назад Джон Эдер, британский военный эксперт. Лидерство (англ. Leader) - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей. Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.

2000-е

Брендинг

American Marketing Association

Стратегическое развитие организации

Школы стратегий

Лидерство.

Менеджменту пришёл конец, - писал около 60 лет назад Джон Эдер, британский военный эксперт. Лидерство (англ. Leader) - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.

В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются: видение ситуации в целом; способность к коммуникациям; доверие сотрудников; гибкость при принятии решений. Лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.

В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

  • видение ситуации в целом;
  • способность к коммуникациям;
  • доверие сотрудников;
  • гибкость при принятии решений.

Лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.

Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Отношения первого типа — должностные, функциональные; отношения второго типа — психологические, эмоциональные. Так вот, руководство, менеджмент — феномен, имеющий место в системе формальных отношений, лидерство — феномен, порожденный системой неформальных отношений.  Причем роль менеджера заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет Отличие понятие лидера от менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер же не обязан быть менеджером. Лидерство встречается как в формальных отношениях, так и не в формальных, чего нельзя сказать о менеджменте.

Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация.

Отношения первого типа — должностные, функциональные; отношения второго типа — психологические, эмоциональные. Так вот, руководство, менеджмент — феномен, имеющий место в системе формальных отношений,

лидерство — феномен, порожденный системой неформальных отношений. Причем роль менеджера заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет

Отличие понятие лидера от менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер же не обязан быть менеджером. Лидерство встречается как в формальных отношениях, так и не в формальных, чего нельзя сказать о менеджменте.

Теории «X», «Y» и «Z». теориями «X» и «Y» прославился Дуглас Макгрегор (1906-1964). Первая из них представляет собой традиционную идею «кнута и пряника», основывающуюся на предпосылке «посредственности масс». Теорию «X», по мнению Макгрегора, можно свести к следующему: среднему человеку присуще отвращение к работе и стремление по возможности отлынивать от неё; чтобы заставить людей прикладывать адекватные усилия в интересах организации, их необходимо принуждать, контролировать, направлять и угрожать им наказанием; как правило, люди предпочитают получать приказы, избегать ответственности, они нечестолюбивы и прежде всего, хотят безопасности.

Теории «X», «Y» и «Z».

теориями «X» и «Y» прославился Дуглас Макгрегор (1906-1964). Первая из них представляет собой традиционную идею «кнута и пряника», основывающуюся на предпосылке «посредственности масс».

Теорию «X», по мнению Макгрегора, можно свести к следующему:

  • среднему человеку присуще отвращение к работе и стремление по возможности отлынивать от неё;
  • чтобы заставить людей прикладывать адекватные усилия в интересах организации, их необходимо принуждать, контролировать, направлять и угрожать им наказанием;
  • как правило, люди предпочитают получать приказы, избегать ответственности, они нечестолюбивы и прежде всего, хотят безопасности.

Другую крайность Макгрегор назвал теорией «Y», базирующуюся на предпосылке, согласно которой люди хотят трудиться, и им нужна работа. В этом случае организация должна взращивать в сотрудниках преданность её целям, высвобождать их энергию и направлять её на решение организационных задач. Суть теории «Y» заключается в следующем:

Суть теории «Y» заключается в следующем:

  • затраты физических и интеллектуальных усилий в работе не менее естественны, чем отдых и развлечения; среднему человеку нравится работать;
  • контроль извне и угроза наказания не являются единственным средством поощрения усилий в интересах компании;
  • преданность общим целям непосредственно связана с наградой за усилия, затраченные на их достижение, причём особенно ценно моральное удовлетворение: оно может стать прямым результатом усилий, направленных на решение организационных задач;
  • в соответствующих условиях средний человек не только принимает возлагаемую на него ответственность, но и стремится к этому;
  • людям свойственна высокая степень воображения, смекалки и творческой активности при решении организационных проблем.

Самое распространённое возражение против теории «X» и «Y» состоит в том, что они взаимоисключающие. В ответ на это Макгрегор разработал основы теории «Z», в которой синтезировались организационные и личностные императивы. Концепция теории «Z» была впоследствии развита Уильямом Оучи. Он проанализировал рабочие методы японцев, найдя таким образом плодородную почву для многих идей, включённых Макгрегором в теорию «Z»: пожизненный наём; забота о сотрудниках, в том числе и об их общественной жизни; неформальный контроль; принятие решений на основе консенсуса: неторопливое продвижение; Эффективная система передачи информации сверху вниз и наоборот при помощи менеджеров среднего звена; Преданность фирме и значение качества.

Самое распространённое возражение против теории «X» и «Y» состоит в том, что они взаимоисключающие. В ответ на это Макгрегор разработал основы теории «Z», в которой синтезировались организационные и личностные императивы.

Концепция теории «Z» была впоследствии развита Уильямом Оучи. Он проанализировал рабочие методы японцев, найдя таким образом плодородную почву для многих идей, включённых Макгрегором в теорию «Z»:

  • пожизненный наём;
  • забота о сотрудниках, в том числе и об их общественной жизни;
  • неформальный контроль;
  • принятие решений на основе консенсуса:
  • неторопливое продвижение;
  • Эффективная система передачи информации сверху вниз и наоборот при помощи менеджеров среднего звена;
  • Преданность фирме и значение качества.

Аутсорсинг Американский предприниматель Росс Перо в 60-е г. 20 в. заложил основы индустрии аутсорсинга, предполагающей, что некоторые задачи, ранее решавшиеся организацией самостоятельно, поручаются тому субъекту рынка, который это делает эффективнее, чем сама организация. В этом случае в организации остаются только ключевые виды деятельности, а несовершенные передаются на сторону. «Управленческая решётка» предложена Робертом Р. Блейком и Джейн Моутон, которые попытались представить взаимодействие людей и организацию руководства в виде цифр и графиков.

Аутсорсинг

Американский предприниматель Росс Перо в 60-е г. 20 в. заложил основы индустрии аутсорсинга, предполагающей, что некоторые задачи, ранее решавшиеся организацией самостоятельно, поручаются тому субъекту рынка, который это делает эффективнее, чем сама организация. В этом случае в организации остаются только ключевые виды деятельности, а несовершенные передаются на сторону.

«Управленческая решётка»

предложена Робертом Р. Блейком и Джейн Моутон, которые попытались представить взаимодействие людей и организацию руководства в виде цифр и графиков.

Характеристики стилей Координаты точек Наименование стиля управления 1; 1 Содержание характеристики Попустительский 1; 9 Примечание Минимальный уровень усилий заботы о деле; Минимальная степень заботы о людях и контактов с ними; Избегает конфликтов любой ценой Либеральный Приемлемое место работы: предприятие с высокими технологиями и специализированные производства Вдумчивое и внимательное отношение к нуждам работников; Способствует созданию дружеской атмосферы; Обеспечивает совместную постановку задач и совместное принятие решений Кратковременно эффективен в хорошо организованных и дисциплинированных коллективах; в долгосрочном плане способен вызвать недоверие к себе неуверенность в нём как в менеджере

Характеристики стилей

Координаты точек

Наименование стиля управления

1; 1

Содержание характеристики

Попустительский

1; 9

Примечание

  • Минимальный уровень усилий заботы о деле;
  • Минимальная степень заботы о людях и контактов с ними;
  • Избегает конфликтов любой ценой

Либеральный

Приемлемое место работы: предприятие с высокими технологиями и специализированные производства

  • Вдумчивое и внимательное отношение к нуждам работников;
  • Способствует созданию дружеской атмосферы;
  • Обеспечивает совместную постановку задач и совместное принятие решений
  • Кратковременно эффективен в хорошо организованных и дисциплинированных коллективах;
  • в долгосрочном плане способен вызвать недоверие к себе неуверенность в нём как в менеджере

9; 9 Демократический 9; 1 Высокая преданность сотрудникам; Совместные с работниками постановка задач и принятие решений; Открытость и честность в общении; Высокая производительность Авторитарный 5; 5 Хорошо вписывается в коллектив опытных работников с хорошо организованным управлением; Неэффективно использование в коллективе с работниками низкой квалификации Создаёт высокоструктурированную рабочую среду; Минимальная забота о людях; Приоритеты производственной сферы намного выше социальной; Централизованный характер постановки задач и принятия решений Смешанный Приемлемое место работы кратковременно в кризисных ситуациях; Лишает работников мотивации к труду, разочаровывает и ведёт к конфликту Привлекает работников и к постановке задач, и к принятию решения; Способствует открытости; Стремление выдержать баланс между производственной необходимостью и моральными аспектами Под давлением внешних воздействий может потерять доверие

9; 9

Демократический

9; 1

  • Высокая преданность сотрудникам;
  • Совместные с работниками постановка задач и принятие решений;
  • Открытость и честность в общении;
  • Высокая производительность

Авторитарный

5; 5

  • Хорошо вписывается в коллектив опытных работников с хорошо организованным управлением;
  • Неэффективно использование в коллективе с работниками низкой квалификации
  • Создаёт высокоструктурированную рабочую среду;
  • Минимальная забота о людях;
  • Приоритеты производственной сферы намного выше социальной;
  • Централизованный характер постановки задач и принятия решений

Смешанный

  • Приемлемое место работы кратковременно в кризисных ситуациях;
  • Лишает работников мотивации к труду, разочаровывает и ведёт к конфликту
  • Привлекает работников и к постановке задач, и к принятию решения;
  • Способствует открытости;
  • Стремление выдержать баланс между производственной необходимостью и моральными аспектами

Под давлением внешних воздействий может потерять доверие

«4Р» маркетинг Флипп Котлер определил суть маркетинга как сочетание приёмов, которые фирма использует для достижения маркетинговых целей на целевом рынке, и выделил её важнейшие компоненты: продукт, цену, каналы распространения и продвижение. Благодаря Котлеру они стали известны как «4Р» - маркетинг. Работа в командах. Стремление реализовывать закон синергии в коллективной работе побудило в конце 60-х г. 20 в. проведение экспериментов с участием администраторов – добровольцев под руководством Мередит Белбина, которого интересовало, как на эффективность групповой деятельности может повлиять принадлежность членов группы к тому или иному типу личности.

«4Р» маркетинг

Флипп Котлер определил суть маркетинга как сочетание приёмов, которые фирма использует для достижения маркетинговых целей на целевом рынке, и выделил её важнейшие компоненты: продукт, цену, каналы распространения и продвижение. Благодаря Котлеру они стали известны как «4Р» - маркетинг.

Работа в командах. Стремление реализовывать закон синергии в коллективной работе побудило в конце 60-х г. 20 в. проведение экспериментов с участием администраторов – добровольцев под руководством Мередит Белбина, которого интересовало, как на эффективность групповой деятельности может повлиять принадлежность членов группы к тому или иному типу личности.

Адхократия. Экспертом по проблемам лидерства Уорреном Беннисом в 60-е гг. 20 в. был введён в научный оборот новый термин – «адхократия», который затем был популяризован футурологом Элвтном Тоффлером. Адхократия – это организованная конструкция, представляющая собой открытое, свободное, гибкое, творческое, спонтанное предприятие, которое является антитезой традиционному большому бизнесу. Она обладает характеристиками горизонтальной, или неиерархической, организации, где в основном действуют команды работников, обладающих знаниями, наделённые полномочиями и самоуправляющиеся. Сценарное планирование. Оно исходит из того, что будущее до определённой степени предсказуемо, поэтому сценарий можно рассматривать как тестирование бизнес-стратегий по серии вариантов будущего развития организации.

Адхократия.

Экспертом по проблемам лидерства Уорреном Беннисом в 60-е гг. 20 в. был введён в научный оборот новый термин – «адхократия», который затем был популяризован футурологом Элвтном Тоффлером.

Адхократия – это организованная конструкция, представляющая собой открытое, свободное, гибкое, творческое, спонтанное предприятие, которое является антитезой традиционному большому бизнесу. Она обладает характеристиками горизонтальной, или неиерархической, организации, где в основном действуют команды работников, обладающих знаниями, наделённые полномочиями и самоуправляющиеся.

Сценарное планирование.

Оно исходит из того, что будущее до определённой степени предсказуемо, поэтому сценарий можно рассматривать как тестирование бизнес-стратегий по серии вариантов будущего развития организации.

Задача состоит в том, чтобы помочь людям прорвать мыслительные заслоны и задуматься о «немыслимом» будущем, которое может застать их врасплох, если к нему не подготовиться. Ментальные карты. Эта графическая техника была разработана английским учёным Тони Бузановым на основе анализа студенческих конспектов. Метод использует слова, образы, числа, цвета и пространственное мышление для изображения мыслей. Ментальные карты напоминают неструктурированные, ярко раскрашенные поточные диаграммы с картинками. Главные принципы создания такого изображения начинать с центра листа; использовать не менее трёх цветов; использовать образы, символы, коды и пространственные измерения; каждое слово-образ должно быть представлено отдельно, на своей собственной линии; линии, соединённые между собой, становятся тоньше по мере удаления от центра; использовать подчёркивание и выделять ассоциативные связи.

Задача состоит в том, чтобы помочь людям прорвать мыслительные заслоны и задуматься о «немыслимом» будущем, которое может застать их врасплох, если к нему не подготовиться.

Ментальные карты.

Эта графическая техника была разработана английским учёным Тони Бузановым на основе анализа студенческих конспектов. Метод использует слова, образы, числа, цвета и пространственное мышление для изображения мыслей. Ментальные карты напоминают неструктурированные, ярко раскрашенные поточные диаграммы с картинками. Главные принципы создания такого изображения

начинать с центра листа; использовать не менее трёх цветов; использовать образы, символы, коды и пространственные измерения; каждое слово-образ должно быть представлено отдельно, на своей собственной линии; линии, соединённые между собой, становятся тоньше по мере удаления от центра; использовать подчёркивание и выделять ассоциативные связи.

1980-е годы в менеджменте представлены такими моделями как: пять конкурентных сил по Портеру, бережливое (тощее) производство, модель «7S»,Общее управление качеством (TQM), Кайдзен (кружки качества), точно-в-срок (канбан), транснациональная корпорация, бенчмаркинг. Рассмотрим каждую из этих моделей: Пять конкурентных сил по Портеру. В своей книге «Конкурентные стратегии», вышедшей в 1980 г., Майкл Портер предложил модель «пяти сил конкуренции», согласно которой доходность производства определяется пятью основными конкурентными силами, отражёнными на рисунке:

1980-е годы в менеджменте представлены такими моделями как: пять конкурентных сил по Портеру, бережливое (тощее) производство, модель «7S»,Общее управление качеством (TQM), Кайдзен (кружки качества), точно-в-срок (канбан), транснациональная корпорация, бенчмаркинг. Рассмотрим каждую из этих моделей:

Пять конкурентных сил по Портеру.

В своей книге «Конкурентные стратегии», вышедшей в 1980 г., Майкл Портер предложил модель «пяти сил конкуренции», согласно которой доходность производства определяется пятью основными конкурентными силами, отражёнными на рисунке:

1.Конкуренция внутри отрасли, которая определяется следующими факторами: динамика роста спроса и фиксированные издержки в отрасли; издержки переключения; отраслевая цикличность и т.д. 2.Входные барьеры в отраслевой рынок, выделенные Портером: экономия, обусловленная ростом масштабов производства; доступ к ноу-хау и преданность покупателей бренду; Капитальные затраты на вхождение в рынок и издержки переключения и т.д. 3.Рыночная власть покупателей, определяемая такими факторами, как: количество покупателей и самих покупок; издержки переключения и значимость товара для покупателя; наличия у покупателя информации о конкурентных предложениях и т.д.

1.Конкуренция внутри отрасли, которая определяется следующими факторами:

  • динамика роста спроса и фиксированные издержки в отрасли;
  • издержки переключения;
  • отраслевая цикличность и т.д.

2.Входные барьеры в отраслевой рынок, выделенные Портером:

  • экономия, обусловленная ростом масштабов производства;
  • доступ к ноу-хау и преданность покупателей бренду;
  • Капитальные затраты на вхождение в рынок и издержки переключения и т.д.

3.Рыночная власть покупателей, определяемая такими факторами, как:

количество покупателей и самих покупок;

издержки переключения и значимость товара для покупателя;

наличия у покупателя информации о конкурентных предложениях и т.д.

4.Рыночная власть поставщиков заключается в следующих обстоятельствах: мало альтернативных источников снабжения; каждый отдельный покупатель не является важным клиентом для поставщика и т.д. 5.Угроза замещения высока в таких ситуациях: существует ряд одинаково прибыльных способов удовлетворить одни и те же потребности покупателей; издержки переключения при перемещении к взаимозаменяемому продукту незначительны для покупателя; покупатель демонстрирует высокую чувствительность к цене, а цена альтернативного продукта и т.д.

4.Рыночная власть поставщиков заключается в следующих обстоятельствах:

  • мало альтернативных источников снабжения;
  • каждый отдельный покупатель не является важным клиентом для поставщика и т.д.

5.Угроза замещения высока в таких ситуациях:

  • существует ряд одинаково прибыльных способов удовлетворить одни и те же потребности покупателей;
  • издержки переключения при перемещении к взаимозаменяемому продукту незначительны для покупателя;
  • покупатель демонстрирует высокую чувствительность к цене, а цена альтернативного продукта и т.д.