СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие "Где живут нотки?"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие разработано для усвоения музыкальной грамоты. 

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие "Где живут нотки?"»

п. Степной, Светлинский район, Оренбургская область.

Разработала учитель музыки Забродина Антонина Васильевна












Сценарий мероприятия «Где живут ноты?»

для 1класса

























Тема: «Где живут ноты?»

Конспект урока по программа В.В. Алеева, 1 час в неделю (33 часа в год). Разработка рассчитана для учащихся 1 классов, которое дает возможность привить любовь к музыке.

Цель: У обучающихся формируются мыслительные навыки – умение вслушиваться, доказывать и обобщать, развивается умение сравнивать, сопоставлять.

На мероприятие используется частично-поисковый метод, методы моделирования, пластического интонирования, эффект неожиданности, «переключение» видов деятельности.

Цель обучающая:

- формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать

- развитие умения сравнивать, сопоставлять

- формирование навыка интеграции различных видов искусства

коррекционная:

- создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся

- развитие импровизации в доступных для детей формах

- создать атмосферу творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят.

воспитательная:

- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку

- воспитание грамотного слушателя

Тип мероприятия: обобщение полученных знаний.

Методы:

  • словесно-индуктивный (беседа, диалог)

  • наглядно - дедуктивный (сравнение)

  • частично - поисковый (импровизация)

  • пластическое интонирование

Оборудование:

  • презентация POWER POINT

  • баян, ноты, музыкальный центр

  • иллюстрации по теме, рисунки учащихся

- интерактивная доска

- разноцветные карточки (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Ход урока:

На доске написана тема урока, вывешены предварительно нарисованные рисунки детей по теме «Нотки в лесу»

Учитель: Из чего состоит музыка? (Звуков, нот).

Пять веревочек висят,

С них сто птичек голосят, что это? (нотный стан и ноты).

Сегодня мы отправимся в загадочную страну под названием «Музыка». Сколько нот в музыке? (семь). Какие? (называют ноты). Учитель поет ноты. Все ли ноты одинаковые по звучанию? (нет). Давайте споем, как нотки поднимаются или опускаются, а может стоят на месте?. (Исполнение гаммы). А теперь покажем ручкой как поднимаются нотки. (поем и показываем)


Наш урок-путешествие называется «Где живут ноты?» А где живут ноты? (Ответы детей) Мы поиграем в музыкальную игру, посмотрим мультфильм о звучании нот, расскажу сказку «Как нотки научились петь.

И так, мы отправляемся в путешествие.

1.Станция «Узнавайка»

Нотки имеют не только разный звук, но и свой цвет.

У каждого ребенка на столе лежат цветные карточки (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Мы «познакомится» с нотками и посмотреть клип, в этом клипе у каждой нотке свой цвет, ваша задача быть внимательными и поднимать карточку с тем цветом, какая будет изображена.

(Приложение №1)

О каких нотах шла речь в клипе? С чем или с кем сравнивались нотки? (Ответы детей)

2. Станция «Сказок». И я вам предлагаю послушать сказку «Как нотки научились петь».

Слушая сказку, подумайте, какие нотки, каким зверям больше всего подходят? Какая нотка больше всего подходит вам по характеру?

Мальчик спал, но ноткам в нотной тетради не спалось, и они попросили:

-Маэстро Скрипичный ключ, слышите, как красиво поет соловей в лесу. Отпустите нас в лес. Мы выучим песенку соловья и принесем ее в подарок мальчику.

-Ладно, летите, непоседы, только утром возвращайтесь,- велел Скрипичный ключ.

Нотки выпорхнули из тетради и полетели в лес. Песенка соловья переливалась и взвивалась под небеса, и нотки летали вместе с ней. Так прекрасна была эта песенка, что лесные звери и птицы слушали ее всю ночь. (Слушание пение соловья)

Какая песенка соловья? Какие звуки (низкие, высокие)? С чем можно сравнить пение птицы?

Утром соловушка поклонился слушателям, почистил горлышко и полетел отдыхать.

-Не улетай, соловушка, научи нас своей песенке,- стали просить звери и птицы.

-Не могу, я очень устал. Пусть нотки вас научат,- показал соловей на нотки, сидящие на ветках, и добавил: Они дочки феи Музыки и хорошо запомнили мою песенку. Нотки обрадовались. Что им поручили такое важное дело, и спрыгнули на землю.

Ноту « До» забрал медведь. Он уселся возле дерева и начал петь: «До-до-до».

-Это песня совсем не соловьиная, - пробурчал медведь и закинул нотку «До» на дерево.

Нотку «Ре» взяла волчица. Она завыла монотонно «Ре-ре-ре». - Эта нота не выучила песню соловья, - решила волчица и бросила нотку «Ре» далеко в ручей.

Лиса унесла ноту» Ми» и затявкала: «Ми-ми-ми».

– Это совсем не соловьиная песенка, -засмеялись лисята.

– Видно, мне досталась неправильная нотка, - протявкала лиса и спрятала ноту «Ми» в мох.

- Послушай, ежиха, песню соловья «Фа-фа-фа», зафыркал ежик, который взял ноту «Фа». – Какие глупости, вместо фырканья лучше подари мне фиалки, - сказала ежиха. Пристыженный ежик отправился за фиалками и засунул ноту «Фа» в одну из фиалок.

Ноту «Соль» унесла белка, чтобы спеть бельчатам песню соловья. К сожалению, у нее тоже ничего не получилось. Тогда белка наколола ноту Соль на сучок, как грибок.

Нота Ля досталась мышке. «ЛЯ-ля-ля, песня соловья», - пищала мышка, но другие мышки стали смеяться над ней. Положила мышка нотку Ля на листик и забыла про нее.

Ноту «Си» подхватила синичка и защебетала: «Си-си-си». Песенка получилась веселая, но у соловья она звучала переливчато, а у синички-однотонно.

Утром мальчик открыл свою нотную тетрадь и обнаружил, что все нотки пропали.

-Это я виноват, - признался маэстро Скрипичный ключ.

– Я отпустил нотки в лес до утра учить соловьиную песенку. Но они почему-то не вернулись.

–Наверное, нотки попали в беду, - воскликнул мальчик и побежал в лес.

Ноту «До» мальчик снял с дерева, нотку «Ре» выловил из ручья, ноту «Ми» нашел во мху, ноту «Фа» достал из фиалки, ноту «Соль» снял с сосны, ноту «Ля» поднял с листика, а ноту «Си» ему синичка принесла. Сели нотки на свои линеечки нотного стана и загрустили.

- Вы что, нотки, не рады, что домой вернулись? –удивился Скрипичный ключ.

- Мы грустим, потому что не смогли спеть песенку соловья. Видно, эта песенка нам не подходит, - запищали нотки.

- Постойте, что вы говорите, - вмешался в разговор соловушка. Он отдыхал на дереве за окном и все слышал.

-Ну-ка, повторяйте за мной. И соловей засвистел:

-«Фьють-фьють-фьють». Все нотки хором запели вместе с ним, но получился такой писк и визг, что мальчик закрыл скорее уши руками.

-Все понятно,- сказал Скрипичный ключ.

-Вы, нотки, пока не знаете законов Музыкальной гармонии. Запомните первый закон.

Все ноты должны петь звуки разной высоты. Когда соловушка запоет свою песенку, пусть каждая из вас подхватывает только тот звук, который подходит ей по высоте.


Снова запел соловей, а нотки запели вместе с ним, но каждая теперь пела только тот звук, который подходил ей по высоте. Получилась чудесная соловьиная мелодия.

Маэстро Скрипичный ключ записал эту мелодию на первой странице нотной тетради.



Задания: И так, мы с вами послушали сказку, скажите, какие нотки каким зверям больше всего подходят? Какая нотка больше всего подходит вам по характеру? Почему мальчик сразу же пришел ноткам на помощь? Придумайте сказку о том, как лесные обитатели устроили для ноток лесной концерт? Посмотрите на доску, кто и как изобразил на рисунках приключения ноток в лесу (выбирается самый лучший рисунок, по мнению детей).

Теперь послушаем песню «До, ре, ми ..» из мюзикла «Звуки музыки», а затем подпеваем вместе. (Слушают, исполняют)

А сейчас, ребята, давайте отдохнем. Встали. Повторяем движения за мной.

Физминутка. (Приложение №4 – слайд 3)

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте.)


  1. Станция «Загадок» (Приложение №2)

На интерактивной доске спроецирован нотный стан, ответы дети пишут на доске (ноты).

  1. Какое сочетание нот

Выращивает огород? (фа-соль)

2.А это нота хоть одна,

В кулинарии нам нужна (соль)

3.По целому

Ты часть найди,

Две ноты вспомни, назови. (До-ля)

4.Две ноты, две буквы, всё вместе игра

В которую любит играть детвора. (До-ми-но)

5.Всего две ноты и предлог

Построить я на даче смог. (До-мик)

6.Названье ноты напиши,

Прибавить имя поспеши-

И покачусь я по дороге,

Или тебе обую ноги. (Ре-зина)


Какой нотки нам не встретилось? Ответ детей ( Ноты Си).

Я предлагаю вам спеть нотки под аккомпанемент учителя. (Ребята исполняют).


  1. Станции «Мульти-пульти».


Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм и послушаем, как поют нотки.


Просмотр м/ф «До, ре, ми» (Приложение №3)


О чем мультфильм? Какая нотка вам больше всего понравилась? Какая нотка самая звонкая на ваш взгляд? (Ответы детей).


  1. Станция «Поделись впечатлениями»

Итог мероприятия.

Как назывался наш урок? Где живут нотки? На каких станциях мы с вами побывали? Что нового вы узнали? Назовите ноты? Все ли ноты одинаковые по высоте звучания? (Ответы детей)

И в заключении мы с вами исполним песню «Кот Леопольд» (Приложение 5) разученную на предыдущих уроках в сопровождении детских музыкальных инструментов.

Просмотр презентации из мультфильма. Исполняется песня под аккомпанемент учителя.


Мне было очень интересно на нашем уроке. Вы меня очень порадовали своей активной работой.

Я вас попрошу оценить урок, свои знания полученные на уроке. На доске нарисована лесенка с тремя ступеньками, пожалуйста, дайте оценку прикрепив к лесенке карточку любого цвета (нижняя ступень-оценка удовлетворительно, средняя ступень - хорошо, высокая ступень-отлично).


Оценивание работу на уроке. Большое спасибо!



Используемая литература:

- З.Н.Бугаева. Весёлые уроки музыки в школе и дома – М.:ООО «Издательство АСТ», 2002

- А.С.Клёнов. Я познаю мир: Дет. Энцкл.:Музыка – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999

- Статья «Происхождение нот» на сайте «Сайт музыкальных педагогов»

- Сайт Фестиваль педагогических идей

- Хрестоматия для 1 класса по программе В.В. Алеева текст песни «Что такое ноты?»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!